shkolageo.ru 1

ГУО «Техтинский УПКДССШ Белыничского района»





Учитель немецкого языка: Новикова О.В.


2012

«Ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей».

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества в этой связи - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.

Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках немецкого языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового.

Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность. Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию. Одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость создания условий работы с одаренными детьми:


  1. Сохранение индивидуальности;

  2. Поддержка собственной познавательной потребности;

  3. Знание психологических особенностей «одаренных».

В каждом классе, где я работаю, есть, как правило, учащиеся лингвистически одаренные(1-2), способные в той или иной мере к обучению иностранному языку (5-6) и «нераскрывшиеся» (2-3). С этими детьми проводиться целенаправленная работа: используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.

Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление, развивали познавательный интерес к предмету, творческую инициативу, исследовательскую активность, коммуникативные возможности, артистизм.

В работе с одаренными детьми я использую интерактивную методику, т.к. интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение и основанное на взаимодействии участников образовательного процесса. А, как известно, иностранный язык является и целью и средством обучения. Поэтому в данном случае информационные потоки двусторонние.

Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия я на своих уроках использую творческие задания и проекты.

Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов.

Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Требования к творческим заданиям:
  • Развивать познавательный интерес к предмету;


  • Будить творческую инициативу;

  • Не иметь однозначного решения;

  • Стимулировать творческое мышление;

  • Развивать исследовательскую активность;

  • Совершенствовать коммуникативные возможности;

  • Максимально служить целям обучения.

Виды творческих заданий:

  • Подготовка докладов;

  • Написание эссе;

  • Подготовка презентаций;

  • Написание реферата;

  • Литературные переводы;

  • Создание стихотворений по образцу;

  • Иллюстрации текстов или стихотворений;

  • Создание открыток к праздникам;

  • Исполнение ролей;

  • Подготовка проектов;

  • Постановка спектаклей;

  • Составление кроссвордов, ребусов.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:

  1. эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;

  2. педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;

  3. сверхзадачей педагога в данном случае вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных наук.

Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:

  • Олимпиады (на 3-этапах).

  • Интернет-олимпиады.

  • Конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов, НИР).

  • Фестивали.

  • Конференции.

  • Организация языковых лагерей.

  • Создание профильных групп и классов.

  • Сотрудничество с вузами.

Выявление  одаренных и талантливых детей


Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию   «Портфолио»  - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Годы работы в школе меня привели к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих уроках максимально стараюсь учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которым подразумеваю углублённое изучение отдельных тем учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету.

Методы и формы работы с одаренными учащимися

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий


Система развивающего обучения:


  1. Принцип деятельности;

  2. Принцип непрерывности;

  3. Принцип целостного представления о мире;

  4. Принцип минимакса;

  5. Принцип психологической комфортности;

  6. Принцип вариативности;

  7. Принцип творчества.

В школах широко используются следующие технологии обучения:

  • Технология кооперативного обучения;

  • Технология педагогических мастерских;

  • Проектное обучение;

  • Модульная технология;

  • Технология полного усвоения;

  • Проблемное усвоение.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.


Игровой метод обучения как средство развития творческих способностей учащихся

«Игра — это вид деятельности в условиях направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,
в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
М.Ф. Стронин

Функции игровой деятельности

Развлекательная:

Коммуникативная:
  • освоение диалектики общения.


Диагностическая:

• выявление отклонений от нормативного поведения,

• самопознание в процессе игры.

Игротерапевтическая:

• преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

Самореализации:

  • проявление способностей и скрытых возможностей.

Межнациональной коммуникации:

  • усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.

Социализации:

  • включение в систему общественных отношений.

Игры делятся

по виду деятельности:

• физические (двигательные),

• интеллектуальные (умственные),

• трудовые,

• социальные,

• психологические;

по характеру педагогического процесса:

• обучающие тренировочные контролирующие обобщающие

• познавательные воспитательные развивающие

• репродуктивные продуктивные творческие

• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

по характеру игровой методики:

• предметные,

• сюжетные,

• ролевые,

• деловые,

• имитационные,

• игры-драматизации.

Сценарии обучающих игр, способствующих развитию

интеллектуальной и академической одаренности на уроках

(В роли ведущих целесообразно использовать одаренных учащихся)

Сундук мудрости

Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.

Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.


Симпозиум

Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению учащихся). Затем каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.

Итак, слушаем выступления членов симпозиума. Подведем итоги. Поздравим победителей. Всем спасибо!

В гостях у сказки

Нам дан учебный текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Молено кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность, юмор и необычность сюжета.

«Изюминка»

Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом по данной теме. Можно кратко записывать. Теперь послушаем участников игры. Что нового они узнали из данного материала? Поблагодарим наиболее активных, аналитичных игроков!

Необычный доклад

Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Начинаем! Ведущий, кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие? Поздравим победителей!


Миниатюра

Давайте распределимся на группы по 3—4 человека. Сейчас мы прочитаем учебный материал, а затем каждая группа изобразит существо текста какой-либо миниатюрой. Это может быть сценка, песня, балет, пантомима. Остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя сюжет и смысл прочитанного текста. Читаем внимательно текст! Начали! Теперь обсудите в ваших группах прочитанный текст, выделите в нем главное и придумайте, как это можно изобразить. Оценим по пятибалльной шкале каждую миниатюру, учитывая артистичность, находчивость и оригинальность изучаемого текста. Ведущий, руководите! Затем не забудьте поздравить победителей!

Совет добровольных обществ

Как известно, у каждого из нас есть какое-то хобби (т.е. любимое увлечение). Давайте представим, что все мы — общество охотников, орнитологов, нумизматов, рыболовов или автомобилистов. В общем, выбирайте, какое у нас будет общество. Теперь прочитаем заданный нам учебный текст как бы глазами выбранного вами специалиста. Теперь по очереди задаем ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы являемся членами этого общества. То есть задаем вопросы по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только термины нашего общества, нашего общего дела. Кто задает вопросы с нарушением правил — выбывает из игры. Старайтесь придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому мы относимся. Выигрывает тот, кто останется. Начали! Ведущий определяет победителей.

Обнаружение ошибки

Давайте прочитаем учебный текст как можно внимательнее, но в темпе. Мы надеемся, что все поняли содержание и главную мысль прочитанного текста. Теперь вам будет предложен этот же текст, но с измененным в определенных пределах содержанием. Ваша задача — найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. После самостоятельной работы каждого мы все вместе обсудим текст. Приступим к просмотру вновь предложенного текста. Начали! Помечайте у себя на листочке ошибки, сделанные в тексте. Теперь обсудим исправления. Посмотрим, кто сколько нашел неточностей в тексте и как они были исправлены. Начнем с того, кого укажет ведущий. Начали! Мы обсудим текст, если не все неточности замечены играющими, получены недостаточно точные и полные ответы: нужно еще раз просмотреть начальный учебный текст и пометить у себя на листочке упущения. Начали! Ведущий определяет лучших, самых точных и оригинальных игроков.


Назойливый игрок

Известно, что мелкие подробности учебного материала нужны для прочного усвоения и долговременного запоминания. Сейчас мы прочитаем текст в темпе, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее, доскональнее, тот и выиграл в этом интеллектуальном состязании. Читаем текст, чтобы составить вопросы. Начали! Текст прочитан, теперь переходим к вопросам. Целесообразно, чтобы вопросы охватили весь учебный материал, все его нюансы. Запишите, пожалуйста! А теперь вы по очереди будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, кого попросит ведущий. Затем определим самого назойливого игрока. Итак, ваши вопросы! Ведущий определяет победителя.

Составь программу обучения

Прочитаем учебный текст. Теперь необходимо представить, что вы составитель учебной программы по данному предмету. Программа должна отражать основное содержание, разделы, темы, трудности, которые могут встречаться при изучении этого материала, приемы, которые облегчат усвоение материала, какой-то личный опыт, приобретенный учащимися в жизни. Нужно составить наиболее удобную, рациональную и оптимальную программу, которой могли бы пользоваться остальные игроки. Не следует забывать о юморе и оригинальности при составлении тематики содержания. Итак, еще раз читаем текст, затем составляем программу и выносим ее на всеобщее обсуждение. Приступаем к составлению макета программы. Теперь переходим к обсуждению. В какой программе материал наиболее интересен, доступен, подробен, оригинален? Ведущий определяет победителя.

Занимательные истории

Ознакомьтесь, пожалуйста, с учебным текстом. Постарайтесь мысленно выделить в нем ключевые слова. А теперь на листочек в столбик выпишите эти слова. Пусть их будет 10, 20, сколько у вас получится. Начали! Столбики готовы. Теперь начинаем такой конкурс. Каждый попробует придумать забавную историю, в которой все эти слова последовательно, одно за другим, завязаны в какую-то осмысленную, может быть и невероятную историю.


История может не иметь никакого отношения к теме этого текста. Может быть, эта история будет прямой противоположностью тому учебному тексту, из которого взяты эти ключевые слова. Потом мы проведем конкурс, кто придумал самую занимательную и оригинальную историю на базе этих слов. Итак, на подготовку истории на основе выписанных вами ключевых слов отводится одна минута. Можете делать какие-то пометки на листочке, можете это делать в уме.

А теперь приступаем к конкурсу забавных и занимательных историй, которые у вас получились. Итак, начали! Ведущий последовательно предоставляет слово всем желающим. Итак, Фантастический запас исчерпан. Но, однако, вас ожидает следующий конкурс. Кто желает попробовать, не глядя в учебный текст, а пользуясь только своими ключевыми словами, т.е. вашим листочком, воспроизвести этот текст? Побеждает тот, кто пересказывает текст наиболее близко к оригиналу. Начали! Все оценивают способности выступающего. Слово всем желающим. Теперь оценим результаты. Кого считает ведущий победителем и почему? Спасибо!

В проблемном поле

Прочитаем учебный текст. Разделимся на пары. Ведущий задает проблему (или тему). Оппонент слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать решение этой проблемы, а вы его оппонент справа, постарайтесь выдвинуть контраргументы, не возбраняется прийти к общему мнению. Затем ведущий задает новую проблему. Оппоненты меняются ролями, т.е. оппонент справа в каждой паре объявляет решение вновь заданной проблемы по учебному материалу и отстаивает его, а оппонент слева не соглашается. Прочитаем еще раз учебный материал. Ведущий, ваша формулировка проблемы. Приступаем к обсуждению по парам. Ведущий — ваша новая проблема. Меняемся ролями. Приступаем к обсуждению. Ведущий определяет, какая пара у нас наиболее активно обсуждала поставленные проблемы. Поздравим победителей! Спасибо!


План работы с одарёнными и талантливыми учащимися:


п.п.

Что планируется

Сроки

Отметка об исполнении

1

Подготовка к школьной и районной олимпиаде по немецкому языку (9-11 классы).

Сентябрь – октябрь.




2

Участие в школьной олимпиаде.

Октябрь.




3

Участие в районной олимпиаде.

Октябрь – ноябрь.




4

Активное участие в предметной неделе по немецкому языку.

2-я неделя декабря.




5

Участие в школьной и районной конференции научно-исследовательских работ учащихся.

Январь – февраль.




6

Подготовка и участие в районной олимпиаде по немецкому языку (6-8 классы).

Февраль – март.



7

Участие в конкурсе по немецкому языку «Лингвистёнок - 2013».

Апрель.