shkolageo.ru 1

МБОУ Майская НОШ


Раздел VII.

Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни


Пояснительная записка


Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая ста­рость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);


  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;


чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;


активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, неприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).



Актуальность программы обусловлена тем, что в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения здорового образа жизни. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит?  Взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. Кроме того, у самих взрослых не сформирована культура здоровья и они не придают этому серьёзного значения в воспитании детей.рограмма  ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через  сотрудничество семьи и школы.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.


Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.


Задачи программы

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на

здоровье;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);


• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Базовая модель организации работы

в МБОУ Майская НОШ

по формированию у обучающихся культуры

здорового и безопасного образа жизни


Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:


организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;


организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);


выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.


Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения.

Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:


внедрение в систему работы МБОУ Майская НОШ дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;



проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;


Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и

укрепления здоровья детей, включает:


проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;


приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;


привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.


Структура системной работы

по формированию культуры

здорового и безопасного образа жизни

на ступени начального общего образования


Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.


1. Здоровьесберегающая инфраструктура МБОУ Майская НОШ

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;


• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопед, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).


Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию МБОУ Майская НОШ


2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:


    • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

    • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

    • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

    • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

    • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.



3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и

формирование культуры здоровья, включает:


• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организацию занятий по лечебной физкультуре;

• организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).


Реализация этого блока зависит от всех педагогов МБОУ Майская НОШ.


4. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:


• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».


Формы организации занятий

• Интеграция в базовые образовательные дисциплины;

• проведение часов здоровья;

• факультативные занятия;

• проведение классных часов;

• занятия в кружках;

• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

• организацию дней здоровья.


5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:


• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Универсальные учебные действия


В процессе реализации программы не только создаются благоприятные условия для укрепления здоровья детей и организации досуга, но и осуществляется способствование процессу формирования и проявления патриотических чувств, развитию у детей навыков общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром. В процессе реализации программы у ребят формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция гражданина, адекватная мотивация познавательной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладеют способностью принимать и сохранять поставленную перед ними цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


В сфере познавательных универсальных учебных действий дети научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с воспитателем и сверстниками, адекватно передавать информацию.


Содержание программы


  1. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

    • Охрана и укрепление здоровья; улучшение физической и умственной работоспособности школьников;

    • Приобщение учащихся к физкультурно-массовой и спортивной работе;

    • Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой;

    • Воспитание критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению;

    • Формирование потребностей здорового образа жизни..

Основные принципы программы

  • демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, совместное планирование работы);

  • участие (вовлечение всех субъектов программы в планирование, реализацию и оценку действий);

  • целостность (программа направлена на укрепление физического, умственного, социального и психического здоровья учащихся);

  • интеграция (сотрудничество с заинтересованными организациями);

  • системность (физическое развитие происходит по определенной системе).


Ожидаемые результаты программы

  1. Формирование отношения детей и родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на следующих этапах жизни.
  2. Повышение уровня физического, умственного, психического, социального здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.





  1. Психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей по профилактике курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.

Задача:

    • Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.





п/п



Содержание и формы

деятельности



Класс



Сроки



Ответственные

1.

Родительский лекторий

- «Чтоб ребёнок рос здоровым»;

- «Предупреждение вовлечения детей в алкоголизацию и наркотизацию»;

- «Основы формирования трезвого образа жизни»




По плану

ЗД по ВР

ЗД по ГПВ

3.

Родительский всеобуч. Классные родительские собрания:

- «Права и обязанности семьи»;

- «Наркомания - надвигается беда»;

- «Свободное время ребёнка»;

- «Боремся с вредными привычками»;

- «Здоровый образ жизни»;

- «Семья и физическая культура подростка»;

- «Оздоровление ребёнка - основа будущего»;

- «Основные принципы обучения здоровому образу жизни»

1-11 классы

В течение года

ЗД по ГПВ;

ЗД по ГПВ

классные руководители


4

Коррекционное занятие для родителей , склонных к чрезмерному употреблению алкоголя: «Внутрисемейные отношения и их роль в формировании здорового образа жизни ребёнка»

1-11 классы

По плану

Психолог

Социальный педагог

7.

Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда»

1-11 классы

В течение года

Психолог

8.

Анкетирование родителей

«Что вы знаете о наркомании?»

1-11 классы

По плану

Психолог




  1. Организация работы с классными руководителями и педагогами по вопросу профилактике курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.

Задачи:

    • Повышение правовой грамотности и психолого-педагогической культуры участников учебно-воспитательного процесса;

    • Совершенствование форм и методов работы с учащимися по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.





п/п



Содержание и формы

деятельности



Класс




Сроки



Ответственные

1.

Организация и проведение семинаров, круглых столов, совещаний по вопросам профилактики алкоголизма, курения и наркомании.

1-11 классы

По плану

ЗД по ГПВ

2.

Проведение консультативных встреч, практических занятий с представителями правоохранительных органов, органов опеки по вопросам правовой защиты детей, и ответственности несовершеннолетних.




В течение года


ЗД по ГПВ


3.


Подготовка методических материалов для классных руководителей по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

1-11 классы

В течение года

ЗД по ГПВ


4.

Психолого-педагогическое консультирование классных руководителей (составление психолого-педагогической характеристики; методика изучения личности учащегося; психологические особенности работы с «трудным» ребёнком, его родителями и т.д.)

1-11 классы

В течение года

Психолог


5.

Проведение консультативных встреч с врачами детской поликлиники, врачом-наркологом, специалистами центра помощи семье и детям.

1-11 классы


В течение года

ЗД по ГПВ


6.

Создание методической папки «Профилактика

правонарушений»




В течение года

ЗД по ВР

ЗД по ГПВ


7.

Проведение ШМО классных руководителей по вопросам организации работы с социально тревожными детьми и детьми группы риска.

1-11 классы

В течение года

ЗД по ВР


8.

Разработка методических материалов для классных руководителей по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.




В течение года

ЗД по ВР





  1. Сотрудничество с организациями и службами села заинтересованными в решении проблем алкоголизации и наркозависимости в детской и подростковой среде.

Задачи:

    • Осуществление социальной, медицинской, правовой и психолого-педагогической помощи детям и подросткам;

    • Повышение правовой, медико-социальной грамотности и психолого-педагогической культуры родителей и педагогов;

    • Проведение комплекса мероприятий в отношении учащихся, замеченных в употреблении алкоголя и наркотиков.





п/п


Содержание и формы

деятельности




Сроки



Ответственные

1.

Консультационная работа:

  • правоохранительные органы;

  • медицинские учреждения;

  • службы психолого-педагогической помощи семье.

В течение года

ЗД по ГПВ

2.

Профилактическая работа:

  • медицинские учреждения;

  • образовательные и воспитательные учреждения города;

  • отдел по борьбе с оборотом наркотиков;

  • ПДН;

  • КДН.

В течение года

Администрация;

классные руководители; социальный педагог;

психолог

3.

Психолого-педагогическое, медико-социальное, правовое просвещение родителей и педагогов:

  • медицинские учреждения;

  • ПДН;

  • КДН;

  • правоохранительные органы;

  • службы психолого-педагогической помощи семье.

В течение года

ЗД по ГПВ;

Социальный педагог