shkolageo.ru 1 2 ... 14 15


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»

(ФГОУ ВПО «КГТУ»)


Утверждаю

Ректор ФГОУ ВПО «КГТУ»

Иванов В.Е.


от «25» января 2010 г.


Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования



Направление подготовки


111400 «Водные биоресурсы и аквакультура»,

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337

(постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136)

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России

№ 487 от 28 октября 2009 г.


Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы - 4 года

Форма обучения - очная



Калининград 2010 г.


Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр) в части:

- компетентностно-квалификационной характеристики выпускника;

- содержания и организации образовательного процесса;

- ресурсного обеспечения реализации ООП;

- итоговой государственной аттестации выпускников.

Целью разработки ПООП является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением ООП первого уровня ВПО (бакалавра).


1. Список профилей данного направления подготовки

  1. Ихтиология

  2. Аквакультура

  3. Ихтиопатология

  4. Управление водными биоресурсами и рыбоохрана

  5. Прикладная гидробиология

  6. Генетика и селекция рыб

  7. Лососеводство

  8. Осетроводство

  9. Марикультура

  10. Индустриальное рыбоводство

  11. Фермерское рыбоводство

  12. Декоративное рыбоводство

Список профилей по данному направлению подготовки в бакалавриате одобрен вузовским сообществом и согласован с работодателем.


2. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы


Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

область науки и технологии, занимающуюся рациональным использованием и охраной водных биологических ресурсов, их охраной, искусственным воспроизводством, повышением экологической безопасности.

Область включает в себя:

- оценку экологического состояния и рыбохозяйственного значения естественных и искусственных водоемов;

- определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов;

- искусственное воспроизводство и товарное выращивание рыб, кормовых и пищевых беспозвоночных, водорослей;

- проектирование рыбоводных предприятий;

- обеспечение экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, гидробионтов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управление качеством выращиваемых объектов;

- менеджмент в рыбном хозяйстве;

- организацию работы на предприятиях и в организациях рыбной отрасли;

- рыбохозяйственный и экологический мониторинг антропогенного воздействия на водные биоресурсы, рыбохозяйственные водоемы;


- рыбохозяйственную и экологическую экспертизу;

- надзор за рыбохозяйственной деятельностью, охрану водных биоресурсов;

- экологическое и рыбохозяйственное законодательство;

- педагогическую деятельность в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

- экосистемы естественных и искусственных водоемов,

- прибрежные зоны;

- водные биоресурсы, объекты аквакультуры и другие гидробионты;

- технологические процессы и оборудование предприятий аквакультуры.

Видами профессиональной деятельности бакалавров являются следующие:

- производственно-технологической;

- организационно-управленческой;

- научно-исследовательской;

- проектной;

- педагогической.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Бакалавр готовится к выполнению следующих задач по видам деятельности:

производственно-технологическая деятельность:

 участие в оценке экологического состояния и рыбохозяйственного значения естественных и искусственных водоемов;

применение методов и технологий искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов;

эксплуатация технологического оборудования в аквакультуре;

обеспечение экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, гидробионтов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управление качеством выращиваемых объектов;

надзор за рыбохозяйственной деятельностью, охрана водных биоресурсов.

организационно-управленческая деятельность:

участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;


управление технологическими процессами на предприятии;

организация работы малых коллективов исполнителей;

 разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

экологический менеджмент предприятия;

научно-исследовательская деятельность:

оценка рыбоводно-биологических показателей, физиологического и ихтиопатологического состояния объектов аквакультуры и условий их выращивания

оценка основных биологических параметров популяций гидробионтов и водных экосистем,  экологического состояния водоемов по отдельным разделам (этапам, процессам) НИР в соответствии с утвержденными методиками;

проведение мониторинга параметров среды, объектов промысла и аквакультуры;

проектная деятельность:

участие в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств;

участие в проектно-изыскательских работах для проектирования рыбоводных предприятий.

педагогическая деятельность:


    участие в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального образования.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием основной образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

    Выпускники по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО, должны обладать следующими компетенциями:

    А. Общекультурными (ОК):

владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);


умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владеем основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владеем одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владеем основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);

    владеем средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);


Б. Профессиональными (ПК):

производственно-технологическая деятельность:

способностью использовать профессиональные знания ихтиологии, аквакультуры, охраны окружающей среды, рыбохозяйственного и экологического мониторинга и экспертизы (ПК-1);

способностью участвовать в оценке рыбохозяйственного значения и экологического состояния естественных и искусственных водоемов (ПК-2);

способностью проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, водных биоценозов, участвовать в разработке биологических обоснований оптимальных параметров промысла, общих допустимых уловов, прогнозов вылова, правил рыболовства, мониторинге промысла (ПК-3);

способностью применять методы и технологии искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов (ПК-4);

готовностью к эксплуатации технологического оборудования в аквакультуре (ПК-5);

способностью участвовать в обеспечении экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управлении качеством выращиваемых объектов (ПК-6);

 умеем вести документацию полевых рыбохозяйственных наблюдений, экспериментальных и производственных работ (ПК-7);

способностью использовать базовые знания экономики в области рыбного хозяйства (ПК-8).

способностью осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охране водных биоресурсов (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

способностью управлять технологическими процессами в аквакультуре, обеспечивающими выпуск продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка, организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-10);

способностью участвовать в научно-исследовательских полевых работах, экспериментах, охране водных биоресурсов, производственных процессах в рыбном хозяйстве (ПК-11);


готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-12);

способностью реализовать эффективное использование материалов, оборудования (ПК-13);

научно-исследовательская деятельность:

готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-14);

способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области рыбного хозяйства (ПК-15);

способностью применять современные методы научных исследований в области водных биоресурсов и аквакультуры (ПК-16);

способностью самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку полевой биологической, экологической, рыбохозяйственной информации (ПК-17);

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-18);

проектная деятельность:

готовностью к участию в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств (ПК-19);

готовностью к участию в выполнении проектно-изыскательских работ с использованием современного оборудования (ПК-20);

педагогическая деятельность:

способностью участвовать в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального образования (ПК-21).


3. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

подготовки бакалавра по направлению 111400 - Водные биоресурсы и аквакультура

Профиль «Управление водными биоресурсами и рыбоохрана»

Квалификация - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года



п/п


Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

(количество семестров указывается в соответствии с нормативным сроком обучения, установленным ФГОС)

Форма промежу-точной аттестации

Примечание

 Зачетные единицы

Академические часы


1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Количество недель

17

17

17

17

17

17

17

15







1

2

3

4

5

6

7


8

9

10

11

12

13

14

Б.1

Гуманитарный, социальный и

экономический цикл

40

1440

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Базовая часть

22

720































1.1

История

4

144

Х























экзамен

1.2

Философия

4

144







Х
















экзамен

1.3

Иностранный язык

9

324

Х

Х

Х

Х













зачет, экз.

1.4

Экономика

3

108













Х










экзамен

1.5


Менеджмент и маркетинг

2

72
















Х







зачет

 

Вариативная часть

18

648




























1.6

Культурология

2

72

Х






















зачет

1.7

Русский язык и культура речи

2

72




Х

















зачет




1.8

Социология и политология

2

72













Х










зачет




1.9

Правоведение

2

72













Х










зачет




1.10

Психология и педагогика

2

72



















Х




зачет




1.11

Экономика и управление на

предприятии аквакультуры

2

72



















Х




зачет




следующая страница >>