shkolageo.ru   1 2 3 ... 6 7

2. Введение


Программа «Жасыл даму» на 2010 – 2014 годы (далее - Программа) разработана в рамках исполнения поручений Главы государства, данных в ходе визитов в Западно-Казахстанскую и Восточно-Казахстанскую области в сентябре - октябре 2008 года, и в соответствии с резолюциями Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 февраля 2009 года № И-101, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 15 июня 2009 года № 1915-2.

Программа разработана с целью продолжения реализации основных положений Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы и протоколов заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, в которых представлены основные направления, позволяющие осуществить взаимосвязанный и системный комплекс мер для обеспечения экологической безопасности страны, в контексте перехода ее к устойчивому развитию.

9 января 2007 года Главой государства подписан Экологический кодекс Республики Казахстан, разработанный в целях реформирования действующего природоохранного законодательства в соответствие с международными требованиями.

Помимо актов национального законодательства, в Экологическом кодексе учтены 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, 30 директив Евросоюза и законов других государств, а также проект модельного кодекса СНГ. Международные природоохранные конвенции, ратифицированные Казахстаном, гармонизированы с нормами Экологического кодекса.

В Программе проведен анализ существующих экологических проблем Казахстана, поставлены конкретные задачи и определены механизмы реализации Программы.

Программа будет выполняться путем решения основных экологических проблем, среди которых наиболее приоритетными являются дефицит и загрязнение воды, высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, накопление промышленных и бытовых отходов, радиационное и химическое загрязнения, деградация земель, изменение климата, истощение озонового слоя, опустынивание, сокращение биоразнообразия, а также посредством дальнейшего совершенствования системы управления охраны окружающей среды и природопользования.



3. Анализ современного состояния окружающей среды и системы ее охраны


3.1. Основные экологические проблемы


Несмотря на положительные сдвиги, достигнутые в результате выполнения природоохранных мероприятий в рамках Программы «Охрана окружающей среды на 2005-2007 годы», Программы «Охрана окружающей среды на 2008-2010 годы» и реализации первого этапа «Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы», а также других программных документов, в целом пока еще не удалось заметно снизить отрицательное воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье людей и экосистемы.

Многие экологические проблемы остаются нерешенными, и Казахстан остается страной с экологически уязвимой территорией, что требует применения действенных механизмов по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду.


3.1.1 Загрязнение атмосферного воздуха


Выбросы промышленных предприятий Казахстана в атмосферу в настоящее время составляют порядка трех миллионов тонн в год, из которых 85% приходится на 43 крупных предприятия. Существенно увеличиваются объемы загрязнения воздуха автомобильным транспортом, что обусловлено высокими темпами роста численности автотранспортных средств на территории республики (рисунок 1). Данная проблема наиболее актуальна для крупных городов республики, где вклад автотранспорта в загрязнение воздушного бассейна достигает 60% и более от общегородского валового выброса.



Рисунок 1Динамика количества валовых выбросов от стационарных и передвижных источников Республики Казахстан, тыс. тонн

Вследствие этого, в большинстве крупных промышленных городов стабильно отмечается превышение уровня соответствующих нормативных показателей загрязнения городской атмосферы (рисунок 2).




Рисунок 2Динамика качества атмосферного воздуха крупных промышленных городов Республики Казахстан


Основное загрязнение атмосферы связано с выбросами от предприятий цветной металлургии, теплоэнергетики, черной металлургии, нефтегазового комплекса и транспорта.

Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха в Республике Казахстан от стационарных источников являются: устаревшие технологии многих производств; недостаточное количество пыле- и газоочистных установок; невысокая эффективность существующих очистных установок; нарушения технологического режима работы; использование в энергетике низкокачественных углей.


3.1.2 Выбросы парниковых газов и озоноразрушающих веществ


Выполненная инвентаризация источников выбросов парниковых газов в стране, а также разработанные прогнозы эмиссии основного парникового газа (диоксида углерода) свидетельствуют, что по удельному показателю выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта (3,38 кг/доллар США) Казахстан занимает первое место в государствах Центральной Азии.

Наибольший вклад в объем выбросов диоксида углерода вносит энергетика, а из энергоносителей - уголь, при этом расчеты показывают, что доля угля в генерации выбросов будет возрастать интенсивными темпами. К 2010 году она составит 63%, а к 2020 году - 66% в объеме валовых выбросов, образующихся от сжигания топлива.

Большинство отраслей экономики Казахстана характеризуются высокой энергоемкостью, вследствие чего в стране существуют огромные технические резервы для выполнения мероприятий повышающих эффективность использования энергоресурсов. В настоящее время более 2/3 потребляемой энергии теряется в процессе ее использования, хотя современный уровень развития технологий позволяет иметь коэффициент полезного использования энергоресурсов не менее 50 – 60%.


Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации. Всеобъемлющий пакет мер, направленных на энергоэффективность и чистые технологии, окажет благотворное влияние на экономику и общество, повысят экологическую безопасность страны, уменьшит негативные последствия изменения климата.


3.1.3 Нерациональное использование и загрязнение водных ресурсов


Актуальность проблемы устойчивого водообеспечения рсепублики определена ограниченностью располагаемых водных ресурсов, высокой степенью их загрязнения, неравномерностью распределения их запасов по территории страны. Несмотря на общий дефицит пресных подземных вод, подземные воды даже на разведанных месторождениях используются далеко не в полном объеме - от 0,2 до 12% от величины разведанных запасов, что сказывается на степени водообеспеченности потребителей - селитебных зон и целых регионов.

Кроме того, продолжается процесс загрязнения и истощения поверхностных вод, основной причиной которых являются растущие из года в год объемы потребления свежей воды на хозяйственно-питьевые нужды и, соответственно, объемы сбросов в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод (рисунок 3), а также растущие из года в год потери воды в водохозяйственном секторе.

В связи с тем, что в течение длительного периода не проводился соответствующий капитальный ремонт и восстановление основных средств, 34% водоотводящих сетей и большинства канализационных очистных сооружений в городах и городских посёлках достигли 70%-ного физического износа. Ряд сооружений очистки сточных вод работают с перегрузкой, что приводит к несоответствию технологии очистки сточных вод проектным данным. Плановый ремонт сетей и сооружений почти везде уступил аварийно-восстановительным работам, при этом, единовременные затраты на их проведение, как правило, в 2,5-3 раза выше, чем на плановый ремонт.


Существующие низкие тарифы и отсутствие дифференцированных подходов при использовании воды, почти полное отсутствие льгот и преференций для сектора водоснабжения и канализации не позволяют привлекать частный капитал. Следствием этого являются растущие объемы потребления воды, перебои в водоснабжении, перерасход электроэнергии, загрязнение и деградация природной среды и другие негативные последствия.

Критической является унаследованная еще с советских времен система нормирования водопользования, основанная на соблюдении предельно-допустимых сбросов (ПДС) и ПДК, когда практически все водоёмы были отнесены к рыбохозяйственным, где установлены высокие нормативные требования, зачастую не соответствующие существующим техническим и экономическим возможностям водопользования. Действующая система стандартов качества воды подлежит пересмотру с учётом международного опыта, финансовых и технических возможностей в сторону реально достижимых и контролируемых показателей.



Рисунок 3Динамика использования свежей воды на хозяйственно-бытовые нужды и сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Республики Казахстан, млн. куб. метров


По-прежнему остается острой проблема доступа населения страны к качественной питьевой воде; при этом до 20 % жителей Республики Казахстан потребляют воду, не соответствующую нормативным стандартам качества.

До настоящего времени сохраняется зависимость Казахстана от объемов и качества внешних водных ресурсов, что существенным образом угрожает стабильности ряда водных бассейнов страны. Остаются неурегулированными водно-экологические и водно-энергетические проблемы с приграничными странами (Китай, Киргизия, Узбекистан). В последние годы обострилась проблема использования воды, поступающей с территории сопредельных государств: речной сток сократился на 15,1 км3 в год, что приводит к дефициту водных ресурсов до 2-3 км3 в год. Такая тенденция прогнозируется и в последующие годы. Вопросы водной уязвимости представляют угрозу, как и продовольственной, так и экологической безопасности страны.


Важным направлением водной политики является разработка и реализация планов ИУВР, для развития которого в Казахстане созданы бассейновые советы и бассейновые управления. Для поддержки целей УР новые законы и стандарты должны закрепить в первую очередь экологические (экосистемные) лимиты, взамен существующих, унаследованных от прежней советской системы санитарных или отдельных фрагментарных экологических норм.


3.1.4 Проблемы, связанные с отходами производства и потребления


Остается крайне неудовлетворительной ситуация с промышленными отходами. К настоящему времени их накоплено порядка 34 млрд. тонн, при этом наблюдается тенденция их ежегодного роста (таблица 1).


Таблица 1 - Динамика объемов образования промышленных отходов в Республике Казахстан




2006 г.

2007 г.

2008 г.

Промышленные отходы, млн. т

671,2

700,2

680,0


В том числе токсичных отходов на предприятиях Казахстана образуется около 250 млн. тонн ежегодно (рисунок 4). Порядка 16% от этого объема используется предприятиями, около 2,5% обезвреживается. Для сравнения: в развитых странах этот показатель превышает 30%.



Рисунок 4Динамика объемов образования, использования и обезвреживания токсичных отходов в Республике Казахстан

Как правило, вторичная переработка отходов производства, в том числе токсичных, в Казахстане не практикуется. Отходы складируются на специальных полигонах, в накопителях и хвостохранилищах, постоянно формируя растущие в объеме техногенные интенсивно пылящие ландшафты. Так, например, утилизация и использование золошлаковых отходов электростанций в республике не превышает 1%, тогда как в Европе этот показатель в среднем составляет 60%.


В целом по Казахстану, использование и утилизация промышленных отходов в среднем колеблется от 10% до 16% от образуемого объема, в основном, для закладки выработанного пространства.

Помимо проблем, связанных с промышленными и токсичными отходами, практически во всех населенных пунктах республики, а особенно в крупных городах Казахстана остро стоит вопрос хранения и переработки все возрастающих объемов бытовых отходов (таблица 2). При этом эксплуатация большинства полигонов и свалок ТБО в стране не соответствует нормативным критериям.

Так, в настоящее время в республике в 6325 населенных пунктах эксплуатируются 4525 мест размещения отходов (полигонов), из них узаконено 307 или 6,8 %, соответственно незаконно функционируют 4218 или 93,2 %.

Из 6325 населенных пунктов в республике охватываются услугами предприятий по сбору и вывозу отходов лишь 1558 или 24.6 %, а оставшиеся 4767 или 75,4 % населенных пунктов оставлены без обслуживания.

Отсутствие достаточной инфраструктуры по сбору и вывозу отходов является одной из причин образования стихийных свалок в населенных пунктах и ежегодных затрат из местного бюджета на их ликвидацию. В связи с чем, несмотря на значительное содержание в отходах полезных компонентов, извлечение которых позволит снизить нагрузку на окружающую среду, основная масса ТБО в Казахстане (более 97%) без разделения на фракции вывозится и складируется на открытых свалках, что является причиной загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха, а также появления неприятных запахов.


Таблица 2 - Динамика объемов собранных и вывезенных коммунальных отходов в Республике Казахстан


2006 г.


2007 г.

2008 г.

ТБО, млн.т.

12.7

6.5

6.8


Современный подход обращения с отходами предполагает принятие целевых показателей, которые определяют программу будущих действий для каждого уровня по их достижению. При этом рассматривают системы производства и потребления в целом, частью которых является образование отходов. Такие показатели и индикаторы как повторное использование ресурсов, снижение объемов образования отходов на предприятиях, затраты на размещение одной тонны отходов и другие эффективно используются во многих странах Европы и являются для многих муниципалитетов и отраслей обязательными в планировании.

В существующей в Казахстане системе управления ТБО разработка целевых показателей и индикаторов (для областей, предприятий) находится в начальной стадии.

Острыми для Казахстана остаются вопросы исторических загрязнений, который сформировались еще в период вхождения страны в состав Советского Союза. Вследствие длительной эксплуатации объектов военного назначения, предприятий горно-металлургического комплекса значительные территории страны загрязнены радиоактивными, биологическими и химическими веществами в концентрациях, представляющих опасность для человека и иных биологических объектов.



<< предыдущая страница   следующая страница >>