shkolageo.ru   1 ... 3 4 5 6 7

5.2.4 Реабилитация зон экологического бедствия и территорий, подверженных радиационным, химическим, биологическим загрязнениям


В Республике Казахстан по примеру развитых стран Запада необходима реализация комплексных мероприятий по реабилитации загрязненных территорий. Эти мероприятия должны предусматривать, в частности, установление приоритетных зон, требующих реабилитации, проведение масштабных исследований загрязнения компонентов природной среды на выявленных территориях, разработку технологий и ТЭО по рекультивации нарушенных территорий, обоснование необходимых финансовых затрат, формирование казахстанской научной школы по реабилитации загрязненных территорий, мониторинг за их результативностью и другие.


Зоны экологического бедствия

Основными задачами по реабилитации Семипалатинского испытательного полигона (СИП) являются:

оптимизация государственного управления территорией и объектами бывшего Семипалатинского испытательного полигона, включая подготовку рекомендаций по зонированию территории, а также выполнение работ по составлению межхозяйственного землеустройства для создания нового административного района.

обеспечение радиационной безопасности и восстановление окружающей среды с целью передачи земель в народное хозяйство, включая продолжение работ по проведению комплексных исследований с составлением экологического паспорта населенных пунктов территории бывшего полигона в виде ГИС-проекта "СИП" и постоянного мониторинга состояния компонентов окружающей среды и мониторинга ведения хозяйственной деятельности.

создание музейного комплекса Семипалатинского испытательного полигона с целью осуществления просветительской и информационной деятельности.

Депрессивный характер Приаральского региона также требует пристального внимания государства и вложения больших денежных средств для продолжения разработки и реализации мер по оздоровлению населения и улучшению качества окружающей среды, включая:


внедрение механихмов устойчивого водообеспечения населения и хозяйств региона путем решения спорных межгосударственных вопросов вододеления, совершенствования бассейновой системы регулирования стока, реконструкции водохозяйственной инфраструктуры низовьев Сырдарьи;

мониторинг за песчано-солевыми бурями с целью принятия превентивных мер для улучшения качества воздушной среды и условий жизни населения в пустынных районах;

мониторинг деградированных почв в процессе засоления на орошаемых массивах для целей упорядочения сетей ирригационных сооружений, ускоренного внедрения передовых технологий орошения и рационального использования водных ресурсов;

проведение научно-исследовательских работ по комплексному изучению экологического состояния окружающей среды и здоровья населения Приаралья.

Зоны радиационного загрязнения

В зонах радиационного загрязнения (полигоны Азгир и Капустин яр) необходимо:

продолжить комплексные научные исследования последствий проведения ядерных испытаний на состояние здоровья различных контингентов населения;

выполнить комплексный радиоэкологический мониторинг всех компонентов окружающей среды и системный анализ экологического состояния территории полигона, а также прилегающей местности и населенных пунктов;

создать геоинформационнуюя система для сбора, хранения, обработки, анализа и долгосрочного прогнозирования последствий радиационного загрязнения для окружающей среды и здоровья населения;.

составить государственный медицинский регистр населения, пострадавшего от воздействия полигонов;

выработать предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан по предоставлению льгот пострадавшим категориям населения;

обеспечить укрепление материально-технической базы медицинских организаций;

построить 100 местную школу-интернат для детей, имеющих физиологические отклонения от последствий деятельности Азгирского полигона


обеспечить обустройство могильников опасных и радиоактивных отходов;

внедрить систему государственного мониторинга мест хранения и консервации (реабилитации) бесхозных радиоактивных отходов, а также отходов, образующихся при работе действующих уранодобывающих и нефтедобывающих предприятий;

продолжить мониторинг исторических радиационных загрязнений испытательных полигонах, а также районов космической деятельности.


Химическое загрязнение

Будет выполнено следующее:

проведена полная инвентаризация замазученных земель и старых нефтяных скважин, в первую очередь в зоне нагонных явлений Каспийского моря;

продолжен научный поиск и внедрение новейших технологий переработки нефтяных отходов;

обеспечено софинансирование работ со стороны нефтяных компаний, особенно на контрактных территориях.

организованы работы по очистке территорий, загрязненных нефтепродуктами, с использованием наилучших доступных технологий;

выработаны предложения по предотвращению возникновения новых очагов химического загрязнения;

продолжен мониторинг загрязняемых акваторий от разлива нефтепродуктов;

обеспечен мониторинг водных объектов, пригодных для воспроизводства ценных пород рыб и промысловых пород ондатры, места перезимовок перелетных птиц и места размножения, обитающих в водной среде редких видов млекопитающих;

выполнены работы по мониторингу загрязненных серой территорий, а также по изучению возможных технологий утилизации;

осуществлена разработка и совершенствование нормативно-правовых актов по управлению запасами и отходами СОЗ;

продолжены работы по проведению детальной инвентаризации всех запасов и отходов СОЗ в Казахстане с выполнением последующих работ по их экологически безопасному уничтожению;

загрязненных территорий.

создана Национальная экологическая лаборатория, в рамках деятельности которой будут реализованы проекты по очистке объектов окружающей среды от загрязнения шестивалентным хромом (река Илек), свинцом (Шымкент, Усть-Каменогорск, Балхаш), а также по реабилитации территорий бывших испытательных полигонов от загрязнения радионуклидами.



5.3. Развитие и совершенствование системы управления качеством окружающей среды


Главные направления по развитию и совершенствованию системы управления качеством окружающей среды должны включать следующее:


5.3.1 Совершенствование экологической политики и реализация законодательных механизмов управления


Предусматривается внесение изменений и дополнений в 6 кодексов и 10 законов Республики Казахстан, с целью приведения законодательных нормативных актов в соответствие с положениями Экологического кодекса. Необходимо также:

разработать и установить целевые количественных показатели в различных отраслевых и территориальных программах и законодательных актах.

выработать предложения по переходу к системе стандартов качества воздуха и воды, основанной на рекомендациях ВОЗ и опыте ЕС с минимальным количеством наиболее приоритетных показателей;

продолжить работы по внедрению эколого-экономических механизмов стимулирования природопользователей к обязательному выполнению природоохранных мероприятий, в том числе:

а) существенно повысить уровень платежей за загрязнение природной среды;

б) обеспечить переход к экологическим налогам;

в) повысить результативность государственного экологического регулирования и контроля;

г) расширить практику стимулирования природопользователей к внедрению систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами ISO 14001

обеспечить поэтапный переход всех крупнейших природопользователей к получению комплексных экологических разрешений, включающих не только параметры эмиссий в окружающую среду, но и обязательные требования к энерго- и ресурсосбережению, внедрению наилучших доступных технологий;


обеспечить внедрение экологического нормирования на основе целевых показателей качества окружающей среды;

сократить количество нормативных правовых актов разрешительного действия и сроки проведения государственной экологической экспертизы:

упростить процедуру оценки воздействия хозяйственного объекта на окружающую природную среду;

исключить процедуру проведения государственной экологической экспертизы для проектов, оценивающих воздействие существующих объектов на окружающую среду;

планировать инспекционные проверки с учетом критериев оценки риска природопользователей, в соответствии с разработанным в Министерстве охраны окружающей среды РК проектом «Системы управления рисками в области охраны окружающей среды».

разработать правила предоставления информации министерствами, акиматами и другими государственными институтами по реализации программ, проектов, мероприятий по достижению устойчивого производства и потребления в Республике Казахстан, а также проведение анализа и подготовка предложений по повышению эффективности выполняемых мероприятий.

разработать и утвердить методики составления экологических рейтингов промышленных предприятий Казахстана.

5.3.2 Развитие международных отношений


Развитие и расширение международного сотрудничества для Республики Казахстан в области решения природоохранных задач будет осуществляться по следующим направлениям:

дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранению благоприятной природной среды и наращивание взаимодействия со всеми государствами мира по вопросам охраны окружающей природной среды для обеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений Республики Казахстан;

активное участие в решении глобальных и региональных экологических проблем в интересах устойчивого развития мирового сообщества;

консолидация усилий мирового сообщества в выполнении международных договоров по охране окружающей среды;


содействие экологизации положений, действующих и планируемых международных договоров;

участие в международных экологических организациях;

обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории Республики Казахстан.

реализация положений Киотского протокола, ратификации Поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой и ряда других Протоколов;

активного участия Республики Казахстан в международных усилиях по выработке норм, критериев и процедур в области ответственности за причинение ущерба здоровью населения и окружающей среде видами человеческой деятельности, оказывающими реальную угрозу в трансграничном масштабе;

регулярное составление отчетов выполнения обязательств по ратифицированным конвенциям;

усилий по участию страны в ряде международных Протоколов, с целью выполнения обязательств по ратифицированным конвенциям;

дальнейшее развитие сотрудничества с приграничными государствами (Россия, Китай, Узбекистан, Таджикистан и другие) в области охраны окружающей среды, направленное на сохранение экологической безопасности государств, в том числе урегулирование трансграничных проблем по водным ресурсам;

подписание Меморандумов между уполномоченным органов в области охраны окружающей среды РК и соответствующими органами Объединенных Арабских Эмиратов, Финляндской Республики, Федеративной Республики Германия, Федеративной Республики Бразилия и другими заинтересованными странами.


5.3.3 Развитие экономических инструментов охраны окружающей среды и природопользования

Механизм финансирования природоохранных мероприятий станет действенным только в том случае, если все платежи за нарушения экологических требований, а также платежи за эмиссии будут концентрироваться в едином фонде, деньги которого будут распределяться в виде целевых трансфертов, передаваемых в республиканский бюджет. В этом случае прекратится практика поступления экологических платежей в местные бюджеты и использования этих средств на не природоохранные цели.


Необходим строгий контроль за целевым планированием и расходованием экологических средств на природоохранные нужды на всех уровнях управления. Для развития экономических инструментов охраны окружающей среды требуется совершенствование законодательства, в том числе бюджетного и налогового.

В этих целях необходимо установить механизм поэтапного направления средств, аккумулируемых на местном уровне, для финансирования природоохранных мероприятий. На первом этапе 50 % экологических платежей будут аккумулироваться в одном источнике, к примеру, в Национальном фонде Республики Казахстан, из которого трансфертом направляться на реализацию экологических инвестиционных проектов.

Для обеспечения операционных функций по «зелёным инвестициям», вкладываемых государством будет создано Акционерное общество «Национальный экологический центр «Жасыл Даму» со 100% государственным участием. Основные задачи центра – решение приоритетных экологических проблем и реализация последующих природоохранных мероприятий. Планируется передача в Центр государственных активов от рынка парниковых газов, государственные активы от обращения бесхозяйных и исторических отходов, привлечение внебюджетных инвестиционных ресурсов и средства международных организаций. Данные средства будут использоваться для создания конкретных производственных и перерабатывающих мощностей для решения приоритетных экологических задач на территории республики. Одним из основных будет организация производства оборудования по переработке твёрдых бытовых отходов, далее эти активы будут передаваться в регионы в виде грантов, долгосрочных возвратных вкладов.

Местные исполнительные органы, через социально-предпринимательские корпорации и региональные инвестиционные центры, определяют их, по своему усмотрению операторами региональных активов (средства от экологических платежей, не бюджетные инвестиции, материальный актив (например - полигоны твердых бытовых отходов, канализационно-очистные сооружения)), земельные участки под строительство комплексов по переработке и утилизации отходов и т.п.



5.3.4 Научное обеспечение охраны окружающей среды и природопользования


Необходимо проведение исследований по следующим направлениям:

Выполнение научных исследований по созданию конкурентоспособных научных разработок и технологий в области возобновляемой энергетики; проведение исследований по повышению показателей эффективности использования ресурсов; научное обоснование разработки кадастров возобновляемых источников энергии (солнечной энергии, гидроэнергии, ветровой энергии и др.); научное обоснование нормативных, правовых и законодательных актов и мероприятий в области возобновляемой энергетики в Республике Казахстан, направленных на создание условий и механизмов ускоренного развития конкурентоспособных технологии в этой области.

Научное обоснование внедрения современных моделей территориальной организации на основе бассейна; разработка основы обеспечения гидроэкологической безопасности природно-хозяйственной системы и рационального использования потенциала бассейна; разработка комплекта карт природно-ресурсного потенциала и экологического состояния бассейна.

Научное обоснование разработки целевых показателей устойчивого развития; научное обоснование санитарно-гигиенических нормативов качества окружающей среды; научное обоснование разработки программ по демографической политике; научное обоснование совершенствования законодательства по вопросам устойчивого развития.

Научное обеспечение охраны окружающей среды, в рамках которого планируется реализация следующих научно-исследовательских проектов:

Разработка новых систем мониторинга и технологий контроля состояния природной среды, включая методы оценки и прогнозирования с использованием космической и наземной информации.

Составление научно-аналитических и картографических материалов по оценке экологического состояния территории республики, в том числе специализированных карт вероятностей возникновения опасных экологических ситуаций природного характера отдельных территорий Казахстана.


Продолжение исследований по оценке изменения климата и его влияния на различные секторы экономики Казахстана с учетом возможных экономических и экологических потерь, а также исследования по изменению состояния озонового слоя, радиационного фона и др.

Проведение оценки современного состояния биоразнообразия в регионах республики и наносимого ущерба популяциям деятельностью человека, разработка естественнонаучных обоснований создания особо-охраняемых природных территорий.

Изучение влияния антропогенной деятельности на природно-ландшафтную среду, в том числе в зонах экологического бедствия и военно-испытательных полигонов, научное обоснование проектов по восстановлению плодородия почв и рекультивации нарушенных земель.

Исследование современного состояния окружающей среды в основных промышленно-развитых регионах Казахстана, в том числе нефтегазодобывающих, разработка мероприятий по обеспечению экологической безопасности при освоении новых месторождений полезных ископаемых республики.

Научное обоснование мероприятий по снижению эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду республики, обеспечения управления отходами производства и потребления.

Продолжение обследования территории республики на наличие «исторических» загрязнений, в том числе радиоактивных, и научное обоснование программ по их ликвидации.

Проведение исследований по темам: «Ртутометрические и радиационные обследования детских лечебных учреждений Казахстана» и «Оценка эмиссии ртути в окружающую среду при сжигании углей».



<< предыдущая страница   следующая страница >>