shkolageo.ru   1 ... 4 5 6 7

5.3.5 Развитие системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов


Для выработки механизмов устойчивого управления качеством окружающей среды и природопользования требуется обеспечить функционирование и дальнейшее развитие Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, основы которого нашли отражение в Экологическом кодексе Республики Казахстан, включая:

мониторинг природных экосистем в первую очередь в зонах экологического бедствия: Приаралье, Прикаспийский регион, Прибалхашье, Семипалатинский испытательный полигон, а также районы размещения крупных развивающихся промышленных объектов;

обеспечение дальнейшего технического перевооружение и дооснащение существующей экологической наблюдательной сети, гидрометеорологических постов;

создание новых точек наблюдений, расширения номенклатуры контролируемых веществ;

продолжение работ по гармонизации и унификации методик выполнения измерений (МВИ) содержания компонентов в объектах окружающей среды;

развитие специализированного мониторинга за качеством окружающей среды и природными ресурсами, включая полевые экспедиционные наблюдения, методы математического моделирования, космические съемки и другие методы наблюдений.

5.3.6. Экологическое образование, просвещение, повышение информированности населения


Министерством подписаны Меморандумы о взаимодоверии и сотрудничестве с 19 высшими учебными заведениями, что обуславливает возможность выработать практические меры по дальнейшему развитию экологического образования и повышению уровня экологических знаний с учетом принципов многоступенчатости его организации, определяемую возрастными особенностями обучающихся. В том числе необходимо:

гармонизация законодательства и политики в области образования с учетом принципов устойчивого развития;

включение основных тем и принципов УР в государственные общеобразовательные стандарты образования, типовые учебные программы, в образовательные программы подготовки и переподготовки и повышения квалификации специалистов в области охраны окружающей среды;


целенаправленная кадровая политика в системе управлении качеством окружающей среды, направленная на реализацию вышеуказанных целей;

внедрение механизмов вовлечения общественности в процесс принятия решений по вопросам экологии, а также частно-государственного партнерства.


6. Этапы и механизм реализации Программы

В период 2010-2012 гг., который рассматривается как первый подготовительный этап выполнения Программы, предусматриваются работы и организационные мероприятия по снижению уровня загрязнения природной среды путем оптимизации системы управления ее качеством, создания механизмов экологически устойчивого развития.

На втором этапе 2013-2014 гг. предусматривается улучшение управления качеством природной среды, проведение работ по усовершенствованию и реализации механизмов устойчивого развития, внедрению наилучших имеющихся технологий, достижению целевых показателей качества окружающей среды и благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества.

Выполнение Программы будет осуществляться посредством планов мероприятий по ее реализации, которые с учетом требований действующего законодательства Республики Казахстан будут разрабатываться и утверждаться Правительством Республики Казахстан на трехлетний период.

В планах мероприятий Государственной Программы будут отражаться качественные особенности каждого этапа и предусматриваться конкретные меры по реализации ее направлений. По приоритетным направлениям Программы будут разработаны специальные мероприятия, с указанием конкретных исполнители, сроков реализации, а также предполагаемых объемов и источников финансирования по годам.

Разработка мероприятий будет осуществляться при участии научно-исследовательских и других организаций независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.

Комплексность запланированных мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность МООС, других госорганов и местных исполнительных органов по обеспечению целенаправленных и согласованных действий по всем направлениям государственной программы.


Правительством Республики Казахстан будут осуществляться постоянный мониторинг и оценка эффективности реализации Программы посредством контроля за ходом исполнения планов мероприятий и достижения планируемых показателей (индикаторов) Программы.

7. Необходимые ресурсы и источники их финансирования


Объемы бюджетных средств, необходимых для реализации Программы будут уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.


8. Ожидаемые результаты от реализации программы

Ожидаемые результаты от реализации основных положений Программы представлены в таблице 6


Таблица 6 - Ожидаемые результаты от реализации Программы

1

п/п

Показатели

Ед. изм.

2009 г.

(отчет)


Прогноз

2010-2012

2013-2014

1

2

3

4

6

7

1

Удельный валовый выброс в атмосферу загрязняющих веществ

тонн на млн. тенге ВВП

0,29

0,28

0,26

2


Объем переработки промышленных отходов к их образованию

%

16,0

17,0

20,0

3

Объем переработки твердых бытовых отходов к их образованию

%

5,0

7,0

10,0

4

Доля населения, имеющего доступ к питьевой воде, соответствующей нормативным показателям

%

80,0

81,0

84,0

5

Сбросы загрязняющих веществ в водные источники

тонн на млн. тенге ВВП

0,185

0,17

0,16

6

Объем токсичных отходов, размещаемых в окружающей среде

в % к предыдущему году

3,0

9,0

12,0

7

Максимальный индекс загрязнения воды по основным водным объектам

условных единиц

1,9

1,6

1,3

8

Средний индекс загрязнения атмосферы в городах


условных единиц

7,0

6.0

5.0

9

Расходы на научные исследования от общего объема расходов госбюджетных средств на природоохранные цели

%


1,5

3

5

10

Обеспечение соотношения между средствами, полученными от экологических платежей (налогов), и расходами государственного бюджета на охрану окружающей среды

%


30

55

85

11

Доля крупных объектов природопользования, чьи эмиссии в окружающую среду оставались в пределах установленных лимитов

%

82

88

100

12

Выполненных предписаний государственного контроля, % к общему количеству выданных предписаний

%

85

90

95

13

Внедрение комплексных систем производственного экологического контроля на основе цифровых технологий крупных предприятий

% к общему кол-ву

1

5

10

14


Воспроизводство лесов

тыс.га

47,63

70,0

85,0

15

Доля ООПТ со статусом юридического лица

% от территории страны

2.0

2.2

2.3

16

Количество реализуемых проектов по строительству, модернизации и реконструкции систем водоотведения и канализационных очистных сооружений

шт.

4

10

10

17

Процент очищенной территории от "исторических" загрязнений по реализуемым проектам, финансируемым из республиканского бюджета

%




100

100

18

Индекс экологической устойчивости




64,5

70

75

19

Показатель эффективности использования ресурсов




0,33

0,37

0,43

20

Энергоемкость экономики

Тонн нефтяного эквивалента на миллион тенге ВВП


15

11,3

11.0

21

Количество регионов, для которых разработаны целевые показатели качества окружающей среды и программы перехода к устойчивому развитию




4

16

16

22

Доля использования альтернативных источников энергии к общему объему энергопотребления

%

0,028

0,05

0,90

23

Обеспечение территории РК гидрометеорологической информацией

%

60

65

70

24

Число компаний, сертифицированных на ИСО 14001

на миллиард тенге ВВП

0,007

0,010

0,012



<< предыдущая страница