shkolageo.ru 1 2 ... 4 5

МОУ «СОШ №16»


г. Северодвинска Архангельской области.


Сборник классных часов

(в помощь классному руководителю).


(Воспитательная система класса, материал курса «Возможности человека» используется для проведения классных часов в 9 – 11 классах)


Автор-составитель, Большаков Сергей Васильевич – учитель биологии МОУ «СОШ №16» г. Северодвинска Архангельской области. 19 лет являлся классным руководителем. Категория – высшая, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Победитель Приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г.


Краткая аннотация Данный курс – возможность поделиться накопленным материалом, помочь начинающим классным руководителям в их нелегкой работе. Курс использовался с 1993 года при проведении классных часов. Конечно, данный курс не дает и не может дать ответы на все вопросы. В связи с этим я говорю себе: «Нельзя требовать от жизни абсолютного приближения к идеалу и цели. Жизнь намного сложнее, чем идеал или цель. Древние китайские мастера, если какая-нибудь ваза выходила особенно хорошей, нарочито неискусно охлаждали изделие, и глазурь покрывалась сеткой мелких морщин и трещин. Изделие теряло совершенство, и ему более не угрожала гибель от зависти богов».


Материалы из данного сборника награждены Дипломом Всероссийского конкурса авторских материалов «Организация воспитательной работы в школе», Москва, 2001 г.

Сборник был напечатан дважды.

В рамках областного семинара «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении», Северодвинск, 2003

В журнале «Классный руководитель», Москва, 2007.

Автор активно делится опытом работы с другими учителями.

Выступления Большакова С. В. по данной теме

1. Выступление на секции учителей биологии – классных руководителей по теме «Курс «Возможности человека»», 15.10.1997 г., (на уровне города Северодвинска).

2. Выступление перед учителями школы № 16 по теме «Курс «Возможности человека»», 5.11.1997 г.

3. Выступление на областной научно – практической конференции учителей «От развития личности учителя к развитию ученика», Архангельск, 17 – 19.12. 1997 г., (сертификат, статья).

4. Выступление перед заместителями директоров по воспитательной работе по теме «Курс «Возможности человека»», 8.02.1998 г. (на уровне города Северодвинска).

5. Выступление на областных курсах «Воспитание в современных условиях», Архангельск АОИППКРО, 17.11. 1998 г., (отмечено Благодарственным письмом в адрес школы № 16 и письмом в адрес учителя).

6. Выступление в школе «Ксения», Архангельск, 6.01. 1999 г.

7. Выступление по теме «Курс «Возможности человека»», на областных 4 Ломоносовских педагогических чтениях, АО ИППКРО, Архангельск, 24.03. 1999 г., (сертификат).

8. Выступление для слушателей областных курсов по теме «Система работы классного руководителя», Северодвинск, 16.03. 2000 г.

9. Выступление для слушателей областных курсов по теме «Курс «Возможности человека»» в школе № 16, 3.11. 2000 г.

10. Открытое занятие по курсу «Возможности человека» для учащихся интерната, ноябрь 2001 г.

11. Выступление по теме «Курс «Возможности человека»», перед слушателями городских курсов повышения квалификации (при Институте управления, права и повышения квалификации Поморского государственного университета им. Ломоносова), 6.04. 2002 г.

12. Выступление по теме «Курс «Возможности человека»», перед участниками научно – практической конференции «Развитие воспитания в системе образования Архангельской области», ГОУ «АО ИППК РО», Архангельск, 22 - 23.08. 2002 г.

13. Городской семинар для учителей естественных наук «Уроки педагогического мастерства» на базе школы № 16. Выступление « 10 лет курсу «Возможности человека»», совместно с выпускниками 1998, 2001, 2003 г., 29. 01. 2003 .

14. Выступление перед преподавателями ПУ №1, 2007г.



Автор–составитель С.В. Большаков


Сборник классных часов

(в помощь классному руководителю)


Северодвинск

2001

Введение.

Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди.

Вильгельм Гумбольдт


Классный руководитель неизбежно задает себе вопрос: «Как сделать свою работу интересной, полезной детям?». Практика показывает, что классные часы эффективны лишь тогда, когда они посвящаются не только подведению итогов успеваемости, но и обсуждению актуальных жизненных проблем. На таких классных часах обсуждение успеваемости не самоцель, а мостик к той или иной жизненной проблеме. С 1993 года я использую материал курса «Возможности человека» для проведения классных часов.

Характеристика курса «Возможности человека».

Как ни привлекательные естественные науки, важнейшею, коренною наукою остается и останется навсегда наука о человеке.

Н.Г. Чернышевский

Традиционная схема развития человека включает три компонента. Первый из них - среда, второй - наследственность. Третий источник человеческого роста - сила саморазвития личности, самосозидательный труд. Естественное желание найти свое истинное призвание в жизни затрудняется нередко слабой осведомленностью юношей и девушек не только о будущей профессии, но и возможностях человека вообще и своих личных резервах в частности. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшить свои личностные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Многие учащиеся зачастую просто не знают, как работать над собой, как заниматься созиданием. Для полного развития своих творческих потенциальных возможностей человеку необходимо, по крайней мере, три условия:

1. Человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях личности.

2. Человек должен захотеть развивать эти возможности и способности.


3. Человек должен обладать волей, необходимой для претворения в жизнь своих планов. (Л. И. Рувинский, С. И. Хохлов «Как воспитать волю и характер» // Москва: «Просвещение», 1988)

Курс «Возможности человека» ориентирован на выполнение этих условий. Цель курса - развитие личности ребенка. Общая задача - оказать содействие человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, окружающим людям, миру, деятельности. Сложность постановки задач перед курсом, на мой взгляд, хорошо подмечена в высказывании: «Главная трудность жонглирования в том, что шар летит туда, куда его бросают». Поэтому, очень важно направление броска.

Частные задачи курса «Возможности человека»:

 Показать разнообразие способностей человека.

 Заинтересовать учеников изучением себя и своих способностей. Люди говорят: «Лучший на свете педагог - наш собственный интерес».

 Дать сведения по гигиене человека.

 Расширить представления учеников об окружающем мире.

 Улучшить взаимоотношения учащихся в классе.

 Воспитание потребности активно познавать мир.

 Формирование самооценки.

 Развитие коммуникативных и поведенческих навыков.

 На основании знаний о своих достоинствах и недостатках стараться улучшить успеваемость.

 Помочь в выборе будущей профессии.

Логика курса:

Изучать возможности человека вообще - изучать свои возможности - развивать способности и возможности - использование.

Курс состоит из десяти блоков:

1. «Узнай себя».

2. «О себе».

3. «Игра».

4. «Учеба».

5. «Контакт».

6. «Психика».

7. «Опасность №1»

8. «Здоровье».

9. «Пища».

10. «Жизнь».

Каждый блок - группа занятий, относительно обособленная от остальных групп. Неизменная часть курса состоит из названия блоков и частных задач для каждого блока. Изменяемая часть курса состоит из набора занятий. Она зависит от задач, которые ставит перед собой учитель, от степени подготовки и заинтересованности данной темой учителя и учеников, а также от возраста учащихся. В каждом блоке есть занятия разные по сложности восприятия. На практика можно подобрать тему занятия для данного класса, возраста, степени заинтересованности. В среднем звене должен быть расширен блок «Игра». В старших классах большой акцент делается на блоки: «О себе», «Контакт», «Жизнь». Занятия из блока «О себе» проводятся только по желанию ученика и при полном доверии ученика к учителю. По ходу изучения курса заполняется газета, в которую заносятся результаты занятий. Ученики ведут личные записи. Родители знакомятся с задачами и построением курса. Родители поддерживают идею проведения занятий по этому курсу, часто материал классных часов используется при проведении родительских собраний. Для индивидуальной работы с родителями (только в разрешения ученика) используется материал занятий: «Нарисуй свою жизнь», «Я - самый, самый…», «Своя характеристика».


При подготовке занятия огромную помощь в изготовлении наглядности могут оказать школьники. Это еще одно дело, объединяющее учителя и учеников.

Курс «Возможности человека» помогает в создании классного коллектива. Учитывается мнение школьников при выборе актива класса, улучшаются взаимоотношения учащихся между собой. Школьники становятся более активными, ответственно относятся к поручениям. Складывается по-настоящему уважительное отношение к учителям, работающим в классе.

Конечно, данная работа не дает и не может дать ответы на все вопросы. В связи с этим я говорю себе: «Лучше зажечь одну единственную свечу, чем проклинать темноту».

1 БЛОК «Узнай себя»

Пока человек существует, он будет себя открывать.

Е.М. Богат

Занятие №1 «Введение».

Задача: Ознакомить учащихся с потенциальными возможностями человека.

Содержание: Лекция о потенциальных возможностях человека.

Литература:


  • Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. - М., 1998.


Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя.

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Ф. Вийон

За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя!». Но как подступиться к себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это начало?

Изучению человека посвящен курс «Возможности человека». Человек сможет, если захочет.

1. Память человека способна вместить столько информации, сколько ее имеется в хранилищах самой крупной библиотеки.

2. Художник Н.Н. Ге, посмотрев один раз комнату в одном из Петербургских дворцов, точно воспроизвел ее на картине.

3. Композитор М.А. Балакирев точно воспроизвел мелодию П.И. Чайковского, услышанную два года назад.


4. Моцарт обладал феноменальной памятью. Отец взял маленького Моцарта в Ватикан, где исполнялось секретное духовное сочинение композитора Аллегри. Утром Моцарт сказал отцу: «Отец, этот подарок мы пошлем нашей Нинель. Она будет первым человеком после папы, имеющим ноты Аллегри».

5. А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.

6. Ученый А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.

7. Э Гаон помнил 2500 книг. Мог воспроизвести любой отрывок из книги.

8. Шерешевский не умел забывать, обладал образной памятью. Закрывал глаза и просто считывал информацию с имеющегося в его памяти образа. Цифры и буквы воспринимал образно, например: А - белое длинное, И - уходит вперед, Ю - острое, 1 - гордый, стройный человек, 2 - веселая женщина, 3 угрюмый человек, 6 - человек с распухшей ногой, 87 - полная женщина и человек с усами.

9. Лина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.

10. Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.

11. А. Алехин мог играть вслепую на 40 досках.

12. Венгерский шахматист Янош Флеш в 1960 году установил рекорд, играя по памяти на 52 досках. Потерял в весе 6 килограмм, игра продолжалась 13 часов, 31 партию выиграл, 18 - свел вничью, 3 - проиграл.

13. Текстильщики замечают до 100 оттенков черного цвета.

14. Ольга Ивановна Скороходова в детстве полностью потеряла зрение и слух. При помощи дактильного алфавита и рельефно-точечного шрифта было организовано обучение по всем предметам. Ольга Ивановна написала книгу «Как я воспринимаю окружающий мир».

Далеко не все известные люди смогли раскрыть свои способности в школе, и только благодаря упорному труду впоследствии смогли добиться успеха.

1. Шведского ученого-натуралиста Карла Линнея в школе считали тупицей. Карл в 20 лет закончил школу. Однако доктор Ротман заметил склонность Линнея к естественным наукам. Используя интерес Линнея к ботанике, доктор Ротман однажды принес ему книгу Плиния на латинском языке. Линнею пришлось выучить латинский.


2. Отец считал Чарльза Дарвина бездарным: «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и своей семьи». Фундаментальный труд «Происхождение видов…» принес Ч. Дарвину мировую славу.

3. Н.В. Гоголь писал посредственные сочинения.

4. Дядя Якоб успокаивал А. Эйнштейна: «Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь».

5. Демосфен страдал дефектом речи, имел слабый голос. Чтобы избавиться от картавости, он говорил, набрав в рот мелких камушков, часами декламировал стихи на берегу моря.

Говорят, что гений - 1% вдохновения и 99% потения. Выше перечисленные примеры доказывают нам, что это на самом деле так. Для полного развития своих способностей человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях, должен захотеть реализовать эти возможности, должен обладать стойким характером.

Занятие № 2 «Книга рекордов».

Задача: Продолжить знакомство учащихся с возможностями человека.

Содержание: История создания книги рекордов. Что такое рекорд? Рекорды, которые поставили люди.

Оформление наглядного материала в виде газеты.

Литература:


  • Книга рекордов Гиннеса. - М., 1988.

В субботу 10 ноября 1951 года сэр Хью Бивер охотился в местности Северная грязь у реки Слэни (Ирландия). Была упущена возможность подстрелить несколько золотистых ржанок. В тот же вечер, собравшись в Камбридж Хаус, охотники вдруг поняли, что ни один справочник не дает ответа на вопрос, является ли золотистая ржанка самой быстрой птицей Европы среди охотничьей дичи. Сэр Хью, управляющий директор издательства Гиннес, подумал, что подобные вопросы волнуют многих, и что книги о рекордах, которая помогла бы разрешить споры, просто нет. Первый экземпляр книги вышел 27 августа 1955 года. К 1987 году было продано более 57 миллионов книг, или 163 стопы, сложенные из книг, каждая высотой с Эверест.


Рекорд - действие или событие, превосходящее другие того же вида.

Великаны:

Роберт Першинг Уодлоу (США, 1918-1940) имел рост 272 см, размах рук - 288 см, вес - 222,7 кг, обувь - 47 см, длина ладони - 32,4 см.

Другой великан - Габриэль Эставао Моньяне (Мозамбик, родился в 1944 г.) имеет рост 245 см, вес 189 кг.

Карлики:

«Принцесса Полин» - Полин Мастерс (Голландия, 1876 - 1895) имела рост 59 см, вес 3,4 кг.

Колвин Филлипс (США, 1791 - 1812) имел рост в 19 лет 67 см, вес с одеждой - 5,4 кг.

Толстяки:

Ион Бровер Миннока (США, 1941-1983) имел рост 185 см. В 1963 г. весил 181 кг, в 1966г. - 317 кг, 1976г. - 442 кг, в марте 1978 г. - 625 кг. Чтобы повернуть его на кровати, требовалось 13 человек.

Самый тяжелый живущий - Кент Николсон. Имеет вес 407 кг, объем груди 305 см, талии - 294 см, бедер - 178 см, шеи - 75 см.

Рекорды набора веса: Ион Бровер Миннока в 1981 году в госпитале Вашингтона в Сиэтле за 7 дней поправился на 91 кг.

Рекорды похудения. Уильям Кобб, борец, за 32 месяца похудел с 364 кг до 105.

Цирковая толстуха Челеста Гейер за 14 месяцев похудела с 251 кг до 69 кг.

Долгожители:

Самую длинную документально подтвержденную жизнь в 120 лет 237 дней прожил Шигечийо Изуми из Японии (1865 - 1986). В среднем 1 человек из 2 миллиардов 100 миллионов доживает до 115 лет. Среди долгожителей 20% мужчин.

Самое большое количество детей - 69! было у первой из двух жен Федора Васильева (наблюдения 1782 г.), крестьянина из деревни Шуя, 241 км от Москвы. Рожала 27 раз: 16 двоен, 7 троен, 4 четверни.

В настоящее время самое большое число детей имеет Леонтина Альбина (Чили, родилась в 1925 г.) В 1981 году (56 лет) родила пятьдесят пятого ребенка.

Рекорд числа новорожденных при одних родах принадлежит Джеральдине Бродрик (Австралия); в 1971 г. она родила 5 мальчиков и 4 девочек.


Наибольший вес ребенка при рождении (Италия, 1955 год). Мать - Сиг Кармелина Феделе, вес новорожденного 10,2 кг.

Наименьший вес ребенка - Мэриан Таггарт (1938-1983) родилась весом 283 г. и ростом 31см.

Самый быстрорастущий - Джеймс Уэйр (1819 - 1821) весил 50,8 кг в возрасте 13 месяцев, имел рост 101 см, объем талии 99 см.

Наследники: Адам Борнтрейгер (США, умер в 1984г.). В возрасте 96 лет имел 707 наследников: 11 детей, 115 внуков, 529 правнуков, 20 праправнуков.

Титул «самого превосходно сложенного мужчины» имеет А. Шварценнегер (Австрия, 1948 г.р.), рост 185, вес 107 кг, объем груди 145 см, объем бицепса 55,8 см.

Самая узкая талия ХХ века: Полер (1881-1939) и Эффель Грэнджер (1905 - 1982) имели объем талии 33 см.

Самая длинная шея у женщин Бирманского племени падаунг - до 40 см.

Самое большое число пальцев зафиксировано в Лондоне 16 сентября 1921 года. У мальчика было 14 пальцев на руках и 15 на ногах.

Наименьшее число пальцев у людей из племени вадомо в долине реки Замбези. «Страусиные люди» имеют по 2 пальца на ноге.

Самые длинные ногти имеет Шридхару Чиллару (1937 г.р.) Общая длина ногтей на левой руке 401,3 см (ноготь на большом пальце - 94 см)

Самая длинная борода Ганс Н. Лангсет (Норвегия 1846 - 1927) имел бороду длиной 5,33 м.

Икота. Чарльз Осборн (США, 1984) икал 65 лет. В июле 1986 г. икал 20-25 раз в минуту.

Чихание. Донна Гриффите (1969 г.р) чихала 977 дней.

Душевнобольная в возрасте 42 лет пожаловалась на боли в животе (1927). Было извлечено 2533 предмета, в том числе 947 булавок!

В 1980 г. Шакунтала Деви умножила два тринадцатизначных числа за 28 секунд.

Датчанин Виллем Клейн извлек квадратный корень 13 степени из числа из 100 цифр.



следующая страница >>