shkolageo.ru   1 2 3

Резюме

Миграционная политика подвергается критике с разных позиций. Сторонники политики привлечения иммигрантов исходят из долгосрочных экономических, демографических и политических интересов России, апеллируют к позитивным стратегическим проекциям. Их аргументация базируется, скорее, на перспективных вызовах и угрозах, нежели на современных, ("будет лучше, если…"). Их противники, более озабоченные социальными и этноконфессиональными последствиями миграций, являются сторонниками жесткой линии в области миграционной политики, рассматриваемой в контексте изоляционистской ориентации на русское/православное культурное ядро. Чувствительные к социально-культурным аспектам, они акцентируют внимание на сегодняшних вызовах и угрозах ("плохо, потому что…"), игнорируя проблемы завтрашнего дня. Парадокс в том, что правы и те, и другие: долгосрочные цели и задачи развития России, диктующие необходимость привлечения мигрантов, наталкиваются на объективные социокультурные ограничения.

Судя по результатам опроса Левада-Центра, среди россиян преобладает жесткое неприятие интеграции мигрантов в социум. Среди респондентов выделяется относительно немногочисленный контингент тех, кто «не относится отрицательно к притоку мигрантов» (28% респондентов). Однако 20% из них согласны с запрещением пребывания на территории города/района приезжих с Кавказа и 16% - приезжих из Средней Азии (еще 35 % не определились с ответом). Среди них также много выступающих против владения мигрантами собственностью, против доступа мигрантов на рынок труда – 22 % таких респондентов, вроде бы позитивно относящихся к мигрантам, против того, чтобы мигранты работали по найму, 30 % - против того, чтобы мигранты работали в бюджетной сфере. Их лояльность к мигрантам носит абстрактный характер27.

Похоже, что доля тех россиян, кто действительно настроен толерантно к мигрантам, не превышает 25% - это тот потенциал, на который можно опереться при проведении активной миграционной политики, кто готов поддержать политику интеграции иммигрантов28. Не внушает оптимизма и то, что на смену достаточно толерантной молодежи конца 1980-1990-х годов приходят совершенно другие когорты, социализированные в другом социокультурном контексте29.


Необходимость учета общественных настроений, особенностей общественного сознания, сложившейся институциональной структуры, не означает безусловного соподчинения миграционной политики, ее жесткой обусловленности вышеназванными внешними условиями. Изменения общественного сознания и институциональной структуры – процесс долгосрочный30. В то же время стоящие перед страной вызовы слишком серьезны, чтобы оттягивать непопулярные решения: в конце концов, «…политики, не имеющие четкой программы в области миграции, рискуют показаться лицемерами и потерять поддержку общественности, отдав политику в руки экстремистских групп давления»31.

Социальная политика, каковой и является миграционная политика, не может удовлетворить интересы всех заинтересованных групп и социальных слоев.. По справедливому замечанию Л.И. Якобсона, «успешная социальная политика – не «дама, приятная во всех отношениях», а комплекс мер, положительные последствия которых перевешивают отрицательные с точки зрения эффективности и справедливости. Находить баланс, разумеется, трудно, а если не замечать издержек… и противодействующих интересов…, то вообще невозможно»32. Тем не менее, другого выхода нет.

Конструирование эффективной политики интеграции, являющейся ключевым и, одновременно, наиболее уязвимым звеном политики в отношении иммигрантов, становится социально значимой проблемой, выходящей за рамки собственно миграционной политики.

И важно тщательно продумать политику интеграции иммигрантов, адаптации трудовых мигрантов (с учетом реальных, а не мифических интересов принимающего населения), борьбы с негативными проявлениями этнической дискриминации. Не откладывая решение этих насущных проблем в долгий ящик: распространенность социальных практик дискриминации иммигрантов, институализирующаяся этносоциальная стратификация, сегментация общества по этническому основанию, уже сегодня угрожают существованию российского общества.






Данный доклад опубликован при поддержке Европейского Союза.

Содержание публикации является предметом ответственности

Московского бюро по правам человека и не отражает точку зрения

Европейского Союза




1 Обзор оценок численности китайских граждан в России см.: Владимир Мукомель. Российские дискурсы о миграции // «Вестник общественного мнения», 2005, N 1; "Демоскоп", N 179-180, 22 ноября - 5 декабря 2004, http://demoscope.ru/weekly/2004/0179/s_map.php#1

Ноябрь 2005 г., выборка – 2100 человек. Половина респондентов негативно относятся к кавказцам, выходцам из Средней Азии, 55% полагают, что за последние годы число русских, разделяющих крайне националистические взгляды, увеличилось 53% опрошенных заявили, что в той или иной мере поддерживают лозунг «Россия для русских!», http://levada.ru/press/2005120801.html.

2 Левада Юрий. "Человек советский": четвертая волна. Рамки самоопределения // «Вестник общественного мнения», 2004, май-июнь, N 3 (71), с.10.

3 Формулировка вопроса: "Как Вы в целом относитесь к (национальность)?", ответы - "С раздражением, неприязнью" и "С недоверием, страхом".

4 Левада-Центр, ноябрь 2004. Выборка молодежи до 19 лет – 153 человека.

5 Любовь Борусяк. Патриотизм как ксенофобия (Результаты опроса молодых москвичей) http://www.polit.ru/research/2005/04/06/borusjak_print.html)

6 Левада-Центр, июль 2005, выборка – 2107 человек.


7 Доклад Председателя Правительства Российской Федерации М.Касьянова Президенту Российской Федерации В.В.Путину «О состоянии толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе», приложения 1, 2, http://www.tolerance..ru/fcp/hot_words/doklad-prav-01-04.html

8 В.Н. Титов, О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы) // "Социологические исследования", 2003, N 11, с.49.

9 Статья 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 7 декабря 1997 года N 2-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 19.06.2004 N 4-ФКЗ)

10 Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года N 314 (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

11 Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной миграционной службы» от  19 июля 2004 года N 928 (в ред. Указа Президента РФ от 06.10.2004 N 1285). В 1993-2000 г. ФМС России являлась самостоятельным ведомством исполнительной власти, в 2000 г. – передана в Миннац России, преобразованный в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Последнее ликвидировано в 2001 г. В 2002 г. ФМС России восстановлена в составе МВД России.

12 Ириада Семенова. Ваш паспорт, ФМС // "Российская газета", 2004, 9 октября, http://rg.ru/2004/10/09/chernenko.html

13 Ключевые проблемы в области миграционной политики Российской Федерации. (Экспертный опрос). ФМС, Центр стратегических исследований ПФО. М.: 2005, с.85-87

14 Как и внутриполитическим: после убийства в мае 2004 г. А.Кадырова и выборы нового Президента ЧР в сентябре 2004 г. резко возросло финансирование по статье «выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество лицам, покинувшим Чечню» – до 1106 млн. рублей против первоначальных 116,9 млн.рублей.


15 Относительно развито законодательство, регламентирующее права представителей коренных малочисленных народов, существенно слабее представлено законодательство, регулирующее права меньшинств; хотя Россия присоединилась к большинству универсальных многосторонних договоров и ряду региональных соглашений, регулирующих права меньшинств, отсутствует ясность, кого к ним относить.

16 Выступление генерала ФСБ В.Остроухова на специальной встрече ОБСЕ по вопросу взаимосвязи пропаганды расизма, ксенофобии и антисемитизма с преступлениями на почве ненависти (16-17 июня, Париж).

17 В настоящее время противоречащие федеральному законодательству нормы присутствуют в действующих законах Ставропольского края «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край» от 24 июня 2002 года N 27-КЗ (в ред. Закона СК от 17.05.2004 N 28-кз) и Краснодарского края «О мерах по предотвращению незаконной миграции в Краснодарский край» от 2 июля N 735-КЗ

18 Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 51), Приложение 1, п.2.8

19 Методика их разработки и принятия была такова, что федеральный центр и органы государственной власти регионов приходили к соглашению о совместном их финансировании.

20 Конституция Российской Федерации, Ст.72 ч.1 пп.б), м)

21 Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 51), Приложение 1, п.1.18.

22 Более подробно см.: Владимир Мукомель.. Национальная политика в регионах России: сравнительный анализ, позитивная практика // «Федерализм», 2004, N 3 (35).


23 В Астраханской области фестиваль «Астрахань многонациональная» проводится в течение девяти месяцев, а в Омской мероприятия VI областного фестиваля национальных культур «Единение» планируются на два года (2004-2005 гг.). В других регионах не менее ответственно подходят к делу.

24 И.Бедеров. Незаконная фамилия // "Новая газета", 2002, 11 июля

25 В соответствии с законодательством, могут образовываться местные, региональные и федеральные НКА. В настоящее время образовано 16 федеральных НКА, сотни региональных и тысячи местных.

26 То, что называется ФаНГО (“Phango”- фантомы, недействующие НПО), КоНГО («congo – Commercial NGO», инициированные коммерческими структурами для аккумуляции средств), МаНГО (“mango – Mafia like NGO”, существующие для прикрытия действий мафиозных структур и отмывания денег), ГоНГО (“gongo – Government NGO”, созданные сверху при поддержке и по решению властей).

27 Опрос Левада-Центра, июль 2005. П.М.Козыревой подмечено, что «когда абстрактная постановка вопроса заменяется конкретной, приверженность россиян толерантным взглядам нередко снижается и растет неприязнь или раздражение». (Козырева П.М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX-XXI веков.. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004, с.278).

28 По мнению П.М.Козыревой, доля лиц, придерживающихся толерантных взглядов, сравнительно небольшая – 26,4%. (Там же, с.287).

29 Лев Гудков, Борис Дубин. Своеобразие русского национализма // Pro et Contra, 2005, N 2 (29), с.18.

30 По замечанию Е.Ясина и А.Яковлева, «опыт XX столетия показывает, что для значимых изменений институциональной структуры, включая неформальные институты и социальные практики, даже при благоприятных обстоятельствах требуется как минимум 30-40 лет» [выделено авторами] - Е.Ясин, А.Яковлев. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики. Начало проекта.- М.: ГУ ВШЭ, 2004, с.37.


31 За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике, с.115-116

32 Якобсон Л.И. Институты социальной политики: от «мягкости» к достижимым изменениям // Модернизация экономики и выращивание институтов: в 2 кн. /Отв. ред. Е.Г. Ясин; Гос ун-т – высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005, Кн.2, с.10.



<< предыдущая страница