shkolageo.ru 1

Муниципальное образовательное учреждение


Имисская средняя общеобразовательная школа № 13


Урок в шестом классе по теме

«Питание животных»


Автор: учитель биологии

Баяндина Галина Петровна


с. Имисское

2008 г

Цель урока:


Закрепить знания о многообразии способов питания различных живых организмов.

Задачи урока:

1 Расширение знаний учащихся о различных способах питания живых организмов.

2. Изучение особенностей питания и пищеварения различных живых организмов.

3. Формирование умений работать с текстом, с муляжами, сравнивать объекты, находить между ними общее, обобщать изученное.

4.Развитие письменной и устной речи учащихся


Оборудование: «черный ящик» с двумя различными объектами (насекомое майский жук, лист комнатного растения); детский мяч; карточки с картинками и названиями животных; статьи о насекомоядных растениях; карточки с заданиями для игры «третий лишний»; словарные карточки со словами и таблицей; муляжи животных в разрезе (лягушка, рыба, птица, кролик).

Методика проведения урока: игра с элементами беседы, сообщения учащихся, элементы самостоятельной работы, методы исследовательской работы по домашнему заданию, игровые моменты, работа с дополнительной литературой, дифференцированная и индивидуальная работа по рабочей тетради.


Ход урока


  1. Введение.

-Могут ли животные питаться так же , как растения? Почему?

-Какой тип питания характерен для животных?

-Кто такие гетеротрофы?

-Какую энергию используют животные?

Посмотрите на доску и определите тему сегодняшнего урока. Какие задачи мы поставим на урок? Записываем тему в тетрадях.

На одной стороне доски-схемы, которые заполняются по ходу урока: типы питания и способы питания



II Повторение и обобщение материала

I
Игра «Третий лишний».

Два человека работают у доски, остальные по карточкам на местах . Проверка выполнения задания у доски и на местах.

Найдите лишнее понятие:


  1. соединительная ткань, проводящая ткань, мышечная ткань;

  2. желудок, сосуд, кишечник;

  3. зоб, сердце, пестик.

III Проверка письменной домашней работы.

Каждый ряд в классе готовит дома сочинение.

Первый ряд — путешествие старого листочка в организме дождевого червя.

Второй ряд — путешествие охапки сена по пищеварительной системе коровы.

Третий ряд — путешествие куска мяса в организме у собаки.

Некоторые учащиеся зачитывают свое домашнее сочинение.

IV. Игра «Черный ящик». Что находится в ящике.

1) Ворует нашу воду

И углекислый газ,

Ну как же быть народу,

Хочу спросить я вас?

(Лист комнатного растения.)

2) Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит—воет, Падает—землю роет. (Жук.)


Затем обсуждаем, как питаются эти живые организмы

V. Игра «Найди общее».

Найдите пары названий объектов растительного и животного мира, к которым можно подобрать одинаковые характеристики

Крапива-пчела. Росянка-паук. Осина-заяц. Повилика-аскарида.

Ребята должны отыскать, что связывает живые объекты. (Жалят; хищники; трясутся, паразиты.)

VI. Игра «Снежный ком».

Это капуста, которая всасывает воду своими корневыми волосками, которая идет по корням, по стеблю до листьев, в которых идет фотосинтез, который из углекислого газа и воды в| хлоропластах на свету образует, углеводы и выделяет углекислый газ.


Это трава, которую ест саранча. Это воробей, который ест саранчу, которая ест траву. Это сова, которая ест воробья, который ест саранчу, которая ест траву. Это лиса, которая ест сову, которая ест воробья, который ест саранчу, которая ест траву. Это блоха, которая ест лису, которая ест сову, которая ест воробья, который ест саранчу, которая ест траву (или: это жуки, которые» едят мертвую лису, которая ела сову, и т. д.)


VII. Физминутка с мячом.


Нужно дать определения биологических понятий. Учитель называет слово, и тот из ребят, кто знает, а может, весь класс, поднимается и становится рядом с партой. Мяч получает любой учащийся; если он дает неполный ответ, то может попросить помощь у любого из одноклассников, перебросив ему мяч. После правильного ответа ребята садятся, называется следующее слово и игра продолжается.


VIII. Работа с таблицей и схемой


1 На доске нарисована схема. Рядом лежат карточки с названиями животных. Учитель загадывает загадки о том или ином животном, ребята должны правильно ответить на загадку, найти нужную карточку и поместить в нужную графу схемы. Такая же схема лежит у каждого на парте (одновременно они работают и на местах).

2 В таблице были допущены грамматические ошибки, ребята должны их найти и исправить.




IX. Работа с дополнительной литературой.


Перед работой с таблицей желающие получили небольшие рассказы о растениях, питающихся насекомыми (росянке, непентесе, саррацении), с рисунками из дополнительных литературных источников.

Учащиеся докладывают свою информацию о растениях, затем ищут карточку с названием данного растения и помещают ее в соответствующую графу таблицы.

X. Самостоятельная работа.

Небольшая группа ребят работает по заданиям учебника


Индивидуальная работа по рабочей тетради ( вариант — задания 50, 47, 49; вариант потруднее — задания 48, 51, 52).

Закончить предложения:

Зеленые растения по способу питания…

Животные по способу питания…так как..

Для животных необходимо пищеварение, так как…

Проверка у некоторых учащихся задания .

XI. Итоги урока:

Выставляются оценки

Что вам понравилось на уроке?

Что вы поняли?

Что интересного для себя взяли?


XII. Домашняя работа:

Дополнить таблицу своими примерами; повторить словарь.