shkolageo.ru 1 2 3 4

Средняя общеобразовательная школа


с углубленным изучением английского языка №1226

Юго-Восточного административного округа г. Москва.


Экзаменационный реферат по Зарубежной литературе

На тему:











Выполнено:

Учеником 11 класса «Б»

Хазовым Ильей

Проверено:

Преподавателем

Нистратовой Оксаной Юрьевной.


Москва, 2002



Введение

Значение философии Ф. Ницше

Оглянитесь. Что вы видите? Мы все видим один и тот же мир… Да, он грязный, местами некрасивый, но он НАШ. Мы все вправе делать с ним все, что нам заблагорассудиться (в рамках приличного, конечно). Но, увы, несмотря на то, что это право у нас никто не отнимал, мы все- таки ничего с этим миром сделать не можем. Однако всегда есть исключения из правил, люди способные повлиять на мир, перевернуть его, потрясти основы бытия. Таким был великий философ Ф.Ницше. Вы только подумайте: один человек «сконструировал» путь для миллионов…

Великое наследие


1862:
В апреле стихотворение «Эрманарих» и три статьи: «Фатум и история», «Свобода воли и фатум», «О христианстве».

1864: Дипломная работа «DeTheognide Megarensi» (О Феогниде Мегарце).

1866: 18 января первый доклад Ницше в филологическом кружке на тему «Последняя редакция элегий Феогнида» (рукопись дана на прочтение Ричлю). В ноябре принимается за предложенную университетом конкурсную работу «De fontibus Diogenis Laertii» (Об источниках Диогена Лаэртского).

1867: Выход в свет в 22-м номере «Рейнского научного журнала» статьи Ницше «К истории феогнидовского гномологиума». Сочинение о Диогене Лаэртском удостаивается премии. Исследования текстов Демокрита.


1868: В 23-м номере «Рейнского научного журнала» публикуются первые две статьи из работы Ницше о Диогене Лаэртском. Вынашивает план диссертации на тему «Понятие органического со времён Канта». Резкая критика современной филологии.

1869: Третья и четвёртая статьи о Диогене Лаэртском в 24-м номере «Рейнского научного журнала». 13 февраля решением базельской университетской комиссии на основании рекомендации Ричля 24-летний Ницше утверждается в должности экстраординарного профессора классической филологии Базельского университета и преподавателем греческого языка в старших классах Педагогиума: без предварительной защиты кандидатской (Promotion) и докторской (Habilitation) диссертаций. 28 мая вступительная университетская речь: «О личности Гомера» (опубликована под заглавием «Гомер и классическая филология»).

1870: 18 января читает доклад «Греческая музыкальная драма» в Базельской библиотеке. 1 февраля там же второй доклад: «Сократ и трагедия», пересланный в Трибшен. В «Рейнском научном журнале» публикуется статья Ницше «Флорентийский трактат о Гомере и Гесиоде». 9 апреля назначается на должность ординарного профессора. Темы летнего и зимнего семестров: Софокл, «Царь Эдип»; Гесиод, «Труды и дни»; Метрика; Цицерон, «Academica». Знакомство и дружба с Францем Овербеком, профессором теологии. 15 июля — франко-прусская война. Ницше подаёт заявление с просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправиться на фронт, «в качестве солдата или санитара». Тяжелейшие потрясения на фронте. К концу октября возвращается в Базель и приступает к лекциям. Статья «Дионисическое мировоззрение», подаренная ко дню рождения Козиме Вагнер (разведшейся с Гансом фон Бюловом и обвенчавшейся с Вагнером).

1871: Набросок трагедии «Эмпедокл». Работа под «Рождением трагедии». Темы летнего и зимнего семинаров: Введение в изучение филологии; Введение в изучение платоновских диалогов; Введение в латинскую эпиграфику. В июне выход в свет маленькой брошюры «Сократ и греческая трагедия» (на правах рукописи), окончательная подготовка текста «Рождения трагедии».


1872: В первых числах января выход в свет «Рождения трагедии». С января до марта пять лекций на тему «О будущности наших образовательных учреждений». С 24 мая снова Базель. Темы летнего семинара: Эсхил, «Хоэфоры»; Доплатоновские философы. Бойкот студентами-филологами зимнего семестра на тему «Греческая и римская риторика».

1876: Темы летнего семестра: Доплатоновские философы; О жизни и учении Платона (по семинару: Гесиод). В начале июля выход в свет четвёртого «Несвоевременного». Начало работы над афоризмами к «Человеческому, слишком человеческому».

1877: Работа над «Человеческим, слишком человеческим». Тема зимнего семестра: Религиозные антикварные предметы греков (по семинару: Эсхил, «Хоэфоры»).

1878: Темы летнего семестра: Гесиод, «Труды и дни»; Платон, «Апология Сократа» (зимой: Греческие лирики; Введение в платоноведение; Фукидид). В конце апреля выход в свет «Человеческого, слишком человеческого». Работа урывками над «Смешанными мнениями и изречениями».

1879: В середине марта выход в свет «Смешанных мнений и изречений». К Пасхе распродано только 120 экземпляров «Человеческого, слишком человеческого». 2 мая обращается к регирунгс-президенту Базеля с просьбой об отставке по состоянию здоровья. Просьба удовлетворена 14 июня с назначением ежегодной пенсии в 3000 франков. Прощание с Базелем и начало скитальческой жизни. Работа над «Странником и его тенью». В декабре выход в свет «Странника и его тени».

1880: Работа над «Утренней зарёй». «Теперь моё сочинительство полностью нацелено на то, чтобы добиться идеального мансардного одиночества, в котором все необходимые и простейшие требования моей натуры, воспитанные во мне множеством страданий, получат свои права» (Овербеку, в ноябре).

1881: 25 января рукопись «Утренней зари» отсылается П. Гасту с просьбой переписать её набело. Работа над корректурой «Утренней зари». Но затем работа быстро угасает. С середины декабря начинает работу над продолжением «Утренней зари» (будущей «Весёлой наукой»).


1882: С 18 мая в Наумбурге. Пишет стихотворный цикл «Идиллии из Мессины» и дорабатывает «Весёлую науку». В последних числах августа выход в свет «Весёлой науки».

1883: 1-я часть «Так говорил Заратустра». С 18 июня и уже до сентября в Сильс-Мария. 2-я часть «Так говорил Заратустра».

1884:В январе З-я часть «Так говорил Заратустра». Многочисленные поэтические пробы. «Голова моя полна резвейших песен из когда-либо пробегавших через голову лирика»

1885: Завершение 4-й части «Так говорил Заратустра». Работа над «По ту сторону добра и зла»

1886:Тщетные переговоры с издателями об издании «По ту сторону добра и зла» и вынужденное решение издать книгу за свой счёт. С начала июля выход в свет «По ту сторону добра и зла». Новые издания «Рождения трагедии» (с «Опытом самокритики») и обоих томов «Человеческого, слишком человеческого» (с новыми предисловиями). Рецензия И. В. Видмана на «По ту сторону добра и зла» в бернском «Бунде». Подготовка новых изданий «Утренней зари» и «Весёлой науки». С 22 октября работа над пятой книгой «Весёлой науки».

1887:С 21 сентября по 21 октября — Венеция; правка с П. Гастом корректуры «Генеалогии морали». Выход в свет «Генеалогии морали».

1888: Работа над «Дионисовыми дифирамбами». С конца августа (и уже до конца) необыкновенный взрыв эйфории: пишет «Сумерки идолов» и почти параллельно «Антихриста». Выход в свет «Казуса Вагнер». Правка (с помощью Гаста) корректуры «Сумерек идолов» и «Антихриста». 15 октября (в день своего рождения) начинает работу над «Ecce Homo» и завершает рукопись 4 ноября. Выход в свет «Сумерек идолов. Работа над «Ницше contra Вагнер»: «Это по существу характеристика антиподов, в которой я использую ряд отрывков из моих старых сочинений и даю таким образом весьма серьёзный эквивалент к „Казусу Вагнер"» (Гасту, 16 декабря).Первые явные признаки душевного расстройства.


1889:1 января. Посвящение «Дионисовых дифирамбов» французскому поэту Катюлю Мендесу: 2 января. Отказ от публикации «Ницше contra Вагнер3 января. Апоплексический удар на улице и окончательное помрачение.

1891: Первое вмешательство Э. Фёрстер-Ницше в издание сочинений Ницше: она препятствует опубликованию 4-й части «Заратустры» (в основном из-за «Праздника осла»).

1900:25 августа в полдень: смерть Фридриха Ницше.

И это еще не полный список опубликованных им работ. Заслуживает уважения, не правда ли? Творчество Ницше подтолкнуло человечество к приосмыслению понятия «культура». Многие его идеи стали «катализатором» для создания целых философских течений, например, экзистенционализма, который в дальнейшем повлиял на литературу, живопись и просто общественное мышление. Ницше - одна из глобальных фигур XX века. Его идеи живы и сегодня в веке XXI. Поэтому я посчитал важным проанализировать то, насколько глубоко Ницше повлиял на современный нам мир.


Сведения биографического характера


Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой, - поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром". Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.

"Я ПЫТАЛСЯ ОТРИЦАТЬ ВСЕ, НО , УВЫ! КАК ЛЕГКО РАЗРУШАТЬ И КАК ТРУДНО СОЗИДАТЬ!"



Ницше ничего не утверждает: он даже осуждает поспешное суждение о важных предметах. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.

В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Жизнь послала ему самое горькое одиночество-одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду- его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.

Он решает кончать университет в Лейпциге.


"ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, ЧТО ОН МОСТ, А НЕ ЦЕЛЬ; И В ЛЮБВИ В НЕМ ДОСТОЙНО ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН ПЕРЕХОД И УНИЧТОЖЕНИЕ.

Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО НЕ УМЕЕТ ЖИТЬ ИНАЧЕ, КРОМЕ КАК ВО ИМЯ СОБСТВЕННОЙ ГИБЕЛИ, ИБО ОН ИДЕТ ПО МОСТУ."


Шопенгауэр (29) безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом.


"ЧЕГО МЫ ИЩЕМ? ПОКОЯ, СЧАСТЬЯ? НЕТ, ТОЛЬКО ОДНУ ИСТИНУ, КАК БЫ УЖАСНА И ОТВРАТИТЕЛЬНА ОНА НИ БЫЛА".


Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся : у него есть учитель! Ницше любил успех и переживал его с чувством самого простого тщеславия, в котором сознавался сам.

В противоположность другим ученым, он хочет писать в самом глубоком, классическом значении этого слова.

Прусская армия в 1867 г. зачислила его в артиллерийский полк, квартировавший в Наумбурге.

В октябре он переезжает в Лейпциг. Вскоре он открывает себе нового гения - Рихарда Вагнера (5).

В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессора базельского университета. Ежедневные занятия непрестанная сосредоточенность мысли на определенных научных вопросах отрицательно действует на остроту восприятия ума и кладут свой отпечаток на философское понимание вещей.


В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем и Трибшеном, где живет Вагнер.

Война преобразила его, и он восхваляет ее: она будит человеческую энергию, тревожит уснувшие умы, она заставляет искать цели слишком жестокой жизни в идеальном строе, в царстве красоты и чувства долга.


"ВОЙНА СОЗДАЛА РАБСТВО; В СТРАДАНИИ И ТРАГЕДИИ ЛЮДИ СОЗДАЛИ КРАСОТУ; НАДО ИХ ГЛУБЖЕ ПОГРУЗИТЬ В СТРАДАНИЕ И ТРАГЕДИЮ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬ В ЛЮДЯХ ЧУВСТВО КРАСОТЫ".


С 1876 г. и всю жизнь страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.

В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни.

Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его "человеком, умершим для науки".

У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все-таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.

Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд, мы видим прославление зла, силы, жестокости, но только на первый взгляд.

Погибший интеллект спасти было нельзя.

Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г..


Основная часть


Роль Ницше в формировании Теории о Субкультуре

Даже в античной культуре, которая казалась многим исследователям однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.


Вопрос этот был детально проанализирован Фридрихом Ницше. По Ницше, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы. Этот мир, в принципе, непонятный для человека и хаотический; законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы. Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру. Орудие Диониса – опьянение, которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений. Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, что значение дионисийских оргий - в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии. "Неопровержимое предание утверждает, что греческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течение довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис". Страдания Диониса, по Ницше, это страдания бога - то есть существа высшего порядка, "единого существа мира", "на себе испытывающего страдания индивидуации", запутанного в сети индивидуальной воли. Ведь, по преданию, Дионис был разорван титанами, "при этом намекается, что это раздробление, представляющее дионисийское страдание, по существу,подобно превращению в воздух,воду, землю и огонь, что, следовательно, мы должны рассматривать состояние индивидуации как источник и первооснову всякого страдания, как нечто само по себе достойное осуждения".



следующая страница >>