shkolageo.ru 1 2 ... 6 7


С Т Е Н О Г Р А М М А


парламентских слушаний на тему
«Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса Российской Федерации»



16 февраля 2012 года


В.А. Озеров

Уважаемые Валентина Ивановна, Дмитрий Олегович! Уважаемые коллеги, друзья! Актуальность проводимых сегодня Советом Федерации парламентских слушаний на тему "Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса Российской Федерации" не вызывает сомнений.

Оборонно-промышленный комплекс – это один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, локомотив социально-экономического развития нашей страны, надежный гарант сохранения и приумножения научного, творческого и людского потенциала нашей страны.

Сегодня в парламентских слушаниях принимают участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Правительства, Администрации Президента Российской Федерации, Общественной и Счетной палат, руководители предприятий, ученые, представители общественных организаций, работники средств массовой информации. Очень приятно, что на наших слушаниях присутствуют представители 57 субъектов Российской Федерации.

Уважаемые коллеги, предлагается следующий порядок нашей работы: доклад – до 20 минут, выступление (за исключением исполняющего обязанности Министра промышленности и торговли) – до 7 минут, парламентские слушания провести без перерыва в течение двух с половиной часов. Замечания будут по регламенту? Нет.

Тогда я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в раздаточных материалах у каждого из вас есть рекомендации парламентских слушаний. Мы их сегодня примем за основу, доработаем с учетом поступивших замечаний и предложений. Поэтому я бы просил всех, кто будет выходить на трибуну, кто может, направить записки в секретариат наших парламентских слушаний, внести свои предложения и замечания.


А сейчас я с удовольствием предоставляю слово для выступления Председателю Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко.

Валентина Ивановна, пожалуйста.

В.И. Матвиенко

Спасибо.

Уважаемый Дмитрий Олегович! Уважаемые коллеги, участники слушаний! Мы в Совете Федерации не впервые обсуждаем вопросы военно-промышленного комплекса. Но сегодняшние слушания, мне кажется, как никогда актуальны. Правительство Российской Федерации планирует до 1 марта утвердить программу развития военно-промышленного комплекса, и наша палата также должна сформулировать свою позицию, высказать точку зрения по этому вопросу, так как мало найдется регионов, где бы не имелось оборонных предприятий и других объектов ВПК. Естественно, мы, сенаторы, и палата в целом должны также понимать, как будет развиваться ВПК.

Не менее важен и другой аспект – внешнеполитический. То, что фактор военной мощи по-прежнему продолжает играть первостепенную роль в мировой политике, уже давно не вызывает сомнений. Если в первой половине 90-х годов еще были какие-то иллюзии на этот счет, то они уже давно развеялись. Более того, в последние годы наметилась тенденция к расширению использования силы или угрозы ее применения в международной политике. Отчетливо видно стремление ряда государств достичь превосходства в военной сфере. Это серьезный вызов нашей национальной безопасности, и Российское государство обязано дать на него адекватный ответ.

Мы должны осуществить такие меры, которые надежно гарантируют право российского народа на мирную жизнь, гарантируют наш статус действительно суверенного государства, которое способно проводить полностью самостоятельную внешнюю политику, отвечающую нашим, российским, а не чьим-то еще стратегическим интересам.

Материальная основа военной мощи Российской Федерации – это ее военно-промышленный комплекс. Это не только наука, технологии, производство, кадры, управление, это также сотни тысяч рабочих мест, благополучие больших и малых городов, поселков. Может быть, ВПК и не государство в государстве, но то, что он представляет собой сложнейший социально-экономический организм, имеющий свою специфику, несомненно.


Если мы хотим иметь вооружение, которое соответствует современным требованиям ведения вооруженной борьбы, мы должны серьезно заняться переоборудованием самого оборонно-промышленного комплекса. Здесь критически важная точка – обеспечение обороноспособности страны.

Мы реформируем и модернизируем военно-промышленный комплекс на протяжении многих лет. Вложены гигантские государственные средства. Определенные результаты, безусловно, достигнуты, но по меркам, которые диктует современная международная обстановка, этого явно недостаточно. Слов заверений больше, чем конкретных дел. Реальные подвижки будут только тогда, когда мы создадим вполне современный высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс. Это задача задач. Вот почему цель наших парламентских слушаний я вижу прежде всего в определении законодательных, других правовых мер, которые необходимо принять для успешной модернизации военно-промышленного комплекса России.

Понятно, что это не разовая акция, это серьезная, вдумчивая работа на достаточно продолжительный период времени. В ней необходимо задействовать весь потенциал профильных комитетов Совета Федерации, Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития ОПК, который создан в Совете Федерации.

К сегодняшним слушаниям Экспертный совет подготовил обстоятельный доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность в сфере ОПК. Он у вас, участников слушаний, имеется, вы можете с ним ознакомиться.

Сразу же хочу обратить ваше внимание на одну важную проблему. В российском законодательстве (может быть, кому-то это покажется не столь значительным, но я считаю, с этого все начинается) вообще отсутствуют понятия "военно-промышленный комплекс", "оборонно-промышленный комплекс". Сами комплексы есть, а соответствующей терминологии в правовой сфере нет. Как говорится, невероятно, но факт.

Считаю, что для придания необходимого импульса процессу модернизации ВПК нам необходимо начать с азов: закрепить и раскрыть эти понятия в российском законодательстве. Без этого любые меры будут малоэффективны.


Следующий момент. Я неоднократно бывала на оборонных предприятиях Санкт-Петербурга, других городов. Буквально вчера в Дагестане посетила одно из них – прославленное предприятие "Дагдизель", которое на протяжении длительного периода истории производило самое современное вооружение для Военно-Морского Флота. Честно говоря, впечатление плачевное.

И вот по итогам всех этих посещений можно сказать, что ключевые проблемы у предприятий оборонно-промышленного комплекса общие. Для их решения мы должны сосредоточиться, на мой взгляд, на следующих узловых моментах.

Во-первых, велик уровень технологического отставания нашей оборонной промышленности от ведущих индустриальных держав. Моральное и физическое старение технологий, оборудования, выпускаемой продукции остановить до сих пор не удалось. На предприятиях ОПК используется оборудование, выпущенное в 70-х годах прошлого века. На ряде предприятий его износ достигает 80 процентов.

Наша станкостроительная промышленность не может в полном объеме обеспечить предприятия "оборонки" даже металлорежущим инструментом. Если по каким-то причинам его поставки из-за рубежа прекратятся, в оборонной промышленности может возникнуть просто коллапс.

Слабо развита собственная элементная база. Неудачи последних лет в создании ракетной техники это наглядно продемонстрировали.

Полагаю, что стратегическое решение этих проблем требует проведения активной государственной промышленной политики, охватывающей весь комплекс возникших проблем.

Во-вторых, притчей во языцех стал государственный оборонный заказ. На этом поле идут настоящие сражения между Минобороны и предприятиями оборонной промышленности. Такое впечатление, что участники "битвы" забывают о главном – о том, что деньги, которыми они распоряжаются, к ним не свалились с неба. Это деньги налогоплательщиков, это деньги наших граждан. Эти деньги вынуждены подчас забирать из других сфер, для которых они тоже были бы не лишними, в том числе и для социальной сферы. Поэтому граждане вправе требовать и от ОПК, и от Минобороны, чтобы отпущенные им финансовые ресурсы использовались строго по назначению и максимально эффективно.


Отношения, сложившиеся между заказчиками и производителями, этому не способствуют. В основе возникших разногласий – вопросы, проблемы, которые накапливались годами. И лучше их решать не в режиме полемики, "перетягивания каната", а в режиме диалога, и находить договоренности, решать, руководствуясь стремлением к выработке мер, которые обеспечивают создание должного уровня обороноспособности в приемлемые, необходимые сроки в рамках посильных для страны расходов на оборону и при минимальной зависимости страны в этой сфере от поставок извне.

Все мы понимаем, что новое оружие становится все более дорогим, что цена зависит от уровня тактико-технических требований, от объема нового вооружения, от многих других факторов. Тем более важно разрешать возникающие проблемы на основе четких норм по проектированию, обоснованию и размещению государственного оборонного заказа с учетом всей специфики производства оружия и военной техники. Здесь не должно быть никакого волюнтаризма. Необходимо развернуть подготовку таких норм, вести эту работу без промедления.

По мнению экспертов, существующая бюджетная классификация оборонных расходов имеет низкий уровень прозрачности. Ситуация усугубляется и тем, что у нас пока нет контрактного права, а есть ведомственные нужды. Это затрудняет контроль за эффективностью государственных расходов.

В общем, вопросов накопилось немало. Их решение потребует, конечно же, времени, хотя его уже нет. Считаю, что в такой ситуации было бы принципиально важно ввести персональную ответственность за результаты реализации программ вооружения, выполнения пунктов государственного оборонного заказа. В этой важнейшей стратегической сфере не должно быть места обезличке, размыванию ответственности.

В-третьих, подлинная беда "оборонки" – нехватка профессиональных кадров. Нам необходимо восстановить систему их непрерывной подготовки для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Для создания вооружений не хватает десятков тысяч квалифицированных рабочих, грамотных конструкторов, инженеров. Средний возраст работающих на предприятиях ОПК – 50 лет. Однако мы не можем серьезно говорить о притоке молодых кадров, пока средняя зарплата в оборонной отрасли будет в пределах 20 тыс. рублей.


Дает о себе знать и то, что в стране упал уровень политехнического образования. Решением проблемы должно стать возрождение системы профессионально-технического образования, среднего профессионального образования и, конечно, высшего. Также нужно восстанавливать и систему профориентации в образовательных учреждениях. Не секрет, что в управленческих структурах в сфере ОПК всё меньше специалистов с техническим образованием, всё больше менеджеров, специалистов по финансовым потокам, маркетингу и прочее. Понятно, что в рыночной экономике без финансовых, экономических менеджеров не обойтись. Вместе с тем закономерно встает вопрос о балансе инженеров и менеджеров с точки зрения обеспечения оптимальности управления оборонными предприятиями и в целом ОПК. Думаю, настало время внимательно проанализировать накопленный опыт, выработать оптимальные схемы управления.

Военно-промышленный комплекс – это сфера, которая в особенно большой степени зависит от научно-технического прогресса. Собственно, она сама его в значительной мере генерирует. А истоки научно-технического прогресса сегодня – в университетах, в академических институтах. Те из них, которые традиционно работают на ОПК, столкнулись уже с дефицитом абитуриентов, желающих осваивать соответствующие специальности. Прошлой осенью недобор студентов по специальностям, нужным предприятиям ОПК, ракетно-космической отрасли, составил в среднем по России около 40 процентов. Если вдуматься, идет кадровое обескровливание важнейшего сектора экономики.

Одним из путей решения проблемы может стать специальный федеральный закон о целевой контрактной подготовке кадров для ОПК. Давайте обсудим эту возможность также в ходе наших парламентских слушаний.

Попутно замечу, что следует в целом в школах, на телевидении, в прессе развернуть пропаганду инженерных профессий, привлечь к этому в том числе и мастеров культуры. Представители старшего и среднего поколения наверняка помнят замечательный фильм Ромма "Девять дней одного года". Он сразу сделал популярными физику и физиков. Сейчас тоже нужно что-то столь же сильное, может быть, в рамках в том числе социального заказа государства.


В решении всех названных вопросов требуется объединение усилий бизнеса, общества. Все мы видим, какое большое внимание уделяет руководство страны проблемам модернизации Вооруженных Сил, оборонно-промышленного комплекса.

С приходом Дмитрия Олеговича Рогозина в Правительство на пост вице-премьера, председателя Военно-промышленной комиссии ее деятельность заметно активизировалась. В последнее время все чаще высказывается мнение о целесообразности расширения ее полномочий. Полагаю, нам следует сегодня обсудить также этот вопрос, принимая во внимание сложность и масштаб стоящих перед ней задач.

В заключение хочу напомнить слова одного известного государственного деятеля: "Воля к победе – это вопрос тренировки. Способ победы – это вопрос чести". Сегодня для нас способ победы и, следовательно, вопрос чести – технологическая модернизация военно-промышленного комплекса, потому что здесь ключ к надежной обороноспособности государства.

Благодарю вас за внимание и приглашаю всех к обсуждению.

В.А. Озеров

Спасибо, Валентина Ивановна. Я думаю, своим выступлением Вы всем участникам парламентских слушаний показали пример конкретики и глубины анализа. И я думаю, что этот настрой сохранится в ходе парламентских слушаний.

А теперь слово для доклада предоставляется Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, председателю Военно-промышленной комиссии Российской Федерации при Правительстве России Дмитрию Олеговичу Рогозину.

Дмитрий Олегович, пожалуйста.

Д.О. РОГОЗИН

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые коллеги! Во-первых, большое спасибо за приглашение в Совет Федерации, за эту возможность изложить наши взгляды, дать информацию о ходе исполнения государственного оборонного заказа, государственной программы вооружения перед столь авторитетной аудиторией.

Мы тоже пришли своей командой, с которой мы работаем даже не в еженедельном, а в ежедневном режиме. Здесь присутствуют исполняющий обязанности Министра промышленности и торговли Мантуров Денис Валентинович, и руководитель Роскосмоса Владимир Александрович Поповкин, и руководитель "Росатома" Кириенко Сергей Владиленович, и первый заместитель Министра обороны Сухоруков Александр Петрович, и многие-многие другие мои коллеги, товарищи, с которыми, я думаю, вы сегодня сможете познакомиться ближе и которые смогут получить возможность выступить со своим видением того, как решать проблемы, с которыми мы столкнулись в этой уникальной ситуации, когда Родина выделила большие деньги на модернизацию всего нашего оборонно-промышленного комплекса, на оснащение всем необходимым и самым современным наших Вооруженных Сил, – вопрос состоит в том, насколько мы готовы к тому, чтобы реализовать намеченные планы, сделать всё в срок и действительно качественно.


В своем выступлении я кратко расскажу о том, что на сегодняшний день представляет собой наш оборонно-промышленный комплекс, обрисую основные задачи и затем более подробно остановлюсь на проблематике гособоронзаказа, Федеральной целевой программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года" и основных задачах Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, председателем которой я являюсь.

Вначале коротко о Военно-промышленной комиссии. Это постоянно действующий орган, который осуществляет организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также по вопросам военно-технического обеспечения обороны страны и безопасности государства. В комиссию, в частности, входят министры: обороны, финансов, промышленности и торговли, экономического развития, начальник Генерального штаба и другие руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций. При Военно-промышленной комиссии работает научно-технический совет, а также рабочая группа по вопросам обеспечения выполнения заданий гособоронзаказа.

Немного статистики по оборонно-промышленному комплексу. В настоящее время в список сводного реестра организаций ОПК включены 1353 организации, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации. В них трудятся около 2 миллионов человек, из них более 1 миллиона 300 тысяч работают в восьми оборонных отраслях промышленности.

В последние годы проводилась структурная реформа ОПК, направленная на концентрацию технологических, производственных, финансовых и кадровых ресурсов "оборонки". Эта работа сейчас уже на стадии завершения в соответствии с утвержденными нашей Военно-промышленной комиссией планами-графиками и стратегиями развития отраслей оборонно-промышленного комплекса.

Кстати говоря, активизируя работу ВПК, мы сейчас начали проводить по конкретным направлениям развития наших Вооруженных Сил конференции, встречи, "мозговые штурмы", связанные с тем, чтобы попытаться посмотреть за горизонт, увидеть облик Военно-Морского Флота, Войск воздушно-космической обороны, Военно-воздушных сил, электроники, элементной базы, не завтра, не послезавтра, а лет на 30, не меньше, вперед. Только так мы сможем действительно найти возможность не догонять потенциального супостата, а действительно выйти ему наперерез кратчайшим путем.


К началу 2012 года в оборонно-промышленном комплексе сформировано 55 интегрированных структур, вобравших в себя основной научно-промышленный потенциал страны. Они выпускают более 60 процентов всей продукции.

К 2020 году должен быть сформирован новый, конкурентоспособный облик ОПК, который будет включать около 40 крупных научно-производственных компаний, способных к саморазвитию, профессионализму, эффективному управлению активами, которые будут обеспечивать выполнение государственной программы вооружения и активно позиционировать себя на российском и (это тоже хотел бы подчеркнуть, важно) на международном рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Среднемесячная заработная плата, то, о чем только что говорила Валентина Ивановна Матвиенко, по итогам 2011 года оценивается в размере около 25 тыс. рублей, в том числе на промышленных предприятиях – 21 тыс. рублей, а в научных организациях – более 32 тыс. рублей. Средний возраст работников организаций ОПК – около 46 лет в промышленности и 48 лет в научной сфере.

Но этим цифрам верить до конца нельзя по одной простой причине: это так называемая средняя температура по больнице. То есть, по сути дела, эти цифры (средний возраст работников) в промышленности и в научных организациях складываются из возраста тех самых наших великих стариков, которые по-прежнему преданы производству и науке и остались, несмотря на все эти 20 лет последних недофинансирования этих направлений, на производстве и в лабораториях, и возраста молодежи, которая только сейчас начинает прибывать по окончании высших учебных заведений. А вот людей среднего возраста у нас ни в военной науке, ни на предприятиях промышленности как не было, так и нет, как будто корова языком слизнула, все ушли в бизнес в основном, потеряв интерес к работе. Это в основном те люди, которые оказались в начале 90-х годов в самом активном возрасте, то есть по окончании вузов, по окончании специализированных учреждений.

Принимаемые меры по повышению технической оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации, рост государственного оборонного заказа привели к увеличению доли военной продукции в общих объемах производства военно-промышленного комплекса.


В последние годы доля военной продукции составила около 67 процентов. Почти треть этой продукции выпускается на экспорт по линии военно-технического сотрудничества, а остальное производится в интересах гражданской сферы экономики, в том числе с использованием технологий военного назначения.

В 2011 году в целом по ОПК рост инвестиций за счет всех источников финансирования составил 116 процентов по сравнению с прошлым годом. Их основной объем, это около 75 процентов, направляется на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного, на модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового испытательного оборудования для создания новых производственных мощностей. Особо отмечу, что темпы экономического роста в оборонно-промышленном комплексе существенно превышают общепромышленные.

Так, например, в 2009–2011 годах в ОПК объем промышленной продукции возрос почти в 1,3 раза. Производительность труда за этот период увеличилась почти в 1,6 раза. Значительная часть оборонных предприятий и организаций обладает серьезным ресурсом развития. На многих ведутся перспективные разработки, выпускается продукция, которая заслуженно пользуется высоким спросом на мировом рынке вооружений. Предпринимаются меры по укреплению кадрового и научно-производственного потенциала, благодаря которым замедлилась тенденция к сокращению численности работающих в ОПК.

Существенное влияние на состояние предприятий ОПК оказывает загруженность их производственных мощностей заказами на производство вооружений, военной и специальной техники. Планируется увеличение по годам объема заказов на разработку, ремонт и особенно закупку вооружений, военной и специальной техники.

Для Минобороны России в 2012 году, в нынешнем году, объем государственного оборонного заказа на выполнение НИОКР, закупок и ремонта вооружений, военной и специальной техники составляет более 880 млрд. рублей, в том числе за счет привлечения на сумму около 176 млрд. рублей кредитных средств, которые получаются исполнителями контрактов под государственные гарантии Российской Федерации.


Объем ассигнований, предусмотренных на эти цели, в нынешнем году на 21 процент превышает объем прошлого года. Объем 2013 года будет превышать объем прошлого года уже более чем на 71 процент, а объем 2014 года будет превышать его более чем в два раза, то есть почти на 110 процентов.

Всего на развитие оборонно-промышленного комплекса и обеспечение выполнения предприятиями госпрограммы вооружения в рамках гособоронзаказа в течение трех лет будет направлено 354 млрд. рублей государственных капитальных вложений. Это почти в три раза больше, чем за период с 2008 по 2011 год.

Хочу отметить, что в результате наших совместных энергичных усилий вчера, 15 февраля, проект Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года" был внесен в Правительство и по Регламенту должен быть рассмотрен в двухнедельный срок. Это чрезвычайно важная ФЦП, которая предполагает выделение до 3 трлн. рублей на модернизацию всех наших производственных мощностей.

Актуальность данной программы обусловлена наличием системной проблемы – неготовностью военной науки и промышленности к решению в полном объеме задач по созданию вооружений, военной и специальной техники, обладающих необходимыми показателями качества и надежности, отвечающих заданиям госпрограммы вооружения.

Новая ФЦП нацелена на обеспечение производственно-технологической готовности организаций ОПК разрабатывать и производить конкурентоспособные образцы, на обеспечение реализации комплексного плана военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Это всегда было нашей визитной карточкой – очень гармоничное сочетание качества и цены. Поэтому именно этот критерий должен быть заложен и в приоритеты, основные цели развития нашей "оборонки" на предстоящие годы.

На сегодняшний день мне еженедельно предоставляют обновленную информацию, отчеты государственных заказчиков о ходе размещения задания гособоронзаказа на текущий год. Напомню, что в прошлом году, по состоянию на конец апреля, Минобороны заключило контрактов на 60 процентов от гособоронзаказа. При этом наиболее проблемными стали вопросы по дорогостоящим контрактам, а также заключение контрактов по новым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам.


Если сравнивать с прошлым годом, то пока я бы сделал очень осторожный вывод об улучшении ситуации с реализацией гособоронзаказа и с перечислением финансовых средств предприятиям и организациям – исполнителям гособоронзаказа в этом году. Так, если в прошлом году, по состоянию на 1 марта, Министерством обороны было перечислено предприятиям ОПК чуть более 100 млрд. рублей, то в этом году, уже по состоянию на 14 февраля, перечислено в два раза больше. Намерен продолжить личный мониторинг ситуации с участием госзаказчиков и оборонной промышленности.

Объем гособоронзаказа на 2011 год для Минобороны России в части выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупок и ремонта вооружений, военной и специальной техники составил около 750 млрд. рублей. Сюда входит около 170 млрд. рублей кредитных средств, которые получаются исполнителями контрактов под госгарантии.

По мнению военного ведомства, основной причиной задержки размещения гособоронзаказа явилась задержка представления организациями ОПК расчетных калькуляционных материалов, необходимых для обоснования цены на военную продукцию. Кроме того, не исполнены договорные обязательства по 84 государственным контрактам на общую сумму 42 млрд. рублей.

Безусловно, требует принятия самых жестких дополнительных мер и вопрос повышения качества производимых образцов вооружения, военной техники. По данным Министерства обороны России, количество рекламаций в прошлом году выросло почти на 30 процентов по сравнению с 2010 годом. И необходимые поручения по данному вопросу даны и Минпромторгу России, и Минобороны России, и Роскосмосу.

Для коренного пересмотра сложившейся ситуации по поручению Президента Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гособоронзаказе". В ближайшее время (речь идет на самом деле уже о неделях, может быть, даже о днях) Правительство Российской Федерации рассмотрит данный законопроект для последующего внесения в установленном порядке в палаты Федерального Собрания. В нем охвачен весь цикл закупок для федеральных государственных нужд в области обороны и безопасности.


Что хотел бы подчеркнуть здесь отдельно? Впервые на законодательном уровне устанавливается государственное регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу. Также уточняются обязанности участников в формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа (как заказчика, так и головного исполнителя), в том числе с целью повышения их ответственности на всех этапах прохождения гособоронзаказа. Устанавливается ответственность заказчика за срыв сроков размещения гособоронзаказа.

И еще один важный момент, который я хотел бы отразить в своем выступлении. Мы надеемся, конечно, на самое тесное сотрудничество с Советом Федерации в вопросе определения норм права, порядка формирования цен на НИОКР, работы по ремонту, авторскому и техническому надзору, сервисному обслуживанию и проведению испытаний вооружений и военной техники, на законодательное обеспечение новых подходов к этому вопросу, чтобы такого рода работа шла максимально транспарентно. И в этом плане мы будем действовать по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в том, что касается создания федеральной контрактной системы. Совершенствование Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также принятие одного еще очень, я бы сказал даже, чрезвычайно важного закона (он будет называться "О фонде перспективных исследований "Национальная безопасность и развитие"), проект которого уже разработан нами. Данный фонд, инициатива создания которого принадлежит Президенту Российской Федерации, должен действовать в целях заказа и сопровождения прорывных, высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создания технологий производства продукции двойного назначения. Он будет работать в связке с госпрограммой фундаментальных поисковых научных исследований в области обеспечения безопасности обороны. И этот проект фактически уже разработан сейчас научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии. И в ближайшее время мы привлечем к работе по данному проекту и Российскую академию наук, и высшую школу. Недавно мы проводили заседание совместно с президиумом Сибирского отделения Российской академии наук. Мы максимально пытаемся привлечь фундаментальную науку к текущим задачам нашей прикладной военной науки, и мы это сделаем.


Рассчитываю, коллеги, на вашу поддержку в том, что касается налаживания обратной связи между Военно-промышленной комиссией и регионами.

Комплексному подходу к совершенствованию необходимой нормативно-правовой базы должна способствовать и созданная на днях Комиссия Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций ОПК Российской Федерации. Я просил бы здесь, Валентина Ивановна, подумать, чтобы, может быть, аналогичная работа была проведена и в Совете Федерации, и от Совета Федерации, помимо Комитета по обороне и безопасности, с которым мы очень тесно сотрудничаем, также, может быть, была дополнительная концентрация усилий на поддержку той работы, которая предполагается в рамках Военно-промышленной комиссии.

Уважаемые коллеги, в своем выступлении я практически не затронул ряд вопросов, которые касаются реализации основ государственной политики в области развития ОПК на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Для обеспечения технологического рывка в ОПК необходимо особое внимание уделять не только его технологическому переоснащению, но и подготовке квалифицированных кадров и всестороннему вовлечению науки в оборонную промышленность. В этом вопросе мы крайне внимательно следим за тем, как происходит ценообразование при исполнении гособоронзаказа. Абсолютно уверен в том, что при формировании справедливой цены на закупки всего необходимого для наших Вооруженных Сил, для нужд Роскосмоса, "Росатома" мы должны закладывать в цену и возможность для предприятий проводить амортизацию уставных фондов, закупать новые производственные линии, новые технологии, не покупать готовую продукцию за рубежом, а покупать технологии, идеи и их носители в том числе. Вот это важно для нас.

И второй момент, что должно быть также отражено при ценообразовании, – это возможность поступательного повышения заработной платы работникам оборонно-промышленного комплекса. Это важно еще и потому, что всегда "оборонка" была наиболее привлекательной с точки зрения обеспечения кадрового потенциала. Всегда она была более конкурентоспособна по отношению, скажем, к гражданским отраслям промышленности и при этом брала на себя значительную долю ответственности в вопросах, как стать локомотивом для продвижения всего нового, инновационного и полезного, в том числе для всей индустриализации страны.


Правительство намерено развивать систему дополнительного профессионального образования работников ОПК, поощрять создание ресурсных центров коллективного пользования, решать социальные проблемы оборонщиков и их семей.

В ходе поездок по Российской Федерации мы посещаем наши промышленные предприятия. Недавно в Новосибирске мне было очень приятно наблюдать за тем, как, получив реально большой гособоронзаказ, Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова создало, воссоздало фактически, возможности для профессионального технического образования и создало новых 800 рабочих мест на собственном предприятии. А обучение персонала, который будет работать на станках, современных станках, с ЧПУ, происходит именно на современном оборудовании, на современных компьютерах. И это на самом деле вселяет определенный оптимизм. Это действительно… просто есть чем гордиться вот именно там, где стабильно работает контрактация, где стабильно размещается гособоронзаказ.

Ведь наша с вами задача на самом деле – за счет гособоронзаказа, за счет его раннего рассмотрения и заключения необходимых контрактов выйти на стабильное производство, которое должно планироваться в начале года, на стабильное производство на несколько лет вперед, когда есть возможность брать "длинные" деньги, производить модернизацию производственных линий. Это действительно очень важно. Это фактически речь пойдет о новой индустриализации России, если мы сможем справиться с этой задачей и унять в себе страсть к конфликту на этапе согласования цены.

Должны быть разработаны и реализованы меры, направленные на обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности организаций ОПК, на недопущение участия аффилированных лиц в договорах, заключаемых государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами, где государство имеет блокирующий пакет акций, а также на исключение конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью.


На повестке дня стоят вопросы эффективности работы государства, прозрачности и квалифицированности действий государственных структур. Нам нужна современная, эффективная, интеллектуальная оборонная промышленность, умная "оборонка" нам нужна, которая станет локомотивом модернизации экономики страны и повышения благосостояния наших граждан. Этот вопрос находится в центре постоянного внимания Правительства Российской Федерации и лично Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина. Иллюзий мы не питаем, однако поставленные в рамках госпрограммы вооружения задачи должны быть выполнены, и они будут выполнены. Спасибо.



следующая страница >>