shkolageo.ru 1 ... 3 4 5 6 7

В.А. Озеров

Спасибо.

Уважаемые коллеги, слово для выступления предоставляется уже анонсированному нами Сергею Анатольевичу Гаврилову, председателю Комитета Государственной Думы по вопросам собственности.

Уважаемые коллеги, время неумолимо движется к завершению, и хотя мы четко сделали отсчет не с 10 часов, а с 10 часов 15 минут и будем работать до 13 часов 45 минут, но я бы просил… мы сможем выслушать только четырех человек. Просьба – самые выжимки из своих выступлений для того, чтобы Дмитрий Олегович (а у него уже более десятка вопросов) имел возможность в заключительном слове ответить на них. Спасибо.

С.А. ГАВРИЛОВ

Спасибо.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Дмитрий Олегович! Позитивно оценивая достаточно сбалансированный проект рекомендаций слушаний, нам бы хотелось отметить следующее: при всей важности предлагаемых организационных и управленческих административных решений необходимо уделить особое внимание всему комплексу совершенствования отношений собственности и госрегулирования, в том числе в корпоративном аспекте, в сфере ОПК.

Возвращаясь к докладу Дениса Валентиновича, хотелось бы сказать, что тот вопрос, который поставлен был, по структурированию и повышению эффективности вертикально интегрированных корпораций, компаний, следует признать первоочередным. И, в частности, учитывая предполагающиеся изменения Гражданского кодекса, мы считаем возможным вернуться к идеям законодательного внесения и обсуждения вопроса о корпорациях публичного права с точки зрения уточнения уставных задач, полномочий государственных корпораций и полномочий по распоряжению федеральным имуществом в самых разных аспектах.

И вообще, деятельность и перспектива развития вертикально интегрированных структур на сегодняшний день являются первоочередными. И при этом удивляет странное равнодушие некоторых представителей нашего финансового блока к серьезнейшим проблемам, проблемам выживания структур подобного типа, прежде всего в аспектах инвестирования федеральных средств в акционерные общества, которые являются головными организациями. Это касается ряда предприятий, и мы с Дмитрием Олеговичем не раз сталкивались с этими вопросами в ходе многочисленных поездок. Это и наша Объединенная авиастроительная корпорация, и ИСС имени М.Ф. Решетнёва, и многочисленные холдинги, которые занимаются разработкой и производством продукции нашей оборонной промышленности. Мы считаем, что необходимо установить, что федеральные денежные средства должны передаваться в головные организации в обмен на увеличение доли Российской Федерации в инвестиционном капитале и лишь затем передаваться заводам-исполнителям. Только это позволит удержать контроль над подотраслями, обеспечить выполнение производственных программ и целевое назначение и расходование бюджетных средств.


Также необходимо вернуться к вопросу, серьезнейшему вопросу, об особенностях банкротства стратегических предприятий. Учитывая вал банкротств, который предстоит нам, очевидно, в этом году, следует отметить, и наши коллеги из Счетной палаты подтвердят, что лишь один процент приходится на финансовое оздоровление. В этой связи в нашем законопроекте мы предполагаем законодательно исключить дезинтеграцию, распродажу по частям единого производственно-технологического комплекса в ходе банкротств и при возможной смене собственника обязать сохранять не только единый комплекс, но и обязательства по исполнению гособоронзаказа. Аналогичные меры мы предполагаем рассмотреть и при исполнительном производстве.

В рамках рассматриваемых законопроектов мы хотели бы с нашими коллегами из Совета Федерации предусмотреть необходимый баланс интересов должника, кредитора и государства с целью снижения рисков кредитования, особенно при длительных кредитных схемах.

Мы считаем необходимым вернуться к законодательному вопросу об ипотеке в части проблемы залога имущества организаций ОПК под взятые кредиты. В этой связи я думаю, что наши коллеги из верхней палаты поддержат наши предложения о выводе некоторых категорий имущества предприятий ОПК из гражданского оборота и условия нераздельности единого производственного комплекса.

С точки зрения расширения финансового оздоровления, может быть, имеет смысл вернуться к схемам возможной конвертации задолженности предприятий ОПК по налогам в бюджеты различных уровней на акции или аналогичные схемы по кредитным схемам государственных банков.

Мы считаем в этой связи, что целесообразно с учетом разворачивающегося мирового финансового кризиса вернуться к идее о более строгом контроле за кредитованием наших предприятий ОПК в банках-нерезидентах. Во всяком случае, профильное Министерство промышленности и торговли должно в обязательном порядке согласовывать подобного рода операции так же, как и внешнеторговые операции с использованием офшорных схем.


Мы позитивно оцениваем, в отличие от некоторых наших коллег, итоги… уникальные схемы кредитования госбанками, прежде всего ВТБ, исполнителей гособоронзаказа под госгарантии. Учитывая положительный опыт и результат этой схемы, в то же время хотелось бы отметить, что необходимо решить серьезнейшие вопросы, связанные с покрытием значительных финансовых расходов по субсидированию процентных ставок под выданные кредиты.

Кроме того, мы считаем, что необходимо на законодательном уровне решить вопросы отнесения процентных платежей по кредитам для ОПК на общую себестоимость и отмены необходимости уплачивать НДС, сумм процентов по этим кредитам. Это серьезнейший вопрос, который крайне болезненно воспринимают предприятия ОПК, так же, как механизм корректировки цен на второй-третий год производственной схемы.

Кроме того, мы считаем, что было бы полезно для тех предприятий и для тех исполнителей гособоронзаказа, которые являются акционерными обществами, определить, как и в отношении Центрального банка и коммерческих банков, необходимость раскрытия конечных собственников таких акционерных обществ.

И в завершение, оценивая эксперимент с передачей Министерству обороны функций по распоряжению и продаже военного имущества, в том числе объектов недвижимости, земельных участков и объектов жилищно-коммунального хозяйства, очевидно, следует еще раз вернуться к этому вопросу и рассмотреть вопрос о целесообразности передачи подобного рода полномочий Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с целью сконцентрировать средства на поддержке и модернизации оборонно-промышленного комплекса.

Уважаемые коллеги, позитивно оценивая сам факт проведения подобного рода мероприятий и инициативу верхней палаты, хотелось бы отметить, что комплексная задача модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса и военной науки требует решения всего комплекса задач, в том числе в аспекте имущественных и финансовых отношений, прежде всего, учета особенностей правового статуса как предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и вертикально интегрированных структур.


Мы, со своей стороны, дорогой Виктор Алексеевич, готовы к самому широкому взаимодействию с нашими коллегами из верхней палаты и надеемся, что наши подобного рода заседания будут иметь успех хотя бы в этом отчетном финансовом году. Спасибо.

В.А. 
Озеров

Спасибо.

Следующим выступает генеральный директор открытого акционерного общества "Уралвагонзавод" Сиенко Олег Викторович.

Пожалуйста, Олег Викторович.

О.В. СИЕНКО

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Дмитрий Олегович! Спасибо за предоставленное слово. Я хотел бы кратко проинформировать вас о сегодняшнем состоянии, что происходит у нас в корпорации, которая была создана в 2008 году указом Президента и сегодня объединяет более 20 предприятий в научной сфере, в производственной. В корпорации работает более 80 тысяч человек, приблизительно половина из них – это те люди, которые задействованы в военно-промышленном комплексе.

Вы знаете, что в конце 2010 года был резко приостановлен гособоронзаказ на основные боевые танки Т-90, которые мы успешно экспортировали и экспортируем в разные страны мира, что привело к резкому оттоку специалистов – тех специалистов, о которых мы сегодня с вами говорили, возраст которых от 50 до 60 лет. Прекращено производство комплектующих изделий на 120 предприятиях Российской Федерации, которое в принципе невозможно возобновить, как это ни парадоксально, путем включения или выключения света. Это люди, которые устали ждать, лучше будет или хуже.

Возвратимся к заданиям по ГОЗу, или по размещению ГОЗа. Задания ГОЗа размещаются государственным заказчиком – Министерством обороны с существенным опозданием по срокам, установленным соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, и затягиваются на неопределенный срок.

Простой пример. 2011 год. Все задания, которые были выданы, все документы, необходимые для подготовки контрактов, были переданы в сентябре 2011 года, вернее, 2010 года. Контракт подписан в марте 2011 года на модернизацию Т-72. Первая продукция для модернизации поступила в конце апреля – начале мая. Срок сдачи – ноябрь. У нас люди задействованы на производстве фактически пять месяцев. При этом комплектация изготавливается (для справки) в течение девяти месяцев.


Контракты на модернизацию Т-80 были вообще подписаны в августе. Срок сдачи – максимально декабрь. Это невозможно!

Я не буду долго занимать время, мы знаем, что все эти проблемы, которые существуют, обозначены моими коллегами, но я хочу на некоторых моментах остановиться детально.

Мы сегодня говорили о расчетно-калькуляционных материалах, которые мы должны предоставлять плановым службам департамента Министерства обороны. Я хочу вам сказать: мы их предоставляем. Мы предоставили расчетно-сметные калькуляционные материалы на комплектаторы первого уровня, их всего 362. Значит, от нас потребовали дополнительные расчетно-калькуляционные материалы на 8500 комплектаторов, а если точно, на 8562. Послушайте, это "паровоз"!

Мы, конечно, можем предоставить, но кто это читать будет? Мне кажется, что вся эта система направлена не на улучшение качества изделий, а на простое, банальное снижение цен на наши изделия. Я вам могу сказать, что если бы не наши экспортные контракты, то за последние 10 лет все ГОЗы были бы минусовыми. Лишь только в 2007 году прибыль от государственных контрактов составила 0,1 процента. О какой науке мы говорим? О каких кадрах? О каком поощрении молодежи? Этого вообще не может быть. А в 2011 году у нас была трехкратная смена ТЗ. Как мы можем менять документацию в процессе модернизационного периода? Это тоже невозможно.

Почему директора заключают контракты невыгодные? Потому что за ними миллионные, десятитысячные коллективы. Они вынуждены их заключать. Они вынуждены заключать их потому, что они надеются на то, что будет лучше. И, конечно, с приходом нового Правительства, с приходом креативных людей в Правительство, мы будем надеяться на то, что все эти болезни и все эти чаяния все-таки приведут к тому, что мы сбалансируем взаимоотношения между министерствами обороны и промышленности. Это когда-то должно произойти, иначе… надежда умирает последней, но она, если мы это не приведем к знаменателю, может умереть.


Коротко мы хотели бы предложить тем, кто занимается законотворчеством, следующие моменты.

Внести изменения в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" в части отказа от применения твердой цены на продукцию военного назначения с длительным циклом изготовления и определения механизма ее корректировки; перехода к контактам, охватывающим весь период разработки и серийного производства видов вооружений, позволяющим заказчику оценить, установить цену единицы продукции, а организациям ОПК – планировать хозяйственную деятельность; установить возможность головному исполнителю при согласовании цены этапов НИОКР использовать предварительные данные по затратам смежных предприятий без предоставления ими всего пакета контактных материалов с последующим уточнением затрат; повысить ответственность заказчика за обоснованность начальной цены и своевременность размещения ГОЗ, а поставщика – за качество и сроки исполнения контрактов. Нормативная база по государственному оборонному заказу должна обязывать заказчика проводить контрактно-договорную работу до начала нового года, то есть в период по ноябрь – максимум декабрь текущего года.

Внести изменения в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривающие для участников выполнения ГОЗ обязательность предъявления к участникам торгов квалифицированных требований: наличие собственных производственных мощностей, квалифицированного персонала, опыта работы, системы управления качеством, финансового состояния и требований к качеству продукции военного назначения.

С целью создания научно-технического задела на период до 2030 года обязать Министерство обороны Российской Федерации открыть серию НИР, направленных на развитие составных частей артиллерийского, бронетанкового вооружения и техники (огневая мощь, защищенность, подвижность командирской управляемости и так далее), что позволит сохранить отечественную школу танкостроения и артиллерийского вооружения. Спасибо за внимание.


В.А. 
Озеров

Спасибо. Мы ждем приглашения. В этом году впервые Совет Федерации на выставку не приглашался.

Уважаемые коллеги, мы вынуждены закрывать список выступающих. Сегодня очень много говорилось о третьей и четвертой линиях кооперации, и многие из них находятся в государствах СНГ и ОДКБ. Поэтому заключительным выступающим станет заместитель Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Семериков Валерий Анатольевич.

В.А. СЕМЕРИКОВ

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Дмитрий Олегович! Уважаемые участники совещания! Ну, во-первых, я должен поблагодарить, Валентина Ивановна, Совет Федерации за постоянное внимание к нашей организации, и расцениваем мы это – или у нас всё хорошо, и мы тут делимся опытом, или у нас всё плохо, и вы заслушиваете. Но мы готовы всё равно.

Уважаемые коллеги! Попробую тезисно, потому что сказать хочется много… Но, действительно, через призму организации военно-экономического сотрудничества в ОДКБ можно многое увидеть. Первое, что касается темы моего выступления, нормативного и законодательного обеспечения деятельности в нашей организации, – у нас принято 17 основополагающих договоров международного уровня, из которых 11 вступило в силу. При этом я должен отметить, что 4 очень важных договора, которые были подписаны главами государств в декабре 2010 года, еще не ратифицированы Федеральным Собранием Российской Федерации, – это соглашение о сохранении специализации предприятий и организаций; это соглашение о сотрудничестве в области разработки, производства и эксплуатации; это соглашение об общих принципах создания межгосударственных научно-производственных объединений в ОДКБ и это протокол об обеспечении технической и информационной совместимости. Но я думаю, что они в ближайшее время будут ратифицированы, и у меня просьба и к министерствам, и к Федеральному Собранию Российской Федерации, в общем-то, принять меры, потому что они очень нужны. Они нужны для организации работы в первую очередь межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству, которая у нас занимается этим вопросом (поручено заниматься этим вопросом главами государств.) Ну вот, пожалуй, в плане нормативной, законодательной базы я на этом остановлюсь.


А вот что касается реализации вот этой нормативно-правовой базы, которая создана, здесь есть у нас определенные вопросы. Первое. Так, в целях оснащения сил и средств системы коллективной безопасности современными образцами вооружения и военной техники, понимая, конечно, при этом, что российского производства, у нас в организации был принят механизм обеспечения льготных поставок продукции военного назначения нашим союзникам, кратко говоря, по внутригосударственным ценам, как для собственных Вооруженных Сил.

Что мы на сегодняшний день имеем из опыта работы вот этого соглашения? Имеем много нареканий. Нареканий, в первую очередь, с точки зрения своевременного рассмотрения заявок, удовлетворения этих заявок в полном объеме, и второй момент — это вопрос ценообразования. Конечно, всё это приводит к тому, что наши союзники вынуждены обращаться в другие государства и закупать технику иностранного производства. Конечно, принимаются меры для того, чтобы как-то нейтрализовать эту возможность закупок техники иностранного производства. Мы приняли и протокол об обеспечении технической и информационной совместимости вооружения и военной техники, предназначенных для оснащения сил и средств системы коллективной безопасности, в 2010 году; в 2011 году мы подготовили перечень, который президенты наших государств утвердили, относительно техники и вооружения, которые необходимы для оснащения коллективных сил оперативного реагирования. 90 процентов из этого перечня – это, конечно, техника российского производства. Остается немного – только выполнить вот этот перечень.

Я прекрасно понимаю, что сегодня доля закупок продукции военного назначения государствами – членами ОДКБ составляет 2—3 процента от общего, в общем-то, пакета экспорта Российской Федерации относительно продукции военного назначения. Но я и убежден в том, что вот этот рынок вооружений государств – членов ОДКБ мы не должны потерять. Потому что мы просто наблюдаем картину, как на этот рынок заходят представители других государств и какие они предпринимают там шаги, я уже не говорю о безвозмездных поставках.


Конечно, и нам следует принять ряд необходимых мер организационного и нормативного обеспечения. В первую очередь это касается обеспечения льготных условий взаимных поставок продукции военного назначения, выработки условий, механизмов оказания военно-технической помощи государствам – членам ОДКБ в случае угрозы агрессии.

Еще один немаловажный вопрос. Понимая ситуацию, что наши государства не могут закупать по тем ценам, которые есть на сегодняшний день, новое вооружение и военную технику, они готовы закупать эту технику из наличия Министерства обороны Российской Федерации. Но та система ценообразования, которая существует, приводит к тому, что эти образцы из наличия сравнимы с ценой на новый образец.

Нам представляется, что в качестве первоочередных мер по решению задачи, чтобы Россия определяла политику в вопросах разработки, производства, модернизации продукции военного назначения. По крайней мере в формате Организации Договора о коллективной безопасности в качестве первоочередных мер мы видим принятие межгосударственной системы стандартизации оборонной продукции в рамках ОДКБ, создание совместных предприятий по разработке, производству и модернизации вооружения и военной техники.

И последнее, если позволите. Дмитрий Олегович неоднократно говорил о создании при Правительстве Российской Федерации агентства по стратегическому анализу и планированию, при этом ссылаясь на опыт НАТО, США. У нас в рамках организации, я уже говорил, занимается межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, созданная в 2005 году. Это вспомогательный орган, консультативный орган. Понятно, что в этом направлении необходимо очень серьезно заниматься вопросами военно-экономического сотрудничества.

Мы тоже изучили опыт международных организаций. И то, что было создано в Европейском союзе, Европейское оборонное агентство, в общем-то, близко. И учитывая, что в рамках нашей организации участвуют практически... заинтересованы несколько государств (это Россия, Казахстан, Беларусь и, пожалуй, Армения), нам представляется, Дмитрий Олегович, что необходимо это направление поддержать.

Спасибо.


<< предыдущая страница   следующая страница >>