shkolageo.ru 1 2 3

Отдел образования культуры и спорта администрации Шумерлинского района Чувашской Республики



Исследовательский Проект по теме:


Комнатные растения в нашей жизни


Выполнила:

ученица 4 класса

МОУ «Шумерлинская СОШ»

Шумерлинского района

прохоркина Ольга

Руководитель: учитель

начальных классов

МОУ «Шумерлинская СОШ»

Шумерлинского района

Саерова Юлия Николаевна


Д. Шумерля

2008г.


Проблема «Важность организации правильного ухода за комнатными растениями».


Цель данной работы - знания видов комнатных растений и правильность ухода за ними очень важны при разведении цветов.

Объектом исследования являются комнатные растения.

Предметом исследования выбрана организация ухода за комнатными растениями, с учетом природных факторов развития.

Гипотеза: для того чтобы комнатное растение приносило человеку пользу, необходимы знания видов растений, правильный уход с учетом природных факторов развития.


Основные задачи исследования:


  • Исследовать знания учащихся о видах комнатных растений, о факторах, влияющих на развитие растений, о правилах ухода за ними;

  • Провести анализ результатов исследования и сделать соответствующие выводы;

  • Исследовать особенности ухода за комнатными растениями в зависимости от природных факторов развития;

  • Разработать памятку по уходу за комнатными растениями;

  • Приобрести и посадить новые виды растений;

Теоретической основой исследования является научная литература о комнатном цветоводстве.

Исследование проводилось на базе МОУ «Шумерлинская СОШ», с учащимися 1-5 классов

Этапы исследования:
  • Проанализированы теоретические работы по вопросам ухода за комнатными растениями, факторами, влияющих на развитие растений;


  • Изучены некоторые разновидности комнатных растений;

  • Составлена сводная таблица «Необходимые условия для полноценного роста и развития комнатных растений», разработана памятка по уходу за комнатными растениями;

  • Разработаны методические рекомендации по озеленению кабинетов с учетом природных факторов развития растений;

Достоверность полученных данных обеспечена анализом теорий по проблеме, подбором и составлением рекомендаций по озеленению классных комнат.

Исследовательская работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Актуальность проблемы

Растения – это часть живой природы, которой так не хватает современному человеку. Цветы – это лучший способ привнести красоту и тепло, создать то пространство, в котором человек будет чувствовать себя гораздо комфортней и уютней. Поэтому это особенно важно в условиях школьной жизни – не смотря на серьезность атмосферы учебной деятельности, хочется чувствовать уют и тепло классной комнаты. А помочь создать это могут комнатные растения. Но для того чтобы растения радовали нас нужно знать, что земные питомцы, также как и домашние животные, требуют правильного ухода, на что необходимо время и определенные знания.

Природные факторы развития растений

Свет главный фактор, определяющий основу жизнедеятельности растения, необходимых для питания, т.е. это процесс превращения углекислого газа под воздействием солнечной энергии и минеральных веществ в кислород.

Отношение к свету у разных растений различно. Те из них, которым нужно много света, называют светолюбивыми (яркий рассеянный свет – хорошо освещенное место, куда не попадают прямые солнечные лучи, или в стороне от ярко освещенного окна, утренние и вечерние прямые солнечные лучи – восточное или западное окно). Растения, которые могут расти без хорошего освещения, называют теневыносливыми (полутень – неосвещенное окно или место на некотором расстоянии от хорошо освещенного окна), а те, которые довольствуются малым количеством, - тенелюбивыми (в тени – расстояние от окна не более 3-4 метров, но при этом окна должны быть довольно большими)


В случае ориентации окон прямо на юг растения необходимо затенять в весенне-летний период. В окна с западной и северной ориентацией поступает гораздо меньше света, и выращивать без подсветки на них можно не все виды растений.

Не менее важна для нормального роста и температура. У каждого растения свои требования к ее параметрам.

Температура для растений важна как в период интенсивного роста (весенне-летний период), так и в период покоя (зимний). При этом необходимо обращать внимание на место их естественного обитания: видам из субтропиков необходим зимний покой, а вот тропическим растениям, зимой вполне подходит комнатная температура.

Следует помнить, что отклонение от оптимальной температуры тормозит активное развитие большинства видов растений. Однако хороший рост – это еще не все. При оптимальной температуре растения становятся менее восприимчивыми к неблагоприятным внешним воздействиям. Слишком же высокая или низкая температура способствует замедлению их роста. Особенно вредно несоблюдение правил ухода за растениями в помещении при снижении температуры. При пониженной температуре и обильном поливе наступает явление физиологической сухости: вода в достатке, а усвоить ее растение не может. В результате листья желтеют, корни не могут дышать, загнивают и отмирают, растение погибает.

Вода играет важную роль в жизни растений. Питательные вещества в растворенном виде поглощаются растениями.

Основное условие хорошего роста растения – правильный полив. Это прежде всего, регулярность процедуры и качество воды. Из-за отсутствия достаточного количества воды растения вянут и голодают, а чрезмерный полив приводит к закисанию земли, гниению корней, гибели растений. Полное пересыхание кома в горшках недопустимо даже зимой. При неправильном, то есть частом и незначительном поливе верхний слой кома оказывается сыроватым, а середина – сухой. Что приводит к тому, что листья растения быстро подсыхают с верхушек и в итоге полностью желтеют и отмирают.


Для полива следует использовать только воду комнатной температуры. Летом вода нужна более теплая: чем жарче, тем теплее должна быть вода. Водопроводную воду нужно отстаивать в течение суток. Интенсивность роста и равномерность развития ряда видов растений находится в прямой зависимости от влажности воздуха в помещении. В помещении воздух достаточно сухой, что губительно для многих растений. Выход – искусственно повышать влажность воздуха – опрыскивать из пульверизатора, Растения опрыскивают ежедневно утром. Использовать нужно мягкую воду; ее температура должна немного превышать комнатную, так как от холодной воды на листьях остаются пятна.

Для того чтобы комнатное растение получало оптимальное количество питательных элементов необходимо грамотно подходить к составу почвы – субстрату.

Почвы бывают разных видов:


  • Торфяные - эту землю заготавливают из торфа с болот, извести и навоза.

  • Перегнойные – перегнивший навоз;

  • Дерновые - эту землю заготавливают из луговой почвы, извести и навоза.

  • Листовые - земля приготавливается из перегнивших листьев кленов, берез, лип, акаций, извести и навоза.

  • Песок используют ля составления почвосмесей. Он придает субстрату пористость и рыхлость.

  • Древесный уголь – уголь от сгоревшей древесины. Хорошо поглощает лишнюю влагу.

  • Дренаж – галька, керамические осколки, пенопласт, гравий, дробленый кирпич. Смешивая данные виды почв в различных пропорциях, можно получить необходимый для каждой культуры субстрат.

Жизнь растений в помещении полностью зависит от ухода. Тепло, свет, вода, почва, подкормка, све­жий воздух – основные условия для благоприятного роста комнатных растений.

Советы по организации ухода за комнатными растениями.

Как поливать комнатные растения?


Поливай мягкой водой (самая полезная для полива — дождевая и талая снеговая во­да) комнатной температуры или на 2-3 °С выше. При использовании водопроводной во­ды дай ей отстояться в течение суток.

Весной и летом поливай раз в один - два дня. Полив производи вечером, в сильную жару и утром, а осенью и зимой — только по утрам. Летом поливай растение обильнее, чем зимой. При поливе давай растению столько во­ды, чтобы она промочила весь земляной ком.

Не заливай растения. Корням нужна не только вода, но и воздух.

Как обеспечить комнатные растения светом?

Светолюбивые растения держи на окне или около него.

Теневыносливые растения размести в некотором отдалении от окон или на северных окнах.

Красиво цветущие растения особенно тре­бовательны к свету, для распускания цветков необходимы прямые солнечные лучи.

Летом большинство растений на окнах, выходящих прямо на юг, нуждаются в притенении бумагой или прозрачными занавесками.

Зимой растения по возможности передвинь ближе к окну, чтобы листьям досталось больше света.

Пыль на листьях может значительно снизить количество света, доступного растению, поэтому ее нужно своевременно удалять.

Как поддерживать необходимую температуру?

Для успешного роста комнатных растений требуются разные температуры. Тропические виды зимой лучше себя чувствуют при температуре 18-20ºС, субтропические – 12-16ºС.

Самый простой способ – открыть форточку, позаботившись при этом, чтобы не возник сквозняк. Зимой в морозы на время убирать горшки с подоконника.

Совсем убирать цветы с подоконника не рекомендуется, чтобы не лишать их света. Очень часто зимой растения страдают от переохлаждения почвы, потому что горшки на подоконнике остывают сильнее, чем окружающий воздух. В холодной почве ухудшается всасывание корнями влаги, они могут загнить.


Как обеспечить комнатные растения свежим воздухом?

Проветривай, не допус­кая сквозняков. Их особенно боятся тропи­ческие растения. Не размещай их между открытым окном и дверью.

Чтобы воздух и влага проходили к кор­ням, землю в цветочном горшке рыхли де­ревянной палочкой с тупым концом, чтобы не повредить корни.

Почву рыхли только влажную. Если она сухая, можно повредить корни. Не рыхли землю сразу после поливки — она будет на­липать на палочку.

Как поддерживать необходимую влаж­ность воздуха?

Зимой многие растения страдают от сухого комнатного воздуха из-за парового отопления. Исключение составляют кактусы, пальмы, пеперомия, хлорофитум.

Для повышения влажности воздуха меж­ду растениями помести емкости с водой, ис­пользуй двойные горшки или поддон с галь­кой. Действенный способ увлажнения воз­духа — опрыскивание из пульверизатора.

Опрыскивай растения теплой водой по утрам со всех сторон так, чтобы их листья покрылись слоем мелких капелек.

Опрыскивание очищает листья от пыли и заражения крас­ным паутинным клещикам.

Как подкармливать растения?

Для нормального роста и развития растениям требуется 16 химических элементов. Углерод, водород и кислород они получают из воды и воздуха, остальные ( калий, кальций, фосфор, магний, сера, железо, хлор, медь, марганец, цинк, молибден, бор) - из почвы. Но почва в горшках не может самостоятельно насыщаться данными веществами самостоятельно, поэтому человек должен позаботиться о подкормки комнатных растений.

Для большинства видов растений подкормки даются в весенне-летний период (с апреля до сентября). С наступлением холодов подкормки прекращаются.

Питание растений должно быть сбалансированным. За час до подкормки растения хорошо поливают. Удобрительные поливки лучше проводить под вечер теплым раствором.


Удобрения лучше всего покупать в цветочных магазинах.


Результаты и выводы исследования

В опросе участвовало 36 человек, учащиеся 2 – 5 классов:


  • 2 класс - 7 человек;

  • 3 класс – 5 человек;

  • 4 класс – 5 человек;

  • 5 класс – 19 человек

1вопрос:

Для чего нужны комнатные растения:







Красота

Чистый воздух

Здоровье

Аромат

Не знаю

2 класс

5










2

3 класс

3

1







1

4 класс

3

1

1





5 класс


13

5




1




Итого:

24

7

1

1

3


Результаты: На первое место учащиеся ставят - красота (24 ответов);

  • На второе место – чистый воздух (7);

  • На третье место – не знаю (3).

Диаграмм -?




2 вопрос:

Есть ли у тебя дома (да, нет),

в кабинете (да, нет) комнатные растения?







Дома

В кабинете

да

нет

да

нет

2 класс

5

2

7


-

3 класс

5




5

-

4 класс

4

1

5

-

5 класс

16

3

19

-

Итого:

30

6

36

0

15

Результаты:

  • Дома дети имеют комнатные цветы - 30 человек;

  • Не имеют – 6 человек;

  • В кабинете все учащиеся имеют комнатные растения – 36 человек.

3 вопрос:

В каком кабинете (комнате) ты себя чувствуешь лучше:

с цветами или без цветов?







С цветами

Без цветов

2 класс

7

-

3 класс

5





4 класс

5

-

5 класс

16

3

Итого:

33

3

Результаты:

  • Большинство учащихся чувствуют себя лучше в кабинете (комнате) с цветами – 33 человек;

4 вопрос:

Условия, от которых зависит

рост комнатных растений:







Вода

Свет

Почва

Тепло

Воздух

Обработка листвы

2 класс

3

1

1

1

1

-

3 класс

2

1

1


1

-




4 класс

1

2

-

1

-

1

5 класс

2

4

5

-

5

3

Итого:

8

8

7

3

6

4

Результаты:

Большее количество вариантов ответов получили следующие условия:

  • Вода – 8 человека;

  • Свет – 8 человек;

  • Почва – 7 человек:

Меньшее предпочтение учащиеся отдают таким важным условиям, как:

  • Тепло – 3 человек;

  • Воздух – 6 человек;

  • Обработка листвы – 4 человека.

5 вопрос: Названия комнатных растений.

Результаты:

Основные названия, которые знают учащиеся:

  • Кактус;

  • Пальма;

  • Бегония;

  • Герань;

  • Алоэ;

  • Алаказия;


6 вопрос:

Нравится ли тебе ухаживать, выращивать комнатные растения?








да

нет

2 класс

7

-

3 класс

4

1

4 класс

3

2

5 класс

15

4

Итого:

29

7

Результаты:

  • Большинству учащихся нравится ухаживать, выращивать комнатные растения – 29 человека;

Выводы:

    1. некоторые учащиеся не знают, для чего нужны комнатные растения;

    2. учащиеся дома и в школе живут среди комнатных растений;

    3. они более комфортно себя чувствуют в помещении с цветами;

    4. имеют недостаточное представление о факторах, влияющих на рост и развитие комнатных растений;

    5. плохо знают названия растений,

    6. детям нравится ухаживать за комнатными растениями.

Нами проведен количественный и качественный анализ комнатных растений начальной школы. В результате проверки составлена таблица.

Количественный и качественный состав растений в кабинетах




Название

Кол-во

Направление окон

Качество

1

Хлорофитум

5




хорошее

2

Традесканция

4




удовлетворительное

3

Циссус

4




хорошее

4

Пеперомия

4




хорошее

5

Сциндаптус

3




хорошее

6

Плектрантус

3




хорошее

7

Нефролепис

3




хорошее

8

Диффенбахия


2




удовлетворительное

9

Бегония

2




хорошее

10

Плющ

2




хорошее

11

Пахистахис

1




плохое




Итого:

33








Результаты:

  • самое большое количество (5 шт.) цветов - хлорофитум;

  • 10 видов цветов находятся в хорошем состоянии;

  • 2 цветка (традесканция и диффенбахия) – в удовлетворительном;

  • 1 цветок (пахистахис) – в плохом.

Выводы:В результате неприхотливости и простоты ухода за хлорофитумом, его количество превышает все остальные виды;

  • В результате нарушений условий роста такие цветы, как традесканция, диффенбахия находятся в удовлетворительном, а пахистахис – в плохом состоянии.

По материалам изученной литературы была составлена таблица «Необходимые условия для полноценного роста и развития комнатных растений», из которых легко выбрать именно те растения, которые подходят к тем или иным условиям помещения.


«Необходимые условия для полноценного роста и развития комнатных растений»




Название

Прозви-ще

Освещен-ность

Темпе-ратура

Полив

Влажность воздуха

Стороны окон




Бальзамин

«Ванька мокрый»

Притенные места.

Прохладные условия,

18-20ºС.

Регулярный, обильный, не допуская пересыхания почвы.

Периодически опрыскивать, не попадая на цветки.

северные




Бегония




Яркий рассеянный, слегка затененный свет.

Прохладные условия,

16-18ºС.

Полив умеренный, но регулярный.

Благоприятен влажный воздух, опрыскивать не следует.

западные, восточные

3

Диффенбахия

«Кухонное растение»

Яркий рассеянный свет.

Тепло-

любивое,

16-26ºС.

Обильный полив, но земля должна просыхать.

Высокая влажность, ежедневное опрыскивание

южные




Нефролепис

«Почка + чешуя»


Место должно быть светлым, слегка притененным.

Теплолюбивое, 18-22ºС.

Не выносит сквозняков.

Летом – обильно,

зимой – умеренно.

Регулярное опрыскивание

западные, восточные

5

Пахистахис

«Свечки»

Яркое освещение.

Тепло-любивое.

Летом – обильно,

Зимой – умеренно.

Летом – увлажнять воздух опрыскива-нием.

южные

6

Пеперомия

«Подобный перцу»

Яркий рассеянный свет.

Прохладные условия,

16-24ºС.

Летом – умеренно,

зимой –редко.

Протирание листьев.

южные

7

Плектрантус

«Мольное дерево»

Нужно хорошо освещенное место с прямыми утренними или вечерними лучами солнца.

Равномер-ная температура в течение всего года,

22ºС.

Летом – постоянная влажность земляного кома, но не заболоченная,

Зимой – полив сокращать.

Нетребова-телен к влажности воздуха, периодическиопрыскивать.

южные

8

Плющ

«Вьюн»


Тенелюбивое.

Прохладные условия,

16-20ºС.

Земля постоянно должна оставаться влажной, с легким подсыханием поверхности.

Влаголюби-вое,

частое опрыскивание

северные

9

Сингониум

« Объеди-ненная семяпочка»

Яркий рассеянный свет с притенением от прямых солнечных лучей.

Предпочитает тепло,

Но может вынести низкие температу-ры.

Летом – обильно,

Зимой – умеренно

Частые опрыскивания

Протирание листьев.

западные, восточные

1

Сциндаптус

«Чертов плющ»,

«Золотой лотос»

Теневынос-ливое.

Теплолюбивое,

До 27ºС,

Не переносит сквозняков.

Летом – обильно,

Зимой – умеренно.

Не переносит слишком сухой воздух, систематическое опрыскивание

северные




Традесканция

В честь английских садоводов Традескан-тов

Переносит свет и тень.

Прохладные условия,

18-20ºС.

Летом – обильно,

Зимой – умеренно.

Влаголюби-вое, несколько раз в день в отапливаемых помещениях.

западные, восточные

северные

южные





Хлорофитум

«Зеленое растение»

Переносит свет и полутень.

Умеренная,

не переносит сквозняков.

Регулярный, обильный, не подсушивая земляной ком.

Опрыскивать в жару чаще, реже, если прохладно.

западные, восточные

северные

южные




Циссус

«Комнат-ный виноград»

Не выносит прямого солнца,

у восточного или западного окна

Мало-требовательное,

8-20ºС

Землю держать в слегка влажном, но не в переувлажнен-ном состоянии или пересушен-ном.

Повышенная влажность, опрыскивания регулярные.

западные, восточные


Выводы:

  • Растения, занесенные в данную таблицу, могут разводиться в условиях классной комнаты;

  • Из данных растений на окна можно поставить: пахистахис, плектрантус, пеперомию, но при условии затенения окон в полдень, особенно летом.

  • Чуть дальше от окна: бегонию, диффенбахию, сингониум, циссус, традесканцию;

  • В притененных местах можно разводить: бальзамин, нефролепис, плющ, сциндаптус, хлорофитум;


Заключение

В начале исследования были определены цели, объект, предмет, выдвинута гипотеза, в которой утверждалось, что для того чтобы комнатное растение приносило человеку пользу, необходимы знания видов растений, правильный уход с учетом природных факторов развития.


В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи:


  • Исследованы знания учащихся о видах комнатных растений, о факторах, влияющих на развитие растений, о правилах ухода за ними;

  • Определен количественный и качественный состав растений в кабинетах, определено направление окон, выходящих на улицу;

  • Проведен анализ результатов исследования и сделаны соответствующие выводы;

  • Исследованы особенности ухода за комнатными растениями в зависимости от природных факторов развития;

  • Выведена сводная таблица «Необходимые условия для полноценного роста и развития комнатных растений»;

  • Разработана памятка по уходу за комнатными растениями;

  • Приобретены и посажены новые виды растений;

В результате исследования обнаружено, что для того чтобы комнатное растение приносило человеку пользу, необходимы знания видов растений, правильный уход с учетом природных факторов развития.

Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и своей цели добилось.

Но тема очень обширна и многие вопросы, касающиеся комнатных растений, в нашей работе не изучены, поэтому предполагаем, продолжить изучение данной темы в следующем году.


Литература


  1. Алдохина, Т.В. Красиво цветущие растения / Т.В. Алдохина. - М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги, 2006. - 240 с.

  2. Алдохина, Т.В. Размножение растений / Т.В. Алдохина. - М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги, 2006. - 240 с.

  3. Ладвинская, А.А. Декоративнолиственные растения / А.А. Ладвинская. - М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги, 2006. - 240 с.

  4. Петренко, С.И. Уход за растениями / С.И. Петренко. - М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги, 2006. - 240 с.



Приложение 1.


Анкета – опросник для учащихся « Комнатные растения»

Ответьте на вопросы:


Ф.И. ___________________________________________________________________

класс __________________


  1. Для чего нужны комнатные растения?

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________


  1. Есть ли у тебя дома (да, нет), в кабинете (да, нет) комнатные растения? Подчеркни выбранный ответ.




  1. В каком кабинете (комнате) ты себя чувствуешь лучше: с цветами или без цветов? Подчеркни свой ответ.




  1. От каких условий зависит рост комнатных растений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие названия комнатных растений ты знаешь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Нравится ли тебе ухаживать, выращивать комнатные растения? Подчеркни свой ответ: да, нет.



Приложение 2



следующая страница >>