shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


ТЕМА: «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЕДМЕТА»


РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

МИЗИНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА,

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

МОУ «ЛЕБЯЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КАМЫШИНСКОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ВОЛГОГРАД

2008 – 2009


Великая цель образования -

это не знания, а действия”

Герберт Спенсер


Построение образовательного пространства на основе деятельностного подхода

Цель:

Построение дидактической системы непрерывного общего образования, ориентированного на ценности саморазвития личности; концепции, реализующей эту систему в практической деятельности школы

Задачи:

1. Формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и ее результаты рефлексии.

2. Формирование системы ценностей и ее проявлений в личностных качествах.

3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Ясное определение целей обучения служит основой

- для определения содержания и методов обучения,

- для оценки результатов обучения,

- для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса,

- а в конечном итоге - развитию личности учащегося.


Почему важно определение целей обучения

Причина 1. Ясное описание целей обучения

помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,

сознательно направлять усилия на достижение целей в процессе обучения.

Причина 2. Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется.

Что значит “хорошо определить” цели обучения?

Четко сформулировать:

- ясность «исполнения» - что именно сможет сделать обучаемый?

- определенность условий – при каких условиях он это сможет делать?

- информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?

«Ясность исполнения»

Формулировка цели всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый.

Она описывает процесс или результат исполнения действий ученика, соответствующих поставленной цели Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Об этом говорил еще Сократ, приводя в пример то, что человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. Метод обучения при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.


ЦЕЛЬ: Проектирование процесса обучения по предметам естественного цикла для создания оптимальных условий по раскрытию интеллектуального потенциала учащихся, формированию творческой личности, успешно функционирующей в системе современных отношений.

ЗАДАЧА: Формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;


б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач для меня является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, стараюсь организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.


АКТУАЛЬНОСТЬ


Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.


Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой:

1. взаимодействие,

2. решение коммуникативных (проблемных) задач.

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.

В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.

Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Об этом говорил еще Сократ, приводя в пример то, что человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. Метод обучения при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Основные принципы системы, используемой в практике через деятельность:

- учёт интересов учащихся;

- учение через обучения мысли и действию;

- познание и знание – следствие преодоления трудностей;

- свободная творческая работа и сотрудничество


Деятельностный подход требует определенной формы организации, особого содержания, различных способов работы и их последовательности, специально подготовленного учителя, средств обучения. При этом выделяются три главных объекта: деятельность обучаемых, деятельность обучающих; взаимодействие деятельностей обучаемого и обучающего. Деятельность в данном случае – мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели.

Учебная деятельность включает в себя систему деятельностных шагов, называемой технологией деятельностного метода обучения:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;

2. Актуализация и фиксирование им индивидуального затруднения в пробном действии;

3. Выявление места и причины затруднения;

4. Построение проекта выхода из затруднения;

5. Реализация построенного проекта;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8. Включение в систему знаний и повторение;

9. Рефлексия учебной деятельности.


Мне хочется рассказать о деятельностном подходе в обучении географии

Модель обучения можно представить в виде следующей схемы:

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).


Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка

"Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии

“Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить”   это высказывание А. Дистервега известно всем. Однако используется ли это положение применительно к школьной географии в полной мере? Обращение к личности учащегося не может само собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учета его “внутреннего” содержания, не может привести к развитию личностных качеств, тем более   творческих способностей школьника. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Собственно качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.


Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практи­ческие навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.

Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.


I. Задания для организации практических и самостоятельных работ

Приведите с целью формирования понятия «миграция», выявления основных причин иммиграции и эмиграции:

1. Выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых характерен:

а) приток населения из других районов;

б) отток населения в другие районы.

2. Выписать в рабочую тетрадь основные причины, которые, на ваш взгляд, влияют:

а) на перемещение населения внутри территории Российской Федерации;

б) на выезд населения из России в другие страны (какие);

в) на въезд населения в Россию из других стран (каких).

3. Заполнить таблицу «Миграция населения России».

4. Определить понятия:

• иммиграция;

• эмиграция.


II. Задания для организации работы с контурной картой

Для формирования знаний о различиях в расселении населения по территории Российской Федерации:

1. На контурную карту Российской Федерации нанести все города с населением более 1 млн. чел. Укажите рядом с пунсоном городов федерального значения количество проживающего в них населения.

2. Выделите на контурной карте районы с преимущественным проживанием (более 80%) городского населения и районы, где городское население составляет менее 50%.

3. На контурной карте Российской Федерации обозначьте города, в которых вам удалось побывать. Составьте рассказ об одном из этих городов.


4. На контурной карте своей республики (края, области) обозначьте местонахождение наиболее крупных городов и сельских населенных пунктов. Сравните жизнь горожанина и селянина. Выделите преимущества и недостатки жизни в го­роде и на селе.

III. Задания для организации внутришкольного контроля и мониторинга качества географического образования

Вариант 1


  1. Покажите на схеме очертания половозрастной пирамиды, характерной для традиционного типа воспроизводства населения.

  2. Приведите примеры народов России, говорящих на языках алтайской семьи.

  3. Перечислите народы России, для которых основным вероисповеданием является ислам.

4. Назовите основные преимущества жизни в крупном городе.

Вариант 2

  1. Покажите на схеме очертания половозрастной пирамиды, характерной для современного типа воспроизводства населения.

  2. примеры народов России, говорящих на языках индоевропейской семьи.

  3. Перечислите народы России, для которых основным вероисповеданием является православие.

  4. Назовите основные преимущества жизни в сельской местности.

Самостоятельная работа с текстом

При изучении нового материала даю учащимся для самостоятельной работы задания следующего содержания:

1) прочитать текст учебника (объем учебного материала для учащихся 5-7-х классов — не более двух страниц, 8- 10-х — не более трех страниц);

2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;

3) придумать 3 вопроса разного уровня сложности к учебной статье;

4) дать краткий ответ на свои вопросы;

5) записать вопросы на карточку;

6) обменяться карточками с партнером;

7) ответить на вопросы партнера (письменно);

8) оценить работу партнера.




следующая страница >>