shkolageo.ru 1 2 3 4

Уроки 75 - 82



Урок 75. 8 Марта - мамин праздник



ТЕКСТЫ К УРОКУ

Сочинения учеников и другие «литературные подарки».




Урок проводится накануне 8 Марта, на него приглашаются мамы и бабушки. Урок строится как литературно-музыкальная композиция. Музыкальное сопровождение необходимо в начале и в конце урока. Желательно, чтобы выступили дети, играющие на разных музыкальных инструментах. На стенах класса хорошо бы разместить выставку детских литературных журналов и работ, выполненных на уроках ИЗО.

Основа урока - литературные подарки детей. Лучшие сочинения составят основу литературной композиции. Особый раздел композиции - произведения в жанрах народного творчества: считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки.

Отдельная часть композиции - игра-драматизация, свободная импровизация. Импровизация не требует заучивания наизусть текста роли, что очень важно для младших школьников, и позволяет им вести себя свободно и естественно. Такая игра опирается на схему сюжета и характеры героев, внутри которых намечается последовательность реплик (кто за кем говорит). Сами реплики могут меняться. Импровизация идет постоянно: и во время репетиций (которых должно быть очень мало), и во время урока. Главное - не «заиграть» спектакль, он должен жить импровизацией.

В качестве основы сюжета можно взять, например, сказку «Теремок». Эту сказку в обработке А.Толстого дети должны были разыгрывать по ролям в первом классе. Теперь можно взять другой вариант сказки. Сказка должна быть использована только как основа: где-то стоит теремок, в него собираются жители, потом приходит медведь, разрушает теремок, звери строят новый. Такая сюжетная канва дает простор детскому воображению: какой теремок, где стоит, какие звери в нем поселяются, о чем беседуют и т.д. Можно ввести детали современной жизни, что усилит комический эффект.


Главное, чтобы никто не остался без дела и подарка и чтобы мамы и дети остались довольны.


Урок 76 – 77. «Хлеб глазами сытого и голодного»


Урок 76

Коллективная творческая работа


У. (показывает сметанную лепешку и большой круглый хлеб). Как вы думаете, чем вы сегодня будете заниматься?

Д. Сочинять разговор, как про капусту, про кастрюли.

У. А вот и нет. У вас будут другие задачи. Попытайтесь представить, вообразить, как бы увидел один и тот же предмет один и тот же человек, но в разном состоянии. Каким увидит этот хлеб голодный человек? А сытый?

Представьте себе, что РГ - голодный. Кто он? Почему проголодался?

Д. (друг за другом). Голодный бедняк. Безработный. Приехал в другой город и есть нечего. Мальчик пришел домой голодный.

У. Лучше возьмем ситуацию про вашего ровесника, она нам ближе. Вот пришел домой голодный мальчик. А откуда он пришел?

Д. (наперебой). Из школы. С улицы. Из похода вернулся.

У. Пусть он вернулся из похода. Весь день был на свежем воздухе, пришел домой, открыл дверь и увидел на столе хлеб. Что же он подумал в этот момент? Кто из вас готов рассказать мысли РГ? А мы все вместе оценим: голоден ли РГ? Наш ли хлеб он увидел?

Саша. Наверно, он думает про себя так...

У. Можно ли так начинать?

Д.
Нет, у нас же РГ.

Саша. Если я съем маленький кусочек, то ничего не случится, а если побольше съем, то меня заругают.

У. Видно ли, что рассказчик голоден?

Д.
Нет.

У.
А на наш ли хлеб он смотрит?

Д.
Непонятно.

У. Попробуем все-таки решить поставленные задачи: чтобы и рассказчик был голодный и чтобы он увидел именно наш хлеб.


Павлик. Лучше съем булочку. Большой хлеб - он ободранный и черный какой-то.

У. Стал бы голодный выбирать?

Д.
Нет, не стал бы.

У.
А удалось Павлику рассказать именно про наш хлеб?

Д.(наперебой). Да. Нет.

У. В слове «ободранный» спрятано ли желание съесть этот хлеб?

Д. Может быть ободранный, но вкусный.

У. Правильно замечено: если хочется, то это и есть главное, внешний вид не мешает. А если человек сытый, как он про это же скажет?

Д.(друг за другом). Драный весь. Колючий. Шершавый. Как будто он колючки выпустил.

У. Вот интересный ход - самому предмету мы в этот раз не разрешаем о себе говорить. Но когда о нем кто-то рассказывает, он его рассматривает, может и с чем-то сравнить: как будто колючки выпустил. А посмотрите на сметанник. Как скажет голодный человек о дырочках?

Д.
Узор как у солнышка.

У.
Еще один удачный прием – сравнение с солнышком.

Кто еще готов попробовать рассказать о хлебе с точки зрения голодного человека?

Зара. Какой вкусный хлеб! Если я съем маленький хлеб в точках, то никто не заметит. А если я съем большой хлеб, то на меня рассердятся! Буду есть маленький!

У. Оцените, решила ли Зара наши задачи?

Д. Он у нее не очень голодный. Голодный бы большой хлеб съел!

У. А может другой хлеб понравиться? Если хлеб по вкусу сравнивать, то, наверное, разные люди любят разный хлеб.

Д. Если бы РГ был голодный, он бы сказал: «Ой, как есть хочется!» А Зара просто сравнивает.

У. Да, РГ у Зары еще не очень голоден. Если сильно-сильно есть хочется, то, наверное, не будешь думать, будут ругать или нет. Но у нас есть еще одна задача: наш ли хлеб видит Зарин рассказчик?

Д. Неизвестно.


У. В том-то и дело. Вам надо одновременно решать две задачи: и чтобы рассказчик был голодный, и чтобы он именно наш хлеб разглядывал. Может быть, вы мало признаков в этом хлебе выделили? Ведь, когда вы начинали разговор кочанов капусты или кастрюль, вы сначала внимательно их разглядывали, все внешние признаки старались в них увидеть. Вот если нажать на хлеб, то какой он (нажимает)?

Д.
Мягкий.

У.
А еще (мнет хлеб)?

Д.
С корочкой, хрустит.

У.
А лепешка-сметанник? Кто еще попробует рассказать, решив обе задачи?

Юля. В дырочках. Наверно, в дырочках - сахар, а на этом - одна мука. Интересно, какой вкуснее? Съем лучше оба...

У. Так ли говорит голодный? Станет ли он рассуждать? Вот Юля попыталась решить сразу обе трудные задачи: и чтобы голодный говорил, и чтобы хлеб он разглядывал именно этот. Кое-что у нее получилось, а главное, я думаю, что и вам всем теперь понятно, как искать решение этих задач. А теперь попробуйте представить себе сытого.

Д. Пришел домой из гостей, наелся в гостях и торта, и мороженого, и пирожного.

У. И что же он подумал, когда увидел наш хлеб?

Данила. Хлеб лежит. Какой невкусный! Подгорелый весь! А на этом - дырки! Фу, не хочу!

У. Вот какая хитрость: хлеб наш не меняется, он тот же. Но корка для сытого как выглядит?

Д. Горелой.

У. А для голодного?

Д. Поджаристой.

У. Чувство сытости Данила выразил. Значит, одну задачу решил. А его герой разглядывал наш хлеб?

Д. Вроде да.

У. Но еще маловато конкретных признаков. Как вы думаете, труднее сочинять устно или письменно?

Д. (наперебой). Писать труднее. Писать легче.

У. Кому легче устно, то почему?

Д. Когда рассказываешь, можно с выражением сказать.


У. Возьмем слово «дырка». Как его произнесут голодный и сытый?

Дети по-разному интонируют слово.

У. А вот пишущему надо как-то изменить слово «дырка». Чтобы читающий понял, доставляет удовольствие рассказчику эта дырка или вызывает у него неприятное чувство. Какое слово написал бы сытый рассказчик?

Дима. Фу, какая дырка!

У. Молодец, не только само слово изменил, а добавил еще слово «фу». И читатель сразу поймет отношение рассказчика. А что написал бы голодный рассказчик?

Д.(наперебой). Дырочка. Ах, какая дырочка!

У. Можно добавить суффикс, придать слову уменьшительно-ласкательное значение. Можно еще и другие слова добавить. И даже восклицательный знак поставить, чтобы передать чувство восхищения. Попробуйте еще раз описать сметанник глазами сытого.

Д. (друг за другом). Дырки какие-то. Жесткий, небось. Неровный какой-то. Раз, два и съел, как блин. Что-то он внизу такой темный, а сверху светлый.

У. А теперь опишите большой хлеб глазами голодного.

Д. Пухлый, толстый.

У. В письменном сочинении будет ясно отношение рассказчика?

Д. (наперебой). Нет, надо сказать: «пухленький, толстенький». Кругленький. Мягонький. Хрупкий, румяный. Как вкусно пахнет. У него как бы ротик вот здесь и щечки. Кепка и уши. Нос и рот. На обезьяну похож. На черепаху похож.

У. А про голод забыли? Ведь у вас сразу две задачи: описать наш хлеб и увидеть его глазами голодного. Что дает голодному сравнение хлеба с черепахой?

Д. Ничего.

У. А как же сделать, чтобы найденное сравнение передавало состояние голодного?

Д. Пухленькое личико.

У. Сравнение ради сравнения не имеет смысла. Если голодному есть хочется, то и сравнение должно помогать выразить чувство голода.


Теперь, надеюсь, вам понятно, как надо искать решение наших двух задач.

Задание на дом. Написать сочинение про один какой-нибудь хлеб так, чтобы читатели могли угадать: про какой хлеб вы написали. Голодный или сытый у вас рассказчик? То есть вы можете выбрать одну из четырех тем: 1) рассказ голодного про сметанник; 2) рассказ сытого про сметанник; 3) рассказ голодного про большой хлеб; 4) рассказ сытого про большой хлеб.


Урок 77

Обсуждение сочинений


У. Сегодня обсудим ваши сочинения про хлеб. Какие задачи стояли перед вами?

Д. Рассказать про хлеб от имени РГ. РГ - разные: сытый и голодный. И чтобы именно про наш хлеб рассказывали.

У. (показывает журнал). Как вы думаете, почему журнал с вашими работами такой тоненький?

Д. Мало хороших сочинений.

У. Верно. И потому мало, что вам было очень трудно решать сразу две задачи: чтобы и хлеб был наш, и чтобы РГ был либо голодный, либо сытый. Попробуем оценить, что получилось. Кем вы будете?

Д. Критиками.

У. Для начала почитаем сочинение Рафика. Какую задачу ставил себе автор? Вошло ли это сочинение в журнал?


В центре Италии, в одном маленьком городке жил старик, у которого не было ни гроша, ни крошки хлеба. Ему так хотелось есть, что он даже иногда плакал от голода. Он был очень стар и поэтому нигде не мог найти себе работу. Он бродил целыми днями по городу в поисках хоть какой-нибудь пищи.

Однажды он зашел в городской парк, где гуляло много детей. Он сел в сторонке на скамеечку и стал наблюдать за ними. Один из малышей кушал пирожок, он увидел старика, который жадно смотрел, как мальчик ест, подошел к нему и протянул руку с пирожком.

Старик сначала очень смутился, но малыш положил ему в руку пирожок и убежал. Бедный старик был благодарен этому малышу за доброту, которой он уже давно ни от кого не видел.



Карина. Мне понравилось. Такая грусть... Но в журнал сочинение не вошло, потому что здесь РП.

Оля. Понравилось, но не по теме.

У. Голодный герой есть, но не он сам про себя рассказывает, а РП про него. А решил ли Рафик вторую задачу - увидеть наш хлеб?

Д. Нет, он вообще про пирожок рассказал.

У. Верно, Рафик решал свои задачи, а в журнал вошли только те работы, в которых авторы наши задачи решали.


Сочинение Игоря

Разговаривали два хлеба. Один говорит:

- Смотри, какой я большой, а ты такой маленький хлеб.

- Ну и что? - говорит маленький хлеб. - Зато я такой чистый, а ты какой-то обгорелый. Вот так.


Д. Надо было от имени голодного, а у него два хлеба разговаривают. Наш-то хлеб был немой.

У. Была у нас задача вообразить, что думает хлеб?

Д. Нет, у нас была задача вообразить, что думает человек, когда на хлеб смотрит.

У. Игорь решал не нашу, а другую задачу. Такую задачу мы ставили, когда придумывали разговор кочанов капусты или кастрюль. Поэтому его сочинение в журнал не вошло, хотя оно интересное.


Сочинение Павлика

Я пришел из похода домой, и первое, что я увидел, - на столе лежала буханка хлеба. Она была похожа на восходящее солнце! Подгореленькая моя!.. Я схватил и откусил большой кусок... Ох, как вкусно! А потом еще откусил, и еще, и еще, и потом увидел, что весь хлеб съеден.

Вдруг пришла мама, я испугался, а мама не рассердилась, а послала меня в магазин... А когда мы сели за стол обедать, мама спросила меня: «Ну как, вкусный хлеб?» - «Очень».


У. Вошло ли это сочинение в журнал?

Д. Здесь РГ, он голодный, и хлеб похож на наш сметанник.

У. У вас была задача - рассматривать хлеб. А автору было важнее другое - рассказать о каких-то событиях. Как мама с ним разговаривала, как он в магазин ходил. Разглядыванию хлеба он уделил мало внимания, это не было для него важной задачей. Важнее были какие-то события. Получилась интересная работа, но главная задача в ней другая, поэтому сочинение в журнал не вошло.



Сочинение Ани

Хлеб! Белый! Да еще и с корочкой... Руки не вымою - все равно никто не заметит. Резать не стану - буду с куска кусать и съем весь батон.


Д. Не та задача - хлеб не тот. Это белый батон, а у нас был другой хлеб.

У. А вторую задачу Аня решила? Она увидела хлеб глазами какого человека?

Д. Голодного. «С куска буду кусать». И «руки не вымою».

У. Состояние голода Ане передать удалось, а вот вторую задачу она заменила.


Сочинение Миши

Вот это хлеб! Я такого сто лет не ел! Такой большой! Пухлый! Наверно, очень вкусный. Вот сейчас возьму и съем. А, может, лучше оставит половину? А то вдруг такого больше не будет? Нет. Я, пожалуй, начну, а там видно будет. Лучше сейчас наемся, чем все время хотеть. Чав... Чав... Чав...


Д. (друг за другом). Он голодный - хлеб уписывает. «Половину оставлю» - разве это голодный? Голодный не будет выбирать.

У. А внутреннюю борьбу в герое вы не увидели?

Д. Он хотел сначала оставить, но ведь он был очень голоден и все съел.

У. Он боится, что больше не будет. Это признак голодного или сытого?

Д. Голодного.

У. Одна наша задача решена. А хлеб наш?

Д. Хлеб не описан. Только сказано: "Большой, пухлый".

У. Есть попытка описать, но, как в загадке, признаков должно быть необходимое количество для угадывания. Так и нам не хватает признаков для узнавания именно нашего хлеба. Так что Мише удалось передать чувства голодного. А вот вторую задачу он решил не совсем.


Сочинение Лены

Ох, как я наелся! На дне рождения у Ваньки съел два торта, сорок конфет, десять пирожных и булочек. А теперь опять хлеб есть заставляют. Один - горелый, твердый, а другой - в дырках весь! Блин горелый! Фу, какая бяка!



следующая страница >>