shkolageo.ru 1 2 ... 4 5

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»




УТВЕРЖДАЮ

Ректор

___________________акад. РАМН, проф. Н.Н. Володин

«____» ____________________20__г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БИОЛОГИЯ


Уровень основной образовательной программы­­ – специалист


Направление (я) подготовки (специальность) – лечебное дело (060101)


Форма обучения - очная, очно-заочная (вечерняя)


Срок освоения ООП 6 лет очное, 7 лет очно-заочное


Факультет - лечебный


Кафедра - биологии


Декан факультета ________________________ ______Порядин Г.В.___

подпись (Ф.И.О.)


Заведующий кафедрой ________________________ _______Ярыгин В.Н.___

подпись (Ф.И.О.)


Методические указания к разработке рабочей программы

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:


  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 060101, утвержденный Министерством образования и науки РФ «8 ноября» 2010г.№ 1118.

2) Учебный план по специальности 060101 лечебное дело, одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «РГМУ Росздрава» от «___16__» ____мая________20_11__г. Протокол № _____

Рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» одобрена на заседании кафедры _

от «27» 2011г. Протокол № 12_

Заведующий кафедрой Биологии

название кафедры

_________________________ ______Ярыгин В.Н.________


подпись ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом факультета от «_____» ____________20___г. Протокол № _____


Председатель Ученого совета __________ факультета

_______________________________ _______________________________________

подпись ФИО


Разработчики:

Зав. кафедрой __биологии___________________________________________________________

название кафедры

_____________________________________________ ____________Ярыгин В.Н.___________

подпись ФИО


Зав. уч. частью кафедры ____биологии_________________________________________________

название кафедры

_____________________________________________ _________ _Черных Г.В.__________

подпись ФИО


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


    1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Целями освоения учебной дисциплины «биология» являются

  • Ознакомление студентов с фундаментальными основами биологии клетки, генетики, биологии развития, микро- и макроэволюции, антропогенеза, общей экологии, паразитологии и экологии человека.

  • Формирование естественнонаучной и мировоззренческой подготовки врача на основе знания информационной базы данных из различных областей биологии, дающих возможность доступа к использованию фундаментальных знаний в профилактических , диагностических и лечебных целях.

  • Воспитание у студентов чувства ответственности перед выбранной профессией, связанной с созданием и поддержанием здоровья нации и личного здоровья.



2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА

2.2.1. Учебная дисциплина относится к «Математическому, естественнонаучному циклу».



2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые предшествующими дисциплинами:


  • Биология

Знания: преподавание биологии студентам 1-го курса базируется на исходном уровне знаний школьной программы ( предметов: биология, химия, анатомия человека)

Умения: анализировать биологические явления и закономерности естественных процессов

Владения: умение работать с муляжами, скелетами и влажными препаратами животных; работа с биологической литературой, с конспектами лекций и теоретической части практических занятий;

  • Химия

Знания: химические элементы, катионы и анионы, основные группы неорганических и органических веществ: строение, свойства и функции

Умения: составление реакций синтеза и распада

Владения: использование гипо- и гипертонических, а также физиологических растворов в биологических исследованиях.

  • Анатомия человека

Знания: тканей, органов и систем тела человека

Умения: объяснять состав, строение и функционирование систем организма человека

Владения: работа с муляжами систем органов и скелетом человека


2.2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

  • Анатомия

Знания: Организменный, системно-органный, тканевый, клеточный уровни организации живого. Системный подход к пониманию целостности и интеграции отдельных структурно-функциональных единиц организма на каждом из изучаемых уровнях организации живого. Онтогенез человека. Особенности овогенеза и сперматогенеза у человека. Филогенез систем органов у представителей хордовых. Онтофилогенетически обусловленные пороки развития у человека


Умения: объяснять патогенез онтофилогенетических пороков развития.

Владения: работа с муляжами, макропрепаратами.


  • Гистология

Знания: биология клетки, клеточный и субклеточный уровни организации клетки, митотический и жизненный цикл клетки, теоретические основы дифференцировки клеток; знаний теоретических основ ранних стадий эмбриогенеза человека.

Умения: анализ строения клеток, фаз митоза и его нарушений,

Владения: идентификация фаз клеточного и митотического циклов и этапов раннего эмбрионального развития, дифференцировки зародышевых листков.


  • Медицинская генетика

Знания: закономерности формирования и наследования признаков у человека, наследственность и изменчивость человека.

Умения: решение генетических и ситуационных задач; анализ кариотипов наследственных синдромов.

Владения: написание гамет, составление родословных и расчета генетического риска.

  • Гигиена и экология человека

Знания: основных закономерностей устойчивого существования организменных, надорганизменных и надвидовых систем в среде обитания человека, основы экологии паразитов человека.

Умения: определение параметров устойчивости экосистем в условиях изменяющихся факторов среды, определение сред обитания паразитов.

Владения: идентификация особенностей организмов паразитоценоза человека.

  • Инфекционные болезни

Знания: основы экологии паразитов человека, жизненные циклы паразитов человека.

Умения: определение инвазионных стадий в циклах развития простейших, гельминтов и членистоногих, имеющих медицинское значение.

Владения: идентификация стадий циклов развития паразитов человека.
  • Биохимия


Знания: строение, свойства и функции основных биополимеров (нуклеиновых кислот и полипептидов); репликация, репарация, транскрипция, трансляция.

Умения: решение задач по молекулярной генетике, работа с таблицей генетического кода.

Владения: использование международной символики молекулярной генетики.

  • Микробиология

Знания: особенности организации и функционирования про- и эукариотических клеток.

Умения: распознавание клеток про- и эукариотической организации на светооптическом и электронно-микроскопическом уровнях.

  • Нормальная физиология

Знания: строение и функционирование систем и отдельных органов человека.

Умения: работа с муляжами и макропрепаратами.


  • Патологическая физиология

Знания: онтофилогенетические предпосылки наследственных пороков развития человека.

Умения: распознавание симптомов некоторых филогенетических пороков развития человека.


2.3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


п/



Номер/индекс

компетенции

Содержание компетенции или ее части

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся

Оценочные средства








знать

уметь

владеть




1

ОК-1


Способность и готовность к анализу социально значимых проблем и процессов, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности


Общие закономерности происхождения жизни, антропогенез и онтогенез человека; законы генетики и её значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека; основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания

Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; пользоваться биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами)

Поиском в сети Интернет;

медико-анатомическим понятийным аппаратом

Тестовый контроль, ситуационные задачи, опрос по фотографиям с целью идентификации объектов

2

ПК-11

Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков

Роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах;

основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания




Объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков развития; диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате и фотографии; решать генетические задачи

Пользоваться биологическим оборудованием;

навыками микроскопирования и анализа микрофотографий; методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод)

Тестовый контроль, ситуационные задачи, опрос по фотографиям с целью идентификации объектов

3

ПК-16

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем

Онтогенез человека; законы генетики и её значения для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний

Объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков развития

медико-анатомическим понятийным аппаратом;

Тестовый контроль, контрольные работы,

ситуационные задачи,

идентификация объектов по фотографиям.

4

ПК-17

Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических дисциплин

Онтогенез человека; законы генетики и её значения для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний биоэкологические заболевания




Объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков развития; диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате и фотографии

Пользоваться биологическим оборудованием;

навыками микроскопирования и анализа микрофотографий; методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод)

Тестовый контроль, контрольные работы,

ситуационные задачи,

идентификация объектов по фотографиям.




  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


п/№

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1.

Аудиторные занятия, в т.ч.

144

72

72




Лекции (Л)

36

18

18




Занятия (С, ПЗ, Л, КЗ)

99

51

48

2.

Самостоятельная работа студента (СРС), в т.ч.

72

36


36




Курсовая работа













Реферат










3.

СРС в период промежуточной аттестации




Решение ситуационных задач. Идентификация биологических объектов

Решение ситуационных задач. Идентификация биологических объектов

4.

Вид промежуточной аттестации – экзамен (Э)

9

-

Э




Итого общая трудоемкость

часов

105

102




зачетных ед.

3

3



следующая страница >>