shkolageo.ru 1 2 ... 57 58

Энциклопедия магических терминов том 1.



ААРОНОВ ЖЕЗЛ

В европейском оккультизме -одно из названий магического жезла, подчеркивающее

многофункциональность и символический смысл данного орудия. Согласно библейской

легенде (Исход 7:10), жезл иудейского первосвященника Аарона мог

превращаться в змею и пожирать других змей. Современные оккультисты толкуют эту

легенду как аллегорию пробуждения "змеиной энергии" Кундалини, которая "спит" в

основании позвоночника, но может быть "разбужена" с помощью соответствующих

мистических упражнений; в этом случае она превращается в прямой восходящий поток

и проникает в тонкие физиологические центры мозга, открывая отверстия,

необходимые для непосредственного общения с Божеством".

АББАТ

(Лат. abbas от арамейск. "або" -отец) Первоначально (начиная с Vb.

н.э.) - настоятель католического монастыря. Аббаты избирались монахами из своей

среды; в церковной иерархии звание аббата стояло на одну ступень ниже звания

епископа, причем некоторые аббаты освобождались от власти епископов и

подчинялись непосредственно папе. В XVIb. французские короли получили право

назначать аббатов, и с тех пор это звание присваивалось всем дворянам,

получившим духовное образование. После Великой Французской революции слово

"аббат" превратилось в почтительное обращение ко всем молодым людям духовного

звания, еще не получившим сана.

АБ-И-ХАЙАТ

(Арабск.) Мистическая вода бессмертия, возвращающая юность и приносящая вечную

жизнь, арабский аналог алхимического Эликсира. В символическом языке суфиев -

совершенное вещество, вырабатываемое в организме верующего бла-

АБЛАНАТАНАЛБА

годаря нисхождению Божественной благодати.

АБЛАНАТАНАЛБА

Слово неизвестного происхождения, использовавшееся в греко-египетской магии


гностиков, а затем в европейском оккультизме. Считалось мощным средством для

заклинания духов и магического излечения от болезней. Его особая эффективность

связывалась прежде всего с тем, что оно одинаково читается и справа налево, и

слева направо.

АБРАКАДАБРА

Знаменитая магическая формула, связанная с именем греко-египетского бога

Абраксаса (или Абра-сакса), изображавшегося в виде существа с петушиной головой

и змеиными хвостами вместо ног. Некоторые исследователи считают, что она

происходит от халдейсксго заклинания "аб бада ке даабра" ("сгинь как слово").

Перевернутый треугольник, в котором слово АБРАКАДАБРА читается по каждой из трех

сторон, был чрезвычайно популярным амулетом от лихорадки; изобретение этого

мистического "лекарства"

\Н ' 1 3 3 ы 3 Н

1 3 1 3 н 1 3

2 1 3 н *1 3

"1 3 н 3 Н

3 г* 1 3 н

г* 3 н

- 3 N

3 н н

Магический треугольник, образуемый словом АБРАКАДАБРА, считался сильным

средством от лихорадки

приписывается римскому врачу Се-рению Саммонику (Шв. н.э.).

Европейские оккультисты пытались использовать АБРАКАДАБР'у для вызывания злых

демонов. Считалось, что с каждым вздохом при произнесении этого слова из ада

вылетает один дух зла. Поздние оккультисты (в том числе Алистер Кроули)

расшифровывали его как формулу алхимии; для этого применялось написание

АБРАХАДАБ-РА, гематрическая сумма букв которого равна 418, т.е. числу Великого

Делания.

АБРАМИТЫ

(Также АВРАМИТЫ или АБРА-ГАМИТЫ) Христианская секта, возникшая в XVIIIb. в

Богемии. Опираясь на учение гуситов, абрамиты объявили себя приверженцами

"религии Авраама^, т.е. древнееврейской религии до утверждения в ней обряда


обрезания. Абрамиты, как и иудеи, верили в Единого Бога, бессмертие души,

почитали субботу, не ели свиного мяса. Из Ветхого Завета восприняли лишь Декалог

(10 заповедей), а из Нового Завета - молитву "Отче Наш". Отрицали христианские

догматы о Троице, бого-воплощении Христа, таинства, обряды.

АБСОЛЮТНОЕ

Основополагающее понятие мистицизма: нечто неизменное, вечное, единственное в

своем роде и, как правило, непостижимое для человеческого ума. Абсолютное обычно

противопоставляется относительному, т.е. всему изменчивому, бренному,

многочисленному и умо-постижимому, из чего состоит земная жизнь. Таким образом,

понятие об Абсолютном - это понятие о некой высшей форме бытия, к пости-

АБХАМСИ

кению и достижению которой стре-лится каждый практический мис-гик. В монотеизме

Абсолютное этождествляется с Богом; прочие мистические системы используют такие

понятия, как "Абсолютная Личность", "Абсолютное Бытие", "Единое", "Великая

Пустота" и т.д.

Не следует, однако, полагать, что понятие Божественного непременно тождественно

понятию Абсолютного. Так, в католической теологии Бог лишен абсолютного

всемогущества, поскольку не может согрешить, убить самого себя или создать

другого Бога. В индуизме боги - это эманации Абсолютного Бытия (Брахмана),

обладающие неописуемым могуществом, но все же ограниченные и смертные, тогда как

Брахман беспределен и вечен. Боги Древней Греции и Рима были сверхъестественными

существами, во многом подобными человеку; то же самое можно сказать и о всех

прочих языческих религиях. Сопоставляя понятия Абсолютного и Божественного,

можно сказать, что последнее свойственно любой религии, тогда как первое

является прерогативой мистицизма.

В религиозно-мистических теориях Абсолютное, как правило, предстает в виде


некого надмирно-го и чаще всего личностного начала, в котором содержатся

абсолютные аспекты всех положительных качеств - Добра, Справедливости, Истины,

Благодати и т.д. Таковы, в частности, Аллах и Иегова, Кришна и Христос, Ахура-

Мазда и Будда Амитабха. В философском мистицизме Абсолютное часто воспринимается

как нечто безличное, не имеющее качеств и безучастное к делам людей.

Классический пример подобной концепции - буддийская Великая Пустота (Шунья) -

Абсолют-

ное Небытие, скрывающееся под иллюзорной маской материального Бытия. Нечто

подобное, но совершенно противоположное по смыслу, утверждали многие европейские

материалисты Х1Хв.: по их мнению, абсолютным Бытием наделена лишь Материя, а все

остальное (в том числе, Мысль и Дух) - лишь формы ее проявления. И, наконец,

некоторые мистические системы (в частности, манихейство) основаны на вере в

существование двух полярно противоположных абсолютных Качеств (или Начал) -

Добра и Зла, Света и Тьмы, Мужского и Женского. Впрочем, в большинстве случаев

эти Начала все-таки считаются продуктом разделения Единого Абсолютного, в

котором они смешаны в равной пропорции и не отличаются друг от друга.

АБХАМСИ

В индусской метафизике - все разумные существа Вселенной. Аб-хамси

подразделяются на четыре разряда: боги, демоны, питары {духи предков) и люди.

АБХИШЕКА

1. В ритуалах индусских религий и сект - окропление или обливание мурти (образа

почитаемого божества) водой, молоком, медом, кровью и~др. жидкими веществами.

2. Церемониальное окропление (помазание) царя или верховного жреца при его

возведении в должность.

3. Церемониальное окропление ученика в таинстве посвящения (дикиш), совершаемое

гуру, или же в совершаемой священником церемонии благословения. Церемонии


абхишеки сопровождаются чтением специальных мантр и некоторыми другими

обрядовыми действиями.

ISBN 5-U-00-

Тибетское изображение Авалокитешвары; на переднем плане - статуя богини Тар

родившейся из его слезы, когда он оплакивал страдания мира

ы,

АВАЛОКИТЕШВАРА

Тантрическая практика насчи-гывает восемь ступеней абхишеки, наивысшей из

которых является Махапурнадикшабхишека. После нее ученик совершает символический

обряд собственных похорон и сжигает шнур своей касты и пучок волос с головы Это

значит, что он больше не нуждается в учителе и способен самостоятельно

достигнуть полного просветления уже в этой жизни

АВАЛОКИТЕШВАРА t (Санскрит., "наблюдающий за Звуками мира") Эманация Будды

Амитабхи, олицетворение милосердия и сострадания, спаситель всех людей,

принимающий в конечном счете форму Амида-Будды. Воплощениями Авалокитешвары

считают различных религиозных деятелей ваджраяны - в частности, Далай-ламу.

Изображается как в мужском, так и в женском облике, иногда с цветком лотоса в

руке. В Китае Ава-локитешваре соответствует богиня милосердия Гуань-инь, в

Японии -женщина- бодхисагптва Каннон. Считается, что Авалокитешвара превращается

в Гуань-инь, когда испытывает глубокое чувство сострадания к детям. Затем он

снова принимает мужской облик и становится во главе буддийского воинства.

АВАТАРА ' (Санскрит., "нисхождение") Ин-

| дусские мистики утверждают, что

каждый бог обитает во множестве

тонко- и грубоматериальных тел, но

t только одно из них является под-

> линным, или "верховным"; все же

' остальные суть "нисхождения", или

аватары. В некоторых мистических

учениях (например, в вишнуизме и

шиваизме) все многочисленные


Калка (или Калкин) - десятая и последняя аватара Вишну

боги считаются аватарами главного божества (в данном случае, Вишну или Шивы].

Среди грубоматериальных аватар также выделяется "главная", в которой бог

нисходит на землю для восстановления мирового порядка. В частности, считается,

что Вишну воплощался в земное существо девять раз- он был рыбой, черепахой,

вепрем, человеко-львом, карликом, могущественным воином Парашурамой,

божественным героем Рамой, Кришной и Буддой. Во всех этих аватарах он спасал

лучших людей человечества от всемирных катастроф, тирании демонов и злых царей;

а в облике Будды он научил всех злонравных людей презирать ведические заповеди,

и, тем самым, коварно обрек их на вечную гибель. Шива сходил на землю 28

9

ISBN 5-17-008(1

9 785170 080

ABATAPA

раз все его аватары были великими аскетами и учителями йоги Суп руга Шивы,

Великая Богиня Деви, одновременно существует в виде десяти небесных аватар,

называемых "махавидья", в их число входят все главные богини индусско го

пантеона

Понятие об аватарах существует также и в буддийском мистицизме Здесь

распространено мнение, согласно которому все Будды являют-

Матсья, первая аватара Вишну

ся аватарами (или "эманациями") верховного Ади будды, в свою оче редь, они также

могут иметь собственные аватары, которые иногда почитаются как самостоятельные

божества Буддисты школы гелуг па считают своих лидеров аватарами Будд

Авалокитешвары и Амитаб хи, которые пребывают на земле уже много сотен лет,

переселяясь из одного тела в другое (см Далай лама и Панчен-лама)

10

ABBA

г АВВА

(От арамейск. "або" - отец) Из-

1ачально - православный церков-дый чин, равнозначный католическому аббату; в


настоящее время сохранился лишь как титул некоторых христианских подвижников и

отцов церкви, чья деятельность была связана с Ближним Востоком (авва Доро-фей,

авва Исаак Сирин и др.).

АВГУРИИ

Предсказание будущего по полету и крику птиц, внутренностям жертвенных животных

и людей, применявшееся в Древнем Риме. Публичное проведение авгурий разрешалось

только членам коллегии авгуров, в чьи обязанности входило давать советы

соответствующим государственным чиновникам, имевшим право судить о знамениях.

Чиновник мог отвергнуть совет авгура, но римские историки сообщают о

многочисленных бедах, которые случались из-за недооценки знамения. 1

Первоначально в Риме имелось лишь трое авгуров, и до 300г. до н.э. на эти

должности выбирались толь-¦ ко представители римской аристократии. Авгуры

получали жалование 1 и имели некоторые привилегии, ка-' ких не было у других

жрецов. Но с f течением времени количество авгуров постепенно возрастало, пока

в 1 1в. н.э. Юлий Цезарь не увеличил его до 16 человек, включая и его самого в

ранге первосвященника. Таким образом, звание авгура стало более зависеть от

знатности, чем от про-1 ницательности соискателя, и к началу нашей эры авгуры

уже в значительной степени утратили свои предсказательские способности.

Правила авгурий были очень сложны, и со временем вокруг данного предмета

возникла целая техническая литература со своим осо-

бым специальным жаргоном. Коллегия авгуров имела архив, где были записаны и

проанализированы все случаи сбывшихся предсказаний. Авгуры различали два рода

знамений: внезапные и ожидаемые. Знамения первого рода заключались в неожиданном

появлении какого-нибудь животного и прочих мелких случайностях (dirae), таких,

как просыпанная соль, пролитое вино, спотыкание, чихание или непредвиденные


звуки (к примеру, потрескивание кресла или урчание в животе авгура). Все они

предвещали какие-либо неприятности. Ожидаемые знамения считались более важными,

и только они имели силу закона. Сюда входили громы, молнии, кометы, полет и

крики птиц и поведение священных цыплят. Авгур, наблюдавший знамения, садился в

особом шатре, защищавшем его от излишних знамений и имевшем только одно окно,

обращенное на юг; если же знамение следовало наблюдать на небе, авгур становился

на возвышение или взбирался на башню и, оборотясь на восток, специальным

изогнутым жезлом очерчивал в небе участок для наблюдения (templum). Знамения,

возникавшие на этом участке, считались важными для предсказания. Авгур должен

был замечать направление полета относительно четырех секций, на которые был

разделен templum, высоту полета, скорость и звучность взмахов крыльев, частоту,

тональность и громкость криков и общее поведение птиц.

Не все птицы были пригодны для авгурий. Птицы, на которых обращали внимание,

делились на тех, чей полет был добрым знамением (орел, канюк, ястреб и некоторые

другие) и тех, чей крик предвещал беду (ворона, ворон и сова). Дятел и

ISBN 5-17-C

1 70

АВЕСТА

скопа принадлежали к обеим категориям сразу. Впрочем, крик вороны мог быть

благоприятной приметой, если раздавался слева от авгура; но крик ворона считался

благоприятным лишь в том случае, если он доносился справа. Некоторые птицы

наделялись свойством давать более важные знамения, чем другие: к примеру, орел

считался важнее грача. Если примет было много, и они противоречили друг другу,

авгуру следовало самостоятельно выявить преобладающую тенденцию и совершить

предсказание на ее основе.



следующая страница >>