shkolageo.ru 1

Александра Горяшко



Из истории экологического образования в России


Немецкий биолог Эрнст Геккель, который в 1866 г. предложил термин "экология", дал ей следующее определение: "Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды…. Одним словом, экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе…". Сегодня экологический подход к природе кажется самоочевидным. Экологическое образование признается столь важным, что начинается уже в детском саду. И уже трудно представить, что изучать природу когда-то можно было, не учитывая всего многообразия взаимосвязей, определяющих жизнь каждого живого существа. Однако именно так и было. И, хотя с первых шагов своего развития человек неразрывно был связан с природой и находился от нее в тесной зависимости, его представления о природе выглядели зачастую самым странным образом.


Самые ранние источники. От «Физиолога» до «Бестиария»

Самым первым из известных нам трудов, откуда взрослые и дети России могли почерпнуть знания о природе, был рукописный сборник рассказов «Физиолог». Это безымянный труд, составленный на греческом языке во II—III вв. на основе античных писаний и сказаний египетской старины. В славянском переводе он проник на территорию России в XII—XIII вв. и пользовался большим авторитетом непредставимо долго по современным меркам - до конца XVIII в. «Физиолог» повествовал о свойствах реальных и фантастических животных, птиц, деревьев, минералов и толковал эти свойства в символико-аллегорическом духе.

В XV в. в Россию приходит и используется в качестве учебника ортодоксальное сочинение монаха Василия Великого (329—379 гг.) — «Шестоднев». В нем излагался библейский рассказ о сотворении мира в 6 дней, при этом давались некоторые натуралистические пояснения о разнообразии животных, растений, целесообразности их свойств. Помня основное назначение Шестоднева, - обращать всё в назидание церкви, автор часто приводит примеры и аналогии из жизни животных в связи с явлениями общественной и семейной жизни христиан (двойственная природа кентавра символизирует людское лицемерие, а заботливость аиста о птенцах наводит на мысль о любви родителей к детям).


В XV в. в России имел хождение и другой труд византийского происхождения — «Толковая Палея», составленный из различных церковных сочинений и творений античных писателей — Аристотеля, Плиния, Оппиана и др. Авторы «Толковой Палеи» при изложении ветхозаветной истории приводят много сведений по естествознанию: о солнце, луне, звездах, о различных животных и растениях.

В XVI в. в Россию проникла книга «Луцидариус», написанная в XII в. и переведенная на славянский язык в XVI в. В ней в виде диалога между учителем и учеником представлено много материалов натуралистического характера. В том числе: о дне и ночи, о разных странах, зверях, живущих в их пределах, о воде и воздухе.

Наряду с этими трудами, особенно в XVI—XVII вв., в России как учебники и книги для чтения имели хождение «Азбуковники» и «Алфавиты». В них по алфавиту излагались сведения «обо всем», в том числе и по естествознанию, географии. Однако новых или более научных сведений в них нет, так как составители списывали их с «Физиолога» и «Толковой Палеи». Все эти книги были широко распространены в России до XVIII в.

В XVII в. появилось в России и стало очень популярным сочинение «Проблемата», написанное неизвестным латинским автором еще в начале XVI в. Это многотомный трактат, во многом с искажениями списанный с Аристотеля и Гиппократа. Другим памятником XVII в., содержащим только зоологические сведения, был трактат «Бестиарий» греческого архиерея Димаскина Студита, переведенный на русский язык. Само слово «бестиарий» («bestiarum vocabulum» - «название животных»), - не только название конкретной книги, но имя целого литературного жанра. Бестиарии представляли из себя некие каталоги с описанием внешнего вида и повадок некоторых животных. В европейском средневековье были также известны Авиарии - описания свойств различных птиц. В бестиариях, как и во всех вышеназванных трудах, истина очень густо перемешана с вымыслом, а сведения часто списаны с очень древних источников и с большими их искажениями.

О чем рассказал бестиарий


Бестиарии многое заимствовали из физиологов, которым, в свою очередь, предшествовали шестодневы. Что позволяет рассказать о их содержании вкупе. Все они представляли собой тексты о животных, источниками которых были сочинения античных авторов, а также упоминания животных в Священном Писании. Однако со временем сведения разрастались, многие авторы вставляли в свои бестиарии новые главы. В отличие от Библии, где животные подразделяются на чистых и нечистых, а также на спасённых и не спасённых в Ноевом ковчеге, животные стали делиться на диких, скотов, маленьких животных, птиц, гадов и змей.. Но одно оставалось неизменным. Основной целью их написания было не сообщение научных данных, а поучение читателя Животные здесь – лишь носители определённых качеств, аллегории. Рядом с реальными животными (лисица, еж, бобр, голубь, заяц, лев, крокодил, носорог и т.п) здесь описаны мифические (единорог, василиск, дракон, птица феникс, чудовища аспид, ехидна, грифон, левиафан и др). Есть здесь и создания, чья природа в принципе противоречит природе живых существ (птицы без ног и без крыльев, птицы, рождающиеся из древесной коры, змеи с конечностями - руками, морские обитатели - двойники земных животных); есть полулюди-полуживотные. Но для авторов между ними нет принципиальной разницы, и, например, за главой об антилопе следует глава о кентавре, а за главой о лисе – глава о единороге. Каждое животное занимает отведённое ему место и никак не взаимодействует с другими. Как обитатели реального мира животные автора не интересуют: не указываются ни их привычки, ни их образ жизни, ни даже внешний вид. Практически всю главу занимает описание «натур» или «природ» животного, то есть его характерных черт. Но эти черты нужны автору лишь как иллюстрации к неким религиозным нормам. Чтобы объяснить своё описание того или иного животного, автор обычно цитирует Библию. Он, скорее всего, не видел, например, льва, но поскольку в Священном Писании сказано об Иисусе: «Лев от колена Иудина», это животное становится царём зверей и сравнивается со Спасителем. Все животные представлены как грешники или праведники, все их действия символизируют грехи или праведные поступки. Антилопа, запутавшаяся рогами в ветвях деревьев, символизирует грешника, погрязшего в пороках, а примеру льва, который умеет жалеть поверженных, должны следовать разумные люди. Гиена служит символом содомского греха, разврата и идолопоклонства,. Сирены - это мирские блага, губящие души. Острое зрение дикой козы уподобляется всеведению Бога, а высокие горы, в которых она находит пищу, означают апостолов и пророков. Пантера - самый прекрасный зверь средневекового Бестиария, она - друг всех зверей, у нее пестрая шкура - символ многоразличной премудрости Божией.


Светское образование


Итак, до XVIII в. в России натуралистическое просвещение было более нравоучительным, чем научным. Представления о природе черпались исключительно из рукописной литературы, преимущественно церковного содержания, изложенного монахами по разным переводам. Переводы и многократные переписывания от руки часто приводили к полной потере некогда научного источника.

Принципиально ситуация изменилась, когда Петр Первый впервые на Руси ввел светское образование. В его содержание включались и естественные науки. В это время появился труд «Зерцало естествозрительное», изданное в Москве в 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Изложенный на 218 листах труд представлял собой курс «естественной философии» для учащихся высших ступеней школы. В нем говорилось о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Правда и здесь знания о природе были перемешаны с вымыслами и суеверными фантазиями, так как опирались на древние источники.

Естествознание как учебный предмет под названием «Естественная история» впервые вошло в образовательную школу России в 1786 г. Но задолго до этого - в 1725 г. по велению Петра в Петербурге открылась Российская Академия наук. К концу XVIII в. члены Академии, С.П.Крашенинников, И.Г.Гмелин, Г.В.Стеллер, М.В.Ломоносов, И.И.Лепехин, П.С.Паллас, В.Ф.Зуев своими исследованиями и путешествиями по России открыли для науки животный, растительный мир, описали почвы, рельеф, климат, богатство недр нашей страны. Что, естественно, сказалось на содержании школьного образования. Одновременно с предметом «естественная история» пришел в российскую школу учебник, написанный академиком В.Ф.Зуевым – «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй». Это был первый русский учебник по естествознанию. Он стал основным и единственным пособием ученикам и учителю в изучении природы. По отзыву Палласа, этот труд Зуева превосходил все тогдашние иностранные руководства по этому предмету. В.Ф.Зуев привлек в школьный учебник, наряду с господствовавшими тогда морфологией и систематикой, большой фактический материал по экологии растений и животных, об окружающей среде, то есть материалы только нарождавшейся тогда науки экологии. Этот учебник существовал в школах России более четверти века и выдержал пять изданий.

Начало эры экологии


С середины 19 века развитие биологии пошло бешеными темпами, несопоставимыми с предшествующей неторопливостью. Соответственно изменялось и образование. В середине XIX в. большое влияние на развитие экологического направления в науке и школьном образовании России оказал К.Ф.Рулье. В его трудах фактически сформулирована экологическая область в зоологии. К.Ф.Рулье, преподавая в Московском университете зоологию, наряду с чтением морфологи и физиологии животных с 1845 г., излагал слушателям курс экологии. В 1850 г. первая часть этого курса под названием «Зообиология» вышла в свет как литографированное издание для студентов. Вначале К.Ф.Рулъе назвал этот курс словом «Зооэтика» — от греческого слова «этос», что значит «привычка, обычное местопребывание, жилище». Интересно, что современное название «экология», данное Э.Геккелем, опирается на другое греческое слово — «оэкос», т.е. «жилище, дом, местопребывание». Но и К.Ф.Рулье (1845 г.) и спустя 20 лет после него Э.Геккель (1866 г.) именно слова «дом», «жилище», «местопребывание» использовали для именования новой науки. Знания по экологии в середине XIX в. были наиболее передовыми в естествознании, так как отражали идеи об изменяемости организмов, об их зависимости от условий среды, происхождении и расселении видов, о причинности данных явлений, развивали взгляд об эволюции органического мира и решение вопроса о целесообразности природных явлений. Под влиянием этих идей формировались взгляды передовых педагогов-еетественников: Д.С.Михайлова, А.Я.Герда, К.К.Сент-Илера, А.Т.Ободовского, Н.И.Раевского и др. Их трудами экологический материал вновь стал активно проникать в школу.

Наиболее ярким примером использования экологии в учебной литературе в XIX в. был учебник ботаники, написанный В.И.Далем в 1849 г. для средних военно-учебных (кадетских) заведений. В.И.Даль включил много конкретного экологического материала в учебник ботаники. На его страницах фактически впервые в отечественной школе отражена целая система научных экологических знаний, охватывающая круг вопросов по экологии отдельных организмов, по фитоценологии и охране природы. К сожалению, несмотря на большие достоинства, учебник ботаники Даля не оказал значительного влияния на практику обучения, так как был написан лишь для кадетских корпусов и вышел в свет только двумя изданиями.


Появление в 1859 г. труда Ч.Дарвина «Происхождение видов» и победа эволюционного учения в биологии несколько сместило акценты. В школьном естествознании экологический материал начал уступать место эволюционному материалу. Со второй половины XIX в. экологический материал использовался лишь как фактическая основа для доказательства идеи об эволюции органического мира.

Лишь в начале XX в. трудами В. В. Половцова — профессора Петербургского университета и преподавателя Женского педагогического института — экологический материал вновь стал приобретать самостоятельную ценность в школьном естественнонаучном образовании. В.В.Половцов — автор первой в нашей стране общей методики естествознания, был одним из наиболее крупных методистов своего времени, в истории методики он известен как активный пропагандист экологического направления в образовании. Все его естественно-педагогические труды, особенно книга «Основы общей методики естествознания», служат педагогическому обоснованию включения элементов экологии в общее образование и примером широкого использования их в практике обучения. Направление, пропагандируемое В.В.Половцовым, оживило научно-педагогическую и просветительскую работу в России. Оно отразилось на всех школьных учебниках, своим содержанием или рисунками оно развивало в учениках экологический взгляд на природу. Много ценного в применении экологии для школы и для практики подготовки учителей-естественников содержали труды ученых и учителей: И.И.Полянского, Г.Н.Боча, Л.Н.Никонова, В.А.Комарова, В.Н.Сукачева, Б.Е.Райкова, Ю.А.Филиппченко, В.А.Герда, К.П.Ягодовского, Л.С.Севрука и др.

В XX в., экология как наука достигла очень высокого уровня развития. Более того, "экологизировалась" вся современная наука. Что отразилось и в содержании школьного образования. Постепенно «экологизировались» не только школьная биология, но и: физика, химия, география... В 80-х гг. теория и практика экологического образования обогатились концепцией о его непрерывности (дошкольное-школьное-вузовское-послевузовское). Дошколята играют в экологические игры, школьники проводят экологическую экспертизу своих городов, старшеклассники готовятся к поступлению в экологические ВУЗы, количество которых неуклонно возрастает. И лишь как исторический анекдот мы воспринимаем теперь сообщение Бестиария о том, что «название «животные» особенно подобает леопардам, лисам, тиграм, волкам, обезьянам, медведям и другим, кто свирепствует либо с помощью пасти, либо с помощью когтей… Животных называют в зависимости от причиняемого ими разрушения и силы, с которой они зверствуют…».