shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Федеральное государственное бюджетное образовательное


учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный

технический университет»






УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

А.А. Недоступ

15 ноября 2011 г.



Рабочая программа дисциплины


БОТАНИКА


Профессиональный цикл, базовая часть


Направление подготовки


110400 – агрономия


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Факультет биоресурсов и природопользования


Кафедра - разработчик агропочвоведения и агроэкологии


Калининград, 2011


1. ц
ели освоения дисциплины


целями освоения дисциплины являются ознакомить студентов с основными закономерностями роста, развития и строения растений с учетом современных знаний и достижений ботаники. Студенты должны получить представление об особенностях строения растительной клетки и тканях, морфологии и анатомии побеговой, корневой и генеративной систем, знать основные направления морфологической эволюции растений, биологическую сущность воспроизведения и размножения, возрастные и сезонные изменения растений.

Ботаника подразделяется на целую серию более частных и конкретных наук, каждая из которых изучает те или иные закономерности развития, строения и жизни растений. Задачей курса является формирование у студентов четкого представления о таких разделах науки, как «Морфология и анатомия растений», «Систематика растений». Студенты должны на практике ориентироваться в системе растительного мира и владеть системой таксонов. Иметь информацию, как о дикорастущей, так и о культурной флорах. В данном курсе студенты должны получить знания, составляющие биологическую основу агроэкологического образования.


2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Ботаника» представляет собой базовую часть профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Для изучения дисциплины необходимы знания в объеме школьного курса по ботанике общеобразовательной средней школы.

При обучении дисциплине «Ботаника» используются знания и навыки, полученные студентами при параллельном освоении гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин, таких как история, физика, биология, математика, введение в профессию. Знания, полученные студентами в освоении теоретического и лабораторного курсов ботаники, послужат базовой основой для освоения таких дисциплин, как сельскохозяйственная экология, агропочвоведение, защита растений, ландшафтоведение, агрохимия.

Курс "Ботаника" является предшествующим для следующих дисциплин: биотехнология; генетика; земледелие и методика опытного дела; кормопроизводство; луговодство; растениеводство; селекция и семеноводство полевых культур; физиология и биохимия растений.

Комплекс знаний по дисциплине обеспечивает эффективное прохождение учебно-полевой практики по ботанике, а также практик по многим дисциплинам профессионального базового и вариативного циклов; способствует профессиональному, квалифицированному подходу при сборе материалов в период производственной практики.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины «Ботаника» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных


- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способностью находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);


- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

б) профессиональных

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

- способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ПК-3);

- готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ПК-6);

- способностью обосновать подбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготовить семена к посеву (ПК-7);

-способностью рассчитать дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры (ПК-9);

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

Знать: структуру основных вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на клеточном, тканевом и органном уровнях; строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов; строение грибов и растений; многообразие мира растений и грибов, эволюцию их структурно-функциональной организации в ходе приспособления изменяющимся условиям жизни на земле; возможности их использования в сельском хозяйстве.

Уметь: распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам; определять фазы развития культурных растений, хозяйственную ценность.

Владеть: методами полевых и камеральных ботанических исследований растений.



4 Структура и содержание дисциплины


4.1 Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы, 216 часов.

Аудиторные занятия - 106 часов, самостоятельная работа - 110 часов.






п/п



Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (часы)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

лабораторные занятия (семинар)

курсовая

работа

самостоятельная работа

всего часов

1.

Введение. предмет, основные разделы ботаники. Место растений среди других групп живых организмов. экологическая роль растительного покрова, значение в осуществлении круговорота веществ в природе. Народнохозяйственное значение растений.

морфология и анатомия растений. Общие черты организации растительной клетки.


1

1

2

4

-




6

  • Опрос

2.

ткани. Общая характеристика и классификация тканей.

3

2

4

-

-

6

  • Опрос

3

Вегетативные органы. Побег и системы побегов. Морфологическое расчленение побега. Типы ветвления.

5,7

4

14




8

26

  • Коллоквиум

4.

Генеративные органы. Цветок, плод, семя. Соцветие как особый тип побеговых систем. Классификация соцветий. Биологическая роль соцветия. Плоды. Общая характеристика плодов. Принципы классификации плодов. Приспособления плодов к распространению.

9,11

4

8

-

4

16

  • Коллоквиум

5

систематика растений.

Классификация растительного мира. Систематические единицы (таксоны). Бинарная номенклатура.


Низшие растения. Надцарство доядерные. Царство Дробянки. Отдел Архебактерии. Отдел бактерии. Краткая характеристика. Ядерные организмы. Грибы. Общая характеристика царства Отдел Лишайники.

Царство растения. Водоросли. Общая характеристика. Отделы: красные (Багрянки), зеленые, диатомовые, бурые водоросли.

высшие споровые растения. общая характеристика высших растений, их отличие от низших. Происхождение и классификация высших растений.

Семенные растения. Отдел голосеменные, разделение на классы





13,15

4

-

-

8

12

  • Коллоквиум




Подготовка к зачёту
















6

6

  • зачёт




ИТОГО за I семестр







16

30

-

26

72




6

покрытосеменные.


история систематики цветковых растений, основные системы покрытосеменных.

Классы двудольные и однодольные. Основные линии морфологической эволюции. Систематика классов. Подкласс магнолииды.


2

1

2

2




2

6

Опрос

7

Подкласс ранункулиды. Порядок лютиковые. Порядок маковые. Семейство маковые.

2

2

2




-

4

Опрос

8

Подкласс кариофиллиды. Порядок гвоздичные. Семейства гвоздичные, маревые, кактусовые. Порядок гречишные.




3

2

2




-

4

Опрос

9

Подкласс гамамелидиды. Порядок буковые. Семейства буковые и березовые, их общая характеристика.. Порядок ореховые.

4

2

2




2

6

Опрос

10

Подкласс дилленииды. Порядки ивовые, мальвовые, крапивные, тыквенные, каперсовые.





5

2

2




2

6

Опрос

11

Подкласс розиды. Порядки камнеломковые, розоцветные. Порядок бобовые.. Порядок аралиевые.




6,7

4

4




4

12

Опрос

12

Подкласс ламииды. Порядок пасленовые..

Порядоки бурачниковые, норичниковые, губоцветные.




8,9

4

4




4

12

Опрос

13

Подкласс астериды. Порядок астровые. Семейство сложноцветные;




10

2

2




-

4

Коллоквиум

14

Класс однодольные или лилиопсиды. Подкласс лилииды, порядоки лилейные, орхидные.




11

2


2




2

6

Опрос

15

Порядки злаковые (мятликвые) и осоковые.




12

2

2




2

6

Опрос

16

Подкласс арециды. Порядок пальмы.




13

2

2




2

6

Опрос

17

География растений




14

2

2




2

6

Опрос

18

Флористические царства Земли




15

2

2




-

4

Тестирование
































Подготовка к экзамену
















36




Экзамен




Итого за II семестр







30

30

26*

58*

144







Итого за уч.год







46

60




110

216





следующая страница >>