shkolageo.ru 1 2 ... 20 21

с сайта macroevolution.narod.ru

А.В. Пахневич

Биология. Материалы к урокам-экскурсиям.

М.: «НЦ ЭНАС», 2002. С. 185-281

 

Введение, или Кому и чем может быть полезна палеонтологическая экскурсия


Палеонтология и многие объекты ее изучения на первый взгляд кажутся далекими от школьных курсов биологии и географии. Есть, конечно, лицеи и станции юннатов, где палеонтология преподается как самостоятельный предмет. На самом же деле палеонтологические данные и наглядные объекты используются и в средней общеобразовательной школе не менее, чем в 6 крупных темах. В связи с этим фабрикой "Природа и школа" была изготовлена "Коллекция форм сохранности ископаемых растений и животных" (от 8 до 16 образцов). Содержащиеся в ней образцы не всегда хорошей сохранности, некоторые из них заменены слепками. Помимо этого были выпущены иллюстрации и таблицы (следы которых в сегодняшних школах теряются), диапозитивы, кинофильмы и диафильмы на палеонтологические темы. Ранее сотрудницей географического факультета МГПИ им. В.И. Ленина Г.Г. Астровой была предложена более обширная коллекция "Коллекция "Руководящие окаменелости", которая состояла из 56 экземпляров. Но она не прижилась в школе, возможно, потому что ее было трудно укомплектовать таким число разнообразных ископаемых остатков беспозвоночных, позвоночных животных и высших растений.

Все это касается демонстрационных пособий, но в программах средней образовательной школы говорится не только о таком типе наглядного материала, но и о раздаточном для уроков по темам "Развитие растительного мира", "Развитие органического мира". Но где взять такой материал? Как его определить? Наверняка, многим учителям дети то и дело приносят окаменелости, чтобы наставник рассказал о них хоть что-нибудь. Слава тем учителям, которые это "хоть что-нибудь" скажут! Но не всегда это так.

В добавление к этому в школьной программе есть и такой пункт: экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей и на геологический разрез. Проблему экскурсии в музей решить просто, но как быть с геологическим разрезом? Где его найти? Что рассказать? Не опасна ли такая экскурсия? А может просто не заметить этот пункт?!


Школьному учителю, который творчески подходит к процессу преподавания, вероятно, будет не все равно, ведь проведя такую экскурсию и создав небольшую школьную коллекцию, он раскроет перед детьми удивительную новую страницу познаваемого ими мира, завоюет еще большой авторитет среди учащихся.

Именно с целью помочь учителя в освоении основ палеонтологии и экскурсий и написана эта часть. Здесь вы найдете информацию по многим общепалеонтологическим вопросам. Приведены и отдельные примеры экскурсий. В заключении части помещено приложение, представляющее собой краткий обзор различных групп живых организмов, которые наиболее часто встречаются в ископаемом состоянии. Следует оговориться, что, к сожалению, объять необъятное невозможно. Часть рассчитана в основном на экскурсии по Восточно-Европейской, или Русской платформе, то есть почти по всей Европейской части России, среди отложений которой есть и архейские, и протерозойские, и кембрия, и карбона, и юры, и мела, и неогена и других периодов.

Раздел I. Подготовка к экскурсии
Где искать окаменелости

Все породы земной коры делятся на три группы. В первую очередь это магматические породы, которые образуются из затвердевшей и остывшей магмы: либо глубоко в земных слоях, либо при извержении вулканов. К ним относятся гранит, сиенит, габбро, диорит, базальт, пегматит, андезит и т.д. Второй тип — метаморфические породы. Они формируются за счет перекристаллизации осадочных и магматических пород под действием температуры и давления. К таким породам принадлежат: мрамор, различные сланцы, гнейсы, кварциты и т.д. Нас же интересует третий тип, а именно осадочные породы. Они образуются в результате химического осаждения растворенных солей, за счет выветривания других пород и в результате жизнедеятельности живых организмов. Осадочные породы весьма многочислены — это известняки, пески, конгломераты, галит и сильвинит, глины, галечники, гипс, мергель, мел, нефть, торф, каменный уголь и т.д. Именно в осадочных породах накапливаются раковины, панцири, кости животных, различные остатки высших и низших растений и т.д. Иногда осадочные породы целиком состоят из скелетов или частей живых организмов, например, различные ракушечники и угли. Некоторые породы, которые, казалось бы, образовались за счет химического осаждения, на самом деле являются результатом жизнедеятельности организмов. Например, некоторые отложения серы, бурого железняка, фосфоритов образовались в процессе деятельности бактерий.

В других породах окаменелости сохраняются нечасто. Метаморфические породы — мраморы и некоторые сланцы могут содержать окаменелости, а вот магматические породы в единичных случаях. Чаще всего речь идет о породах вулканического происхождения, в которые попали остатки животных или растений во время извержения вулканов.


следующая страница >>