shkolageo.ru   1 ... 8 9 10 11 12

Стаи на зимовках


А. Хотя белоголовый орлан обычно рьяно защищает свою территорию^ особенно в гнездовой период, зимой он терпимо относится к своим собра< тьям. Северные птицы, как правило, переживают неблагоприятный сезов сообща. Группе гораздо легче отыскивать добычу, которая столь необходим ма в суровых зимних условиях. Кроме того, подобное социальное поведе­ние помогает взрослым птицам сохранять брачные узы, а молодым — со­здавать свои пары.

Однако групповая жизнь ставит и свои проблемы: в местах совмест­ной кормежки частенько возникают драки. Впрочем, это, вероятно, не слишком мешает птицам сообща переносить тяготы зимовки, поскольку они иногда даже вместе играют! Одна из таких игр состоит в том, чтобы птица с зажатой в лапах веткой поднялась повыше и отпустила ее. А два! или три партнера по игре должны поймать ветку на лету раньше, чем r&j коснется земли. Птицы могут забавляться с предметами, которые подби-* рают на земле и подбрасывают клювом вверх (сосновые шишки, листья; и т. п.). Наконец, удавалось наблюдать совместное купание орланов, кото-; рое, по-видимому, играет важную роль в социальной жизни группы. '',

Миграции — еще один повод для создания группировок у двух подви-*, дов, различаемых в Северной Америке. Haliaeetus leucocepbalus alascanus гнездится весной на севере, а в августе отлетает на юг; Haliaeetus leucocep­balus leucocepbalus гнездится осенью, а весной мигрирует на север.

Б. Защита территории. С началом сезона гнездования орлан стано­вится территориальным животным и яростно защищает свое гнездо от лю­бого пришельца. Обычно тактика защиты состоит в том, что самец усажи­вается на виду на каком-нибудь высоком дереве недалеко от гнезда. Его белая голова хорошо видна и играет роль «сигнального маяка». Если это оповещение не действует, тогда птица нападает на чужака.

Белоголовый орлан приступает к размножению на 7—8-м году жизни. Пары образуются зимой или во время миграций к зимовьям.

Великолепные воздушные парады. Белоголовый орлан устраивает вели­колепные воздушные парады, причем пируэты сопровождаются громкими криками. Наиболее выразителен момент, когда партнеры, сцепившись в

ноздухе когтями и кружась, падают вниз и расцепляются у самой земли. В ходе этих акробатических упражнений создается пара, которая вскоре за этим начинает строить гнездо. Чаше дело сводится лишь к подновлению старого гнезда, которое в итоге может достигать гигантских размеров.

Однажды гнездо, служившее орланам 36 лет, было сорвано ураганом. Оно имело 3 м в ширину, 6м в толщину и весило около 2 тонн! Гнездо должно располагаться неподалеку от мест кормежки и иметь поблизости наблюда­тельный пост. Место должно защищать от непогоды. Обычно это бывают крупные деревья или, при их отсутствии, скалы. Закончив приготовления, птицы спариваются. Для того, чтобы спаривание осуществилось надлежа­щим образом, самец и самка должны исполнить некий церемониал. Пер­вые шаги делает самка. Тогда самец приближается к ней с поклоном, взма­хивает крыльями и расправляет хвост, а самка склоняется перед ним. По­сле этого птицы спариваются.

Приоритетное право старшего

А. Через 6 дней после начала спаривания самка откладывает первое яйцо. Обычно в кладке бывает 2 яйца белого цвета, реже 3 и совсем ред­ко 1. Насиживание начинается с откладки первого яйца. Самец и самка на­сиживают по очереди, хотя самка уделяет этому больше времени. Насижи­вающая птица редко покидает гнездо, разве что при опасности. Обычно же она дожидается появления партнера у гнезда и лишь тогда слетает. Но не­смотря на бдительность пары, случается, что инкубация не доводится до конца. Чаще всего кладка бывает потревожена человеком или гибнет от непогоды. Если кладка гибнет в начале инкубации, пара может повторно отложить яйца, но если это произойдет после 30 дней, птицы покидают гнез­до и в этот год больше не размножаются.

Заботливые родители. Птенцы выклевываются через 34—35 дней. В те­чение первых 2-х недель после рождения родители полностью посвящают себя птенцам, вплоть до того, что в жаркие часы сидят над ними, раскрыв крылья и защищая их своей тенью. Первые дни птенцы проводят в центре гнезда, но позже начинают вылезать на его край, помогая себе неоперен­ными крыльями.


Б. Начиная с третьей недели они проводят здесь большую часть вре­мени и в ожидании кормежки перебирают клювом зачатки перьев и огля­дывают окрестности. Так день за днем они растут и преображаются. При­вес происходит по-разному у самцов и самок: самцы прибавляют около 150 г в сутки, самки — до 180 г. Зато у самцов больше перьев, и они раньше поки­дают гнездо. Пищу приносят оба родителя.

Начиная с 4-й недели орлята сами управляются с добычей, будь она живой или мертвой. Старшие, более крупные и сильные, пользуются сво­им преимуществом, и если пищи мало, младшие, более слабые, погибают. Нередко старшие орлята бывают настолько бесцеремонны с другими птен­цами, что неизбежно ускоряют их гибель.:

К 9-й неделе молодые орланы, которые начинают взмахивать крылья!
ми еще с месячного возраста, так или иначе покидают гнездо и устраива|
ются на соседних деревьях. Впрочем, родители пытаются спровоцировав
их, слетая с гнезда, издавая призывные крики и играя в воздухе с пищей!
В среднем лишь к 77 дню орлята начинают сносно летать. Вскоре после это4
го они обучаются самостоятельно ловить добычу, несмотря на то что роди-Л
тели и после вылета продолжают их кормить. Семейные узы начинают осла.4
бевать лишь через два месяца после вылета молодых птиц. Взрослый перь|
евой покров формируется у орланов только на 4—5-й год. Очень темный
вначале, он постепенно светлеет после каждой линьки. У взрослых птиц"
линька начинается в период гнездования: в ноябре-декабре у подвид*
leucocepbalus и в начале весны у подвида alascanus. У молодых птиц линька^
обычно начинается раньше. Длится она 5—6 месяцев, но может растяги-'
ваться на целый год. По-видимому, в ходе линьки у орланов не бывает раз-'
личных «фаз окраски», и, похоже, все линные птицы окрашены сходно.
Вместе с тем судить о возрасте птицы по окраске пера затруднительно, по-;

скольку существует заметная индивидуальная вариабельность. •


После того как пары прочитали свой текст полностью, они го- ,
товят его презентацию для всей аудитории на демонстрационном.
листе. ,

В нашем случае лучше, если результаты работы будут оформле- " ныв кластерах, но для демонстрации можно изобразить не весь кла­стер целиком, а только ту его часть, которая относится к прочитан­ному.

Стадия рефлексии

На стадии рефлексии работа может строиться с помощью раз­нообразных приемов, которые уже были описаны нами в этой главе.

1. На первом этапе каждая из пар проводит презентацию своей ра­боты, используя демонстрационный материал. Если одинако­вые фрагменты есть у двух пар, они дополняют друг друга. Можно разделить и функции пар, делающих презентацию одинаковых фрагментов: одна пара делает основной доклад, сле­дующая — дополняет, третья — отвечает на вопросы аудитории, четвертая — сама задает аудитории вопросы. В процессе отчета пар остальные студенты дополняют ранее со­ставленные кластеры, задают вопросы.

2. На втором этапе рефлексии преподаватель предлагает обобщить весь материал. Это может происходить как в устной форме (бе-

седа, дискуссия по какому-либо вопросу, например: «Можно ли назвать белоголового орлана типичным представителем хищных птиц?» и т. д.), так и в письменной форме (заполнение сравни­тельной таблицы: «Сравнительная характеристика белоголово­го орлана и беркута»; «Фишбоун»: «Причины сокращения чис­ленности белоголового орлана» и т. д.).

3. На третьем этапе рефлексии преподаватель просит участников поделиться впечатлениями о модельном семинаре: насколько проделанная работа была интересной и эффективной, помогла ли работа в парах лучшему пониманию материала, каким обра­зом участники в парах договаривались о порядке работы и т. д.

Резюме. Работа в парах имеет свои преимущества. Объединяясь в пары, участники семинара сами могут регулировать темп работы, не испытывая прессинга со стороны преподавателя. Проговарива-ние материала своими словами способствует его лучшему понима­нию. В процессе парной работы проясняется большее количество вопросов, режим «чтение/суммирование в парах» позволяет не упу­стить из вида большее число аспектов, которые могли и не быть за­мечены в процессе индивидуальной или коллективной деятельно­сти. Важной стороной работы в предложенном режиме является задействование основных процедур и операций мышления (запоми­нание, воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка).


Л Оцените преимущества и недостатки предлагаемой стратегии, I заполнив таблицу ПМИ:

Таблица 3.11

Форма таблицы ПМИ для обсуждения преимуществ и недостатков стратегии «чтение/суммирование в парах»



Плюс

Минус

Интересно










Наряду с парным взаимообучением не менее важным для раз­вития критического мышления является и обучение в малых груп­пах. Наиболее распространенной в учебной практике является стра­тегия «Зигзаг».

ключаются в самом буквальном отстаивании учащимися определен­ной точки зрения и привлечении действенных аргументов для ее за­щиты»46, на практике преподаватели сталкиваются с определенны­ми организационными сложностями. «Что делать, если учащиеся не хотят спорить?» — спрашивают ведущие семинаров и учителя стар­ших классов. «А как быть с феноменом социальной поляризации?» — спрашивают более искушенные в терминологии психологи (фено­мен «социальной поляризации» описывает такую ситуацию: если во время спора человек принял какую-то точку зрения, даже ложную, то ему очень сложно от нее отказаться, а стратегия «Уголки» пред­полагает возможность для студентов изменить свою точку зрения в зависимости от силы аргументов противостоящей стороны).

Бывают и трудности еще более практические: «Что делать, если у всех участников единое мнение по данному вопросу?» Преподава­тели из Эстонии столкнулись с такой проблемой на одном из семи­наров47. Они спросили участников: «Что такое улыбка — реакция или состояние егЗзнания?» и все участники оказались в одном «углу» — все посчитали, что улыбка — это реакция. Пришлось выбрать дру­гую тему, начать занятие снова. А возможно ли такое решение в ре­альной практике ведения семинаров в вузе?


Сущность «Уголков»

Действительно, структура «Уголков» весьма проста: нужно вы­брать тему, обсудить ее, определить основные точки зрения, разой­тись «по углам», подготовиться и отстоять свою точку зрения. Про­блемы начинаются с вопроса «Как?». Именно поэтому, описывая использование стратегии «Уголки» для проведения семинаров в выс­шей школе, мы коснемся наиболее тонких моментов организации процесса.

Мы считаем, что такая дискуссионная форма, как «Уголки», имеет большую ценность для практики проведения семинаров в высшей школе. Любая научная концепция, любой подход в своем становлении прошел через ряд дискуссий, горячих споров, столк­новения различных точек зрения. И если одной из специфических целей высшей школы является знакомство с наукой в ее развитии, то, исключая фрагменты спора из образовательного процесса, мы «стерилизуем» тем самым научную жизнь, превращая ее (в глазах студентов) в безликое чередование различных теорий и концепций.

Разумеется, споры не являются редкими гостями в аудиториях университетов и вузов, но проходят они стихийно, неуправляемо и воспринимаются студенчеством как возможность сделать паузу, раз­рядить обстановку. Наиболее нетерпимые преподаватели склонны жестко пресекать подобное «словоблудие». Пресекая дискуссии, мы отказываемся от возможности целенаправленного развития таких характеристик, как:


  • умение выслушивать другого человека,

  • умение обосновывать свою точу зрения,

  • умение находить несоответствия в аргументации другого чело­
    века,

  • умение находить общее во взглядах на проблему,

  • умение конструктивно разрешать споры.

Схема использования «Уголков»

в проведении семинаров (модификация)

  1. Преподаватель сообщает: «Сегодня работать будем в форме груп­
    пы» и делит группу на подгруппы (по 4—5 человек).
  2. Преподаватель кратко описывает тему занятия, подчеркивая, что

    она является дискуссионной (либо по сей день, либо в прошлые
    времена). Ведущий просит всех участников следовать принци­
    пам активности, участия и очередности высказываний.


  3. Затем ведущий семинара просит студентов высказать свои со­
    ображения по этой теме: как они ее понимают на данном этапе,
    какие проблемы они могут сформулировать и т. д.

  4. Преподаватель просит учащихся индивидуально высказать свои
    предположения относительно проблемных сторон данной темы
    и путей их решения.

  5. В малых группах студенты обмениваются мнениями и опреде­
    ляют противоположные точки зрения.

  6. Ведущий заслушивает результаты работы групп и оформляет в
    виде шкал с противоположными полюсами.

Точка зрения Противоположная точка зрения

7. На доске (или на плакате) несколько шкал. Методом голосова­
ния ведущий определяет те точки зрения, по которым существует

наибольший разброс мнений. Может быть даже не две группы, а три или четыре — соответственно различным подходам к од­ной проблеме.

  1. Преподаватель предлагает противостоящим друг другу группам
    объединиться (то есть распределиться «по углам»), оговаривает
    время выступления и время подготовки к нему.

  2. Разумеется, будут и те, кто не смог определиться. И здесь воз­
    можны два варианта: либо предоставить им десять минут, что­
    бы определиться, либо предоставить им роли аналитиков, тех,
    кто будет отслеживать ход процесса, чтобы затем предоставить
    группам обратную связь. Их задача состоит не в том, чтобы опре­
    делить, какая из групп лучше, а какая хуже, а отследить спосо­
    бы поиска аргументов и т. д. Ведущий может специально подго­
    товить инструкции для аналитиков.




  1. Группы готовятся к защите своих позиций (роли ведущий мо­

    жет специально заранее распределить), а аналитики подсажи­

    ваются, наблюдают, делают заметки в своих тетрадях. Роли для
    обсуждения могут быть различными в зависимости от цели се­
    минара, но чаше всего используются следующие: организатор,
    оформитель, критик, генератор идей и роль «связывающего»
    разные подходы в один.


  2. Для подготовки ведущий может предоставить текст, который
    можно использовать: это может быть текст конспекта, учебни­
    ка, пособия, методических рекомендаций или ксерокопии ста­
    тей.

  3. Ближе к концу подготовки (за 5—7 минут) аналитики возвраща­
    ются на свои места и обмениваются впечатлениями.

  4. Группы выступают, защищая свою точку зрения. Обычно про­
    цедура защиты следующая: представитель от группы выступает,
    после чего другие группы, аналитики и ведущий задают пред­
    ставителю уточняющие вопросы. Вопросы должны быть имен­
    но уточняющими (связанными с прояснением понятий), но не
    формирующими: «Вы действительно так думаете?». Также под
    видом вопросов не должны «пролезать» суждения.

  5. После того, как группы выступят, выступают аналитики, обоб­
    щающие результаты совместной работы.

  6. После аналитиков каждая группа имеет возможность подгото­
    виться и сказать заключительное слово, попытавшись отстра-

ниться от предыдущего спора. Для этой цели можно даже вер­нуть участников в первоначальные группы. 16. В заключение несколько слов о ходе процесса говорит ведущий.



<< предыдущая страница   следующая страница >>