shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14
В

В
добрый путь по «Реке времени»!



начале XVII века великий французский философ Блез Паскаль высказал мысль, известную ныне каждому учителю математики: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным». Мысль эта относится вовсе не только к математике. Одна из важных проблем дидактики как раз и заключается в том, чтобы суметь, не забывая о трудностях изучения основ любой науки, делать ее преподавание интересным обучаемым. Недаром дети, перечисляя достоинства любимого учителя, обязательно говорят: «У него на уроках интересно». И в то же время очевидно, что строить преподавание на одном лишь интересе нельзя, ибо существуют факты, усвоение которых требует формального заучивания и даже «зубрежки». Тут уж не до увлекательности, интереса и т.д. Умение в конкретной ситуации разрешить возникающее диалектическое противоречие есть важный составной элемент педагогического мастерства.

Мастерство же нормированию, инструкциям и приказам не поддается, оно рождается в творчестве, причем особенно эффективно, если это творчество – коллективное. В школе № 86 как раз и удалось придумать такую форму творчества, в которой вместе с педагогами участвуют учащиеся разных возрастов, причем участвуют с явным удовольствием. Замечательная идея – отправить школу в путешествие по реке времени, сделав остановку в XVII-XVIII веках, времени, действительно, полном удивительных событий в астрономии, географии, биологии, физике, математике, экономике и даже в модах и нравах. И замечательными оказались приемы ее реализации, суть которых заключается в привлечении к «действу» практически всех учащихся.

И дело вовсе не только в том, что, например, именно из театрализованного представления дети узнают биографию капитана Кука – формально говоря, её, во-первых, можно было бы гораздо проще, быстрее и точнее узнать из книг, а, во-вторых, это знание не столь уж обязательно для русского школьника. Но они прикоснулись к эпохе, почувствовали ее аромат, они сделали это сами и, наверное, все то, что произошло в школе 7 февраля 2003 года останется в их памяти как настоящий праздник знаний.


И, конечно, особый колорит празднику придало обращение к образу императора Петра Первого, выдающегося деятеля своего времени, столь много сделавшего для укрепления и процветания России, для воспитания у ее граждан чувства патриотизма, которого сегодня, через 300 лет после основания Петербурга, так не хватает людям нашей страны.

И вновь обращаясь к мыслям Паскаля, подчеркну, что главные враги образования не недостатки финансирования, а формализм, единообразие и скука. Да, совсем заменить учебу игрой нельзя, да и не нужно, но хорошо подготовленная разрядка, хорошо подготовленный праздник знаний – дело абсолютно необходимое. Очень хочется надеяться, что путешествие по реке времени, совершаемое в 86-й школе, успешно продолжится, а встречающиеся на пути педагогические открытия, большие и маленькие, будут по достоинству оценены, закреплены и описаны его участниками. В добрый путь!

Профессор Томского педагогического университета

Лев Федорович Пичурин


Больше проектов хороших и разных!

Современная школа должна активно искать своё место в новом социуме, т.е. вступать в активные партнёрские отношения, проявлять инициативу, заявлять о себе. Как и любая преуспевающая фирма, школа должна иметь собственное лицо, неповторимый имидж, свою «товарную марку».

Я считаю, что школе № 86 удалось занять свою нишу в новом образовательном пространстве.

Проект «Река времени» представляет собой многоуровневую, гибкую систему, основанную на многообразии образовательных форм, сохраняющих между собой разумный баланс. Это позволяет быть эксперименту поистине широкомасштабным, охватывая не только отдельных учащихся и учителей, но и всё школьное сообщество.

Проектная деятельность учащихся является одним из важных направлений развивающего, практико-ориентированного обучения, при котором сам ученик становится не объектом, а подлинным субъектом учебной деятельности, для которого характерно самостоятельное ее осуществление. Она во многом решает проблему компетентностного подхода, так как способствует формированию общеучебных (надпредметных) компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной. Учащийся при реализации этой технологии самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.


Реализация данного проекта показывает, что использование активной проектной деятельности развивает у учащихся:


  • способность к осознанию исторического прошлого и уважительного
    отношения к культурному наследию России в контексте мировой истории;

  • устойчивую мотивацию учащихся в течение всего учебного года;

  • коммуникативные и организационные навыки работы с информацией,
    позволяющие адаптировать энциклопедические данные, исторические
    сведения, научные гипотезы;

  • качества личности, обеспечивающие успех познания духовно-культурных
    ценностей;

■ мыслительную деятельность личности;

■ чувство успеха и появления желания прикладывать большие усилия для
полного освоения нового.

Кульминацией годовой работы школы является яркое театрализованное действо -представление в «лицах». Здесь каждому досталась своя «историческая роль». Я очень рада, что мне представилась возможность увидеть и почувствовать атмосферу декаданса, прикоснуться к творчеству великих поэтов и писателей Серебреного века, была дана возможность увидеть рождение Новой России с её Новым героем.


Методист экспериментально-инновационного отдела ТОИПКРО

Подпись Стуковой Елены Валерьевн зав. обш. отдела


Е.В.Стукова


Е.В. Шестакова

Каждый опыт уникален, его невозможно передать в натуральном виде. Но можно эффективно транслировать основные принципы и элементы. Хочу пожелать: Будьте активны!, Будьте открыты!, Ставьте себе сверхзадачи!


КАК РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТАКОГО

МЕРОПРИЯТИЯ?

П

едагогический коллектив школы гуманитарной культуры работает в рамках модели «обогащающего обучения» (М.А. Холодная, 2002). Ее основным назначением является интеллектуальное воспитание учащихся за счет актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта ребенка.


Проект «Река времени» возник как один из возможных способов преодоления противоречия между принципами, заложенными в обогащающую модель обучения и традиционными формами работы. Основная идея данного проекта заключается в том, что не ребенка надо «подстраивать» под содержание и формы школьного образования, но, напротив, содержание и формы школьного образования должны быть максимально перестроены в соответствии с психологией ребенка, его правами и интересами. Осуществление данного проекта создало уникальные условия для реализации индивидуальных интеллектуальных возможностей каждого участника. Так как проект реализовывался в течение года, то можно говорить не только о реализации тех или иных интеллектуальных возможностей, но и о формировании базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума.

Каждый ученик обладает разными способностями («компетентностями») в разных видах деятельности, которые учитель должен выявлять и поддерживать. Проект дал возможность принятия осознанного самостоятельного решения при выборе:


  • темы исследования;

  • способов получения и переработки информации;

  • формы презентации;

  • формы деятельности (индивидуальная, коллективная и т.д.) и других возможностей.

Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с интересами и ценностями человека.

Подобная форма организации инициировала у участников желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать различные области деятельности. Движущей силой проекта явилась «познавательная самодеятельность» субъектов образовательного процесса. Поэтапная реализация проекта создала условия для постепенного перехода ребенка с более низкого уровня интеллектуальной инициативы на более высокие ее уровни, которые условно могут быть представлены в виде следующей иерархии:



Познавательный аспект

Мотивационный аспект

- любопытство

- потребность в новых впечатлениях

- любознательность

- потребность в исследовании

- процесс решения задач

- потребность в разрешении противоречий

- теоретическая деятельность

- потребность в поиске истины


Интеллектуальное творчество в детском возрасте – это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности, в том числе усовершенствование способов решения уже известных проблем. Справедливо утверждается, что у творчества два главных врага: страх и психологическая инерция (ригидность) мысли. Проект «Река времени» как способ интеллектуального воспитания позволяет сделать процесс обучения для каждого участника психологически комфортным, сменив знак эмоционального фона учебного интеллектуального труда с отрицательного на положительный, а также снять старые познавательные стереотипы.

Эффективное школьное образование – это такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения. Формирование умения произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью – это тоже позитивный опыт реализации проекта «Река времени».

Каждый участник проекта мог проявить индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе, выразить индивидуально-познавательные стили, сформированность индивидуальных интеллектуальных предпочтений, наличие индивидуализированных форм компенсации слабых сторон своего интеллекта.


Таким образом, проект «Река времени» можно считать не только развивающей и формирующей формой интеллектуального воспитания, но и своего рода диагностикой общих интеллектуальных навыков учащихся.

Ценный опыт педагогов Школы гуманитарной культуры может стать источником вдохновения и достойным методическим пособием для реализации инновационных педагогических идей.

Заместитель директора по экспериментальной работе Гук Н.А.,

группа психолого-педагогического мониторинга


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОЕКТА «РЕКА ВРЕМЕНИ»


Творчество как интеллектуальное функционирование на высоком уровне

Проект «Река времени» получил бесспорное признание среди педагогов и учащихся «Школа гуманитарной культуры», а также ведущих специалистов в области интеллектуального воспитания, как новый и наиболее эффективный подход к прогрессивному обучению.

В традиционном понимании - учеба – есть непрерывная проверка того, как хорошо учащиеся понимают и вспоминают известную информацию. В процессе обучения, как правило, делается упор на такие виды знания и понимания, как истолкование и пересказ. Но эти два дидактических приема являются лишь начальными в иерархии мыслительных навыков. При традиционном подходе к обучению учителя тратят слишком много драгоценного времени на «оттачивание» простейших способов мышления и слишком мало – на развитие навыков мышления высокого уровня, которые действительно понадобятся ученикам в будущей взрослой жизни. Другими словами, взрослые люди гораздо чаще вынуждены решать новые проблемы, а не вспоминать отдельные детали известных проблем и их решений. Процесс синтеза и анализа компонентов проблемы, а затем преобразование их в исполнимое решение – это и есть творчество.

Согласно данным современных исследований в области психофизиологии, творчество является наиболее сложным выражением интеллекта – кульминационным пунктом воплощения более 120 отдельных навыков, взаимодействующими тысячами всевозможных вариантов. Способность подойти к любой идее со свежей, непредвзятой точки зрения может осуществляться только при условии свободы, сопровождаемой самосознанием, уверенностью в себе и самоуважением. Прошлогодний опыт реализации проекта «Река времени» показал, что каждый учащийся, получающий соответствующую психологическую свободу, поддержку и поощрение, может научиться творчеству. Кроме того, для творческого процесса необходима и определенная свобода среды. К сожалению, классно-урочная система обучения редко предоставляет такие возможности. Каждая оригинальная созидательная идея должна пройти периоды естественного развития. Одним из таких периодов является – инкубационный (время для обдумывания собранной информации). Именно на этом этапе пропадает большинство творческих идей – нет возможности поразмыслить как следует. Наш проект, как прогрессивная методика обучения, такую возможность предоставляет. Проект «Река времени» создает уникальные условия для творчества как интеллектуального функционирования на высоком уровне. Он создает атмосферу психологической безопасности и свободы. Такая свобода достигается тремя путями: показывать всякому ученику его безусловную ценность как человеческого существа; не судить об относительной ценности творческих идей; проявлять эмпатическое понимание любой творческой попытки. Кроме того, анализируя опыт по реализации проекта «Река времени», можно сказать, что: учащиеся увеличивали свою творческую активность, когда сам учитель проявлял более высокий творческий накал; поощрение (как факт признания) является эффективным средством обучения творчеству.


По сути дела, творчество – это способность открывать новые способы деятельности в разных типах проблемных ситуаций, создавать любую принципиально новую возможность. Сам проект «Река времени» есть результат интеллектуального творчества педагогов «Школа гуманитарной культуры», который возник как попытка преодоления противоречий между традиционными способами обучения и требованиями нашего времени. И тот факт, что в этом году в проекте участвовало вдвое больше желающих, свидетельствует о том., что подобная форма обучения вызывает живой отклик и интерес как среди учащихся, так и у педагогов. А интерес, как известно, есть главный стимул познавательной активности учащихся и становление педагогического мастерства учителя.

Заместитель директора по экспериментальной работе - Гук Н.А.


Идеология проекта «Река времени»

Цель:

Разработка форм и методов интеллектуального воспитания учащихся в межпредметном образовательном пространстве школы.

Задачи:


  • Формирование персонального познавательного стиля на основе проектной и исследовательской деятельности;

  • Создание условий для межвозрастного взаимодействия, предоставление дополнительных возможностей по достижению успешности в общении;

  • Создание условий для самоактуализации и самореализации личностной сферы учащихся, формирование социальной позиции ребенка;

  • Формирование практических навыков в научно-исследовательской деятельности учащихся;

  • Присвоение гуманитарных ценностей в разнообразных формах образовательной деятельности.


Модель «Школы гуманитарной культуры» складывалась с начала 90-х годов и основывалась на гуманистической традиции и общечеловеческих ценностях.

Смысловыми центрами учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива стали:

ИНТЕЛЛЕКТ → образовательный процесс.


ТВОРЧЕСТВО → образовательный процесс, школьные социально-педагогические проекты, центр эстетического воспитания «Гармония».

НРАВСТВЕННОСТЬ образовательный процесс, общественные акции детской организации, детские коллективы.

В концепцию построения учебно-воспитательной системы школы закладывалась идея неразрывности учебного и воспитательного процесса как единого образовательного пространства. Усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политике в области образования.

Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Реальным инструментов преобразования образовательного пространства мы считаем интеллектуальное воспитание, понимание и принятие которого формирует образовательное пространство, где создаются условия для гуманитарного личностного развития как учителя так и ученика.

Интеллектуальное воспитание – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, где создаются условия для индивидуального развития каждого ученика.

Интеллектуальное воспитание рассматривается в двух аспектах:


  • повышение продуктивности интеллектуальной деятельности на основе развития общеинтеллектуальных умений и навыков;

  • рост индивидуального склада ума.

Основной смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы на предметном материале актуализировать индивидуальные возможности ребенка.

Но и этого недостаточно. Новое образовательное пространство - это такое пространство, где целью становится социализация личности.

Впервые целью образования ставится не само образование, а способность к применению знаний в необходимых обстоятельствах, вооружать молодого человека способностью саморазвиваться и адаптироваться к окружающей среде.


Новое образовательное поле требует новых образовательных технологий, новой культуры воспитания на основе педагогики сотрудничества и педагогической поддержки.

Нет сомнения в том, что данные технологии должны реализоваться в общении взрослого и ребёнка, характеризуемое со-действием.

Именно поэтому нужно не воспитание, а культурное взаимодействие с ребёнком.

В концепции образовательной деятельности говорится о том ,что «учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности ,формирование чувства ответственности за её результаты».

Какие технологии будут приемлемы в культурном взаимодействии с ребёнком?

Это такие технологии, где реализуются следующие принципы:


Со- действия Само-деятельность

Со-провождения Само-развитие

Со-трудничества самодвижение Само-познание

Со-переживания Само-определение

Со-чувствия Само-организация

Само-контроль

Само-выражение

Само-реализация


Мы считаем, что наиболее приемлемыми технологиями могут быть технологии диалогового общения, технология дебатов, технология развития критического мышления и целеполагания.

Каждая из этих технологий по своему решает проблему присвоения знаний и опыта учащихся, но общим является то, что они развивают личностные качества растущего человека. Но самоценно и то, что обозначенные технологии располагают образовательными возможностями развития общеинтеллектуальных умений и навыков.

Наиболее трудоёмкой и затратной проблемой в реализации упомянутых подходов является выбор педагогических инструментов, которые бы обеспечили в достаточно полной мере все концептуальные идеи школы гуманитарной культуры.

Такой инструмент был найден.

Проект «Река времени»


Данный проект имеет все стадии своего диалектического развития:

Начало учебного года - порождение идеи, погружение в определенный исторический промежуток времени:


  • выбор темы исследования;

  • педагогическое сопровождение исследовательских проектов учащихся;

  • промежуточные результаты исследовательских работ.

Конец учебного года:

  • продукт совместной деятельности учащихся и педагогов – презентация работ учащихся на конференции, подготовка и проведение театрализованного Со-бытия;

  • рефлексия события (анализ проведенных мероприятий - написание эссе, выпуск школьной газеты и издательство книги)

Каждая из этих стадий несёт свою культурно-педагогическую нагрузку. Так, погружение в эпоху, например, имеет основной задачей создание как можно более сильного мотивационного поля. В это время во взросло-детском сообществе на разных его уровнях: в структурах детской общественной организации, в методических объединениях учителей создаётся ситуация выбора хронологической темы годового события, вместе с этим отбирается аутентичный исторический лексикон, обсуждаются приёмы презентации выбранной темы и формы представления результатов исследований учащихся школы.

Запуск и выбор темы проекта достаточно длительный этап, который продолжается всю первую четверть учебного года.

В этот период организуются различные образовательные мероприятия в контексте исследуемой эпохи, это, прежде всего, встречи с учёными университетов г. Томска. Учителя - активные участники и организаторы этапа выбора дальнейшего направления работы. Их задача – раскрыть рамки привычного детям учебного предмета, пробудить интерес к новому знанию, к новому имени, т.е. ко всему тому, что будет наполнять «Реку времени» учебного года. В определённый день конца учебного года «Река времени» меняет образовательный процесс. В зависимости от исследуемого времени такое школьное название, как «классная комната», «кабинет» превращаются в «присутственное место»: «коллегию иностранных дел», «географическое общество», «салон княгини Волконской», «Статское управление». Уроки, соответственно, приобретают свою альтернативную форму: «Совет Кутузова в Филях», «собрание литературного общества», «научный совет общества « Гаусс и КО.» и др. Классные коллективы получают статус то «земство», то «разночинцы», то «духовенство» и т.д.


Педагогическое сопровождение и педподдержка ученических проектов в процессе их творческого исследования оставляет исключительно большой эмоциональный след в душах ребят, вероятно, на всю жизнь. Ведь здесь происходит проявление креативных и художественных дарований детей, это и опыт приобретения социально-коммуникативных компетентностей, опыт самостоятельности и опыт взаимодействия с учителем на равных в диалоге-споре по тематике исследования. Такая индивидуализированная работа, очевидно, порождает взаимное движение учителя и ученика навстречу друг к другу. Вероятно, педагогическое умение учителя заключается в том, чтобы расположить ученика к этому встречному движению, породить у него ожидание педагогической поддержки и готовность её принятия. Ребёнок в этой ситуации - друг, он доминирует, учитель ответственен за складывающуюся атмосферу сотворчества и должен подчиниться принципу другодоминантности.


Директор школы Гатилова З.Н.


Программа развития проекта «Река времени»


Учебный год

Содержание работы

2002-2003

Разработка идеи проекта «Река времени»

Разработка Положения проекта « Река времени»

Разработка этапов проекта и апробация

2003-2004

Психолого-педагогическое сопровождение проекта «Река времени».

Коррекция этапов проведения проекта «Река времени»

Коррекция Положения проекта «Река времени».

Разработка критериев оценки детских проектов

Апробация нововведений проекта.

2004-2005


Анализ работы педагогического коллектива по организации и проведению проекта в рамках школьного сообщества

Обобщение педагогического опыта по организации и проведению проекта «Река времени»

Описание педагогического сопровождения проекта «Река времени».

2005-2006

Мега – Проект

« Река времени» как городское мероприятие.

Привлечение к участию в проекте «Река времени» детей из других школ города.

Апробация участия в проекте « Река времени» детей из других школ города.

2006-2007

Распространение опыта по организации и проведению проекта

«Река времени» на педагогическое сообщество города.

Организация постоянно-действующих творческих групп в школах города для участия в проекте

Проведение обучающего семинара для руководителей школ города по организации и проведению проекта «Река времени»

2007-2008

Организация и проведение общегородского фестиваля « Река времени»




следующая страница >>