shkolageo.ru 1 2 ... 8 9


Кыргызско-Российский Славянский университет

Кафедра истории и теории литературы


Г.Н. Хлыпенко


Литературное, техническое

и библиографическое оформление

научной работы


Практическое пособие

для студентов, магистрантов и аспирантов


Научный редактор профессор Т.А. Шаймергенова


Бишкек – 2010

УДК

ББК

X –

X – Хлыпенко Г.Н.

Литературное, техническое и библиографическое оформление научной работы: Практическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов. / Науч. ред. проф. Т.А. Шаймергенова – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010. – 100 с.


ISBN


Пособие имеет целью повысить культурный уровень научной работы в области оформления научных произведений квалификационного уровня: курсовых и дипломных работ студентов, диссертаций магистрантов и кандидатских диссертаций аспирантов. Основными направлениями работы по оформлению являются научная речь, технические приемы и библиографический аппарат – типологически родственные явления в произведениях разной научной квалификации.

Нормативные положения пособия иллюстрируются в основном примерами из литературоведческих источников, которые ближе всего автору по его специализации. Однако эти примеры легко трансформируются по методу аналогии на материале других наук.


Рекомендовано к печати РИСО КРСУ.


Х ББК


ISBN © Хлыпенко Г.Н., 2010


Содержание


От автора……………………………………………………………. 3


  1. Композиция научного произведения……………………….…...6

  2. Язык и стиль научной работы………………………………….13

  3. Обработка отдельных видов текста…………………………....19
  4. Техника цитирования…………………………………………...24


  5. Работа над библиографическим аппаратом…………………...32

    1. Библиографическое описание документа………………….....33

    2. Библиографические ссылки…………………………………...60

    3. Библиографический список…………………………………...67

  1. Техника редакторской правки текста………………………….71

  2. Правила перепечатки рукописи………………………………..73

Литература.........................................................................................75

Приложения

  1. Примеры библиографических описаний произведений

печати ……………………………………………………………77

  1. Общепринятые сокращения в библиографическом

описании………………………………………………………....84

  1. Знаки редакторской правки…………………………………….91

  2. Образцы оформления титульных листов квалификационных научных работ…………………………………………………...94



От автора


Научное произведение является продуктом научного творчества, основанного на логико-понятийном мышлении. Оформить научное произведение – значит придать ему форму, соответствующую научному содержанию.

Согласно расхожему мнению, оформление – заключительный этап создания научного произведения, которому предшествуют другие этапы, начиная с выбора темы и кончая подготовкой черновой рукописи. На самом деле это далеко не так. Исходя из единства формы и содержания, логичнее считать, что поиск оптимальной формы будущего произведения идет на каждой стадии исследования. Иными словами, оформление научной работы – это процесс, протекающий одновременно с созданием его содержания.

Однако форма, как известно, обладает определенной самостоятельностью по отношению к содержанию. Именно это дает возможность для автономного разговора об оформлении научного произведения в разных аспектах содержательной формы.


Мы акцентируем внимание на литературном, техническом и библиографическом оформлении научной работы. Иными словами, объектами нашего рассмотрения являются научная речь, технические приемы и библиографический аппарат научного произведения.

Термин научная работа и его синонимы: научное произведение, научное сочинение – употребляются нами в конкретном значении: курсовая и дипломная работа – для студента, магистерская диссертация – для магистранта, диссертационная работа – для аспиранта. Все они являются квалификационными работами, т. е. такими, написание и защита которых влечет присвоение автору определенной квалификации. При этом мы условно уравниваем названные жанры, полагая, что правила оформления научных работ, в принципе, типологически однородны; разница только в профессиональной квалификации исполнителей.

Автор данного пособия ученый-филолог, точнее – литературовед, поэтому он осознанно опирается в примерах, иллюстрирующих основные положения пособия, на свою науку. Однако эти примеры легко трансформируются по методу аналогии на материале других наук.

Основным ориентиром в нашей работе был фундаментальный труд Ф.А. Кузина «Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты» (М., 2000), адресованный докторантам, аспирантам и магистрантам. Вслед за Ф.А. Кузиным мы рассматриваем научную квалификационную работу с книговедческих позиций как особый вид научного произведения, которое представляет собой отражение средствами литературы научного исследования.

Особенно наглядно это проявляется в разделе «Работа над библиографическим аппаратом» (библиография – составная часть книговедения), где первостепенное внимание уделено составлению библиографического описания документа – базовой основе библиографической информации любого вида. На наш взгляд, составление библиографического описания научного источника – это не механическое запоминание схемы описания, а творческое усвоение требований и правил, которыми регламентируется процесс описания: выбор первого элемента библиографической записи, набор областей и элементов в их логической последовательности, употребление условных разделительных (предписанных) знаков и знаков пунктуации, сокращение слов и словосочетаний, выбор полной или краткой формы описания. Исходя из предложенной методики, мы обращаемся к соответствующим нормативным документам – государственным стандартам (ГОСТам), которые гарантируют точное знание в многовариантности его практического применения, с чем неизменно сталкиваются начинающие и молодые исследователи.


Занятая нами книговедческая позиция должна не только повысить культуру научной работы у дипломников, магистрантов, аспирантов, но и пробудить у них творческий интерес к глубинному постижению книги как средоточию духовной культуры человечества. В свое время Адам Смит, знаменитый английский экономист и философ, сформулировал эту мысль следующим образом: «Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок».

Пособие может быть полезным не только для исполнителей квалификационных работ, но и для их научных руководителей, а также для всех, кто желает повысить культуру научной работы.

Профессор Г.Н. Хлыпенко


1. Композиция научного произведения


В научном произведении различают основной и вспомогательный текст.

Основной текст состоит из трёх композиционных частей: вступления, основной части и заключения. Эта трёхчастность текста в целом отражает логику движения исследовательской мысли: от известного к неизвестному через постановку проблемы, выдвижения гипотезы и превращения её в теоретический результат.

Вспомогательный текст включает в себя: титульный лист, оглавление, библиографический список, приложения и вспомогательные указатели.

Традиционно сложилась композиционная структура научного произведения, в котором названные элементы располагаются в следующем порядке:


  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение.

  4. Главы основной части.

  5. Заключение.

  6. Библиографический список.

  7. Приложения.

  8. Вспомогательные указатели.

Последние два элемента являются факультативными, т. е. необязательными. Охарактеризуем названные элементы и познакомим с требованиями к их оформлению.


1. Титульный лист является первой страницей научного произведения и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается наименование учебного заведения и кафедры, на которой выполнена работа.

Далее указывается имя и фамилия исполнителя, а также шифр учебной группы.

В среднем поле даётся заглавие работы с подзаголовком, если он имеется (без слова тема и без кавычек), а также её жанровое обозначение (с прописной буквы).

Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются инициалы и фамилия научного руководителя, его ученая степень и ученое звание.

В нижнем поле указывается место выполнения работы и год её написания (без слова год).

Образцы оформления титульных листов представлены в Приложении 4.


2. Оглавление включает все заголовки работы с указанием страниц, на которых они начинаются. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.


3. Введение – это своего рода развернутая аннотация к научной работе.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность и новизна; определяется объект и предмет исследования; даётся краткий обзор литературы по теме; формулируются цели и задачи работы; указываются методы исследования; излагается структура работы.

Поясним некоторые терминологические понятия из этого списка.

Актуальность темы – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения; предмет исследования – это всё то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему научного произведения, которая обозначается на титульном листе как его заглавие.


Цель исследования – это его конечный результат, а задачи исследования – это конкретные пути для достижения цели.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Служит инструментом в добывании фактического материала. Методы делятся на общенаучные и частнонаучные.


4. Основная часть научного произведения содержит описание процесса исследования, т. е. применения методологии к фактическому материалу. Все материалы, не являющиеся насущно важными для решения научной задачи, выносятся в приложение.

Основная часть состоит из нескольких глав. Их количество определяется, как правило, количеством задач и соответствующим этому количеству уровней исследования

Каждая глава начинается с формулировки её задач и места в достижении цели исследования, характеристикой структуры и краткого содержания главы. Глава включает в себя, как правило, несколько параграфов и завершается выводами.

Основным содержанием параграфов является описание исследования материала. Логика построения параграфов определяется ролью их содержания в решении задач главы. В связи с этим каждый параграф имеет свою задачу и выводы.


5. Заключение выполняет роль концовки и содержит так называемое выводное знание, которое является новым по отношению к исходному знанию.

Заключение может состоять из следующих композиционных блоков: обобщение выводов, сделанных в конце глав; критическая оценка исследования в плане истинности полученных результатов; предложения по использованию результатов исследования в научной и социальной практике. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы.

6. Библиографический список содержит библиографическое описание использованных источников. Описания делаются по стандартам, которые определяют состав и последовательность сведений о документе или его части, полностью идентифицирующих его.


Сведения о назначении, составе и способах построения библиографического списка содержатся в разделе «Работа над библиографическим аппаратом».


7. Приложения – это часть основного текста, имеющая статус вспомогательного текста как дополнительный материал, необходимый для более полного освещения темы.

По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, архивные материалы, переписка, протоколы, анкеты, варианты произведений и т. д. По форме они могут представлять тексты, таблицы, диаграммы, графики, карты и т. д.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в верхнем правом углу слова Приложение и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом см. (смотри) и заключаются вместе с цифрой в круглые скобки. Например: (см. Прил. 3).

Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывают в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.


8. Вспомогательные указатели существенно облегчают ориентацию в содержании научной работы. Они как бы сжимают информацию, заложенную в основном тексте, и представляют ее в ином порядке. В известном смысле их можно сравнить с каталогами библиотек, по шифрам которых можно определить место данной книги на полке.

Всмогательные указатели помещаются после приложений или на их месте, если последние отсутствуют. Материал в них располагается в алфавитном порядке и с указанием страниц. Наиболее распространенными видами указателей являются: предметный указатель (указатель терминов), именной указатель (указатель имен) и указатель произведений.



Композиционная структура научного произведения находит сове отражение в рубрикации текста.

Рубрикация – это деление текста на составные части (разделы, главы, параграфы и т. п.), оформленные графически (заголовками, нумерацией, шрифтами).

Минимальной рубрикационно-композиционной единицей текста является абзац. Абзац – это относительно завершенная в смысловом отношении часть текста, которая вычленяется абзацным отступом для того, чтобы отделить одну микротему от другой, один пункт перечня от другого и т. д. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Именно понятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет с собой абзац по сравнению с чисто синтаксической единицей высказывания – предложением.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

При работе над абзацами следует обращать особое внимание на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.

Деление текста на более крупные части (параграфы, главы) осуществляется также с участием логических правил деления понятия. Главное правило состоит в том, что глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов.

Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Любой заголовок должен быть по возможности кратким, т. е. не содержать лишних слов. Вместе с тем не рекомендуются заголовки, состоящие из одного слова, так как по нему трудно судить о теме следующего за таким заголовкам текста.


Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. В настоящее время в научных текстах внедряется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень – из трех цифр и т. д. В качестве примера приведем числовую нумерацию главы из учебного пособия А.Э. Мильчина «Методика редактирования текста» (М., 2005).


9. Анализ и оценка композиции произведения

9.1. Выбор композиции

9.2. Типы построения текста

9.3. Логичность композиции

9.3.1. Логические средства проверки композиции

9.3.2. Логичность композиции как редакционное требование

9.4. Методика и навыки редакторского анализа композиции


Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять термины часть, раздел, глава, параграф и т. д. (или их сокращенные написания).



следующая страница >>