shkolageo.ru 1 2 ... 27 28


Г.П. Щедровицкий

Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах *


Лекция 1 4

1. Формулирование темы исследования 5

2. Сфера практической деятельности и сфера науки 6

3. Предписания и описания 10

4. Предмет изучения и естественный объект 12

5. Тема исследования исчезла 15

6. Переформулирование темы исследования: собственно предметные и методологические проблемы 15

Лекция 2 22

7. Резюме предыдущего: характеристика ситуации, в которой находится исследователь 22

8. Объекты практики и объекты изучения 23

9. Выбор научного направления и школы 24

10. Условия возникновения методологической ситуации 27

11. Элементы «методологической машины» 28

12. Природа «научного факта» 31

13. Пути и способы получения фактов 36

14. Исходные факты рассматриваемого исследования 39

15. Поиск объясняющих понятий и схем — обобщение факта 42

16. Резюме предыдущего: различие схем и объектов анализа 43

Лекция 3 44

17. Конструирование схемы 46

18. Снова философско-методологическая позиция: расщепление знания и объекта 49

19. Характеристика первой сконструированной схемы. Онтология и логика 51

20. Пути методологического определения объекта 55

21. Перечень и характеристика основных категорий 56

22. Категория системы как средство развертывания исходной предметной схемы 58

23. Как возможен анализ системно-структурного объекта 59

24. Замечание в сторону: Л.С.Выготский и его ученики 60

25. Системно-структурное представление объекта изучения 62

Лекция 4 63

26. Резюме предыдущего. Разложение отношений на компоненты и объединение компонентов в целое 63

27. Дискурсивность анализа и симультанность изображения 65

28. Основные понятия системно-структурного исследования: «параметрические» и структурные описания объекта 67

29. Чувственно-единое и чувственно-множественное целое 71

30. Отношение между элементом и частью 72

31. Формальные возможности языка системно-структурных изображений 73

32. Работа на абстрактных схемах структур 75

33. Характеристика целостности объекта 76

34. Часть и элемент 77

35. Связи и элементы. «Эффекты целого». Структура как единство элементов и связей 80

36. Связка, структура и сеть 86

37. Зависимость между связями. Структура 86

38. Отношение 88

39. Функция 90

Лекция 5 91

40. Резюме предыдущего: многопредметность исследовательского движения 91

41. Дополнительные замечания по поводу основных понятий системно-структурной методологии и возможностей представления группы в виде системы 92

42. Форма и содержание в системно-структурных исследованиях 95

43. Различие и связь двух позиций — непосредственной и рефлексивной 102

44. Различие и связь изображений в параметрических зависимостях и в структурах из связей элементов 103

45. Процедуры сведения параметрических изображений к структурным и выведения их из последних 105

46. Процедуры изоляции и абстракции 107

47. Способы работы со структурно представленными объектами: изоляция 107

48. Разложение структурно представленного объекта 111


49. Расщепление структуры объекта 118

Лекция 6 118

50. Резюме предыдущего. Идея последовательного развертывания множества разных схем 118

51. Содержание и форма в развертывании структурных изображений групп 124

52. Три основания в развертывании структурных изображений групп 126

53. Общая характеристика метода восхождения от абстрактного к конкретному. Исходная структура, или «клеточка» 128

54. Процедуры восхождения как обратные аналитическим 130

55. Проблема порядка применения разных процедур как основная проблема восхождения 131

56. Эмпирическая составляющая метода восхождения от абстрактного к конкретному 132

57. Проблема организации эмпирических данных. Генетический принцип как ключ к решению этой проблемы 133

58. «Наложение» исходной схемы на эмпирический материал 134

59. Построение второй структуры путем развертывания первой 136

60. Проблема трансформации исходной структуры в окружении второй структуры. Организация и организованности 140

61. Эмпирический материал и правила формального развертывания структур 142

Лекция 7 145

62. Резюме предыдущего: соотношение предметной и методологической работы 145

63. Изображение исследовательского движения в схемах многих плоскостей. Замещение и управление 146

64. Замещение и интерпретация. Проблемы адекватности формы 147

65. Инвентаризация основных вопросов и проблем. Основания для их классификации или типологии 150

66. Типы мыслительного движения: описательно-коммуникативный, модельный и модельно-интерпретационный 151

67. Третий тип вопросов — предметный 154

68. Выявление факторов, от которых зависят взаимоотношения. Внутренняя связь и взаимозависимость самих этих факторов 154


69. Эмпирический смысл идеи восхождения в применении к группам 157

70. Общий план построения модели группы способом восхождения 158

71. Первая характеристика абстрактных структур деятельности 160

[72. Формальная процедура и семиотические средства развертывания структур деятельности. Единицы деятельности] 162

[73. Анализ и синтез актов деятельности. Связи в деятельности] 165

[74. Эмпирическая интерпретация связей между актами деятельности] 166

Лекция 8 167

[75. Резюме предыдущего: рефлексия пройденного нами пути] 167

[76. Наука как система: еще одно уточнение] 168

[77. «Машина науки» и «машина методологии»] 170

[78. Научное исследование и методологическая работа] 171

[79. Объективное содержание и научное исследование] 173

[80. Рефлексия в исследовательской работе: наш опыт ее организации] 174

[81. Вопросы, встававшие в ходе исследования] 175

[82. От эмпирии к методологии игры. Взаимоотношения как 180

[83. Воспитание с методологической точки зрения] 184

Лекция 9 186

[84. Резюме предыдущей лекции. Культурно-нормативное представление деятельности] 186

[85. Развертывание нормативных представлений деятельности] 188

[86. Социальная система: отношения, связи и организованности деятельности] 190

[87. Целостность социальной системы и средства деятельности] 191

[88. «Место» в социальной системе] 192

[89. Человек и социальная система. Личностное развитие. Свобода и необходимость] 194

[90. Социальные институты и группы] 196

[91. Формальное развертывание схем деятельности. Ввзаимоотношение институтов и групп] 198

[92. Управление и руководство: группы формальные и клубные] 200

[93. Институционализированные и клубные взаимоотношения. Право и этика] 204

[94. Завершающая рефлексия: от методологического к теоретическому анализу] 206

Литература 208





следующая страница >>