shkolageo.ru 1 2 3 ... 8 9

Положение на государственных заводах



На казённых заводах положение было другим. Тут сразу после революции рабочие часто либо полностью брали на себя всю ответственность за управление производством, либо решали участвовать в управлении вместе с теми старыми управленческими кадрами, которые не убежали или не были выгнаны во время революции. (Администрация госзаводов в большинстве случаев состояла из офицеров, то есть служащих старого режима в прямом смысле слова.)

По получении распоряжения от Совета Рабочих и Солдатских Депутатов о возобновлении работ с 7 марта, — сообщал комитет Патронного завода, — утром 6 марта собрались на общее собрание и ввиду того, что высших чинов никого не было на заводе, а не знать об обращении Совета Рабочих и Солдатских Депутатов о возобновлении работ на заводах они не могли, так как это обращение было напечатано в газетах, рабочие на общем собрании постановили: самостоятельно возобновить работы с 8 марта с.г.”24.

На самом деле это постановление поведало только часть истории, потому что рабочие завода еще до 6 марта решили не принимать обратно большинство членов администрации.

Несколько месяцев спустя завком Охтенского порохового завода в отчете о своей деятельности объяснил: “Сначала задачи фабзавкома были неясны, и он должен был двигаться на ощупь. Он брал на себя не только функции контроля, но и обязанности администрации. Конечно, такие случаи были и на других заводах25.

На казённых предприятиях после Февральской революции рабочие считали, что поскольку свершилась демократическая революция, то казённые заводы, как часть государства, принадлежат народу. Им казалось совершенно естественным, что рабочие этих заводов должны, по крайней мере, участвовать в управлении. Такое мнение разделяли и железнодорожники, и работники почты и телеграфа26.


Однако не прошло и месяца, как рабочие государственных заводов уже отказались от участия в управлении и отвергли какую-либо ответственность за производство, настаивая только на праве “контроля”, то есть надзора за администрацией. Так, инструкция о фабзавкомах, принятая на Конференции рабочих государственных предприятий Петрограда 15 апреля, предоставила комитетам широкие права контроля, в том числе полный доступ к информации и документам, а также право увольнять “администраторов, которые не могут гарантировать нормальные отношения с рабочими”. Но в заключение документа говорилось:

Не желая брать на себя ответственность за техническую и административно-экономическую организацию производства в данных условиях до момента полной социализации общественного хозяйства, представители общезавкома входят в заводоуправление лишь с правом совещательного голоса27.

Почему рабочие госзаводов изменили свою позицию? На общем собрании рабочих Адмиралтейского завода в марте председатель завкома говорил о “трудностях, связанных с ведением дел завкома ввиду сложности и неопределенности, а также и того, что дело это является совершенно новым. При тех запутанных условиях, которые возникли с образованием комитета, и при трудностях приспособить учреждение управлять и контролировать, комитет был поставлен в положение двойственное, ибо отдавая приказание соответствующим органам заводоуправления, тем самым ограничивал бы себя в широком контроле и стеснял бы инициативу начальника завода, а также и нарушал бы стройность и планомерность исполнения. Практика и здравый смысл подсказали, что надо передать функции управления начальнику завода, и таким образом соединить весь личный состав в одну цельную организацию. Комитет оставляет за собой полное право контроля всех действий, как начальника, так и отдельных лиц и учреждений заводоуправления, до отвода их через примирительную камеру включительно, а также инициативу реорганизации и сокращения штатов28.



<< предыдущая страница   следующая страница >>