shkolageo.ru 1 2 ... 13 14


Дидактические инструментарии образовательных технологий. Современные подходы к обучению и воспитанию.





Наименование техник и приёмов.

Стр.

I

Техника активно-продуктивного обучения.

2

1.1

Заметки на полях

3

1.2

Составь задание

4

1.3

Отстроченная отгадка

5

1.4

Задай вопрос

7

1.5

Драмогерменевтика

8

1.6

Оценка текста

10

1.7

Кубик Блума

11

II

Техника интерактивного обучения

12 -45

III

Техника сжатой учебной информации

45

3.1

Резюме


46

3.2.

Дай определение

47

IV

Техника обратной связи

48

4.1.

Рейтинг-лист

49

4.2.

Задание массивом

51

4.3.

Попс-формула

52

4.4.

Лист-контроля

54

V.

Техника репродукции знаний

56

5.1.

Сорбонки

57

5.2.

Подбери пару

57

5.3.

Баранья голова

58

5.4.

Хлопни в ладоши

58

5.5.

Интеллектуальная разминка

58



1.Техника активно-продуктивного обучения.

Самостоятельная работа с учебником в условиях перенасыщенности информационной среды требует новых подходов. Рассмотрим технику эффективного и продуктивного самостоятельного учебного чтения. Не только предъявление текста на экране, но и работа с текстами учебников требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером. Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика.


Мы стремимся организовать его учебную деятельность и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома.

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок

(он демонстрировался в предыдущей статье сайта)


« По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.»


По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.


Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением социального опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше.

Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.

И в традиционной форме организация самостоятельной работы с учебником губительна и бессмысленна.Печатное слово или даже группа слов выступают для читающего как некие знаки-символы. Как мы видели из приведённого выше примера, этот знак-символ обладает определённой гибкостью: отдельные его элементы могут отсутствовать или располагаться в любом порядке. Вспомним школьные задания в начальной школе с пропущенными буквами в словах.Смысл этих заданий, как известно, в правописании. Однако если бы учащиеся не знали значения написанного, то такое задание было бы бессмысленным. В основной и старшей школе мы составляем задания с пропущенными словами, датами, терминами и т.д. И вновь мы уверены, что ученики справятся с заданием, так как им знакома общая модель выражения, предложения.

С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот смысл был понят обучающейся стороной.

Именно этим занимается семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.


Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?


Приводится описание приёмов данной техники


1.1.Приём ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ.

В конце прошлого века среди творческих педагогов стала популярной технология Развитие критического мышления через чтение и письмо, авторами которой стали американцы Д. Стил, Ч. Темпл, С.Уолтер и К.Мередит. Впрочем, в США постоянно подчёркивают, что  в основе технологии лежат труды самых известных и признанных ученых всего мира, в том числе Д. Дьюи, Ж.Пиаже, Л.Выготского, а  инструментарий технологии авторы почерпнули не только из своего опыта, но и из опыта педагогов разных стран. Один из приемов данной технологии «Пометки на полях» успешно используется не только преподавателями вузов, техникумов, колледжей, но и школ.

Правда, учитывая возрастные особенности детей, использование данного приема в школе имеет свою специфику. Изучение новой темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приемов активиза­ции внимания. Сначала дети работают индивидуально.

1. После объяснения темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что - то знали, что - то слышали или видели по объявленной проблеме. Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искаженная. Наша цель – актуализация знаний.

2. На следующем этапе предлагается работа в парах – обмен информацией, дополнение друг друга.

3. Затем пары объединяются в группы (как правило по 4 человека, то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям).

4. Затем, каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация (таблица, схема и т.д.)


5. И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная ста­тья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.

Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях.

Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до получения текста.

Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию.

К примеру: «V» - знал, «+» - узнал новое.

Затем учитель подводит итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашивает, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?

Дети формулируют вопросы.

После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками:



Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколь­ко их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.

Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на инте­ресующие их вопросы.

Проведем небольшой анализ происшедшего.

Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете раз­говора Можно разделить этот этап на три части: индивиду­альный, парный и в группах.

Второй этап – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину».

Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы).

Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания).


Произошло многократное оперативное повторение изучаемого материала. Такое запоминание, как известно, является самым эффективным. При таком сценарии урока, как правило, нет необходимости давать домашнее задание.

Ученик несколько раз меняет формы учебной деятельности на уроке.

В ситуации, когда ученик формулирует вопросы, представляет другие задания, обучая, объясняя, и в то же время сам отвечает на вопросы своего товарища, учащиеся выходят на уровень редукции знаний.

Роль учителя – экспертиза сформулированных учебных вопросов, заданий, доведенных до уровня учебных задач. Он – не надсмотрщик, а координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

1.2. Приём СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ

Данный приём может использоваться как самостоятельно, так и в контексте техники активно-продуктивного чтения. Очень важно, чтобы самостоятельная работа с учебником на уроке не превратилась в скучное и никому не нужное зазубривание. Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Прием “Составь задание” может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.

В начале учебного года ученики учатся не только выполнять, но и составлять тесты. Они должны хорошо представлять себе, чем отличается альтернативный тест от теста на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д.


Помимо текста, это может быть учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом.

Можно предложить ученикам самим придумать оригинальные задания. Вот одно из заданий по истории, предложенное ученицей:

Найди в череде букв четыре названия древнерусских городов.

ВАУРТАКЫЦЛРОСТОВХЗЩГРГСРИКИЕВСЧАОЛАЦГЗХЗШГПСКОВДОЛПАГОПСВЛОРЫЦПНОВГОРОДСЧРАПВПЧЕРНИГОВПАОРВО

Для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом.

Весьма интересно ребята составляют кроссворды. Это не просто вопросы «в лоб» на банальную репродукцию знаний. Вот, например, вопрос учащегося о князе Игоре:

Неудачная шутка с древлянами стоила ему жизни.

В коротком задании, сформулированном повествовательным предложением, ученик включил целый сюжет, без знания и понимания которого отвечающий не найдет правильного решения.

Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята так же могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

С появлением в школах компьютеров и, соответственно, электронных оболочек по составлению тестов, ученики могут составлять тесты по определенным темам.

Во время работы над составлением заданий учитель выступает в роли эксперта и консультанта. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.

Как говорил А.Франс: «учиться можно только весело.... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Вот такой «аппетит» приходит к ученикам, когда они работают над составлением учебных заданий.


следующая страница >>