shkolageo.ru 1 2 ... 13 14




Интернет-изображения работ художников:

Игорь Лазарев

Carl-W. Röhrig

Jacek Yerka

Иван Славинский

Фонд

Либеральная


миссия:

КУДА ВЕДЕТ

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ?

Семинар второй

21.10.2010

Доклад А.А. Пелипенко

Русская система в культурном измерении

Дискуссия


Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики


Лаборатория

теоретических исследований

права и государства


Текст электронной публикации

с сайта

Фонд «Либеральная миссия»:


http://www.liberal.ru/articles/4911



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ЛАБОРАТОРИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА


Куда ведет кризис культуры?

Семинар второй


Текст электронной публикации

с сайта

Фонд

Либеральная миссия


Помещенный ниже текст скопирован с электронной страницы

http://www.liberal.ru/articles/4911

[Фонд «Либеральная миссия»: Дискуссии: Куда ведет кризис культуры?: Семинар второй. 21.10.2010].

В оригинале этот большой по объему текст опубликован без разбивки на страницы, что затрудняет ссылки на отдельные его фрагменты. В настоящей публикации текст разбит на страницы. Кроме того, концевые сноски преобразованы в обычные.

Этот текст размещен на сайте Лаборатории теоретических исследований права и государства НИУ ВШЭ с согласия Фонда «Либеральная миссия».



© Фонд «Либеральная миссия», 2010

© Оформление: Лаборатория теоретических исследований права и государства НИУ ВШЭ, 2011


Куда ведет

кризис культуры?

21.10.2010



Семинар второй


На втором семинаре «Куда ведет кризис культуры?» был представлен и обсуждался доклад Андрея Пелипенко «Русская система в культурном измерении». В дискуссии приняли участие Михаил Афанасьев, Алексей Давыдов, Денис Драгунский, Алексей Кара-Мурза, Игорь Клямкин, Вадим Межуев, Эмиль Паин, Игорь Яковенко и Евгений Ясин. Вел обсуждение вице-президент Фонда «Либеральная миссия» Игорь Клямкин.


Игорь Клямкин:


Доклад Андрея Пелипенко «Русская система» в культурном измерении», который нам предстоит обсудить, написан строго по теме семинара. В докладе обрисованы и особенности российской культуры, и ее нынешнее кризисное состояние, и тип самого этого кризиса, однозначно интерпретируемого автором как кризис упадка, а не развития. Позиция Андрея Анатольевича жестко пессимистическая, что разительно отличает ее от позиции Михаила Афанасьева, представленной на предыдущем семинаре, и что предвещает, как можно предположить, интересную полемику.

Хочу обратить ваше внимание и еще на одно различие между двумя докладами. Существуют три аспекта интеллектуальной деятельности: концептуальное описание прошлого и настоящего, прогнозирование будущего и целеполагание, т.е. проектирование изменений. В творчестве отдельных мыслителей эти три аспекта не так часто представлены во всей совокупности, как, например, в марксизме. Вот и в докладах Афанасьева и Пелипенко мы находим только два из них. С той, однако, разницей, что у Афанасьева это описание и проект (без прогноза), а у Пелипенко – описание и прогноз (без проекта).


Предполагаю, что с такого рода избирательностью, проистекающей из особенностей мышления того или иного участника семинара, нам придется иметь дело и в дальнейшем. Возможно, кто-то ограничится даже одним лишь описанием культурных констант и культурной динамики, прогностических и проектных задач перед собой не ставя. И это я тоже считаю приемлемым, хотя формально это и будет выглядеть уходом от вопроса, вынесенного в название нашего семинара. Потому что содержательное описание российской культурной реальности будет способствовать лучшему ее пониманию, без которого не может быть обоснованных прогнозов и проектов.

Короче говоря, давайте обсуждать представляемые доклады, оставаясь в границах тех исследовательских задач, которые ставят перед собой сами докладчики. В сегодняшнем случае, как я уже говорил, – это концептуальное описание российской культуры, природы переживаемого ею кризиса и прогноз его возможного исхода. Именно таковы тематические и содержательные рамки доклада, представленного нам Андреем Анатольевичем Пелипенко.



следующая страница >>