shkolageo.ru 1 2 3 4

Российский Университет ДРУЖБЫ НАРОДОВ



Бакалаврская программа


Кафедра: Системной экологии экологического факультета РУДН

Направление: 511100 «Экология и природопользование», 511103 «Природопользование»

Дисциплина: ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

Кредит: 5

Статус дисциплины
: ОПД.Ф.05 (обязательная)

Курс читается в 1 семестре



Число недель - 18

Лекций – 36 часов;

Лабораторных занятий – 54 часа х 10;

Академических консультаций – 12 часов;

Самостоятельная работа – 72 часа;

Всего – 660 часов.


Преподаватели:

профессор, доктор биологических наук Козлов Юрий Павлович;

доцент, кандидат биологических наук Горюнова Светлана Васильевна.


Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): по назначению и договоренности

Телефон: 952-77-07

Email: ykozlov@eco.pfu.edu.ru


СОДЕРЖАНИЕ


Описание курса


Цель курса……………………………………………………………………………..3

Содержание курса……………………………………………………………………..3

Организационно-методическое построение курса………………………………….3

Обязательная литература……………………………………………………………..3


Условия и критерии выставления оценок

Балльная структура оценки…………………………………………………………..3

Шкала оценок…………………………………………………………………………3

Календарный план дисциплины …………………………………………………….4


Конспект лекций……………………………………………………………………5


Тесты-вопросы по курсу………………………………………………………….20


Примерная тематика курсовых работ………………………………………….32


Описание курса



Цель курса: дать основные концепции экологии как комплексной междисциплинарной науки.

Содержание курса: предмет и задачи экологии, факториальная экология, популяционная экология, экология сообществ, системная экология, прикладная экология, экология человека..



Организационно-методическое построение курса.

Курс состоит из лекционных и лабораторных занятий. На лекциях студенты получают необходимую теоретическую подготовку. На лабораторных занятиях планируется выполнение практических экологических задач с использованием компьютерной базы. Студенты принимают участие в написании курсовых работ по темам, предложенным преподавателем, или по заинтересовавшим их темам (темы обязательно согласовываются с преподавателем). В середине семестра и по завершении курса проводится аттестация студентов.


Обязательная литература:


  1. Одум Ю. Экология. М.: Мир, в 2-х т.,1986.

  2. Горюнова С.В., Чистохвалов В.Н. Основы общей экологии. М., РУДН, 1992.

  3. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. М.: Мир, в 2-х т., 1993.

  4. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Панагея, 1994-95, в 3-х т.

  5. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. М.:Мир,1994-95,в 4-х т.

  6. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы). М.: Россия молодая, 1994.

  7. Воронов А.Г. и др. Биогеография с основами экологии, МГУ,1999.

  8. Экологический энциклопед.словарь, М., Ноосфера, 1999.

  9. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ.

  10. Шилов И.А. Экология (учебник). М.: Высшая шк., 2003.

  11. Материалы 3-го Всеросс.съезда по охране природы, Москва,2003

  12. Козлов Ю.П. Охрана природы. В: «Глобалистика (энциклопедия)»,

М., Изд-во «Радуга», 2003, с. 764-767.


Условия и критерии выставления оценок:

При выставлении итоговой оценки учитывается посещение лекций и лабораторных занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях (внутрисеместровый и итоговый тесты). Поощряется активная работа на занятиях, а также качество курсовых работ.

Бальная структура оценки

Максимальная сумма баллов – 100

Оценка РФ и ECTS

Неуд.

Удовл.

Хорошо

Отлично

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

Менее 40

41-50

51-62

62-75

76-87

88-95

96-100

Шкала оценок


Посещение занятий и активная работа на занятиях – 20

Тестовые (контрольные) работы /2/ - 30

Курсовая работа – 20

Итоговое испытание – 30

Если студент не выполнил какое-либо из учебных занятий (пропустил контрольную работу), то за данный вид учебной работы баллы ему не начисляются, а подготовленные позже положенного срока работы не оцениваются.

Календарный план дисциплины


Виды и содержание учебных занятий

Недели


Лекции

Кол-во часов

Практические занятия

Кол-во часов

Лабораторные занятия

Кол-во часов

1 неделя с 1.09 по 5.09

Введение в общую экологию

2







Экол. управл. озером

3

2 неделя с 6.09 по 12.09

История развития экологии

2







Экол. управл. озером

3

3 неделя с 13.09 по 19.09

Подразделения экологии

2







Экол. управл. регионом

3

4 неделя с 20.09 по 26.09

Экосистема

2







Экол. управл. регионом

3

5 неделя с 27.09 по 3.10

Экосистема

2







Структура и динамика популяции

3

6 неделя с 4.10 по 10.10


Энергия в экосистемах


2







Структура и динамика популяции

3

7 неделя с 11.10 по 17.10

Энергия в экосистемах


2







Динамика развития экосистемы «хищник–жертва»

3

8 неделя с 18.10 по 24.10

Биогеохимические циклы

2







Динамика развития экосистемы «хищник–жертва»

3

9 неделя с 25.10 по 31.10

Рубежная аттестация

2













10 неделя с 1.11 по 7.11

Лимитирующие и физ. факторы среды

2







Всемирное рыболовство

3

11 неделя с 8.11 по 14.11

Лимитирующие

и физ. Факторы

среды

2





Всемирное рыболовство


3

12 неделя с 15.11 по 21.11

Экология популяций

2







Цена нефти

3

13 неделя с 22.11 по 28.11

Экология сообществ

2







Экология города

3

14 неделя с 29.11 по 5.12

Экология сообществ

2







Экология города

3

15 неделя с 6.12 по 12.12

Развитие и эволюция экосистемы

2







Экология города

3

16 неделя с 13.12 по 19.12

Развитие и эволюция экосистемы

2







Защиты курсовых работ

3

17 неделя с 20.12 по 26.12

Уровни охраны живой природы

2





Защиты курсовых работ


3

18 неделя с 27.12

Итоговая аттестация










Зачетная






ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

(конспект лекций)


Экология – область научного знания о взаимодействии живых организмов (биоты) между собой и с окружающей средой. Термин «экология» был предложен Э. Геккелем в 1869 г., а затем он получил развитие в трудах многих исследователей, в частности Ю. Одума и Ф. Кастри.

Биотический компонент (или биосистемы) представляют собой биологические объекты разной системы сложности, имеющей, как правило, несколько уровней организации.

Иерархия уровней организации живого вещества включает: молекулярно-генетический, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценозый и биогеоценотический – экосистемный, биосферный, ноосферный уровни.

Представляя собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, биосистемы обладают следующими свойствами: 1/ целостностью (несводимостью свойств системы к сумме свойств ее элементов – принцип эмерджентности), 2/ относительной устойчивостью (резистентная и упругая устойчивость, в чем проявляются кибернетические св-ва биосистем), 3/ способностью к адаптации (приспособление организмов к внешней среде); 4/ развитию, самовоспроизведению и эволюции.

Само живое вещество рассматривается как совокупность всех организмов (учение о «биосфере», роль В.И. Вернадского). Критерии живых систем, их связь с окружающей средой:

1/ особенности химического состава,

2/ метаболизм: ассимиляция-диссимиляция,

3/ клеточный уровень структурной организации,

4/ репродукциявоспроизведение себе подобных,

5/ наследственность – генетическое кодирование развития,

6/ изменчивость – приобретение новых признаков и свойств,

7/ рост и развитие: индивидуальное – онтогенез и историческое – филогенез,

8/ раздражимость – избирательное реагирование на внешние воздействия,

9/ дискретность – свойство орг-ма или видов состоять из изолированных, обособленных в пространстве, но связанных взаимодействием частей,

10/ авторегуляция – поддерживание постоянства химического состава и интенсивности течения физиологических процессов, т.е. гомеостаз,

11/ ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций или формообразовательных процессов с различными периодами колебаний,

12/ энергозависимость – поддержание «жизни» за счет затраты полученной извне энергии.

История развития экологии как области научного знания :

1-ый период – до 1866 г. (определение «экологии» как самостоятельной науки) : подготовительный период «наивной», описательной экологии;

2-ой период – с 1866 по 1935 гг.. (определение «экосистемы»): формирование факториальной экологии;

3-ий период – с 1935 до начала 70-х гг. ( период «синэкологии»): взаимодействие популяций в экосистемах;

4-ый период – с начала 70-х гг. до наших дней (период системного подхода к изучению экологических объектов): рождение «системной экологии»).

Понятие и современная структура экологии.

Моделирование в экологии (модель как упрощенная версия реального мира).

Глобальные экологические проблемы (демография, развитие промышленного производства, возрастание производства продуктов питания, сокращение биоразнообразия, проблемы энергетики и пр.).


Конференции : 1972 – Стокгольмская, 1977 – Тбилисская, 1992 - Рио-де-Жанейровская; 1 (1993) и П (1998) съезды РФ по охране природы; «Рио+10» (2002, Иоханнесбург).

Биота планеты Земля. Все живое вещество по своей массе, хотя и занимает ничтожное место по сравнению с любой из верхних геосфер земного шара (по современным оценкам эта масса равна 2420 млрд. тонн ) :



следующая страница >>