shkolageo.ru 1 2 3

УДК 37.034 На правах рукописи



КИМ ЭДУАРД ВЛАДИМИРОВИЧ


Духовно – нравственные основы перевоспитания педагогически запущенных детей


13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования,

этнопедагогика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Республика Казахстан

Туркестан, 2010

Работа выполнена в Таразском государственном университете имени М.Х.Дулати


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Байсерке Л.А.


Официальные оппоненты: доктор педагогических и психологических

наук, профессор Калюжный А.А.


кандидат педагогических наук, доцент

Тасжурекова Ж.Т.


Ведущая организация: Жетысуйский государственный университет

им. И.Жансугурова


Зашита состоится «___»__________2010 года в _____часов на заседании диссертационного совета Д 14.61.35 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Международном казахско – турецком университете им. Х.А.Ясави по адресу: 161200, г. Туркестан, Университетский городок.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Международного казахско – турецкого университета им. Х.А.Ясави: 161200, г. Туркестан, Университетский городок.


Автореферат разослан «____»___________2010 года


Ученый секретарь

диссертационного Совета Мухамеджанов Б.К.

Введение

Актуальность исследования. Одной из самых актуальных проблем в современной социально исторической ситуации Республики Казахстан является вопрос духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Вот почему необходима креативность в духовно нравственном воспитании подрастающего поколения, воплощающая в себе гуманистические идеи, общечеловеческие и национальные духовно нравственные ценности. Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной, политической модернизации»(2008г.) отметил: «Важный вопрос нашей стратегии – достойное обеспечение жизни самых незащищенных членов общества. Это дети, их матери и старшее поколение»


Анализ состояния теории и практики в русле нашего исследования показал, что грубые нарушения учащимися дисциплины находятся в центре внимания многих ученых (Г.П.Давыдова «О воспитательной функции правового воспитания» (1984); В.И.Обухова «О формировании социально – правового опыта подростков» (1988); В.Г.Баженова «О педагогической профилактике правонарушений школьников» (1990); Л.Керимова «Об индивидуализации перевоспитания трудных подростков» (1992); В.В.Трифонова «О подготовке будущих учителей к работе с трудными детьми» (1992); С.А. Заварижина «О социально – педагогических основах предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних» (1996); Л.А.Байсерке «Педагогические основы нравственно – правового воспитания учащихся общеобразовательных школ» (1998); Д.А.Ускенбаевой «Формирование профессиональной направленности учителя к работе с подростками асоциального поведения» (2007); К.О.Отеген «Педагогические условия нравственного воспитания учащихся с трудностями в поведении средствами этнопедагогики» (2007); Г.Т. Ермуханова «Формирование духовно – нравственных качеств учащихся старших классов» (2008); Арымбаева К.М. «Научные основы проектирования социально – педагогической реабилитации подростков девиантного поведения»(2010) и др.

Актуальность темы исследования обусловлена существованием детей девиантного поведения в школе и за ее пределами и необходимости осмысления сущности их отклонения от духовно – нравственных норм в общении.

Теоретический анализ трудов ученых различных направлений позволяет делать следующие выводы: исследователи склонны объяснять такое положение дел тем, что демократическое преобразование в обществе, развитие рыночной экономики, динамизм информационных процессов, прогресс науки и техники, к великому сожалению, не сопровождаются духовно – нравственным воспитанием детей школьного возраста. В этих условиях, на наш взгляд, сегодня мировоззрение многих школьников утратило целостность и системность восприятия окружающей действительности и превратилось в конгломерат переплетения множества противоречивых сил и тенденций, факторов и влияний на духовно – нравственное становление детей.


Наше исследование направлено на разрешение проблемы, какими должны быть содержание и структура духовно – нравственного воспитания в качестве решения указанного противоречия, и дает основание говорить о логическом продолжении достижения успехов в области предупреждения педагогической запущенности, совершенствовании развивающей воспитательной системы, если общим содержанием и целью его является формирование духовно – нравственной личности.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, связанные с несоответствием между уровнем развития духовно – нравственных знаний педагогически запущенных детей и их стремлением иметь признание в общении с взрослыми и сверстниками, отсутствием в их сознании дифференциации политических, социальных, правовых, нравственных и этических знаний и представлений, обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Духовно – нравственные основы перевоспитания педагогически запущенных детей».

Цель исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании системы духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей.

Объект исследования: воспитательный процесс педагогически запущенных детей школы для подростков с особым режимом содержания.

Предмет исследования: духовно – нравственное воспитание педагогически запущенных детей школы для подростков с особым режимом содержания. Тема нашего исследования ограничивается сферой изучения педагогически запущенных детей школы для подростков с особым режимом содержания как основным социальным институтом, субъектом организации жизни и основных видов деятельности детей девиантного поведения.

Гипотеза исследования заключается в том, что если будет обеспечено включение педагогически запущенного подростка в различные виды деятельности и общения, то процесс, в котором формируется потребность реализации идеи единства духовно – нравственных знаний и поведения будет протекать в педагогически оправданном русле. Перевоспитание идет успешнее, если устранены источники, порождающие отрицательное отношение к окружающему миру «педагогически запущенного» подростка.


В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести ретроспективный анализ развития идеи духовно – нравственного воспитания в трудах ученых философов, психологов, социологов и педагогов;

2. На основе анализа трудов ученых разных направлений разработать модель духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей;

3. Разработать научно – обоснованные рекомендации по формированию духовно – нравственных личностей педагогически запущенных детей;

4. Экспериментально проверить педагогические условия, содержание, методы и формы духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей в условиях спецшколы.

Ведущая идея исследования заключается в том, что возможность каждого из педагогически запущенных детей самостоятельно строить свое поведение и поступки на основе этических знаний создает основу для развития потребности духовно – нравственного взаимодействия с окружающими людьми.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет концепция современных философов, психологов и педагогов о ведущей роли деятельности как источнике развития и формирования духовно – нравственной личности (В.Г.Афанасьева, И.В. Блауберга, К.А.Абульханова – Славская, А.Н.Леонтьева, А.А.Калюжный и др.), развитие личности в коллективе и через коллектив (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.И.Новикова, В.В.Трифонов и др.), современное гуманистическое представление о человеке как существе природном (биологическом), социальном (культурном) и экзистенциальном (свободном) раскрывает равнодействующую трех основных составляющих становления человека как личности (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.С.Братусь, Б.В.Загарник, Б.Г.Ананьев, А.А.Бейсенбаева, Г.Т.Ермуханова и др.).

Источники исследования: официальные материалы и документы: (Конституция РК; Конвенция о правах ребенка в РК (2002); Законы Республики Казахстан «Об образовании» (2007); Международные акты о правах человека, //Рекомендации руководящих органов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр – Риядские руководящие принципы), поднятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1999); Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан (1995); Закон Республики Казахстан «О культуре» (2006); труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме).


Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в авторской постановке, обосновании и решении задач перевоспитания педагогически запущенных детей на основе формирования у них потребности в совершенствовании духовно – нравственных качеств:

- разработано концептуальное теоретико-методологическое обоснование гуманной сущности системы духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей;

- разработана и дана научно – обоснованная интерпретация содержания, структуры, методов и модели духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей;

- определена сущность духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей с позиции вариативно – субъективного подхода;

- выявлены закономерности и сформулированы принципы духовно – нравственного воспитания и перевоспитания педагогически запущенных детей;

- раскрыты противоречия процесса формирования духовно – нравственной личности педагогически запущенных детей, определены педагогические условия выбора детьми социально-положительных форм поведения и направления по преодолению отклонений от нравственных норм поведения;

- разработана содержательно-методическая основа планирования и управления процессом формирования духовно – нравственной личности педагогически запущенных детей.

Практическая значимость исследования:

В соответствии с целями и задачами исследования разработана и предложена:

- программа духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей, которая способствовала формированию у них потребности в приобретении духовно – нравственных знаний и соблюдении этических норм поведения в сфере общения и деятельности;

- подготовлены и апробированы на практике исходного и экспериментального уровней развития духовно – нравственного знания и этического поведения педагогически запущенных детей;

- разработанные методические рекомендации «Духовно – нравственные основы перевоспитания педагогически запущенных детей» нашли практическое применение в деятельности общеобразовательных школ, школы для подростков с особым режимом содержания, ряда университетов и др.;


- теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в профилактической работе педагогов, работников инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав, в работе по предупреждению девиантных проявлений в детской среде.

Апробация и внедрение результатов исследования: Полученные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных научно – теоретических и научно – практических конференциях, (Тараз 1998, 1999, 2004, 2008). По результатам исследования подготовлены и изданы монография и методические рекомендации по проблемам духовно – нравственного воспитания учащихся и предупреждению педагогической запущенности детей. Концептуальные идеи автора находят свое применение в учебно – воспитательной деятельности образовательных учреждений открытого и закрытого типа, используются в лекционных и практических занятиях со студентами психолого – педагогических специальностей МКТУ, ТИГУ и ЖГТУ

База исследования: Опытно педагогическая работа проводилась на базе школы для подростков с особым режимом содержания г. Тараз, в МКТУ им. А.Ясави.

Положения, выносимые на защиту:

- концепция духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей, в основу которой, с позиции влияния процесса гуманизации социальной ситуации на развитие личности, положены философские идеи самореализации человека на основе духовно – нравственных ценностей, исходящая из сочетания основных сторон их проявлений: знания духовно – нравственных ценностей, нравственных чувств, морально-волевых стремлений и практических действий;

- критерии, показатели и возможные уровни сформированности духовно – нравственных ценностей педагогически запущенного подростка;

- сущность социально – педагогической реабилитации педагогически запущенных подростков, имея в виду восстановление нравственных норм поведения в различных ситуациях жизнедеятельности и общения;


- педагогические условия эффективности духовно – нравственной реабилитации, формирование у педагогически запущенных подростков системы мотивационного самоконтроля, обеспечиваемой интериоризацией духовно – нравственных норм поведения; формирование и развитие у реабилитанта психологической установки на адекватную самооценку духовно – нравственного образа «Я»;

- реализация разработанной методики духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей в условиях общеобразовательных школ и спецшколы на основе креативности выводит на новый социально значимый уровень взаимоотношения детей и взрослых, ведет к преодолению деформации духовно – нравственных ценностей личности, что, несомненно, способствует развитию и совершенствованию гуманистической направленности в воспитательном процессе.

Достоверность, надежность и обоснованность методов исследования и практических выводов обеспечивается синтезом философских, социологических, педагогических, психологических и культурологических подходов к выработке исходных позиций исследования, использованием комплекса психолого-педагогических и социологических методов и методик, адекватных целям, задачам, гипотезе исследования: анализ литератур, публикации по проблемам духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей; анализ и обобщение опыта духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей педагогами – новаторами; анализ планов воспитательной работы с позиции нашего исследования; опытно – педагогическая и экспериментальная работа по проверке модели формирования духовно – нравственной личности педагогически запущенного подростка. В качестве частных методик были использованы: анкетные вопросы, беседа, эксперимент, социометрия, методика независимой характеристики (К.К.Платонова), количественная обработка результатов исследования и их качественная интерпретация, широкая апробация опытно – экспериментальных данных в практической работе автора диссертации воспитателем в спецшколе, показавшей эффективность предложенных рекомендации.


Этапы и организация исследования.

На первом этапе исследования (1998 – 2000 гг.) изучались различные подходы к духовно – нравственному воспитанию педагогически запущенных детей учеными философами, психологами, социологами, юристами и педагогами, пути реабилитации подростков с девиантным поведением, практика планирования и организации духовно – нравственного воспитания педагогически запущенных детей, осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы и разработка теоретико-методологических основ духовно – нравственного воспитания.

На втором этапе (2000 – 2004 гг.) вырабатывалась теоретико-методологическая основа духовно – нравственного воспитания, разрабатывалась программа и методика проведения опытно – педагогической и экспериментальной работ: использовалась методика конструирования воспитательных ситуаций как путь преобразования позиции педагогически запущенной личности, анализировался опыт педагогов по духовно – нравственному воспитанию педагогически запущенных детей, направленного на коррекцию ситуации риска с учетом «исходной позиции духовно – нравственного развития педагогически запущенной личности и социальной ситуации», определяющей ее развитие.



следующая страница >>