shkolageo.ru 1 2 3

Задания олимпиады по русскому языку


(районного и городского уровня)

9 класс


1.
Сколько русских слов можно составить из звуков [г], [р], [с'], [т'], [у] так, чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз? Свой ответ обоснуйте.

А
ни одного;

Б
одно;

В
два;

Г
три;

Д
четыре.


2.
В какой из пар рифмы нет?


Алфавит – позвонит, повод – газопровод, документ – инструмент, завидно – обидно, каталог – некролог.


3. 3.1. В каком из существительных женского рода суффикс имеет не то значение, что в остальных? Свой ответ обоснуйте.

Кассирша, маникюрша, секретарша, генеральша, лифтерша, банкирша.

3.2. В каком из перечисленных слов приставка имеет иное значение, чем в остальных? Свой ответ обоснуйте.

Надстроить, надломить, надрезать, надколоть, надкусить, надпилить.


4. Сколько словообразовательных гнезд представляют данные слова? Свой ответ обоснуйте.

Бороться, светило, дворник, мириться, горняк, борьба, придворный, свет, предгорье, побороть, мирный, горный, светляк, борец, гора, задворки, светить, примирить, подгорный, светлый, дворовый, светильник, двор.


5. Прочитайте эпиграмму А. Пушкина, посвященную его современнику, поэту Ф. Глинке, который избрал логотипом (знаком) своего имени букву Фита, потому что его имя – Федор – начиналось с этой буквы. Какое значение приобретают названия букв старой русской азбуки ферт и ижица в контексте данной эпиграммы?

Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах,

Бормочет нам растянутый псалом:

Поэт Фита, не становись Фертом!

Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!

6. В какие отношения (синонимические, антонимические, паронимические) вступают слова в следующих парах? Свой ответ аргументируйте.


Бонтон – моветон; референдум – плебисцит, плакат – постер, авангард – арьергард, банальный – тривиальный, иммигрант – эмигрант, эгоист – альтруист, дефектный – дефективный, элитный - элитарный.


7. Найдите заимствованные слова во фразе устами младенца глаголет истина. Замените их исконно русскими соответствиями. Укажите язык – источник заимствования.


8. Антонимы в силу своих стилистических свойств издавна используются для создания фразеологизмов. Докажите это, приведя примеры.


9. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную падежную форму.

Частное от деления 348 726 на 19 равно 18 354,05. При сложении 499 121 с 2 768 получится 501 889.


10. Как вы думаете, требуют ли эти предложения редактирования? Почему? Отредактируйте предложения, которые, на ваш взгляд, требуют доработки.

1. Я встретил на вокзале подругу моей тети, которая живет в Крыму.

2. Мне нравятся книги писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить.

3. Сдайте тетради учителю, в которых вы делали домашнее задание.


11. Какие из нижеприведенных существительных можно употребить с местоимением этот?


Цунами, динго, Тбилиси, крупье, торнадо, сальто, гну, зануда, тюль.


12. Прочитайте цитату из поэмы:

Я везу, везу его на Землю,

Ласково зовимую Большой.

(С. Смирнов. Свидетельствую сам)

Правильно ли образована форма страдательного причастия? Свой ответ обоснуйте.


13. Укажите начальную форму (инфинитив) и лексическое значение выделенных глаголов.

1. Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, / И звезда с звездою говорит. (М.Ю. Лермонтов); 2. Стоит перед ним лесище стена стеной, стоит, да только вершинами в вышине гудёт. (М.Е. Салтыков-Щедрин); 3. У всех там цепенеет кровь / И дух мятется от печали. (Г.Р. Державин); Какой закон непостижимый / Тебя стремит, тебя мятет? (Ф.И. Тютчев).



14. В каких стихотворных отрывках встречается подчинительный союз что?

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною…

(А.С. Пушкин)


Известно, что слоны в диковинку у нас…

(И.А. Крылов)


Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку…

(Б.Л. Пастернак)


Знаешь, я читала,

Что бессмертны души…

(А.А. Ахматова)

15. Многие черты синтаксического устройства древнерусского языка сохранились и в современном русском языке, однако построение некоторых предложений и словосочетаний сегодня требует разъяснений. Вот примеры из древнерусских былин и летописей: Постави Ярослав Лариона митрополита; Твоя ли та грамота рука?; Шуба сукно малиново; Облил ведром водою.

На современном языке мы сказали бы первую фразу: Поставил Ярослав Лариона митрополитом. Напишите в соответствии с современными нормами выражения: Твоя ли та грамота рука?; Шуба сукно малиново; Облил ведром водою.


16. Сравните два авторских варианта строфы стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии…» и предложите развернутый ответ, опираясь на следующие вопросы:

а) Какие лексические замены были сделаны поэтом, как это отразилось на содержании стихотворения?

б) Как отразилась проведенная А.С. Пушкиным работа на звучании строфы, т.е. ее фонетическом составе?

Первоначальный вариант:

Все тихо – на Кавказ идет ночная мгла,

Восходят звезды надо мною.

Мне грустно и легко – печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою <…>


Окончательный вариант:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою <…>

10 класс



1. Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объем, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

2. В каком из данных стихотворных отрывков встречается слово с ударением, не соответствующим современным нормам? Свой ответ аргументируйте.

1. И в день седьмой, в какое-то мгновенье

она возникла из ночных огней

без всякого небесного знаменья…

Пальтишко было лёгкое на ней.

(Б.Ш. Окуджава)

2. Быстро-быстро, донельзя,

Дни пройдут, как часы,

Дни пройдут, как часы,

Лягут синие рельсы

От Москвы до Шаньси,

От Москвы до Шаньси.

(Ю.И. Визбор)

3. Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

(О.Э. Мандельштам)

4. Дробится рваный цоколь монумента,

Взрывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

(А.Т. Твардовский)


3. Суффикс -л- в одних случаях выступает как словообразовательный, а в других – как формообразовательный. Приведите примеры слов, иллюстрирующие данное утверждение.


4. В каких парах слов направление словопроизводства указано неверно?

1) студент → студентка

2) дояр → доярка

3) румяна → румяный

4) фляга → фляжка

5) ловкость → ловкий


5. Интерпретируйте данные фразы.

1. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально. (Н. Гоголь. Мертвые души)

2. Я говорил матери, - хочу за границу послать человек пятьдесят стольников, кто поразумнее – учиться у вас же… Нам аз, буки, веди – вот с чего надо учиться. (А. Толстой. Петр Первый)


3. Игнатий Игнатьевич сказал… что прежде чем делать простую и полезную научную работу, надо ей самой пройти от аза до ижицы все виды труда. (Ф. Гладков)

4. И мне ль о том судить, когда мои глаза

Не могут отличить от ижицы аза…

(Д. Фонвизин. К слугам моим)


6. К следующим словам подберите синонимы – заимствованные слова с начальной буквой ф.

1. Реальный, невымышленный.

2. Развязный, бесцеремонный.

3. Призрак, приведение.

4. Доносчик, ябедник.

5. Провал, неудача.

6. Обывательский, ханжеский.

7. Праздно прохаживаться.

8. Страстные поклонники.


7. Какую смысловую особенность имеют данные словосочетания, если посмотреть на них с исторической точки зрения? Как называется данное языковое явление? Запишите еще несколько подобных словосочетаний.


Древний Новгород, красные чернила, стрелять из пушки, свежая ветчина.


8. В какой из пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных? Свой ответ обоснуйте.


Тертый калач – стреляный воробей; два сапога пара – одного поля ягоды; ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга; сесть на мель – сесть в калошу; протянуть ноги – приказать долго жить; что есть духу – во все лопатки; после дождичка в четверг – когда рак на горе свистнет.


9. В каких словосочетаниях все слова употреблены грамотно? Свой ответ аргументируйте.

А
остекленение балкона;

Б
интересное времяпровождение;

В
грейпфрукты полезны;

Г
необходим страховой полюс;

Д беспрецендентный случай;

Е какое-то светопредставление;

Ж инцидент исчерпан.

  1. А, В, Г
    ; 2) Б, В, Д, Ж; 3) А, Ж; 4) только Ж; 5) только Е.



10. Прочитайте отрывок из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь».


Помню, как смеялся А.М. Горький, когда бывший сенатор, почтенный старик, уверявший его, что может переводить с «десяти языков», принес в издательство «Всемирная литература» такой перевод романтической сказки: «За неимением красной розы, жизнь моя будет разбита».

Горький попросил исправить перевод. Старик согласился и написал по-другому: «Ввиду отсутствия красной розы моя жизнь будет разбита».


Как вы думаете, почему смеялся А.М. Горький над почтенным стариком? Оставил ли он второй вариант перевода? Если нет, предложите свой перевод этой строки.


11. Сколько разных значений предлога о встречается в следующем предложении? Какие?

Иван-царевич мечтал о доблести и славе, но, встретив на Калиновом мосту Чудо-юдо о двенадцати головах, даже палец о палец не ударил, бросился бежать, пока не споткнулся о камень.


12. Если бы в русском языке существовало слово кечь, какой частью речи оно могло бы быть? Назовите еще несколько подобных слов, существующих в русском языке.


13. У слов тело и слово есть форма мн.ч. телá и словá. Докажите, что в древности эти слова имели тот же тип склонения, что и чудо (а не окно).

14. Классифицируя данные предложения по типу грамматической основы, ученые-лингвисты расходятся во мнении. Как вы думаете, почему возникает двоякое толкование данного типа основы.

Сегодня жаркий день. Возле окна – письменный стол.


15. Сколько смыслов имеет предложение:

За окном автомобиля поля, перелески и деревеньки сменили городские дома и шумные улицы.

16. С помощью каких языковых средств создается выразительность данного текста? Отвечая, распределяйте выявленные вами средства по уровням языка.



Тихо скатясь с горы крутой,

День проплывает, освещая кущи: У городских постояв крылец,

красный, Скроется вновь за грядою горной:

оранжевый, темнеющий,

золотой, темный

синенький, и под конец

синеватый, абсолютно черный.

синющий.

(Я.Смеляков)

11 класс


1. Найдите четвертое лишнее слово: зодчий, редька, след, усадьба. Свой ответ обоснуйте.


2. В каких парах слова рифмуются?

танцовщица – кладовщица;

живее – красивее;

кремень – плетень;

щавель – колыбель;

тигровый – багровый.


3. Слово укротительница образовано от слова укротитель при помощи суффикса –ниц(а) и отличается от производящего слова только указанием на лицо женского пола. Какие еще суффиксы «женскости» есть в современном языке? Приведите не менее 10 примеров таких суффиксов.

4. Определите последовательность (ступенчатость) словообразования следующих слов.

Образец: учительница ← учитель ← учить.


Вход, разбросанность, ослабление, задание, привоз, предзакатный.


5. М. Цветаева в своих воспоминаниях (1932 г.) писала о М. Волошине: «У Макса для всякого возраста был свой облик. Моему, тогда почти детству, он предстал волшебником и медведем; моей, ныне – зрелости или как это называется – он предстал мифотворцем, миротворцем и мíротворцем».

Какова роль буквы í в этом тексте М. Цветаевой?


6. В чем заключается особенность употребления выделенных слов в данных предложениях? В каких отношениях находятся эти слова вне данного контекста?

1. И – двойника нащупавший двойник – сквозь легкое лицо проступит – лик. (М.И. Цветаева) 2. А матери смерть – это не смерть, а успение. (М.М. Пришвин).


7. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела. Например: лоб – чело.





ланита

глаз




рот







выя

грудь




туловище







рамена

правая рука







шуйца




длань

палец




8. Всемирная паутина, за чертой бедности, встреча без галстуков, мисс Вселенная… Продолжите ряд примеров (не менее пяти) устойчивых словосочетаний, пополняющих разговорную и публицистическую фразеологию русского языка в последние десятилетия его развития.

9. Подберите к данным словам зависимые слова так, чтобы получился плеоназм (смысловая избыточность сочетания слов, когда употребляются лишние слова, не добавляющие к сказанному нового смысла).

Упал, жестикулировал, ностальгия, приоритет, инкриминировать, банальность.



следующая страница >>