shkolageo.ru 1 2 ... 15 16





Глядя на мир, нельзя не удивляться

(Кузьма Прутков)


НЕДЕРОВ П.Н.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЙ МИР

( ЭТЮДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ )


Новая редакция от 20.01.2006


ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..3

ПАРАДОКСЫ СТРАННОГО МИРА ИЛИ

ПРОРЕХИ МИРОЗДАНИЯ

Парадокс первый…………………………………………………………………………….3

Парадокс второй……………………………………………………………………………..4

Парадокс третий и не последний …………………………………………………..5

УДОБНАЯ МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ —

ТВОРЕЦ МИРА И ЕГО СПОДВИЖНИКИ

Начало начал — распределение должностей……………………………….6

Незваные сестрицы ………………………………………………………………………….7

Несправедливый дележ……………………………………………………............8

Мудрость сестрицы Негэнтропии…………………………………………………….8

Коварства госпожи Энтропии …………………………………………………………..9

СОВРЕМЕННЫЕ ЛИЦА ЭНТРОПИИ И НЕГЭНТРОПИИ

Мировая экспансия………………………………………………………………………….11

Неспокойная река……………………………………………………………………………14

Закон мировой асимметрии …………………………………………………………..16

Эстафетная цепочка ……………………………………………………………………..16

Многоликая госпожа ……………………………………………………………………..17

Количественные соотношения порядка и беспорядка…………………22

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ТВОРЕНИЯ

Парадокс целесообразности природы …………………………………………..32

Завораживающий миг перехода……………………………………………………..38

Молекулы узнают своих.................................................42

Естественный отбор в микромире ………………………………………………….43

Истоки разумного поведения………………………………………………………….45

Предел сложности самоорганизации ……………………………………………..47


Философия созидания ……………………………………………………..............51

ТАЙНЫ СОТВОРЕНИЯ РАЗУМНОГО

Замысел Творца и смысл жизни ………………………………………………………53

Загадки Разума ………………………………………………………………………………….56

Разум: благо или зло? ……………………………………………………………………….58

Бунт Разума ………………………………………………………………………………………..61

Поиск духовного убежища ………………………………………………………………..63

Злой рок и коварства судьбы …………………………………………………………….67

НАСЛЕДИЕ «ТЕМНОЙ ЦАРИЦЫ»

Корни зла и природа человеческих пороков ………………………………….71

Есть ли граница между добром и злом?............................... 75

Кто сидит в моем Я? ……………………………………………………..…………………..77

Темные углы человеческой души ……………………………………..…………….78

Энтропия личности и психология …………………………………..……………….81

ущербного человека

Зачем приходил мессир Воланд? …………………………………..………………..84

СИЛА И СЛАБОСТЬ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Крах теории всеобщего счастья и корни несправедливости …………86

Издержки цивилизации, или плата за общность……………………………. 90

Закон распределения человеческих качеств…………………………………. 93

Социальные лица энтропии и негэнтропии ……………………………………..95

Жизнь — вечная борьба с энтропией ………………………………………………..97

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

Сколько истины должен знать человек, или торжество полуправды

Хорошо ли это, когда все хорошо? ………………………………………………….103

Бытие вне реального, или мир кривых зеркал ………………………….....109

Закон вредности и фатальность малого параметра ……………………….112

Дифференциальный и интегральный законы бытия ……………………….120

Ступени бытия …………………………………………………………………………………….125

ВОЗМОЖНОСТЬ НЕВОЗМОЖНОГО

Основания для оптимизма ………………………………………………………………….128


Поле возможностей и его структура………………………………………………… 131

Парадоксы преодоления барьера «невозможного» ……………………...137

Путешествие вниз по лестнице………………………………………………………….146

Пределы досягаемости Разума ………………………………………………………..150

ЧТО ЗА «ГОРИЗОНТОМ СОБЫТИЙ»?

Попытка объять необъятное ……………………………………………………………..155

Нефиксируемый контакт, или общение без знакомства ………………..159

Воскрешение упущенных возможностей …………………………………………..162

Как природа конструировала жизнь? ………………………………………………..171

Человек — зомби Вселенной? …………………………………………………………….178

Вместо эпилога …………………………………………………………………………………..183

Словарь терминов .. ………………………………………………………………………..186

Список рекомендуемой литературы …………………………………………….189


(Рисунки на стр. 18, 33, 85).


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Зачем нужна эта книга, кому предназначена? И на чем основана, на какие краеугольные камни опирается в понимании природы, мироздания, общества?

Цель книги — частично заполнить философский вакуум в сознании людей, возникший в последние годы, устранить или уменьшить путаницу в миропонимании, систематизировать накопленные знания последних лет. В книге сделана также попытка дать ответ на вечные вопросы — почему наш странный мир так устроен, почему в нем так много зла, что является источником гармонии и дисгармонии и в чем заключено предначертание человека, а также на ряд других важных вопросов мироздания.

Автор написал научно-популярную книгу для читающей публики, интересующейся этими вопросами, особенно для подрастающего поколения. В ней он поделился своими знаниями с целью заочно пообщаться с читателями с надеждой получить отзывы, замечания, опровержения для проверки своих взглядов.

Эта книга — не продолжение и не популяризация диалектического материализма, а результат совершенно другого подхода к раскрытию основ современного мировоззрения с точки зрения последних достижений синергетики, системотехники, кибернетики, философии и других наук.


Книга родилась в результате длительного поиска истины и объективного анализа закономерностей, странностей, а также парадоксов окружающего нас мира, человеческой общности, сознания. В ней обобщены и систематизированы результаты исследования многих известных авторов по данной тематике, а также изложены собственные взгляды автора.


ПАРАДОКСЫ СТРАННОГО МИРА ИЛИ ПРОРЕХИ МИРОЗДАНИЯ.

ПАРАДОКС ПЕРВЫЙ.

Творец наш, видимо, имел широкую натуру и буйный характер, создав нам мир полный парадоксов, странностей и противоречий. К счастью, а может быть и к несчастью, мы к ним привыкли в достаточной мере для того, чтобы их не замечать. Нам некогда обращать на них внимание — в борьбе с этими неожиданностями и противоречиями мы постоянно озабочены тем, что бы нам еще предпринять и устоять, удержаться на плаву, а иногда и попытаться даже плыть против течения. В чем же заключены эти странности?

Очевидно, древний наш предок хорошо знал, что окружающий его мир может проявлять себя двояко — быть добрым, щедрым создателем и — злым, беспощадным разрушителем. Это двуличие природы - быть матерью и мачехой в одном лице, видимо, было первым парадоксом мира. Но древний человек нашел этому свое объяснение — он разделил природу на две части — на добрых и злых духов. При этом он усердно молился всем духам — чтобы добрые не забывали делать добро, а злые перестали делать зло. Даже современная религия объясняет эту двуликость мира не иначе как Божьим промыслом и кознями Сатаны. А как разрешила этот парадокс многознающая наука? Если подходить к этому вопросу в историческом плане, то первые попытки его разрешения можно найти у философов Древней Греции. О.П.Мороз, автор замечательной книги «Прекрасна ли истина?», дает яркое описание эволюции понимания основ мироздания от Платона до Эйнштейна. Философы древности смело высказали мысль о том, что мир построен по законам красоты — как храм Афродиты. Тот факт, что окружающий их прекрасный мир был двуликим и часто посылал им различные бедствия — войны, эпидемии, кораблекрушения — их не смущал и они продолжали быть оптимистами. Понятие о красоте мироздания у них вскоре сменилось новым понятием — скрытой гармонии мира, доступной для понимания только избранным, а затем еще более сложным понятием — «музыки сфер».


Идею о существовании строгой гармонии мира поддерживали Коперник, Кеплер, Лейбниц. Более критичное отношение к ней проявляли Галилей и Ньютон. Великий немецкий поэт Гете был ярым сторонником идеи гармонии, а не менее великий писатель и философ Вольтер относился к ней скептически. В Европе долго господствовала идея Лейбница о «предустановленной гармонии», согласно которой в природе все изменяется плавно — «природа не делает скачков», не говоря о каких-то катаклизмах. Лейбниц пытался примирить даже Бога с Дьяволом, чтобы устранить дисгармонию. Для доказательства наличия дисгармонии в природе понадобилось страшное лиссабонское землетрясение 1755 года, унесшее 60 тысяч жизней. После этого Вольтер проклял гармонию, стихию, будущее…. Для определения истинного соотношения гармонии и дисгармонии в природе и в человеческом обществе понадобился философ «от Бога» Кант, впервые раскрывший перед пытливым человеческим умом глубокую противоречивость процессов, происходящих в мире, положив свои «антиномии» в основу диалектики и развития. Вопрос вечной борьбы противоположностей (главный двигатель мирового движения) встал перед изумленным человечеством, а там, где борьба — нет места для равновесия, там присутствует не только гармония, но и не менее могущественная дисгармония.

Со времен Канта человечество сделало принципиально важный шаг в сторону раскрытия физической природы этих понятий. Было установлено наличие в природе энтропийных и негэнтропийных процессов — разрушительных и созидательных сил, порождающих гармонию и дисгармонию. Не обошлось и без пессимизма — зародилась иррациональная философия (Шопенгауэр, Ницше и др.), утверждавшая полное господство чужой воли и дисгармонии в природе, ее враждебность к человеку. Как ни странно, в религии этот мотив существовал еще раньше - Армагеддон, Апокалипсис, конец света. Перед человечеством стала серьезная мировоззренческая проблема - в каком соотношении находятся гармония и дисгармония, Порядок и Хаос и каковы тенденции развития вызывающих их сил.



ПАРАДОКС ВТОРОЙ

Еще одним парадоксом мира оказалась его неполная определенность, вероятностный характер его состояния — отсюда и его конечная познаваемость. Этот парадокс был замечен гораздо позже — на этапе зрелой науки ХХ столетия. Признаками наличия такого парадокса послужили принцип неопределенности в квантовой физике (принцип Гейзенберга) и «теорема о неполноте», доказанная Геделем в математике. Окончательную точку поставила кибернетика, открывшая остато­чную неуправляемость сверхсложных систем, обусловленную так называемой проблемой проклятия многомерности. Многомерность создает неполную предсказуемость состояния сложных систем, следовательно, и неполную их управляемость. В целом совокупность этих и других причин создает неполную познаваемость окружающего нас мира. Последним авторитетным защитником полной определенности мира был Эйнштейн. Все его теории относительности были основаны на постулате о непрерывном и детерминированном построении мира. Появление квантовой механики с вероятностными характеристиками материальных частиц он переживал как личную трагедию. Всем известно его изречение «господь Бог не играет в кости», что является отрицанием случайности в природе, по сути это признание «демона Лапласа» — этого «всезнайки», предсказателя любого события на основе исходных данных в начальный момент. Несмотря на эти субъективные оценки отдельных личностей, современная наука признала наличие принципиальных препятствий на путях познания объективного мира.

ПАРАДОКС ТРЕТИЙ И НЕ ПОСЛЕДНИЙ

Третьим парадоксом мира для жаждущих познать его тайны стал феномен самопроизвольного возникновения порядка из беспорядка, гармонии из хаоса, возникновение жизни из неживой природы. Этот парадокс оказался самым трудным для разрешения, а полученные результаты его раскрытия — сложными для понимания. В связи с этим на ранней стадии его понимания срочно понадобился Творец — всемогущий, всезнающий, вездесущий. Даже современная наука «обломала свои зубы» об этот парадокс — по многим теоретическим результатам вероятность самопроизвольного зарождения жизни на Земле исчезающе мала, поэтому всячески напрашивается вмешательство сторонних сил в этот процесс. Кроме того, считалось, что возникновение жизни, гармонии природы противоречат законам термодинамических процессов, происходящих в ней. Эти кажущиеся противоречия впоследствии были сняты исследованиями Э. Шрёдингера, Г. Хакена, М. Эйгена, И. Пригожина и других ученых. Оказалось, что земная природа была способна при определенных условиях порождать Порядок из Хаоса, высокоорганизованные системы и жизнь без всякого «внешнего» вмешательства в силу внутренних свойств материи. Гармония природы оказалась не менее могущественной, чем дисгармония. В иностранной научной литературе появился термин tensegritty, означающий «самособираемость». Установлено, что этим свойством обладают атомы, белковые молекулы, ДНК, РНК, а также клетки органических соединений. Космические объекты – галактики и шаровые скопления звезд проявляют высокую степень устойчивости, что свидетельствует наличие у них указанного свойства.


Для понимания сложных явлений, происходящих в процессах самоорганизации материи, ниже предлагается некоторая аллегорическая модель мироздания.

УДОБНАЯ МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ – ТВОРЕЦ МИРА И ЕГО

СПОДВИЖНИКИ.

НАЧАЛО НАЧАЛ – РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ.

Известно всему ученому миру, что Творец начал строить мироздание отнюдь не с мирного акта, а с Большого Взрыва, прогремевшего в момент рождения Вселенной 15 млрд. лет назад. В первую же секунду после взрыва к Творцу явился Хронос — первый его сподвижник в великих творениях и убедил Творца начать счет времени в новом мире. Он взял на себя ответственность по синхронизации всех явлений и событий. Вторым сподвижником оказался Стохас, брат Хроноса, заявивший о том, что новый мир надо заполнять самыми разнообразными квантами, частицами, атомами и другими образованиями и в случайном порядке распределять их по всей Вселенной, пределы которой быстро расширялись. Третьим сподвижником был братец Хаос, также убедивший Творца в том, что в таком большом хозяйстве как Вселенная, необходимо иметь хранилища некондиционной и бракованной продукции, разбросанной доселе в великом беспорядке братцем Стохасом по всей новостройке начатого мироздания.

Братец Стохас из всех сподвижников оказался самым активным и доказал Творцу, что творить надо с размахом — многообразно и многолико во всевозможных комбинациях, мыслимых и немыслимых сочетаниях исходных материалов с тем, чтобы потом можно было отобрать тот образец, который полностью соответствует помыслу Творца по своему совершенству. Остальная негодная продукция передавалась Хаосу для демонтажа и хранения как исходный материал для новых экспериментов.

Так и работал в содружестве первый творческий коллектив нового мира, создавая и отбирая удачное и разрушая неудачное, вновь пуская разрушенный материал в оборот новых созданий по кругу творения. Многие удачные создания Стохаса позже так и назвали — «игра случая». Казалось, круги творения повторяются до бесконечности и вскоре мир будет заполнен набором случайных творений. Но Творец оказался мудрее — решающее слово при отборе образцов творчества оставил за собой и принял за основу строительства мироздания системный подход. Так, совместным трудом были созданы электрон, первый комплект ядерных частиц, и наконец, первые атомы вещества — водорода и гелия. На заполнение вселенной атомами этих элементов ушло много времени — по данным Хроноса почти 1 миллиард лет! Это были годы черновой работы и некоторого кризиса в творческой деятельности, но дальше дело пошло семимильными шагами (скорее семипарсековыми) — было достаточно материала для образования первых протозвезд и галактик, в недрах которых «ковались» ядра атомов сложных элементов — углерода, кислорода, магния, железа и многих других. Наше светило — Солнце было создано 4,6 млрд. лет назад как звезда второго поколения, а позже к нему было пристроено все «святое семейство» планет.


В этой схеме мироздания все выглядит гармонично как в «музыке сфер» древних греков, но дисгармония уже вкралась в эту прекрасную картину. Во-первых, сам начальный акт сотворения мира был не гармоничен — взрыв все-таки, хотя и большой! А дальше - больше: первые протогалактики и звезды оказались неустойчивыми созданиями, звезды взрывались, даже многократно, превращаясь постепенно в газопылевые туманности — в своего рода «шлаки и золу» их выгорания. Начальная температура вселенной неуклонно уменьшалась вследствие рассеивания энергии по всем весям нового мира. Что-то разладилось в творческом процессе и строителям мира стало ясно, что с первого мига сотворения мироздания в нем действуют какие-то неведомые участники и вскоре они были обнаружены.



следующая страница >>