shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 21 22
серия «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В.Н. Дружинин


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология"


Москва: ИНФРА-М, 1997.


Учебное пособие содержит материалы стандартного курса "Экспе­риментальная психология" для психологических факультетов универ­ситетов. В нем изложены методологические основания психологичес­кого исследования, дана классификация и характеристика эмпиричес­ких методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психо­логического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспе­риментальных планов. Одна из глав посвящена социально-психологи­ческим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.

Книга предназначена для студентов и преподавателей психологи­ческих факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие...............................................................................................5

Глава 1 Научное исследование, его принципы и структура.....................................9

1.1.0 методологии науки.....................................................................9

1.2. Исследование...............................................................................13

1.3. Теория и ее структура...................................................................18

1.4. Научная проблема........................................................................21

1.5. Гипотеза........................................................................................22


1.6. Основные общенаучные исследовательские методы...............26

Глава 2 Эмпирические методы в психологии.........................................................33

2.1. Психологическая наука как выбор.............................................33

2.2. Вновь о методологии....................................................................37

2.3. Классификация методов психологического

исследования..................................................................................39

2.4. Неэкспериментальные психологические методы....................45

Глава 3 Психология психологического эксперимента...........................................55

3.1. Экспериментальное общение.....................................................55

3.2. Экспериментатор: его личность и деятельность.......................63

3.3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.......................69

3.4. Личность испытуемого и ситуация эксперимента....................72

Глава 4 Процедура и основные характеристики психологического

эксперимента.............................................................................................85

4.1. Организация и проведение экспериментального

исследования..................................................................................85

4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент..................99

4.3. Реальный эксперимент и "эксперимент полного

соответствия"...............................................................................102

4.4. Экспериментальная выборка.................................................^.106

4.5. Экспериментальные переменные и способы

их контроля..................................................................................! 13

Глава 5 Экспериментальные и неэкспериментальные планы.............................. 132

5.1. Экспериментальные планы.......................................................132

5.2.Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные

планы............................................................................................156

5.3. Корреляционные исследования...............................................165

5.4 Некоторые перспективы развития планирования

исследований............................................................................... 176

Глава 6 Психологическое измерение.............................................................. .....179

6.1. Элементы теории психологических измерений...................... 179

6.2. Виды психологических измерений.......................................... 190

6.3. Тестирование и теория измерений...........................................192

6.4. Классическая эмпирико-статистическая теория теста..........203

6.5. Стохастическая теория тестов (IRT)........................................206

Глава 7 Интерпретация и представление результатов........................................221

7.1. Результаты исследования, их интерпретация

и обобщение.................................................................................221

7.2. Форма представления результатов исследования...................227

7.3. Требования к оформлению научной статьи.............................234

Заключение..............................................................................................240

Список литературы..................................................................................241

Приложение

1. Этические принципы проведения исследований

на человеке (АРА, 1973)..............................................................248

2. Образец анкеты после проведенного эксперимента..................250

3. Правила подготовки рукописи для публикации

в "Психологическом журнале"..................................................251

ПРЕДИСЛОВИЕ

До начала 80-х годов психологическая наука в нашей стране на­поминала, образно говоря, форму перевернутой пирамиды, стоящей на своей вершине. Большинство отечественных психологов занима­лись исследовательской и преподавательской работой, меньшая часть — прикладными разработками, считанное количество оказывало консультативную психотерапевтическую и психодиагностическую помощьлюдям.

Социальные процессы в России привели к тому, что психологи стали зарабатывать на жизнь преподаванием, написанием популяр­ных книг и практикой. Интерес к гуманитарной психологии, прак­тической психологии и к тому, что в США называют self-help, воз­рос необычайно. Интерес же к фундаментальным исследованиям, а тем более — к их методам у студентов психологических факультетов снизился.

Кроме того, культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте.

Главным пособием для студентов-психологов, изучающих техни­ку проведения психологического эксперимента, считается учебник Р.Готтсданкера "Основы психологического эксперимента" (1982), удачно переведенный профессорами МГУ И.А.Измайловым и В.В.Петуховым. Книга Готтсданкера при всей популярности изло­жения и доступности все же, на мой взгляд, не охватывает многооб­разия проблем, возникающих при планировании и проведении со­временного психологического эмпирического исследования.

Монография Д.Кэмпбелла "Модели экспериментов в социаль­ной психологии и прикладных исследованиях", вышедшая в 1980 г. в издательстве "Прогресс" под общей редакцией М.И.Бобневой, рассчитана на более компетентного читателя и вряд ли может рас­сматриваться как учебник (при всех достоинствах работы).


Термин "экспериментальная психология" имеет, по крайней мере, четыре значения.

Под экспериментальной психологией понимают вслед за В. Вунд-том, С.Стивенсом и др. всю научную психологию как систему зна­ний, полученных на основе экспериментального изучения поведе­ния человека и животных. Научная психология приравнивается к

5

экспериментальной и противопоставляется философской, интро­спективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии. Многотомник "Экспериментальная психология" под редакцией П.Фресса и Ж.Пиаже отражает эту точку зрения. Эксперименталь­ную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Ти­пичным учебником, который предлагает студентам такое понима­ние экспериментальной психологии, является "Экспериментальная психология человека" М.В.Мэтлин (М. W.Matlin. "Human Experimen­tal Psychology". Monterey, California, 1979).

Термин "экспериментальная психология" психологи часто ис­пользуют, расширяя его значение, для характеристики научной дис­циплины, занимающейся проблемой методов психологического ис­следования в целом. Наконец, под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирую­щуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных. Классическим учебником такого рода стала "Экспериментальная психология" Ф.Дж.МакГигана {F.G.McGuigan. "Experimental Psychology. Methods of research". N.J., 1993). Подобные учебники похожи на учебники по математической статистике для гуманитариев.

С 70-х годов учебный курс "Экспериментальная психология" читается в российских вузах. В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" за 1995 год ему отводится 200 часов. Студенты, прослушав этот курс, должны полу­чить представление о "теоретическом и эмпирическом знании в пси­хологии; специфике психологического эксперимента; эксперимен­тальной психологии деятельности; естественных и искусственных видахдеятельности; экспериментальной психологии сознания лич­ности".


Традицию преподавания экспериментальной психологии в рос­сийских университетах ввел профессор Г.И.Челпанов. Еще в 1909/10 учебном году он читал этот курс на семинарии по психологии в Мос­ковском университете, а позже — при Московском психологичес­ком институте (ныне — Психологический институт РАО).

Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учеб­ную дисциплину по методике психологического исследования, а точ­нее — по методике эксперимента в психологии: "Тот курс, который я хочу вам предложить, должен иметь значение методики экспери­ментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполага­ет самостоятельно заняться исследованием психических явлений. На­звание "Введение в методику экспериментальной психологии" было

6

бы самым правильным обозначением данного курса". Представле­ние о содержании курса, читавшегося Челпановым, дает учебник "Введение в экспериментальную психологию" (1915).

Семинарий Челпанова включал в себя и психологический прак­тикум.

"В семинарий принимаются только те студенты, которые имеют в виду избрать своей специальностью научную разработку психоло­гии. Поэтому студент, предполагающий поступить в семинарий, должен подвергнуться некоторому испытанию в его действительном интересе к научным занятиям по психологии.

На первом году пребывания в университете студент только слу­шает курсы психологии и других философских дисциплин. В конце года он сдает collegium по этим предметам и, в случае удовлетвори­тельной сдачи, он принимается в члены просеминария по экспери­ментальной психологии. На втором году проходит практически экс­периментальную психологию в объеме предлагаемого руководства и в то же время продолжает слушать теоретические курсы по психоло­гии и другим философским дисциплинам. На третьем году он при­нимается в члены психологического семинария, участвует в семи­нариях по общей и экспериментальной психологии и, кроме того, непременно участвует в качестве испытуемого в самостоятельных исследованиях, которые ведут старшие члены семинария. Такое учас­тие является прекрасной школой для развития самонаблюдения и для ознакомления с тем, как ведутся самостоятельные занятия. И только на четвертом году пребывания ему предоставляется тема для самостоятельной работы.


Я считаю чрезвычайно полезным для практиканта после того, как он переработает практикум, взять какое-либо известное исследова­ние и повторить его во всех деталях. Это является очень хорошим средством для ознакомления с деталями психологической методики.

В просеминарий я принимаю обыкновенно 18 человек, не боль­ше. Мне кажется, что это число может в самых больших универси­тетах удовлетворить тех, кто предполагает сделаться специалистом по психологии. Участники разбиваются на шесть групп. В каждой группе практикант попеременно должен быть экспериментатором, испытуемым и протоколистом. Наблюдения и измерения, произве­денные практикантом, должны быть им тщательно запротоколиро­ваны и в недельный срок представлены руководителю занятий. В случае неудовлетворительного исполнения работы практикант дол­жен повторить ее еще раз" (Г.И. Челпанов, 1915).

В современных научных программах психологический практи­кум отделен от курсов общей и экспериментальной психологии. Со--

7

Правды о цветах нет, есть науки ботаника

Виктор Шкловский

ГЛАВА 1

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА

Содержание. Наука как особый способ деятельности человечес­кого общества. Основные направления методологии научного ис-следованиялОтапы научного исследования. Принципы научного ис­следования. Типы научного исследования. Структура научной тео-рии^Постановка проблемы и выдвижение гипотезы^виды гипотез. Классификация исследовательских методов.

Основные понятия. Наука, эмпирическое знание, теоретическое знание, верификация, фальсификация, метод, исследование, факт, предмет, объект, теория, моделирование, измерение, идиографичес-кий подход, номотетический подход.

1.1.0 методологии науки

Сегодня психологи могут оставить попытки убеждать специалис­тов из других областей знания, что существует такая наука, как пси­хология. Хотя после чтения некоторых психологических книг или статей у естественников или математиков могут возникнуть обосно­ванные сомнения на этот счет. Если психология — наука, на психо­логический метод распространяются все требования к научному ме­тоду.


Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом ко­торой является новое знание о действительности, отвечающее кри­терию истинности. Практичность, полезность, эффективность на­учного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее — научный работник — это профессионал, который руко­водствуется в своей деятельности принципом "истинность — лож­ность".

Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности зна­ний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реаль­ности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые вы-

ражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависи­мости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается откры­тие законов — теоретическое объяснение действительности.

Однако теориями не исчерпывается научное знание. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале "эмпи­рическое—теоретическое знание": единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Наука как система знаний (результат деятельности) характеризу­ется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука какдея-тельность прежде всего характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод научного исследо­вания рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы чело­веческой деятельности, но и применять научный метод как единст­венно допустимый. Совокупность приемов и операций практичес­кого и теоретического освоения действительности — такое опреде­ление понятия "метод" можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций долж­на быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Что такое норма исследования? На этот вопрос можно ответить, обратившись к понятию " нормальная наука", которое было предло­жено Т.Куном. Он выделяет два разных состояния науки, револю­ционную фазу и фазу "нормальной науки": «"Нормальная наука" означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколь­ко прошлых научных достижений... В наши дни такие достижения излагаются, хотя и редко, в их первоначальной форме, учебниками — элементарного или повышенного типа». С понятием "нормаль­ная наука" связано понятие "парадигма". Парадигма— это обще­признанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.


Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии станов­ление парадигмы определено работами В.Вундта и его научной шко­лы. Взяв за образец естественно-научный эксперимент, психологи конца XIX — начала XX в. перенесли основные требования к экспе­риментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы претензии ни выдвигались критиками лабораторного эксперимен-

10

та, на принципы организации естественно-научного исследования ориентируются психологи, если они стремятся быть научными ра­ботниками. На основе этих принципов проводятся диссертацион­ные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.

Огромный вклад в развитие современной научной методологии середины и конца XX в. внесли К.Поппер, И.Лакатос, П.Файера-бенд, П.Холтон и ряд других выдающихся философов и ученых. Они основывались на анализе развития нужного знания и реальной дея­тельности исследователей. Особое внимание на их взгляды оказала революция в естествознании, затронувшая математику, физику, хи­мию, биологию, психологию и другие фундаментальные науки. Из­менился сам подход к науке и жизни в науке. В XIX в. ученый, обна­ружив факт, закономерность, создав теорию, мог в течение жизни отстаивать ее от критических нападок и наполнять ею умы студен­тов с кафедры — наука не очень-то отличалась от философии, — на­деясь на истинность и неопровержимость своих взглядов.'Отсюда—­принцип верифицируемости, фактической подтверждаемое™ тео-рии, выдвинутый О.Контом..В XX в. на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Уче­ный в течение активной научной жизни мог для объяснения экспе­риментальных данных, полученных коллегами, выдвигать последо­вательно ряд теорий, отвергающих друг друга! Он перестал отожде­ствлять себя со своей идеей, "паранойяльная" установка оказалась неэффективной и была отвергнута.'Теория уже не считалась сверх­ценностью и превратилась во временный инструмент, который^как резец или фрезу можно затачивать, но;'в конце концов он подлежит замене.


Итак, любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным призна­ется такое знание, которое может быть отвергнуто (признано лож­ным) в процессе эмпирической проверки а Знание, для опроверже­ния которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

В логике следствие истинного утверждения может быть только истинным, а среди следствий ложного утверждения встречаются как истинные, так и ложные.Жаждая теория — всего лишь предположе­ние и может быть опровергнута экспериментом. Поппер сформули­ровал правило: "Мы не знаем — мы можем только предполагать".

С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение Поппер и его последователи) эксперимент — это ме­тод опровержения правдоподобных гипотез. Излогики критическо-

11

t-o рационализма исходят современная теория статистической про­верки гипотез и планирование эксперимента.

Принцип потенциальной опровержимости научной теории По-ппер назвал принципом фальсифицируемое™.

Нормативный процесс научного исследования строится следую­щим образом:

1. Выдвижение гипотезы-(гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

6. В случае отвержения старой — формулирование новой гипоте­зы (гипотез).*

О чем говорит эта схема? В первую очередь о том, что в структуре научного исследования содержание научного знания является вели­чиной переменной, а метод представляет собой константу.

Ученых сплачивает в научное сообщество не следование какой-то идее, верованию, теории, а приверженность единому методу по­лучения нового знания.

Но»метод, вытекающий из модели науки, предложенной Поппе-ром, как раз нового знания дать не может; он лишь способен опро­вергнуть старое знание или оставить его открытым для дальнейшей критики, что напоминает отсрочку приговора.


Новое знание рождается в форме научного предположения — ги­потезы, через призму которой ведется интерпретация данных. А вы­движение гипотезы, построение модели реальности и теории — это процессы интуитивные и творческие. Они — за пределами рас­смотрения теории научного эксперимента.

Эксперимент с этих позиций является лишь методом отбора, кон­троля, "выбраковки" недостоверных предположений. Новое знание добывается иными путями: эмпирическое — наблюдением, а теоре­тическое — путем рациональной обработки интуитивных догадок.

Помимо метода есть еще одна постоянная часть в конструкции научного исследования, а именно — проблема, "рамка", в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация, и метод.

Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки изме­няются гипотезы и теории. С изменением парадигмы пересматри­вается метод, но старые проблемы остаются, рождаются новые, уг­лубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования, i

Многие ученые склонны классифицировать не "науки" (ибо мало кто знает, что это такое), а проблемы.

Критический рационализм ничего не говорит о том, откуда бе-

12

рется новое знание, но показывает, как умирает старое. В чем-то он схож с синтетической теорией эволюции, которая до сих пор не мо­жет объяснить возникновение новых видов, но хорошо прогнозиру­ет процесс их стабилизации и исчезновения.

( Как человек, идея рождается необязательно и случайно, но уми­рает неизбежно и закономерно.

Итак, парадигма современного естествознания стала основой пси­хологического метода.'.




следующая страница >>