shkolageo.ru   1 ... 15 16 17 18 19 ... 21 22

6.3. Тестирование и теория измерений

Тестирование (в частности, психологическое) является разновид­ностью процедуры измерения свойств объекта. Свойство — фило-

192

софская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различия и общность с другими предметами и об­наруживается в его отношении к ним.

В логике под свойством понимается одноместный предикат вида Р(х): например, х-город — в отличие от отношения, которое также является одноместным предикатом. Свойство может быть много­местным предикатом, а отношение — одноместным, например:

"Петр любит самого себя". Свойство ограничивает область объек­тов, которым оно приписывается. В результате операции приписы­вания свойства объектов становится меньше, чем было до этого. От­ношение же всегда образует новые объекты, например, Р (х, у, z), где х — мужчины,у — женщины, z — дети; если Р — генетическое отношение, то связанные этим отношением х, у и z дают новый объект — человечество.

Отсюда ясно, что, вводя понятие "свойство", мы выделяем класс психических сущностей, которые этим свойством обладают.

Свойства классифицируются по наличию интенсивности и ее из­менениям. При этом различают три основных типа свойств:

а) точечные;

б) линейные;

в) многомерные.

Рассмотрим первый тип: точечные свойства. Человек может быть:

либо мертвым, либо живым; или мужчиной, или женщиной; или холериком, или сангвиником. Ни одна женщина не может быть чуть-чуть беременной. Существуют свойства, которые не имеют интен­сивности и могут рассматриваться как точечные или "свойства ну­левого измерения". Такие свойства обладают определенностью, ка­чественной, но не количественной.

Второй тип свойств образуют линейные свойства (одномерные свойства). Последний термин, с нашей точки зрения, более удачен. Другие линейные свойства, присущие предмету, всегда имеют оп­ределенную интенсивность, причем могут изменяться лишь в на­правлении уменьшения или увеличения этой интенсивности. Тако­вы масса, упругость, вязкость, мощность, температура, физическая сила человека, его рост и т.д. Отметим, что большинство психичес-ких'свойств относится традиционно к этому типу. В частности, фак­торная теория интеллекта вводит понятия: "общий интеллект", "кре­ативность", "дивергентное мышление", основываясь на том, что эти свойства являются одномерными (линейными).


Одномерные (линейные) свойства помимо качественной опре­деленности обладают также количественной. Обычно вводится по­нятие интервала интенсивности, под которым понимается вся сово-,

7 Экспериментальная психологи 193

купность интенсивностей данного свойства (диапазон интенсивнос­ти). Физические свойства такого рода называются скалярами.

Примером двухмерных свойств являются векторные величины. Двухмерные свойства можно представить как комбинацию одномер­ных (разложение вектора на плоскости — комбинация скалярных ве­личин: величины угла и длины отрезка). Их обобщением являются многомерные свойства, которые можно определить как свойства, способные изменяться вп-отношениях: пространственные векторы в математике, тензоры в физике и т.д.

Между точечными, линейными и многомерными свойствами су­ществует простое отношение сводимости: многомерное свойство может быть представлено как совокупность линейных свойств, али-нейное — как множество точечных свойств. Соответственно набор точечных свойств можно представить в качестве псевлолинейного свойства, а набор линейных — как псевдомногомерное свойство.

Можно теоретически предусмотреть 4-й случай, когда свойство качественно не определено. Это парадоксально только на первый взгляд. Возможен вариант: есть некое число, но неясно, представля­ет ли оно какое-либо свойство.

Таким образом, можно ввести следующую типологию свойств:

1) свойство не определено;

2)точечное свойство;

3) линейное свойство;

4) многомерное свойство.

Рассмотрим на качественном уровне общую структуру психоло­гического тестирования — применение теста, призванного измерить определенное свойство.

Психологический тест включает в себя некоторую совокупность заданий, инструкции: испытуемому— правило работы с тестом, экс­периментатору — правило организации работы испытуемого с тес­том и правило работы с данными, а также теоретическое описание с указанием свойств, измеряемых тестом, шкал (топологии свойства) и метода введения шкальной оценки. Указываются также психомет­рические параметры теста.


С теоретической точки зрения для измерения свойства и интерпрета­ции тестового балла следует описать типичную структуру и процедуры тес­тирования с позиций взаимодействия испытуемого и экспериментатора.

Испытуемые, обладающий свойством (Р,), должен выполнить (f|) задания теста (Z), дать ряд ответов (J). Экспериментатор должен этот ряд ответов (J) отобразить (F^) на "модели совокупности испытуе­мых", т.е. совокупности измеряемых свойств (Р), чтобы получить некоторый результат тестирования.

194

Тем самым существуют два типа процедур: собственно тестиро­вание — взаимодействие испытуемого с тестом и интерпретация — "взаимодействие" данных испытуемого с "моделью совокупности испытуемых". Получаем два отображения — F:P->JuF:J^P. Идеальная обобщенная модельтеста, возникающая из процедуры тес­тирования, тем самым должна включать в себя:

1) описание вида отображений F, и F^ (они должны быть тожде­ственными);

2) описание топологии свойства;

/ ' л л

3) характеристику индикаторов (ответов испытуемого) J и задач Z. Индикаторы являются поведенческими признаками и также, как свойства, могут быть: 1) не определены; 2) дискретны; 3) линейны;

4) многомерны. В обычном случае мы имеем дискретные индикато­ры: отдельные поведенческие акты. Искусственным методом (сум­мируя индикаторы) мы образуем при интерпретации псевдолиней­ное свойство, получая "сырой" балл. Возникает проблема: в каких случаях можно это делать? Кроме того, существуют некоторые от­ношения на множествах испытуемых и индикаторов.

Если свойство не определено, то единственное отношение, которое можно установить на множестве испытуемых, — это отношение сходства.

Если свойство является точечным, то на множестве испытуемых можно ввести отношения эквивалентности (обладает свойством), неэквивалентности (не обладает свойством) и применить дихотоми­ческую классификацию.

Наконец, если свойство линейное или многомерное, то испытуе­мых можно шкалировать по их положению налинейном континуу­ме или в пространстве.


Поступаем так и в отношении индикаторов. Они могут быть эк­вивалентны или неэквивалентны, определены или не определены, шкалированы или не шкалированы.

Следовательно, в зависимости от вида отношений, которые мы вводим на множестве испытуемых (определяется природой свойст­ва) или индикаторов (определяется описанием поведения и заданий), получаем разные модели теста. Кроме того, необходимо учесть вид отображений — f| и Fy которые представляют собой решающие пра­вила соотнесения индикаторов со свойством. Они зависят от интер­претации процедуры тестирования. Ниже мы рассмотрим некото­рые возможные модели.

Итак, возможны следующие модели теста, основанные на раз­личной топологии измеряемого свойства.

1. Если свойство не определено, то необходимо рассматривать отношение различия на множестве людей. Это отношение порожда-

7* 195

ет новый класс объектов. Отсюда — тест выявляет меру сходства каж­дого человека с "человеком-эталоном".

2. Если свойство качественно определено, то оно рассматривает­ся как точечное, что позволяет ограничить класс объектов — выде­лить людей, обладающих свойством, и людей, им не обладающих.

Тест позволяет в этом случае произвести дихотомическую клас­сификацию.

3. Если свойство линейное или многомерное, то можно выявить величину свойства, характеризующую каждого человека.

Тест позволяет измерить свойство количественно.

Существует множество конкретных тестовых методик, которые можно классифицировать по самым разным основаниям. В настоя­щее время психологический тест рассматривается как набор зада­ний, т.е. измерительный инструмент, обнаруживающий свойство. Общее название для заданий — пункты теста. Испытуемому предла­гаются варианты ответа по отношению к каждой задаче. Ответ реги­стрируется и считается индикатором (признаком), обнаруживающим свойство. Варианты ответа могут быть разными, но чаще использу­ются такие: "да" — "нет", "решил" — "перешил" и др. Каждый ин­дикатор, сочетание пунктов — ответ, соотносится с ключом, кото­рый приписывает индикатор определенному свойству.


В основе подобной процедуры лежит модель, предложенная еще К.Левиным, — поведение есть функция личности и ситуации: В = =f(P, S). Решается иная задача: восстановить свойство личности по поведению в ситуации: ситуацией является пункт теста, а поведени­ем — ответ испытуемого: Р = f(B, S). Таким образом, каждый инди­катор свойства есть соединение поведения и ситуации: J = В & S. Тем самым личность есть производное от совокупности индикато­ров: P=f(J).

Многомерный тест измеряет не одно, а несколько свойств лич­ности, поэтому в общем случае имеется матрица вида J х Р, каждый индикатор соотносится со свойством.

Процедура обнаружения свойств, к которой сводится тестовое измерение, завершается выводом суммарного балла. Такое отноше­ние между индикаторами и тестом называется кумулятивно-аддитив­ной моделью. "Сырой" балл считается оценкой, характеризующей испытуемого.

Наиболее часто эту оценку считают оценкой "интенсивности" свойства.Тем самым явно или неявно принимается гипотеза о том, что относительная частота обнаружения свойства прямо пропорци­ональна "интенсивности" свойства: у = k (m/n) + С, где m/n — от­ношение числа обнаруженных признаков к общему числу испыта-

196

ний, у — "интенсивность" свойства, а k и С — некоторые константы. Очевидно, что неявным образом для измерения психологических особенностей индивидов применяется интервальная шкала.

Гипотезу о наличии подобной связи называют также гипотезой эквивалентности интенсивности и экстенсивности проявления свой­ства.

Кумулятивную гипотезу проверяют путем корреляции результа­тов применения различных методик. В частности, при измерении мотивации в качестве базовой методики используется предложен­ный Мюрреем Тест тематической апперцепции (ТАТ). Он состоит из нескольких картинок с изображением людей в определенных си­туациях. Испытуемому предлагается составить рассказ по поводу каждой ситуации. Его высказывания анализируются. Выявляется по известным ключевым признакам связь высказываний с определен­ной мотивацией. Число высказываний, относящихся к тому или иному мотиву, характеризует величину его интенсивности. Куму­лятивная гипотеза является в этом случае переводом на математи­ческий язык известной поговорки: "У кого что болит, тот о том и говорит". Считается, что количество "речевых продуктов" пропор­ционально силе мотива. Число признаков психологического свой­ства при этом не фиксировано, а может быть только соотнесено со средним значением по выборке. Опросники, разработанные для диаг­ностики мотивации, сопоставляются с методикой ТАТ. При нали­чии высокого положительного коэффициенталинейной корреляции результатов кумулятивно-аддитивная модель принимается и для об­работки данных личностного опросника.


Критическую оценку применения кумулятивно-аддитивной мо­дели дал Р.Мейли. Он полагал, что и методика типа ТАТ, и опрос-ники (особенно — на самооценку) измеряют только вероятность на­личия у испытуемого того или иного психологического свойства.

Критика, с которой выступает Мейли, носит только качествен­ный характер и не имеет математического или эмпирического обо­снования.

Процедура суммирования баллов сама по себе не плоха и не хо­роша: важно выявить природу итоговой оценки. Суммарный балл мо^ет характеризовать близость испытуемого к некоторому эталону испытуемого, вероятность его принадлежности к конкретному типу, а с помощью оценки определяется его место на шкале порядка или интервалов. Вид интерпретации тестового балла зависит от приня­той разработчиком модели.

Традиционные обобщенные измерительные модели теста явля­ются математическими, описывающими взаимодействие измеритель-

197 с

ного инструмента (теста) и объекта измерения (человека). Основная особенность этих моделей: они применялись для обоснования мето­да обработки данных тестирования в целях выявления латентного свойства.

В отношении психологического свойства можно сделать следую­щие теоретические предположения. Первое, наиболее простое, за­ключается в том, что нам неизвестно, есть свойство или нет. Утверж­дение кажется парадоксальным, однако дело в том, что психическое свойство — некоторое теоретическое допущение, и, если у нас нет достаточных оснований пользоваться этим понятием для объясне­ния поведения, лучше к нему не прибегать. Второй вариант допу­щения состоит в том, что свойство есть, но нам неизвестна его топо­логия: неясно, является ли это свойство точечным, линейным, многомерным и т.д. Третье возможное утверждение: нам известна топология свойства. Свойство — одномерный континуум (непрерыв­ный) и может быть измерено некоторой порядковой или метричес­кой шкалой (шкала наименований не является шкалой в строгом смысле этого слова).


По отношению к взаимодействию испытуемого и теста возмож­ны два допущения:

1) появление признака строго детерминированно и соответственно детерминирован тип ответа;

2) взаимодействие испытуемого и задания определяет вероятность получения того или иного ответа. Чаще применяется вероятностная модель.





Валидность признаков 198

Множество свойств имеет определенную структуру. Традицион­но полагается, что тестируемые свойства должны бытьлинейно не­зависимы, хотя в общем случае это условие необязательно.

Каждое свойство имеет определенную топологию: она может быть не определена, а свойство — точечно, линейно, многомерно.

I. Тест измеряет свойства некоторых объектов, принадлежащих определенному множеству 0-совокупности потенциальных испы­туемых. В руководстве к тесту оговариваются характеристики мно­жества испытуемых, для которых он предназначен. Тем самым оп­ределено некоторое множество О с отношениями между его элемен­тами. Эти отношения связаны с топологией свойства. Если тополо­гия свойства не определена, то на множестве испытуемых можно вводить только отношения сходства, не соответствующего правилу транзитивности отношений. Если свойство является точечным, то, согласно его определению, оно позволяет отделить испытуемых, об­ладающих свойством, от испытуемых, им не обладающих. То есть на множестве испытуемых можно ввести отношения эквивалентности— неэквивалентности, свидетельствующие о степени обладания свой­ством. Наконец, если свойстволинейное, то испытуемых можно рас­положить на линейном континууме и ввести метрику.

2. Тест включает в себя множество заданий (Z) и вариантов отве­тов испытуемого (R), которые оговорены в предлагаемой ему ин­струкции (решил—не решил, да—нет, хорошо—средне—плохо и т.д.). Декартово произведение Zx R = J дает нам множество индикаторов (признаков) измеряемого свойства. Индикаторы могут быть отно­сительно свойства разнородны, однородны (т.е. на них могут быть введены отношения эквивалентности), шкалированы (область раз­ной "силы").


Отношения на множестве индикаторов независимы от отноше­ний на множестве испытуемых, т.е. от топологии свойства. Это пра­вило соответствует принципу объективности метода измерения:

свойства прибора (в нашем случае — тестовых заданий) не зависят от свойств объекта.

а л

3. Между множествами испытуемых (О), индикаторов (J) и свойств (Р) существуют определенные отношения, которые можно разбить на отношения измерения и интерпретации. Измерение — это творческий подход испытуемого (испытуемых) к работе с тес­том, "порождение" ответов на задания (признаков).

Интерпретация заключается в том, что на основе этих признаков экспериментатор при работе с "ключом" теста выявляет свойства испытуемого и относит его к определенной категории (подмноже­ству множества испытуемых).

199

Отношения измерения:

1. Отображение множества свойств на множество испытуемых вида F,: Р-> 6 дает представление об отношении измеряемых свойств к испытуемым. Например: испытуемые могут обладать или не обла­дать той или иной интенсивностью свойства и т.д.

Каждое свойство характеризуется вектором вида <0^,0у ..., 0^>, где О — величина, показывающая на принадлежность свойства Р испытуемому 0^.

Обычно Р. характеризует распределение испытуемых, на кото­рых апробировался тест, по отношению к пространству свойств.

2. Отображение F^: P—>J определяет процесс измерения. Каждое свойство характеризуется вектором \.у ..., i^>, где i^—величина, определяющая, в какой мере свойство Р детерминирует индикатор J^. Если описание теста сопровождается данными факторного или латентно-структурного анализа, то эта величина отражает "нагруз­ку" фактора на пункт теста.

3. Отображение Fy 6 —> Р позволяет оценить результат измере­ния и определить, какие признаки проявил испытуемый при выпол­нении теста. Каждый испытуемый характеризуется вектором <1ц, i^, ..., i^>, где i^ — величина, указывающая, в какой мере испытуемый О, проявил признак Обычно признаки проявляются дихотоми­чески: решил — не решил, да — нет; иногда привлекаются непре­рывные величины: время решения задания, шкальная оценка и т.д.


Этот вектор характеризует ответы испытуемого на тест и подвер­гается процедуре интерпретации.

Отношения интерпретации:

1. Отображение множества J на множество О вида Fy J —> О дает представление о первичной структуре данных.

Каждый индикатор характеризуется вектором <0,, Оу ..., 0^>. При тестировании способностей этот вектор позволяет определить, какие испытуемые решили те или иные задачи.^

2. Отображение множества J на множество Р вида F^.: J —> Р ука­зывает на процесс интерпретации тестового балла, точнее — вектора обнаруженных признаков. Каждый индикатор характеризуется век­тором <р.|,
Р.,, Рз,..., Р.д>, где Р, — величина, определяющая "вес" индикатора по отношению к свойству. В инструкции к тесту "вес" индикатора используется для подсчета накопленного балла. Он со­ответствует "нагрузке" фактора на пункт теста. По отображению F^ можно говорить о процедуре подсчета "сырого"^балла.

3. Отображение множества О на множество Р вида F^,: О —> Р ха­рактеризует интерпретацию — приписывание свойства или опреде­ленного уровня его интенсивности конкретному испытуемому (груп-

200

пе испытуемых). Каждый испытуемый характеризуется вектором <Р^, Ру, ..., Ру>, где Р — величина, определяющая, в какой мере свойство Р выражено у испытуемого О.. Эта величина является ито­гом процесса интерпретации — "психологическим портретом" ис­пытуемого. С позиции обобщенной модели основное требование к тесту заключается втом, чтобы процедуры интерпретации и измере­ния были тождественными. Иными словами, тождественными долж­ны быть обратные отображения F, и f|., F^ и F^,, F^ и F^.. В против­ном случае результаты интерпретации будут расходиться с результа­тами измерения (тестирования).

Описания множеств О, J, Р, Z, Ки видов отображения F,,, F^., F.,. определяются в ходе разработки теста и включаются в теоретическое описание теста и в инструкцию экспериментатора.


Поскольку тест направлен на измерение психического свойства (в частности, способности), вид конкретной модели, описывающей тест, определяется топологией свойства.

Рассмотрим варианты нормативной обобщенной модели теста для одномерного случая, когда измеряется только одно свойство:

(.Свойство не определено.

Если топология свойства не определена, то это означает, что мно­жество испытуемых нельзя (в соответствии с определением понятия "свойство") разбить на подмножества, обладающие или не обладаю­щие свойством. Иначе: на множестве испытуемых нельзя ввести от­ношения эквивалентности—неэквивалентности. Однако на множе­стве испытуемых можно ввести отношения толерантности (сходст­ва). Это отношение рефлексивно, симметрично, но не транзитивно. Множество индикаторов J нельзя характеризовать по отнесенности к свойству, так как Р — множество свойств, качественно не опреде­ленных. Следовательно, каждый испытуемый характеризуется лишь структурой своих ответов.

Единственно возможный способ интерпретации таких результа­тов — выделение из множества испытуемых "эталонного испытуе­мого" (например, решившего все задачи теста). После этого произ­водится подсчет коэффициентов сходства всех испытуемых с "эта­лоном".

"Назовем этот вариант модели "моделью сходств". В психологи­ческих исследованиях она применяется редко. Очевидно, свою роль ифает стремление исследователей максимально повысить мощность интерпретации данных.

2. Свойство качественно определено. Топология свойства определена: оно является точечным. На мно­жестве испытуемых можно ввести отношение эквивалентности—не-

201

эквивалентности (рефлексивное, симметричное, транзитивное), ука­зывающее на наличие или отсутствие у них свойства. Следователь­но, отображение F.: О —> Р является отображением множества на точку. Вектор значений Р характеризует индивидуальную меру вы­раженности свойства (в вероятностной интерпретации — вероятность его наличия) у испытуемого. Соответственно определены все ото­бражения F„, F-., F^. (и обратные им). Если испытуемые обладают/ не обладают свойством, то их можно разбить на основании резуль­тата тестирования на классы, имеющие и не имеющие свойства. При интерпретации данных используется следующий алгоритм: фикси­руются индикаторы, проявленные испытуемым, подсчитывается ин­дивидуальный показатель наличия или отсутствия у него свойства и принимается решение о его принадлежности к одному из дихотоми­ческих классов — А и А (обладающих и не обладающих свойством).


Назовем эту модель моделью дихотомической классификации. Она использована в опросникахЛичко,опросникахУНП и ряде других.

3. Свойство качественно и количественно опре-д е л е н о.

Свойство является линейным континуумом, следовательно, на нем определена метрика. Отображение F,: О -> Р указывает на меру принадлежности испытуемых к той или иной градации свойства (точ­ке линейного континуума).

В этом случае для подсчета величины, характеризующей принад­лежность испытуемого к определенной интенсивности свойства, применяют кумулятивно-аддитивную модель: число признаков, про­явленных при выполнении заданий теста (с учетом "весов"), прямо пропорционально интенсивности свойства, которым обладает испы­туемый. 3i а модель есть отображение Fy: Р-> 6. Тем самым приме­няется следующая интерпретация: фиксируются ответы испытуемо­го; вычисляется "сырой" балл; испытуемый обладает определенной интенсивностью свойства на основе отображения "сырого" балла на шкалу, характеризующую свойство. Эта модель — модель латентно­го континуума — является наиболее распространенной при тестиро­вании психических свойств.

Индикаторы свойства также могут быть однородными и разно­родными. В последнем случае они шкалируются или не шкалируют­ся. Если индикаторы однородны, то они выявляют свойство или уро­вень его интенсивности с равной вероятностью. Если индикаторы разнородны, то они выявляют свойство или уровень его интенсив­ности с разной вероятностью. На множестве индикаторов может быть введена некоторая мера — "сила" признака: чем сильнее признак, тем с большей вероятностью он выявляет свойство или определен-

202

ный уровень его интенсивности. В этом случае для описания теста мы получаем так называемую модель Раша.



<< предыдущая страница   следующая страница >>