shkolageo.ru 1

Интегрирование природоведческих знаний на уроках в начальных классах.



Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Известно, что оригинальность мышления, способность к творчеству и одаренность школьников наиболее четко проявляется в научно-исследовательской деятельности. На мой взгляд, формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность детей нужно с младшего школьного возраста.

Особое значение в развитии познавательного и научного интереса имеют уроки естествознания и окружающий мир, природоведение и литература. На этих уроках дети знакомятся с основами таких наук как астрономия, ботаника, география, физиология человека.

Интегрирование природных знаний в общеобразовательные дисциплины позволит детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство и взаимосвязь неживой и живой природы. Человек – часть природы. Познавательная цель – распознать, различать, разделить.

Как прекрасны и точны слова Е.Л. Прасоловой из книги «В союзе с красотой»: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». И задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир.

Природа плачет горькими слезами,

Потому, быть может дождь идет.

И если мы, ей не поможем с вами,

Ее никто, поверьте, не спасет.

У природы своя мудрость, свои законы, нарушить которые человек не в силах. В конце концов, земля останется, изменившись и после гибели человеческого рода. Но каково будет людям будущего, когда они не найдут больше ни благородного оленя, ни дерева, ни цветка. Тогда погибнет красота земли.

Священные горы Алтая. После открытых просторов слегка волнистой равнины погружение в горные долины воспринимается как переход от пространства незащищенных к местам укромным, которые дадут человеку приют и надежную защиту. Алтай обступает, обволакивает, принимает в себя человека. Но он же и требует ответных усилий души.


Сыны Алтая отвечали ему любовью и признательностью. Алтай стал высшей ценностью их культуры. Обстраиваясь в горной стране, люди называли по имени каждую реку и гору, озеро и долину. Своим присутствием, они одухотворили Алтай, доверили этой земле кости своих предков, а небесам судьбу потомков. Так начинался многовековой диалог.

Аспидное небо застыло.

Лишь звезды мерцают во мгле.

Сердце мое заныло

По глубокой тайге,

Где звучно ревут маралы,

К себе маралуху маня.

От суеты устал я.

Жди же, тайга, меня!

И. Тенгереков (Тенгереков, 2004 г. с. 67)

Воспитание любви к родной природе, к родному слову, экологическое и эстетическое воспитание средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии помогает мне повысить успеваемость по всем предметам. Большое внимание уделяется созданию положительного эмоционального фона на всех уроках, где применяется экологический материал. Целью этих уроков является сохранение эмоциональной памяти детей, ощущение счастья от общения с природой.


Интегрированный урок труда и алтайской литературы с использованием технологии «французской мастерской».


Тема: Чтение стихотворения «Алтай айыл», К. Тепуков.

Конструирование юрты.

Цель: Работать над совершенствованием техники чтения.

Ознакомиться с традиционной культурой алтайцев, формировать практические знания и умения, позволяющие правильно строить свои взаимоотношения с природой. Научить применять в конструировании геометрические фигуры.

Оборудование: макет алтайской юрты, циркуль, линейка (треугольник), картон, ножницы, скотч.


Ход урока.


  1. Организационная часть:

  1. Подготовка рабочего места.

  2. Правила техники безопасности.

11. Индукция.

Создание эмоционального настроя мотивирующего творческую деятельность учащихся.

Экологический дом – жилье для человека, построенное из нетоксичных и безвредных здоровью человека материалов. Системы жизнеобеспечения, материалы, из которых выполнен дом, обеспечивают в нем среду соответствующую санитарным нормам.

Человек – часть природы. Ему нужен дом, чтобы жить в нем без вреда здоровью.

Традиционное жилище тюрков – юрта. Сегодня на уроке постараемся понять, как наш народ заботился о своем здоровье.

Прочитаем стихотворение К. Тепукова «Алтай айыл».

Чадыр айыл – алтай айыл,

Айылдап биске балдар киргей.

Айылчы кирзе, арчын ³рт³л³р,

Алкыш с³сти тайдам айдар.

Аарчы-курутты ¼аанам салар,

Айылчы балдарды тепшиге кычырар.


111. Самоконструкция.

Индивидуальное создание рисунка, проекта.



Содон айыл.
Алты толыкту айыл.


1У. Социоконструкция.

Работа учащихся в парах по построению определенного проекта рисунка. Обсуждают что получилось, думают вместе над заданием.

У. Социализация.

Выступление ученика в группе. Сопоставление, сверка, оценка, коррекция ранее изученных результатов. Обсуждает полученные результаты. Приходит к общему мнению. Готовит выступление от группы.

При необходимости, мастер предлагает дополнительные задания.

У1. Афиширование.

Ознакомление с результатами групповой работы. Обсуждение заданий полученных в ходе групповой работы учителем-мастером. Ученики представляют рисунки, схемы, проекты.

Информация мастера: Архитектура юрты глубоко продумана. Юрта это особый экологический режим проживания. По центру находится очаг, где горит огонь. Живой огонь источник жизни и духа. Здесь готовили пищу, проводили основные обряды, направленные на сохранение здоровья, благополучия. Над очагом находится дымовое отверстие, которое направлено в небо. Здесь можно почувствовать связь пространства юрты с космосом. Пространство юрты не замкнуто, оно открыто. Вход в юрту всегда ориентировался на восход солнца. Это было связано с потребностью инсоляции (солнечное облучение), с оздоровлением воздушной среды и поднятием настроения перед началом трудового дня.


У. Рефлексия.

Мастер инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном коммуникативном и эмоциональном уровнях. (Дети работают в группах, обсуждают работы).

Задание на дом.

Еще раз прочитать выразительно стихотворение К.Тепукова «Алтай айыл» и написать мини-сочинение об аиле.

Следующий урок начинается с чтения (по желанию) и обсуждения сочинений.

Саданчикова Юлия Атакановнаучитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы №7 г. Горно-Алтайск.