shkolageo.ru 1 ... 6 7 8 9

Примечания


  1. Им был основан Свияжский Успенский монастырь

  2. Приводимые ниже сведения из Писцовой книги Борисова и Кикина, относятся к 1565-1566 гг.

  3. Мелкие князья поступали на службу к другим князьям, и вплоть до конца XV в. это означало для них утрату княжеского титула, т.к. считалось, что князь должен иметь удел, или, во всяком случае, претендовать на него.

  4. Протоколы заседаний КДК за 1899 г. НАРТ, ф. 4, оп. 131, д. 66. Л. 322. О разрешении напечатать в исправленном виде службу с акафистом Св. Герману Казанскому и Свияжскому чудотворцу.

  5. Отец девочки Матроны , которой являлась Богородица и владелец двора, на котором была обретена икона, Даниил Онучин происходил из нижегородских дворян, переведенных в Казань и Гермоген мог быть его бывшим сослуживцем. Показательно, что именно Гермоген присутствовал при обретении иконы, хотя двор Онучина находился в приходе Николы Тульского, а не Николы Гостиного.

  6. Еще в 1598 г. Гермоген категорически высказывался за крещение всех, принимавших православие из католической, лютеранской и армянской церквей.

  7. Точный час смерти сообщает Платон (Любарский), его источники неизвестны.

  8. Фамилия у Маркелла, как у служащего в Приказе, конечно была. Вполне вероятно, что в отличии от многих других казанских архиереев, мирское имя и происхождение Маркелла возможно выяснить, но это требует большой работы с документами XVII в.

  9. Судя по дальнейшим обстоятельствам жизни Тихона, его очень крупным пожертвованиям, он раздал именно имущество, а денежные капиталы отца, оставил за собой, и потом всю жизнь жертвовал на храмы и монастыри.

  10. Подворье было освобождено только в 1723 г., за год до смерти Тихона, когда Москва уже перестала быть столицей, и нужда в подворье была не так велика.

  11. Учащиеся Московской и Санкт-Петербургской навигацких школ.
  12. То, что Василий Свенцицкий был «польской породы», то есть польский подданный, делало его свободным человеком, который мог добровольно поступить на службу в школу. Ни русский дворянин, ни русский «тяглый» человек не мог бы стать учителем. Первый был обязан служить, второй – платить подушную подать и выполнять необходимые казенные работы.


  13. Погостами тогда назывались не села и не деревни, а населенные пункты при церквах, в которых жили только семьи духовенства.

  14. Впервые после 1802 г. в Казанской епархии, по инициативе Григория (Постникова) было учреждено викариатство, с этого времени и до 1917 г. епископы Чебоксарские всегда были первыми викариями, помощниками, а, в необходимых случаях, заместителями епархиальных архиереев.

  15. Это был первый в России епархиальный журнал, в других епархиях «Епархиальные ведомости» появились только через четыре года, в соответствии с указом Синода

  16. Единственный сын будущего Казанского архипастыря, Николай закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, служил в Министерстве народного просвещения, с 1915 г. был последним предреволюционным обер-прокурором Синода.

  17. По Уставу духовных учебных заведений 1842 г. это звание соответствовало диплому с отличием и давало право поступить в духовную академию.

  18. Как известно, первый патриарх русской Православной Церкви Иов с детства воспитывался в Успенском монастыре в городе Старице. Он находился там и в 1551-1553 гг., когда настоятелем монастыря был Святитель Герман. Иов стал монахом между 1552 и 1555 гг., вполне вероятно, его постриг именно Герман.

Заключение

В нашем сочинении мы постарались непредвзято оценить и проанализировать историю основания и жизни Казанской епархии со времени ее основания до революционных событий 1917 г. изменивших как строй общества, так и положение Церкви в Государстве. На примере истории одной епархии Русской Православной Церкви становятся понятны не только внутрицерковные процессы и церковно-государственные отношения, но и политика государства в целом. Русская Церковь, основанная князем Владимиром и взращенная многочисленными святыми, к концу XVII в. во многом стала, а в XVIII в. окончательно преобразовалась в Церковь имперскую, в один из институтов государственного управления.


Проделав работу, во многом носящую компиляционный и систематический характер, мы смогли убедиться в противоречивости действий как государственной, так и церковной власти. Жизнь архиереев а, следовательно, и управляемых ими епархий зачастую зависела от прихоти людей власть предержащих. По малейшим и незначительным доносам ломались судьбы и карьеры знаменитых и достойных иерархов. Особенно ярко это наблюдается в Синодальный период (наиболее показательны в этом аспекте жизни Сильвестра (Холмского) и Вениамина (Пуцек-Григоровича)). Многие деятельные святители так и не смогли проявить себя в своих епархиях вследствие постоянных и зачастую необоснованных перемещений с одной кафедры на другую. Как уже было сказано выше: инициативные архиереи просто не успевали проявить себя, а бездеятельные все могли свалить на своих предшественников.

При написании работы мы столкнулись с неравномерно распределенной исследовательской литературой: если жизнь епископов живших в XVIII-XX вв. изучена довольно подробно, то информации об архиереях XVI-XVII вв. практически не существует, за исключением только кратких очерков носящих отрывочный характер. Во многом это связано с поздно проявленным интересом к истории нашего Отечества, когда многочисленные документы, освещающие деятельность архипастырей, уже были обращены в пепел огнем непрекращающихся русских пожаров не щадивших ни памятников архитектуры, ни архивов.

К сожалению, мы не смогли уделить достаточного внимания двум чрезвычайно важным явлениям церковной жизни – духовному образованию и миссионерству. Во многом нам не позволил это сделать ограниченный объем работы, а во многом сама специфика тем. Если история духовных школ Казанской епархии изучена практически досконально (особо следует отметить капитальные труды П.Знаменского и А.Журавского по истории Академии), то миссионерство в Казани представляет собой огромный неизученный пласт, по которому существует лишь незначительное количество работ поднимающие отдельные его аспекты.


Годы безбожного лихолетья принесли Церкви многочисленные перемены и объективному исследователю нельзя не отметить их пользу, ведь наряду с уничтожением храмов и обителей наступившие гонения влили новую кровь в застывшие члены церковного бюрократического аппарата – кровь сотен тысяч новых мучеников вернувшую Русскую Церковь во времена первых христиан. Новые условия привели к освобождению от гнета государственной власти, вернув Ей истинное предназначение – быть царством не от мира сего.

В настоящее время Казанская епархия, как и все епархии Русской Церкви, переживает новое возрождение, вернув себе легитимное положение. Происходит открытие новых и восстановление старых храмов и монастырей, возрождена Духовная семинария, возвращаются древние и обретаются новые святыни, идет канонизация подвижников благочестия XVII-XX веков и казанских новомучеников…

Процессы, имевшие место в советское время и происходящие в современной жизни епархии чрезвычайно интересны, и мы надеемся, что они еще найдут своего пытливого исследователя.


Список использованных источников и литературы


  1. Акты археографической экспедиции. Т.1. – СПб., 1836.

  2. Алексеев И.Е. Черная сотня в Казанской губернии. – Казань, 2001.

  3. Багрецов Л. Очерк архипастырской деятельности высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского во время его пятилетнего управления Казанской епархией. – Харьков, 1905.

  4. Богословский Г., свящ. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях. – Казань, 1892.

  5. Брянцев А.Д. Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. – Киев, 1868.

  6. Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. – М., 1975.

  7. Викентий (Орлов), иером. Свияжский, Богородицкий, Успенский монастырь, Казанской епархии. – Казань, 1905.
  8. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: Официальный курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. – Казань, 1997.


  9. Воскресенский А. Пещерка Казанского Спасо-Преображенского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней. - Казань, 1899.

  10. Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский (1839-1908). – Казань, 1908.

  11. Гавриил (Зырянов), схиархим. Построение и освящение храма в Седмиозерной пустыни для поминовения усопших и непрестанного чтения Псалтири. – Казань, 1901.

  12. Гавриил (Зырянов), схиархим. Седмиозерная пустынь, заботливость Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Казанского и Свияжского о благолепии ее и совершенное им освящение новоустроенного в ней храма. – Казань, 1901.

  13. Гермоген (Кожин), еп. Очерки из истории Казанской епархии. Зилантов-Успенский монастырь и памятник убиенным при взятии г. Казани// Журнал Московской Патриархии, 1947, № 1.

  14. Гермоген (Кожин), еп. Очерки из истории Казанской епархии. История распространения христианства среди татар Казанского края//Журнал Московской Патриархии, 1946, № 7.

  15. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. I. Часть 1. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей Церковной истории, 1997.

  16. Горталов Н. Краткие биографиские сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888.

  17. Грузинская икона Божией Матери:

http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov/gruzinskaya (18.01.2007)

  1. Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР (вторая половина XVI – XVII вв. ). – Казань, 1990.

  2. Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь:

http://www.kazan.eparhia.ru/temples/priories/elabugkasbogorgenmonostir (28.02.2007)
  1. Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. – Казань: Изд-во Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004.


  2. Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI – XVII вв. (Хронологический перечень документов). – Казань: издательство Казанского университета, 1980. – 264 с.

  3. Житие мч. Авраамия Болгарского:

http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov/abbraamii_bol (16.01.2007).

  1. Житие мч. Иоанна Казанского:

http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov/ioann (16.01.2007)

  1. Житие мч. Петра и Стефана Казанских:

http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov/petr_i_stefan (16.01.2007)

  1. Житие прп. Ионы и Нектария Казанских:

http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov/iona (16.01.2007)

  1. Житие свт. Варсонофия, еп. Тверского:

http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov/varsanofii (16.01.2007)

  1. Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.

  2. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 2005.

  3. Зилантов Свято-Успенский женский монастырь:

http://www.kazan.eparhia.ru/temples/priories/uspenskisilantovmon (28.02.2007)

  1. Знаменский П.В. История Казанской Духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: (1842-1870). Т. 1. – Казань, 1892.
  2. Знаменский Ф. Высокопреосвященный Григорий (Постников)//Церковные ведомости. – СПб., 1910. – № 24.


  3. Исаков С.А. Дмитренко Н.М. Томские архиереи. Биографический словарь. – Томск, 2002.

  4. История Казани. Книга I. – Казань: Татарское книжное издательство, 1988.

  5. История о Казанском царстве. (Полное собрание русских летописей. Т. XIX). – М.: Языки русской культуры, 2000.

  6. Казанские губернские ведомости, 1859. – № 2.

  7. Каштанов С.М. Возникновение русского землевладения в Казанском крае (Документы)// Ученые записки Казанского государственного педагогического института. Вып. 116. – Казань, 1973.

  8. Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь): http://www.kazan.eparhia.ru/temples/priories/kizik (28.02.2007)

  9. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. – Л., 1991.

  10. Куницын Б. Великий пастырь Православной Церкви// Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 2(7)-2004. – Казань: Казан. Духов. Семинария, 2004.

  11. Липаков Е.В. Дворянство Казанского края в конце XVI – первой половине XVII вв. Формирование. Состав. Служба. – Дисс. канд. ист. наук. – Казань, 1990.

  12. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. IV. Ч. 1. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.

  13. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. VI.– М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.

  14. Макарьевская мужская пустынь:

http://www.kazan.eparhia.ru/temples/priories/mokarevskajpustin (28.02.2007)

  1. Малов Е., прот. Исторические описания церквей г. Казани. Вып. 1. – Казань, 1884.
  2. Малов Е., прот. Раифская Богородицкая пустынь Казанской епархии. – Казань: издание Раифской пустыни, 1880.


  3. Малов Е., свящ. Казанский Богородицкий девич монастырь. История и современное его состояние. – Казань, 1879.

  4. Месяцеслов Казанской епархии: http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov (16.01.2007)

  5. Миния. Месяц октоврий. – Киев, 1893.

  6. Можаровский А.Ф. Амвросий Протасов, архиепископ Тверской в Казани// Русская старина. Т. 40. – СПб., 1883.

  7. Можаровский А.Ф. О Казанском архиепископе Павле// Русский архив. –СПб., 1886. – Кн. 7.

  8. Можаровский А.Ф. Преосвященный Иона, архиепископ Казанский и Симбирский// Известия по Казанской епархии,1873, № 2. – С. 38-57

  9. Петров С.В. Митрополит Сильвестр (Холмский)// Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 1(11)-2006: Ч. II. – Казань: Казан. Духов. Семинария, 2006.

  10. Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. – Казань, 2005.

  11. Письма Высокопреосвященного Антония, архиепископа Казанского. – Казань, 1912.

  12. Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии. – Казань, 1868.

  13. Покровский И., проф. Казанский митрополит Ефрем (Предисловие к Речам преосвященного Ефрема государю Михаилу Федоровичу). – Казань, 1908.

  14. Покровский И.М. Казанский Архиерейский дом. – Казань, 1906.

  15. Попов М.С. Св. Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910.

  16. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905.

  17. Прославление Смоленской иконы Божьей Матери. – Казань, 1889.

  18. Раифский Богородицкий монастырь:

http://www.kazan.eparhia.ru/temples/priories/raifskibogorodizkimonostir (28.02.2007)
  1. Рощектаев А. История Свято-Успенского Зилантова монастыря что на Зилантовой горе города Казани. – Казань, 2004.


  2. Рощектаев А. Путеводитель по святым обителям Казанской епархии. – Казань: Отечество, 2006.

  3. Светлаков А. Митрополит Тихон (Воинов). Его жизнь и просветительско-административная деятельность. – Казань, 1908.

  4. Святители и чудотворцы Казанские свв. Гурий, Варсонофий и Герман. – Казань: Казанская Духовная Семинария, 2005.

  5. Седмиезерная Богородицкая пустынь:

http://www.kazan.eparhia.ru/temples/priories/sedmiosersbogorodizkajpustin (28.02.2007)

  1. Седмиезерная икона Божией Матери:

http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov/sedmiezer (20.01.2007)

  1. Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвященнейший Антоний (Амфитеатров), Архиепископ Казанский и Свияжский. Т. 1-2. – Казань, 1885.

  2. Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий и его время. Т. 1-3. – Казань, 1888.

  3. Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее 10-летие XVII века. – Казань, 1913.

  4. Слово, сказанное архиепископом Казанским Димитрием 8 июля 1904 г. – Казань, 1904.

  5. Сочинения князя Курбского. Т. 1. – СПб., 1914.

  6. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. – Казань, 1877.

  7. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – СПб., 1887.

  8. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М.: Лествица, 1999.

  9. Филарет (Дроздов), митр. Собрание сочинений. Т. 4: Собрание мнений и отзывов. – СПб., 1885.

  10. Чередеев К. Биографии Тверских иерархов. – Тверь, 1859.

  11. Чистович И. Амвросий, митрополит Новгородский// Странник. – СПб., 1860. – Т. 2.


  12. Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор. – Казань, 1909.

  13. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани: http://www.kazan.eparhia.ru/mesyaceslov/yavlenie (18.01.2007)







<< предыдущая страница