shkolageo.ru 1 2 ... 16 17

О. В. Загоровская, О. В. Григоренко



Русский язык.

Готовимся к ЕГЭ.

Часть С






Издательство: Просвещение, 2009 г., 192 стр.


Пособие представляет собой третью часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов; ориентировано на систематизированную подготовку к ЕГЭ, включает материалы, связанные с многоаспектным анализом текста: его признаками, средствами связи, средствами выразительности. В книге последовательно изложена система подготовки к сочинению-рассуждению, даны комментарии и образцы работ.

Пособие может быть использовано на уроках русского языка наряду с основным учебником, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.


Содержание

Предисловие


Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Текст и его основные признаки

§ 2. Тестовые задания

§ 3. Средства и способы связи предложений в тексте

§ 4. Тестовые задания

§ 5. Типы и стили речи

§ 6. Тестовые задания

§ 7. Средства выразительности в тексте

§ 8. Тестовые задания


Раздел 2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)

§ 1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку

§ 2. Анализ и информационная переработка исходного текста

§ 3. Основные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения в соответствии с заданием части С ЕГЭ

§ 4. Поэтапная работа над сочинением


Список литературы


ПРЕДИСЛОВИЕ

  Книга представляет собой третью часть комплексного курса русского языка как систематизированной подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) для школьников старших классов и абитуриентов.

      В данную часть пособия включены материалы по трем содержательным разделам школьной программы: «Речь. Текст», «Выразительность русской речи», «Развитие речи. Сочинение».
      Основными задачами пособия являются:
      — повторение и обобщение знаний учащихся по названным разделам школьного курса «Русский язык»;
      — закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения;
      — выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;
      — подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.
      Содержание и построение пособия ориентированы на требования ЕГЭ, а также на современные нормативные документы, определяющие содержание и оценку качества знаний по русскому языку выпускников средней (полной) общеобразовательной школы.
      Первый раздел содержит теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста как особого речевого произведения, его языковом оформлении и средствах выразительности, а также материалы и упражнения, связанные с многоаспектным анализом текста. Второй раздел практический. Он содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения и тренировочные упражнения к разным этапам создания собственного высказывания на основе прочитанного текста.
      В каждом из разделов представлена краткая теоретическая информация, практические упражнения, а также тестовые задания для итогового контроля по русскому языку.
      Отличительными чертами предлагаемого пособия являются:
      — объединение в одной книге сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;

      — направленность пособия на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

      — ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;
      — четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу учащихся.
      Настоящая книга может быть использована как учебное пособие для занятий по русскому языку в 10—11 классах общеобразовательных учебных заведений, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
      Включенные в пособие упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по комплексному анализу текста и развитию речи учащихся.
      В книге использованы материалы из различных пособий по русскому языку, филологическому анализу текста и культуре русской речи.     

Раздел 1

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ



§ 1. Текст и его основные признаки

      Текст (от лат. tekstum — ткань, сплетение, соединение) — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
      Важнейшими признаками текста являются:
      1) Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Внимание!
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».

      2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).

      3) Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
      4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
      Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.

Упр. 1   Докажите, что приведенные группы предложений можно назвать текстами. Определите тему и идею (основную мысль) в каждом из приведенных текстов. Озаглавьте их.

      1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели.
      Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин)
      2) Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. (К. Д. Ушинский)
      3) С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости. Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решен.
      Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обходились справедливо, и каждый при всем этом уверен, что «совершенно справедливо» относится к другим. К сожалению, мы не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий.
      Мы почти забыли, что справедливость склонна к состраданию и прощению. Ведь справедливость — это поток живой любви к людям.

      Без сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин)

      4) Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? (В. П. Астафьев)
      5) Человек стал человеком не только потому, что создал первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел, и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту.
      Остановись и ты в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет человеческая красота. (В. А. Сухомлинский)

Упр. 2   Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы.

      В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я. К. Голованов)


Упр. 3   В следующем тексте из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения. Восстановите исходный текст. Обоснуйте свою точку зрения.

      Эта сеть возникла в конце 60-х гг. XX в. в военном ведомстве США. Тогда она называлась ARPAnet. Военные считали, что подобное соединение компьютеров позволяет сохранить находящиеся в них данные в полной безопасности на случай как стихийного бедствия, так и нападения противника. Вскоре сеть стала гражданской, в нее включились университеты, а затем и бизнес-предприятия. Возник Интернет.
      В середине 50-х гг. XX в. человечество вступило в совершенно новую эпоху, которая не завершилась до сих пор, — эпоху информационной революции (ИР). Буквально на глазах ранее неизвестные технологии входили в повседневную жизнь, а привычные средства информации приобретали новые формы. ...С появлением сети Интернет осуществилась давняя мечта ученых и инженеров о простом и быстром способе обмена идеями, также позволяющем найти любую нужную информацию.
      Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной революции) стало информационное единство мира. Сегодня посредством телефонной связи или сети Интернет человек без труда узнает новости даже из самого дальнего уголка нашей планеты.
      Сначала с помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют просто Сеть) можно было обмениваться только текстовыми сообщениями, но в 1991 г. была разработана технология World Wide Web (Всемирная паутина), позволившая сопровождать информацию видео- и звуковым рядом. Каждый человек, имеющий компьютер, модем и телефон, может получить доступ к информации в Сети или создать в ней собственную страницу. По некоторым сведениям, к началу XXI в. число пользователей Интернета приблизится к 100 миллионам.

      Уже в начале 70-х гг. он довольно активно использовался, однако настоящий взрыв произошел тогда, когда появились персональные компьютеры. Их владельцы стремились получить доступ к международной сети, поэтому число ее пользователей на рубеже 90-х гг. увеличилось в десятки тысяч раз.



§ 2. Тестовые задания

Текст 1

      (1) Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения.
      (2) Считают, что в век ракет и лазера новые средства информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам — классикам. (3) И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. (4) В нашей стране пока еще голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. (5) И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней есть оттенок «ретро», сродни веку кринолинов и сюртуков. (6) Не близка ли смерть книги?
      (7) Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. (8) Книгу трудно заменить.
      (9) У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. (10) Почему диалог? (11) Да потому что книга — хорошая, мудрая книга — требует труда мысли, воображения. (12) Настоящая книга — это огромный сгусток энергии. (13) Но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда человек обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноценное восприятие текста. (14) Иными словами: творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги созидается живой мир. (15) И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.
      (16) Нет, не думаю, что книге угрожает смерть! (В. Я. Лакшин)

1. В каком предложении текста выражена его основная мысль?

      A) в предложении 9
      Б) в предложении 14
      В) в предложении 11
      Г) в предложении 16

2. Какое утверждение НЕ находит отражения в тексте?

      A) Сейчас люди мало читают, книги «не в чести».

      Б) Настоящая книга требует настоящего, вдумчивого читателя.
      B) Необходимо прививать любовь к чтению с детских лет.
      Г) С книгой беседуешь, вступая с автором в немой диалог.

3. Что означает используемое автором выражение «книга не в фаворе, книга не в чести»?

      A) В век компьютерных технологий книга является ненужной вещью.
      Б) В последнее время книги почти не продаются.
      B) Спрос на книги в ближайшее время полностью исчезнет.
      Г) В век ракет и лазера книга не пользуется популярностью и достаточным уважением.

4. Какой абзац текста является наиболее важным для понимания авторской позиции?

      А) 2    Б) 3    В) 4    Г) 5

5. Какое из высказываний можно было бы выбрать в качестве эпиграфа к этому тексту?

      А) Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы. (Авраам Линкольн)
      Б) Единственным недостатком хороших книг является то, что они порождают много плохих. (Георг Лихтеберг)
      В) В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор. (Мария Эбнер-Эшенбах)
      Г) Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы. (Уистен Хью Оден)

6. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль этого текста?

      A) Будущее за компьютерами.
      Б) Вечные ценности.
      B) Книга — наш друг и помощник.
      Г) Чтение книги — труд, который в радость.

Текст 2

      (1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела — это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.

      (5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. (7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

      (8) Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

      А) 1    Б) 2    В) 3    Г) 8

2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

      A) Труд есть основа осмысленной жизни человека.
      Б) Труд есть основа величия человека.
      B) Труд есть основа богатства человека.
      Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.

3. Как вы понимаете фразу из текста «гость за чужим столом»?

      A) Человек, который не имеет собственного дома.
      Б) Человек, любящий ходить в гости.
      В) Человек, живущий за счет других.
      Г) Человек, не умеющий трудиться.

4. Какая из пословиц и поговорок наиболее близка теме текста?

      A) Делу время, потехе час.
      Б) Даровой рубль дешев, наживной — дорог.
      В) Легче руками работать, чем головой.
      Г) Труд человека кормит, а лень портит.

5. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?

      A) Не работа сушит, а забота.
      Б) Без дела жить — только небо коптить.
      В) Всех работ не переработаешь.
      Г) Трутни горазды на плутни.



следующая страница >>