shkolageo.ru 1

Конспект урока в 9 классе


Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-

этическую тему.

Цель: Учить писать сочинение-рассуждение.

Задачи:

образовательные:


  • учить осмысленно читать текст, выделяя его проблематику;

  • продолжать учить видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет;

  • закрепить навык оценки прочитанного и его аргументацию;

развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и обобщать;

  • совершенствовать умение рассуждать по прочитанному тексту;

воспитательные:

  • показать пагубные последствия  алкоголизма;

  • способствовать расширению знаний и представлений 

учащихся о сущности пьянства;

  • вырабатывать отрицательное отношение к употреблению  

алкоголя;

  • воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Форма урока: урок-практикум.

Предварительная работа:

  • подбор примеров пагубного влияния алкоголя на жизнедеятельность человека

  • подбор пословиц и высказываний известных людей о вреде алкоголизма.

Оборудование: ММУ, презентации, распечатки отрывка из произведения В.

Липатова «Серая мышь» на каждого ученика, отрывки текстов о вреде

алкоголизма из газеты, научной статьи, художественного текста,

памятки по написанию сочинения-рассуждения на каждый стол.


Ход урока:


1.Оргмомент:


Здравствуйте , ребята, мы с вами продолжаем работу по подготовке к написанию сочинения- рассуждения. Сегодня мы будем рассуждать на морально-этическую тему.

2.Проверка дом .задания.

Прежде чем мы начнем работу над сочинением, давайте проверим домашнее задание.


Перед вами отрывки из произведений разных стилей речи. Прочитайте эти отрывки и определите ,к какому функциональному стилю речи они относятся, обоснуйте свой ответ.

1 ученик разбирает отрывок из текста о вреде алкоголя из отрывка газет

( публицистический стиль)

2 ученик обосновывает свой ответ на примере отрывка о вреде алкоголизма из научно-популярной статьи.(научный стиль)

3 ученик определяет стиль речи и приводит доказательства из отрывка текста художественного произведения(художественный стиль)

Что объединяет все эти тексты?

А теперь скажите , пожалуйста , какие типы текстов вы знаете?

3.Объяснение новой темы:

Молодцы. Мы сегодня подробнее остановимся на примерах текстов –рассуждений. Давайте вспомним все , что знаем о рассуждении.

( показ презентации №1, работа с материалами презентации)

Из чего состоит рассуждение?

С помощью какого слова можно перейти от аргументации к тезису?

А какой вопрос можно задать от тезиса к аргументам?

Что значит прокомментировать проблему?

Как выявить позицию автора?

Какие 4 этапа являются основными при работе над сочинением-рассуждением?

Молодцы, мы с вами еще раз повторили этапы работы над сочинением. А сейчас внимательно послушайте текст . над которым нам предстоит поработать сегодня и попробуйте определить , какую проблему в данном отрывке поднимает автор.

(Чтение учителем отрывка из повести В. Липатова «Серая мышь» )

4.Работа по тексту отрывка

Какая проблема затрагивается в отрывке?

Да , ребята, это вечная и злободневная проблема, волнующая все общество,

как наших дней, так и предшествующие поколения. Виль Липатов этим отрывком говорит о вреде алкоголизма. Хорошо , проблему мы определили. Что дальше будем делать?

Теперь нам нужно прокомментировать эту проблему.

Правильно , второй этап-это комментарий проблемы.

Найдите в тексте примеры того, что алкоголь – это плохая привычка.

(Дети зачитывают примеры из текста)

А теперь постарайтесь найдите в тексте примеры того, как автор и герои произведения относятся к алкоголику Семену Баландину.

(Приведение примеров из текста отношений автора и героев к Баландину)

Посмотрите, как ярко и образно передал автор состояние алкоголика , и как выразил свое отношение и отношение других героев этого произведения не только к этому человеку , но и ко всей проблеме алкоголизма в целом. Скажите , а вы согласны с Липатовым , что алкоголь- это зло.

Да , я согласен с автором. Алкоголь-это проблема нашего времени.

5.Аргументация собственного мнения по проблеме:

Мы должны подтвердить мнение автора о том, что алкоголь –это зло собственными аргументами. О том , из чего же строится собственное мнение мы узнаем из презентации.

(презентация о читательском опыте)

Давайте вспомним произведения , в которых так же затрагивается данная проблема

(1 группа зачитывает названия произведений и их авторов )

Ерофеев В.В. Москва – Петушки:

Козлов В.Ф. Волк и Филин: Повесть

Расплата: Повести и рассказы

В. Крупин «Живая вода»;

В. Тендряков «Расплата»;

В. Шукшин «А поутру они проснулись…», «Материнское сердце»

Сет-Экзюпери А. Маленький принц: Сказка

Так же эту проблему алкоголизма в своих произведениях затрагивали:

М. Горький, М. Булгаков, В. Гиляровский,В. Шишков, П. Романов, М. Зощенко, В. Катаев, М. Кольцов, Г. Троепольский, Ф. Абра мов, Ю. Нагибин, В. Астафьев, Е. Носов, Ю. Казаков, В. Шукшин, Д. Гранин, В. Распутин.

Читательским опытом можно считать и высказывания о вреде алкоголизма известных людей, пословицы и поговорки.

(2группа приводит примеры высказываний о вреде алкоголизма)

Очи мудрых желают блага, а глупого - пира в доме.
(Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу. Литература Древней Руси. М., "Высшая школа", 1990, с.171).


Человек пьющий ни на что не годен. (А.С.Пушкин.)
Опьянение есть добровольное сумасшествие. (Аристотель.)
Пьянство – это добровольное безумие. (Гиппократ.)
Пьянство есть упражнение в безумии. (Пифагор.)
Люди впускают врага в свои уста, и он похищает их мозг! (Шекспир.)


Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином. (Диоген.)

Алкоголь превращает человека в убийцу и вора. (Ч.Колтон.)
Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его. (Плутарх.)
(3 группа читает пословицы и поговорки.)

В луже водки и богатыри тонут.

Водку пить — себя губить.

Водка не лечит, а калечит.

Где винцо, там и горюшко.

Кто вино любит — своё сердце губит.

Пить да гулять — добра не видать.

Пьяница в народе, что сорняк в огороде.

С водкой дружить — здоровье прожить.

Хватил винца — не стало молодца.

Читательский опыт можно почерпнуть и из научно-популярной литературы.

(Чтение научной статьи о вреде алкоголизма)

СМИ так же часто затрагивают эту тему.

(Зачитать вырезки из газет о вреде алкоголизма)

ПРИМЕЧАНИЕ ( Если время позволяет , можно взять новые статьи о вреде алкоголя, если времени остается мало , то использовать статьи из работы по проверке домашнего задания)

А что мы можем назвать жизненным опытом?


6.Закрепление изученного материала

Итак , давайте вспомним , как же мы будем строить свое сочинение-

рассуждение. ( просмотр последнего слайда 2-ой презентации)

Ну, и перед тем как мы подведем итог сегодняшнего урока , несколько советов по написанию рассуждения .Давайте рассмотрим памятку по написанию сочинения-рассуждения.

7.Подведение итогов:

Мы с вами сегодня еще раз вспомнили все основные моменты , необходимые при написании сочинения- рассуждения. Какие это моменты?

Из чего состоит рассуждение?

Назовите 4 этапа при работе над сочинением-рассуждением?

Давайте вдумаемся во все сказанное и услышанное и сделаем для себя вывод, о том насколько опасен алкоголь для человека. К каким разрушительным , а порой и летальным последствиям ведет его употребление. И к таким страшным последствиям человек приходит постепенно. А ведь все начинается с самого малого, с самых обыкновенных рюмок по чуть-чуть и за компанию. Не отравляйте свой организм алкоголем и ведите здоровый образ жизни. Желаю вам всего самого хорошего.

Выставление оценок :

Задавание на дом: написать сочинение-рассуждение по данному отрывку


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Статья о вреде пьянства (Публицистический стиль)

Питие с древнейших времен является главным веселием Руси — это подтверждается надежными историческими документами. В настоящее время питие-веселие происходит не только от радости, но и с горя.

Большинство специалистов медицины сходятся во мнении: алкоголизм, в который перерастает бытовое пьянство, — это болезнь, имеющая по науке три разграниченных стадии. На бытовом уровне все проще, в народе считается: все крепко пьющие подразделяются на две категории — пьяницы и алкаши. Пьяницы хотя и пьют регулярно и помногу, но окончательно человеческого облика не теряют, работают на производстве, в меру терроризируют семьи, даже «под кайфом» иногда трезво мыслят, комфортно, без комплексов, чувствуют себя среди обычных людей, частенько пользуются даже уважением и любовью окружающих. Алкаши — это публика, для которой питие — и образ жизни, и образ мыслей. Они теряют общий язык с обычными людьми, становятся изгоями, способными общаться только с себе подобными.


Отдельной когортой, не вписывающейся толком ни в научную, ни в бытовую классификацию, существуют между нами запойные пьяницы. В период, когда они находятся, как говорят, «в штопоре», даже не будучи специалистом-наркологом, любой поставит им правильный диагноз — алкоголизм в последней, третьей стадии. В светлые периоды их жизни это убежденные трезвенники, порой педантично следящие за своим здоровьем, способные грамотно, профессионально прочитать лекцию о вреде алкоголизма. Запойными обычно почему-то становятся личности способные, незаурядные, талантливые, соответственно материально обеспеченные, пользующиеся веским авторитетом по месту работы, по месту приложения своих деловых и творческих качеств. В народе их жалеют.

АиФ Здоровье, выпуск 39 (476) от 25 сентября 2003 г.


Статья о вреде пьянства (научный стиль)

Алкоголь – яд для любой живой клетки. Проникнув в организм, алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частном попадании алкоголя в организм клетки разных органов, в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.

Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом в первую очередь страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный током крови к головному мозгу алкоголь проникает в нервные клетки. Часть нервных клеток при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека!


Журнал «Воспитание школьников» № 9 2002г.


Рассказ о вреде пьянства ( художественный стиль)


Вот и вчера опять не увидел – а ведь целый вечер крутился вокруг тех мест, и не так чтоб очень пьян был: я как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки, потому что по опыту знаю, что в качестве утреннего декохта люди ничего лучшего еще не придумали.

Так. Стакан зубровки. А потом – на Каляевской – другой стакан, только уже не зубровки, а кориандровой. Один мой знакомый говорил, что кориандровая действует на человека антигуманно, то есть, укрепляя все члены, расслабляет душу. Со мной, почему то, случилось наоборот, то есть, душа в высшей степени окрепла, а члены ослабели, но я согласен, что и это антигуманно. Поэтому там же, на Каляевской, я добавил еще две кружки жигулевского пива и из горлышка альб де дессерт.

Вы, конечно, спросите: а дальше, Веничка, а дальше – что ты пил? Да я и сам путем не знаю, что я пил. Помню – это я отчетливо помню – на улице Чехова я выпил два стакана охотничьей. Но ведь не мог я пересечь Садовое кольцо, ничего не выпив? Не мог. Значит, я еще чего то пил.

А потом я попал в центр, потому что это у меня всегда так: когда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал. Мне ведь, собственно, и надо было идти на Курский вокзал, а не в центр, а я все таки пошел в центр, чтобы на Кремль хоть раз посмотреть: все равно ведь, думаю, никакого Кремля я не увижу, а попаду прямо на Курский вокзал.

Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки»


Дополнительные тексты для работы над сочинением.

Отрывок из текста публицистического стиля

Известный русский психиатр С.С. Корсаков так описывает это состояние: »опьяненный не думает о последствии своих слов и действий и относиться к ним крайне легкомысленно …Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам«. А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным и скромным даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыкам приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может выболтать любую тайну ; он теряет бдительность, перестает быть осторожным. Не даром говориться : "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке".


То, что мы в быту благодушно называем опьянением в сущности есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию. А если пьянство продолжается, и новые порции алкоголя систематически поступают в организм ? Что тогда?

Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм не сразу выводиться от туда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течении 1-2 дней, а в некоторых случаях и больше.

Газета «АиФ» от 18.10.2007г.


Дополнительные тексты для работы над сочинением.

Отрывок из текста научного стиля

     Неблагоприятное воздействие алкоголя на развитие ребенка было обнаружено еще в начале XX века, когда врачи заметили, что через девять месяцев после проводившихся в Европе винных праздников повышалось количество новорожденных с пороками развития. К сожалению, выпиваемый вами алкоголь поступает не только в вашу кровь, но и в кровь ребенка, причем в той же концентрации.

     Неумеренное потребление алкоголя во время беременности может привести к тому, что ребенок родится с плодным алкогольным синдромом, который включает в себя разнообразные пороки развития. У детей с этим синдромом отмечаются меньший рост, а также меньший вес и размер мозга, чем у нормальных младенцев. Иногда их мозг недоразвит и они отстают в умственном развитии. Дети с плодным алкогольным синдромом отличаются и внешне: глаза у них меньше обычного, нос короткий, верхняя губа тонкая. Кроме того, у них бывают аномалии в развитии рук, ног и сердца. Наибольший вред алкоголь наносит в первом триместре беременности. Исследования показывают, что алкоголизм матери может привести к осложнениям беременности, таким, как выкидыш, низкий вес новорожденного или рождение недоношенного ребенка. Подобно курению, наиболее сильно алкоголь повреждает клетки головного мозга.


Научная статья о вреде алкоголя из учебника по валеологии.


Текст для работы над сочинением-рассуждением.

- Семен Васильевич, держи! – великодушно сказал Ванечка. – Грамм сто семьдесят тебе набухал…

Однако Семен Баландин и на это раз не услышал – сидел неподвижный,  бледный как смерть, и Витьке Малых пришлось пошевелить плечом, чтобы он пришел в себя. Почувствовав толчок, Баландин выпрямился, медленно повернулся к Ванечке Юдину и вдруг испуганно и нервно расширил мутные глаза – увидел водку. Глядя на  бутылку, он делал мелкие глотательные движения, стиснув губы, вздрагивал так, словно его колотила лихорадка.

         -Похмелись, Семен Василич!

Еще раз вздрогнув. Баландин неожиданно для всех вскочил, прикрыв рот ладонью, бросился в гущу молодых елок, извиваясь и стоная, он три дня ничего не ел, только пил, и сейчас Семену рвотой выворачивало внутренности, из желудка поднималась ядовитая желчь, пузырилась на губах, дыхание прерывалось, и все это было так тяжело, что приятели Баландина, отвернувшись  от него, стали глядеть на утреннюю реку.

- Ну чего, Семен Василич, полегчало? – деловито спросил Ванечка, наклонив голову и плечи, пошел на Ванечку и стакан с водкой таким шагом, точно его подталкивали в спину острым штыком; в обморочных глазах Семена светилась яростная решимость, подбородок задрался, руки были по-солдатски прижаты к бокам.

- Ставь на землю! – хрипло попросил Семен и осторожно лег грудью на землю.

- Поближе ставь!

На землю Семен Баландин лег потому, что не мог держать стакан в руках – так они тряслись. Нацелившись, он схватил край стакана зубами, закрыв глаза, сгорбатив худую спину и затаив дыхание, начал пить водку так, как теленок в первый раз сосет мать. И опять все это продолжалось мучительно долго, и трое снова отвернулись от товарища – Витька малых с жалостью и состраданием, Ванечка Юдин с расчетливой целью не помешать человеку «принять дозу», а Устин Шемякин со злобой к алкоголику Баландину.


- Прошла? – заботливо спросил Ванечка. – Гляди, Семен, не дай ей бог обратным ходом пойтить! Это для тебя хуже беды…

Распластано лежа на земле, Семен еще несколько томительных мгновений боролся с собственным организмом, потом все услышали такой протяжный и долгий вздох, какой издает расседланная лошадь; вздрогнув широко открытым ртом,  сел прямо.

- ну вот! – удовлетворенно сказал Ванечка. – Полный ажур! А что могло получиться? Да вот что: брак – и нет человека!

Виль Липатов «Серая мышь»


Памятка по написанию сочинения-рассуждения.

I Вступление

Во вступительной части своей работы постарайтесь сразу заявить о том, что тема или проблемы, поднятые автором, тобой поняты.


Используй следующие сочетания слов: Автор размышляет над проблемами... Автор данного текста обратился к теме... Предложенный текст интересен уже своим названием, которое... Статья посвящена актуальной теме... Несомненна актуальность избранной автором темы...


II Основная часть

1) Прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.

2) Сформулируйте позицию автора (идея текста).

III Финальная часть работы.

Объясните, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста.


Используйте следующие выражения: Автор, безусловно, прав, утверждая... Безусловно, нельзя не признать правоту автора... Автор углубляет наши представления о том, что... Автор заставляет задуматься о... Несомненным достоинством этой статьи является... Нельзя не согласиться с автором... Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что... Вызывает сомнение тезис о том, что... Нельзя не поспорить с автором о том, что... Кажется спорной мысль автора о том, что...

Аргументируйте свою точку зрения (2 аргумента)



ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Разработка урока по здоровьесбережению.


Номер ОУ: МКОУ Дуванкульская ООШ

Адрес ОУ: Челябинская обл., Увельмкий район , с.Дуванкуль , ул.Молодежная 7б

Фамилия имя отчество учителя: Демьянивская Любовь Викторовна

Должность: учитель русского языка и литературы 1 кв. категории

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-

этическую тему.

Возрастная группа: учащиеся 9 класса