shkolageo.ru 1

Правильные ответы и


примеры из лучших ответов учащихся


Составитель: Гусева Наталья Петровна


1-2 класс

Вопрос № 4.
Кто изображён на рисунке. Что этот организм может рассказать о воде?

(Используйте слова: индикатор, здоровье, вещество, взаимосвязи, зависимость; составьте не более 5 предложений).

Это животное – двустворчатый моллюск беззубка, взрослая особь - живет на заиленном и песчаном дне рек, озер и прудов. Питается, отфильтровывая из воды мелкие растительные и животные остатки (детрит), простейших, одноклеточные водоросли и тем самым способствует очищению воды в водоёмах, поддерживает их здоровье.

Наличие беззубок в водоёмах зависит от чистоты воды. Чем меньше веществ – загрязнителей воды, тем беззубок больше, поэтому её относят к индикаторным организмам. Так как беззубка дышит жабрами, то их обилие в водоёме тесно взаимосвязано с количеством растворённого в воде кислорода.


3-4 класс


Вопрос № 4.
Кто изображён на рисунке. Что этот организм может рассказать о воде?

(Используйте слова: индикатор, здоровье, вещество, взаимосвязи, зависимость; составьте не более 5 предложений).

Это животное – личинка вислокрылки живёт в водоёмах со стоячей или медленно текущей водой, дышит растворенным в ней кислородом с помощью жаберных придатков брюшка и питается живущими на дне водоема личинками комаров-звонцов, подёнок и ручейников. Благополучие водоема зависит и от вислокрылок, так как они служат пищей рыбам и другим обитателям водоёма. Жизнь личинки целый год связана с зарослями водной растительности, а после она опускается на дно и живёт, зарываясь в ил пока не окуклится.

Является индикаторным организмом - указателем здоровья водоёма, так как характеризует 3 и 4 классы качества воды, реагируя на попадающие в воду вещества-загрязнители.



5-6 класс


Вопрос № 5.
Кто изображён на рисунке. Что этот организм может рассказать о воде?

(Используйте слова: индикатор, здоровье, вещество, взаимосвязи, кислород, организмы; составьте не более 5 предложений).


Это животное - личинка мухи пчеловидки - крыска.

Жизнь этого организма связана с сильно загрязнёнными водоёмами, сточными канавами, навозными лужами, в воде которых растворено очень мало кислорода. Обилие крысок указывает на состояние здоровья водоёма, на наличие в воде большого количества органических веществ, поэтому личинка считается индикатором. Двигаясь по дну водоема, личинка выставляет конец дыхательной трубки - «хвостик» из воды, а погружаясь на большие глубины, периодически всплывает, извиваясь как пиявка, для пополнения запасов воздуха.

В водоёмах с обилием крысок опасно ловить рыбу, купаться, так как способствуют распространению инфекционных заболеваний человека и животных.


7-8 класс


Вопрос № 5.


Что этот организм, изображённый на рисунке, может рассказать о воде?

(Используйте слова: индикатор, здоровье, вещества, взаимосвязи, кислород, организмы, зависимость; составьте не более 5 предложений).

Это растение - ряска - затянуло всю поверхность воды и показывает, что вода в данном водоёме пресная, стоячая или медленно текущая, хорошо прогревается, богата органическими веществами.

Ряску применяют для очистки воды, так как листецы извлекают из нее и запасают азот, фосфор, калий, поглощают углекислый газ и обогащают воду кислородом.

Изменение цвета листеца (щитка) находится в зависимости от присутствия загрязнителей, и поэтому ряска используется как индикаторный организм, является показателем экологического состояния и здоровья водных систем.

Взаимосвязана ряска и с птицами и зверями, обитателями водоёмов, так как она не только их кормит, но и, приклеившись к их лапкам, шерсти, перьям расселяется по водоёмам.



Проекты

1. Савушкина Алина, Степанян Србуи, Болтикова Елизавета, Дмитриев Юрий, Кирюшин Сергей, учащиеся МБОУ СОШ № 11 провели анкетирование среди учащихся своей школы.

Приводят стихотворение Бориса Заходера:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вот так, из-за пустяка

Пропала целая река.

2. Юлкин Игорь, учащийся 7 класса, обучающийся МБОУ ДОД ГСЮН. Руководитель - Юлкина Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования.

Приводит цифры водопотребления на 1 человека:

1890 год – 11 литров в сутки

1914 – 66 литров

1959 год – 700 л

(Я познаю мир. Экология. Энциклопедия. А.Е. Чижевский, М. 2008).

3. Неугодов Артём, учащийся 7 «А» класса МБОУ СОШ № 17. Руководитель - Чернецова Татьяна Андреевна.

Проект соответствует критериям. Во введении дан анализ ситуации не абстрактный, а реальные цифры водопотребления воды в нашем городе Рязани – 23 000 м3 питьевой воды.

Поставлена цель: разработка оптимального режима использования воды на основе рациональных принципов экономии (в рамках хозяйственной деятельности моей семьи).

Метод – эксперимент. Сроки, участники. Дан анализ ситуации. Предполагаемые результаты. Приведены таблицы 1) когда, что, кто, что потом + экономический эффект; 2) Результаты эксперимента. Выводы!

Очень хороший вывод, и самое главное: Совместная работа по осуществлению данного проекта способствовала ещё большему сплочению всех членов семьи.

5. Овчинникова Екатерина, учащаяся 8 «А» МБОУ СОШ №70 – рекомендует составленные памятки по экономии воды изучать в школе на уроках.

6. Мищенко Ольга, учащаяся 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 64, получился информационный проект-реферат, но подготовлен буклет.

ВЗЯТЬ БУКЛЕТ! Несколько цифр о водопотреблении!


7. Прибылов Игнат, учащийся 7 «А» класса МБОУ СОШ № 70. Рассчитал опытным путём:

Сколько воды накапает из крана – включить в презентацию!

- за 2 часа – 1 литр

- в сутки – 12 литров

- в год – 360 литров

8. Штрыкина Наталья, учащаяся 7 класса, обучающаяся ОГБОУ ДОД ДЭБЦ. Руководитель – педагог дополнительного образования Енякина Елена Владимировна.

Предложила способ экономии водопотребления, экономя её при поливе комнатных растений, уменьшив площадь испарения, применяя защитные круги-накладки на землю, окружающую стебель растения.

9. Гавришин Тимур, Куропов Павел, Рябов Максим, Павлов Александр, Бисева Виктория, Фомина Анастасия – учащиеся 8 Е, 8Е, 7Е классов МБОУ СОШ № 66. Руководители: Гузовская Зинаида Викторовна, Зуев Никита Вячеславович.

Осуществили в своей школе проект по экономии воды: «Экономлю воду Я, Семья, Школа». Были разработаны анкеты для 1-4 классов и для 5-11 классов. Всего в анкетировании приняли участие 128 человек. Обработка анкет проведена с помощью технологии «Google Документы». В результате проведённого исследования и работы лекторской группы экономия воды по школе в денежном эквиваленте составила 549 рублей в месяц. Был проведён конкурс рисунков и сочинений на тему «Приключения капельки». Проведена акция «Чистая вода».

Автор стихотворения Денисова Анна (11 «А» класс МБОУ СОШ № 66., 2012 год).


Ч и с т а я в о д а

Везде, повсюду и всегда

Да будет чистая вода!

Девиз запомни ты, дружок,

И соблюдай закон

на вид он лёгок, как стишок,

Но тайна скрыта в нём:

Там нет сказаний, волшебства

Ты сразу всё поймёшь,

Когда ответишь на вопрос:

Какую воду пьёшь?

Она прозрачна и чиста,

Как родниковая вода, Иль основной её состав

Химический, металлов сплав?


Она поутру освежает,

Бодрит и тонус придаёт,

Или лицо всё разъедает,

И чудо-крем здесь не спасёт!?

Давайте вспомним! Кто мы?

- Люди!

И жить на свете так нельзя!

Остановить всё это важно!

И каждый пусть начнёт с себя!


Но хотелось бы, чтобы в Проекте было точнее указано: сколько человек? взрослых – учащихся школы, по каким показателям – счётчики школьные – дата начала – показатели – дата окончания – показатели.


10. Никитина Анастасия, учащаяся 8 «А» класса МБОУ СОШ № 38. Руководитель – Егоркина Нина Никитовна – учитель химии, руководитель кружка «Юный эколог».

Приводит 5 практических советов экономии воды, опытническим путём проверенных в домашних условиях. Причём, активное участие в опытах приняла мама - Никитина Надежда Анатольевна.

В выводах приводит слова академика А.П. Карпинского «Вода – это самое драгоценное ископаемое. Вода – это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства; вода – это действенный проводник культуры, эта та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где не было» и арабскую пословицу «Где вода иссякла – там и страна приходит в упадок».

11. Бертяева Марина, учащаяся 7 «А» класса МБОУ СОШ № 40. Руководитель – учитель биологии Ерёмина Елена Ивановна.

Познакомившись со способами экономии воды в Интернете вовлекла в эксперимент «Интересная экономия воды» свою семью и младшую сестрёнку Ангелину, применив при её купании вместо искусственных объёмных камней наполненные водой пластиковые ёмкости в матерчатых чехлах. И ванна оказалась наполненной и экономия воды!


Викторина


1. Савушкина Алина, Степанян Србуи, Болтикова Елизавета, Дмитриев Юрий, Кирюшин Сергей – учащиеся 8 «Б» класса МБОУ СОШ № 11. Руководитель - Панина Эльвира Гамзатовна.

Вопрос № 2 «В болотах зарождаются многие реки, водный объект для них является «колыбелью».


2. Сермягина Ксения, учащаяся 8 «Б» класса МБОУ СОШ № 34. Руководитель - Букина Наталья Александровна

Вопрос № 3 - хорошее объяснение.

Лось – владыка болот. Распространён в лесной зоне Северного полушария. Большой мастер по добыче донных растений. Для них необходимо наличие болот, рек, озёр, где летом кормятся листьями и корневищами водорослей, болотных растений, спасаясь от жары. Хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. Известны случаи, когда лоси ныряли за кормом на глубину до 5 метров. Устройство копыт приспособлено для преодоления болотистых топей: длинные ноги, крепкие перепончатые растяжки между пальцами, большая упругость подошв и значительная сила помогает им передвигаться по болотам.

В Африке живут гиппопотамы, название переводиться как «речная лошадь». Органы чувств – подвижные уши, ноздри, снабженные закрывающимися мембранами, чтобы при нырянии в них не попала вода, глаза с выступающими надглазьями – расположены на верхней части морды, так что гиппопотам может почти полностью погрузится в воду, продолжая дышать воздухом и внимательно следить за окружающими. Обычно они не заходят далеко в воду и держатся на мелководье, где могут доставать лапами дно. Питаются водными и прибрежными растениями, но могут насекомыми, рептилиями и другими животными. Сходство этих животных можно проследить в том, что лось и гиппопотам очень хорошо приспособились к добыванию пищи в воде. Они свободно передвигаются в воде, и у них похожая пища: водная и прибрежная растительность.

№ 5 - хорошее объяснение.

Ряска трёхдольная – растение – индикатор здоровья водоёма, плавает по поверхности воды в том слое, который наиболее загрязнён. Этот организм очищает воду от углекислоты, и в процессе фотосинтеза выделяет кислород; в больших количествах поглощает такие вещества, как азот и фосфаты, усваивает остатки удобрений, навозную жижу. Ряска превращает грязную воду в техническую и даже питьевую. Между чистотой водоёма и видом ряски существует тесная взаимосвязь.: если вода загрязнена, то число листьев, покрытых чёрными и бурыми пятнами, пожелтевших, достигаем 30-40%, а в чистом водоёме их вообще нет, или менее 10%. «Это растение – ряска малая затянуло всю поверхность воды и показывает, что вода в данном водоёме содержит большее число органических веществ, которые являются питанием для ряски.


3. Евченко Иван, учащийся 8 «А» класса МБОУ СОШ № 53. Руководитель - Фомичева Татьяна Рудольфовна.

Вопрос № 2 - хорошее объяснение:

Ситечко для чая – листья клюквы в виде чая или отвара употребляются при одышке. Кроме того, при разливе рек большая часть мусора остаётся в болоте, таким образом, болото играет роль фильтра, т.е. сита.

Кусок мыла – клюкву добавляют в мыло для избавления от прыщей, а также, очищение – одна из функций болота (также, как у мыла);

Драгоценность – в средние века клюква была одним из источников дохода российской казны. Все суда из Европы возвращаясь обратно наполненные бочками с клюквой; кроме того, в наше время из болот добывают различные полезные ископаемые – торф, метан, сапропель.

Губка – очевидно, имеется в виду русский обычай использовать мох-сфагнум в качестве губки, так как он «мылится»; после разлива рек болота впитывают в себя, подобно губке, различный мусор и взвешенную грязь.

Детская колыбелька- видимо имеется в виду созвучие древнерусского названия детской колыбельки – «Зыбка» и древнего названия трясин и болот – «зыбь» (например «Мошкинская зыбь); а также болото – «колыбель», своеобразные «ясли» для детёнышей многих животных, например лосей, кабанов, бобров, ондатр и др.

Даже нашли - На языке коми клюква – турипуу. – журавлиная брусника.


4) Марушин Андрей, учащийся 7 «А» класса МБОУ СОШ № 53. Руководители - Высоков Владислав Владимирович, Марушина Мария Владимировна.

Вопрос № 2

Хорошо о значение болот:

Драгоценность – одним из значений этого слова является слово «Клад». Так вот болота – настоящий клад для нашей планеты. Они препятствуют развитию парникового эффекта. Их не в меньшей степени, чем леса, можно назвать «лёгкими планеты». Дело в том, что реакция образования органических веществ из углекислого газа и воды полностью обратима, и поэтому при разложении органики углекислый газ, связанный до этого растениями, выделяется назад в атмосферу. Единственный способ уменьшить содержание углекислоты в атмосфере – захоранивать часть неразложившейся органики, что и происходит в болотах. Поэтому политика осушения болот, практиковавшаяся в 20 веке, с точки зрения экологии – разрушительна.



Вопрос № 5. Это растение – ряска- затянуло всю поверхность воды и показывает, что вода в данном водоёме содержит большое количество кислорода и избавлена от углекислого газа, в такой воде много органики.


5. Барашева Дарья, учащаяся 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 60. Руководитель - Пенькова Анна Александровна.

Хорошо написано об эндотрофной микоризе - не многие дали объяснение! При эндотрофной микоризе гифы гриба проникают через кору и внедряются в клетки коровой паренхимы, образуя здесь скопление в виде клубков, заполняющие только часть клетки. Эндотрофная микориза наблюдается главным образом у вересковых растений (клюква).


6. Трунин Антон, учащийся 7 «А» класса МБОУ СОШ № 63. Руководитель - Иванова Светлана Анатольевна.

У бегемотов уникальный слуховой аппарат: восприятие подводных звуковых сигналов осуществляется за счёт вибрации определённых участков челюстных костей, от которых через чувствительные рецепторы черепных костей они передаются к внутреннему уху, а оттуда – в слуховые зоны мозга. На суше передача звуковых сигналов, распространяющихся по воздуху, осуществляется непосредственно через слуховой аппарат уха. Эта стереоспособность позволяет бегемотам, независимо от места их нахождения, всегда слышать жизненно важные для них звуки и шумы, а также чётко ориентироваться в пространстве и оценивать ситуацию, не покидая спасительной прохлады воды или ила.

Вопрос №1 – Холодная, студёная вода используется для закаливания организма. Она способствует лучшему кровотоку и обмену веществ, значит организм (тело) становится здоровее (ядрёным), то есть сильным, здоровым и крепким.

Вопрос №2 – эндотрофная микориза – микориза, при которой весь мицелий находится внутри клеток корня.


7. Лозовая Елена, учащаяся 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 64, Руководитель - Антонова Лариса Анатольевна.

Вопрос № 3. Глаза, уши и нос расположены в одной плоскости, что позволяет им дышать, смотреть и видеть, погрузив всё тело в воду. При погружении в воду специальные клапаны закрывают ноздри, а уши прижимаются к голове.


Вопрос № 4. Фильтраторы – животные, питающиеся мелкими организмами

Фильтраторы, водные животные, питающиеся мелкими планктонными организмами или взвешенными частицами (детрит), отцеживаемыми из воды. Активные фильтраторы создают ток воды через специальные приспособления для фильтрации: решётчатый фильтр у аппендикулярий, жабры многих двустворчатых моллюсков, лофофороплечих и мшанок, ножки усоногих и листоногих раков, ротовые придатки веслоногих раков, жаберные тычинки некоторых рыб, пластины китового уса усатых китов. Пассивные фильтраторы используют течения и расставляют в текучих водах: своеобразные ловчие сети: венчик перистых лучей морских лилий - их расправленные лучи с многочисленными перистыми выростами образуют сложную фильтрующую сеть, неподвижно ориентированную навстречу течению, пучки щетинок на верхней губе личинок комаров, ловчие воронки личинок мошек и другие представители морской и пресноводной фауны.

Обитатели планктона – веслоногий рак Calanus за несколько лет способны профильтровать воды всего Мирового океана – 1,37 млрд. км3.

Двустворчатые моллюски профильтровывают очень большие объемы воды. Так, устрица может профильтровать за час около 10 л воды; мидия — до 2—5 л (при более высокой температуре воды больше, при более низкой — меньше); съедобная сердцевидка при температуре воды в 17—19, 5°С — от 0, 2 до 2, 5 л, в среднем 0, 5 л воды за час; мелкие морские гребешки фильтруют со скоростью 1 л в час на 1 г их веса, а старые — только 0, 7 л.


8. Оводкова Оксана, учащаяся 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 64. Руководитель - Антонова Лариса Анатольевна.

Вопос № 2. - исчерпывающий ответ - 12 названий клюквы, хорошо о Жилинском.

Про болота: болота – естественные фильтры воды и санитары агроэкосистем, т.е. его можно сравнить с ситечком для чая. Самое большое спасибо болотам за очищение атмосферы и «чистку» Земли. Недаром в некоторых странах их почитают за главного ассенизатора, особенно торфяники – являясь натуральными очистными сооружениями. Водно-болотным комплексам принадлежит также большая заслуга в предотвращении «парникового эффекта» - поглощении из атмосферы углекислого газа и токсичных веществ. А кислорода гектар болота выделяет намного больше, чем гектар леса или луга. Велико значение таких угодий и в поглощении пыли, нависающей над планетой. А ещё потрясает воображение работа болот по воспроизводству чистой воды – болотная вода считается самой чистой (УТОЧНИТЬ!).


Торф – ценнейший вид топлива (драгоценность). Говорят, если бы не такие «дрова», совсем бы замёрз блокадный Ленинград, не выжили бы в войну сотни городов и деревень.

Жилинский провёл в Мещёре множество каналов. Самый знаменитый канал Мещеры – канал Жилинского, названный по имени царского генерала Жилинского, возглавлявшего когда-то экспедицию по осушению здешних болот. Канал Жилинского с одной стороны переходит в канал Шья, принимающий воды Дровацкого канала и Широкой канавы, и впадает в Оку возле Белоомута, а с другой стороны он переходит в канал Магистральный, а далее в речку Солотчу, которая впадает в Оку напротив знаменитого поселка Солотча и недалеко от не менее знаменитого Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово, известного еще с домонгольских времен.

ЛОСЬ – строение волоса – он полый внутри, наполнен воздухом, а значит не только согревает в мороз, но и помогает плавать.

Вопрос № 6

Трофические уровни – совокупность организмов, объединённых одним типом питания.

1 – продуценты (преимущественно зелёные растения)

2 – консументы первого порядка (растительноядные животные)

3 - консументы второго порядка (хищники, питающиеся растительноядными животными)

4 - консументы третьего порядка (вторичные хищники, которые нападают на других хищников и паразиты консументов второго порядка).

Зубатые киты (поедают крупную рыбу, кальмаров, тюленей - третьего порядка)

Усатые киты – питаются макропланктоном, который отфильтровывают из воды - консументы второго порядка.


9. Овчинникова Екатерина, учащаяся 8 «А» класса МБОУ СОШ № 70. Руководитель Денисова Людмила Николаевна.


СТИХИ О ВОДЕ

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.



Без воды на Планете немыслимо что-то живое

И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,

И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,

Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.


Океаны и реки, озёра и вечные льдины,

Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –

Это только вода, это Жизни самой сердцевина,

Это плазма Планеты, а может Галактики всей.


Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,

С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,

Загрязняем её, отравляем её, убиваем…

Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?


Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,

И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,

И от белого Солнца готова башка расколоться…

Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!


Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,

Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…

Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,

Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.


Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,

Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,

И в бездонном пространстве планета Земля голубая

Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.


(Королев Аркадий Владимирович, 1983 г., © Аркадий, 2009)

10. Корнеева Светлана, учащаяся 7 класса, обучающаяся ОГБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр». Руководитель – педагог дополнительного образования Енякина Елена Владимировна.

Вопрос № 3. Сравнение: оба зверя проводят в воде большую часть жизни, удаляются от берега не более, чем на 300 метров, питаются водной и прибрежной растительностью, имеют клапаны в носу и ушах, закрывающие их при нырянии, на конечностях между пальцами имеют перепонки. Они способствуют продуктивности водоёма, удобряя дно, в кишечнике обоих содержатся бактерии, способствующие лучшему перевариванию грубой растительной пищи. А в остальном – это разные животные. Копытное травоядное и грызун объединяются только в общий класс млекопитающих, тем интереснее, как водный образ жизни привёл к появлению у разных видов сходных приспособлений. 0,8 (не про бобра, а за бобра+++)



Вопрос № 6 – хорошее объяснение.

Морские животные одного трофического уровня – это животные, которые отстоят от начала пищевой цепочки на одинаковое число звеньев. Часто они питаются одинаковой пищей, занимают одну экологическую нишу. По буквами Б и В – объединены усатые и зубатые киты. Они не могут находиться на одном трофическом уровне, так как усатые киты питаются планктоном и крилем (изредка мелкой рыбой) и стоят в пищевой цепи впереди зубатых китов. А те, в свою очередь, могут нападать даже на раненых усатых китов, следовательно, их уровень выше. Ответ – А – объединяет китов одного трофического уровня.

Вопрос № 5.

РЯСКА: Использование: эти растения очищают водоёмы от углекислоты и снабжают кислородом, служат кормом для рыб и защитой от солнечных лучей.