shkolageo.ru   1 ... 12 13 14 15 16 17

Вопрос № 45. Своеобразие целей, содержания и формы лирики как литературного рода. Жанрово-видовое деление лирики.


Лирика - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды лит-ры, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни.

Платон назвал лирику простым повествованием в противоположность в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме, эпос же смешивает и то и другое. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом пр-нии обозначается какой-л. событийный ряд , то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Гаспаров ищет сюжет везде, но это очень спорно, традиционно считается, что в лирике его нет.

Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система худ. средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения челов. души

Лирическая эмоция – сгусток, квинтэссенция душевного опыта ч-ка. Гинзбург: лирика – «самый субъективный род лит-ры, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». В основе – душевное озарение, результат творч. Достраивания и преображения того, что испытано.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика – художественное освоение сознания и бытия (Поспелов). Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирика способна запечатлеть:


  • Простр-врем. Представления
  • Связь чувства с фактами быта и природы


  • Религиозный характер и т.п.

Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лир. поэмы) Принцип лир. рода лит-ры как можно короче и как можно полнее. Приближается к сентенциям.

Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно.

Для лирики характерно:

  • Тяготение к стихотв. ф-ме

  • Экспрессивность речи, доходящая до предела

  • Автопсихологичность, т.к. лир герой/субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п.

  • Суггетивность – максимальная внушающая, заражающая сила.

Посмотрите лекцию по лирике, если есть, там цитаты, которые нравятся Чернышевой.


Виды лирики:

  • Описательная (пейзажная)

  • Повествовательная (событие, эпизод)

  • Ролевая (монолог от лица персонажа)

  • Медитативная (любовная, философская)

Лирический герой и субъект

Для Чернышевой: лир. субъект ближе к личности автора, чем лир. герой. Герой = роль, субъект = субъект тв-ва.

Для Волковой: субъект – образ из 1 стихотворения, герой – собирательный образ всего тв-ва или цикла (Тынянов: «образ поэта в лирике»). Если перепутаете и скажете, Чернышевой то, что предназначается для Волковой, ссылайтесь на Лидию Гинзбург.


Ведущие лирические жанры (основное условие – они должны быть поддержаны традицией):

  • послание, элегия, ода, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет

  • является ли «лир. стихотворение» жанром – спорный вопрос

Вопрос № 46. Своеобразие целей, содержания и формы драмы. Виды и жанры драмы.


Драма принадлежит и литературе и театру. Д. пр-ния, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Драматург подчинен « закону развивающегося действия». Авторская речь вспомогательная и эпизодичная: список действующих лиц, + их краткие хар-ки, если есть, обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки, указания на мимику, жесты, интонацию и т.п.(ремарки)} побочный текст. Основной текст – цепь высказываний персонажей, их монологов и реплик.


ограниченность художественных возможностей по сравнению с эпосом→ характеры в драме раскрываются с меньшей свободой и полнотой.


  • Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к другому

  • Время не сжимается и не растягивается

  • Персонажи обмениваются репликами без заметных временных интервалов

  • Между изображаемым и читателем нет повествователя

  • Драма ориентирована на требования сцены → действовать на множество, занимать его любопытство (Пушкин сказал).

  • Тяготение к внешней эффектной подаче изображаемого→ театрализующие гиперболы.

В 19-20 вв., когда в лит-ре возобладало стремление к житейской достоверности, присущие драме условности стали менее явными (Островский, Чехов, Горький) Однако условности все же сохранились (подведение итогов в «Трех сестрах). Зрители и актеры – уже условность.

Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит монологу и диалогу. О видах см. вопр. 52. Они насыщены афоризмами и сентенциями больше, чем аналогичные в жизни также они более пространны и эффектны. Монологи в одиночестве - тоже условность, вынесение наружу речи внутренней. → речь обретает сх-во с речью художественно- лирической, Гегель считал драму единством эпического и лирического начала.

В 18-19 вв. драма стала отрываться от сцены, они начали интенсивно читаться. И даже появились драмы для чтения («Фауст», «Маленькие трагедии»)

Драма как род лит-ры включает в себя множество жанров. На протяжении всей истории драмы существует трагедия и комедия. Выделяется также драма как жанр, мелодрамы, фарсы, водевили, трагикомедии, трагифарсы. Трагедия, комедия и драма отличаются конфликтом, героем, пафосом, языком.



<< предыдущая страница   следующая страница >>