shkolageo.ru 1 2 3

Московский Патриархат



Московская епархия


Коломенская Духовная семинария


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

НАПИСАНИЮ

СЕМЕСТРОВЫХ СОЧИНЕНИЙ


ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ


Утверждаю на заседании педсовета


«___»________________________г.


Протокол N____________________


Ректор семинарии_______________


Коломна

2006



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Семестровое сочинение - богословская или историческая учебная работа научного характера, которая пишется студентами семинарии один или два раза в семестр.

В ходе написания семестрового сочинения студенты учатся: пользоваться библиографическими указателями по богословским и смежным светским дисциплинам; работать с основным объемом источников и литературы по теме и записывать нужную информацию; грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в богословской литературе на современном этапе на основе ее анализа; использовать соответствующие теме методы научного исследования; правильно оформлять и редактировать научный текст.

Семестровое сочинение, как богословская или историческая учебная работа, представляет интерес только тогда, когда она опирается на достаточную источниковую базу и её автор хорошо знаком с содержанием базовых источников и литературы и обладает элементарными навыками их анализа.

Несомненными достоинствами семестровой работы также можно считать: строгую последовательность, логичность изложения, аргументированность, глубину мысли, грамотное оформление и академический стиль повествования.

Примерный список научной литературы по теме сочинения устанавливает преподаватель. В него должны входить не менее 5 источников и других сочинений богословского, исторического характера. Примерный объем семестрового сочинения - 8 -10 тетрадных или 6-8 машинописных страниц. Работы печатаются на компьютере через полтора межстрочных интервала шрифтом 14 Times New Roman на одной стороне листа формата А4. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое -30 мм, правое - 10 мм, нижнее- 20 мм, верхнее - 15 мм. Студенты 3-4 курсов подают работы только в напечатанном виде. Студенты 1-2 курсов могут представить работы в рукописном виде.


Семестровое сочинение оценивается преподавателями двух учебных дисциплин: по указанному в работе предмету и по русскому языку. В том случае, если работа оценивается оценкой «неудовлетворительно» по русскому языку или неверно оформлена (не указаны ссылки на источники, неверно оформлены титульный лист, план и список), работа считается неудовлетворительной в целом и возвращается на доработку.


ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СЕМЕСТРОВОГО СОЧИНЕНИЯ


Семестровое сочинение должно иметь совершенно определенную структуру, тесно связанную с основными этапами его подготовки. Процесс написания семестрового сочинения является творческим и с трудом поддается формализации, однако можно предложить следующую схему, позволяющую прояснить хотя бы в самом общем виде, что требуется от студентов при работе с текстами.


Этап 1. Выбор темы и подбор источников: текстов Священного Писания, творений святых отцов, других источников и литературы.

Этап 2. Составление конспектов и подбор цитат по выбранным текстам.

Этап 3. Определение целей и задач работы, подготовка плана, введения.

Этап 4. Анализ выбранных текстуальных отрывков с использованием конспектов, формулировка и подтверждение выводов.

Этап 5. Сверка цитат и ссылок. Оформление работы.


Этап 1. Выбор темы и источников


Прежде всего следует верно выбрать тему.

Опираться в этом случае следует на личные познания в изучаемых областях науки, интерес к данной теме (проблеме) и на наличие литературы в доступных библиотеках.

Среди предложенных тем могут быть широкие и узкие, простые и сложные темы. При раскрытии широких и сложных тем автор должен, кроме глубокого знания предмета, проявить аналитические способности, уметь моделировать сложные по структуре и содержанию тексты.

Под широкой темой понимают широкий охват событий, лиц, понятий. Например. "Великие святители Восточной Церкви IV - V вв.", "Светская власть римских пап", "Нравственно-религиозная жизнь Римской Церкви в XI - XV вв.". Главная трудность в написании сочинений на такие темы - большой объем информации, которую необходимо аналитически переработать, суметь выделить главное, не утонуть в деталях, но и не упустить важных моментов. Здесь вам поможет правильно выбранный метод - способ, путь изложения материала (хронологический -изображение событий в порядке их последовательности по времени, ретроспективный обратная последовательность, от настоящего к прошлому, индуктивный - описание отдельных фактов, событий с последующим обобщением, сопоставительный - изложение материала в его сравнении).


Сложные темы предполагают сопоставление идей, направлений, явлений, объяснение сложных, малоизученных понятий и явлений или обоснование собственной позиции по одной из актуальных проблем современности. Общий признак сложных тем -отсутствие исчерпывающей литературы по данному вопросу, что влечет за собой необходимость не только самостоятельного изложения, но и интерпретации и обобщения. Например, "Покаяние как добродетель в изложении богослужебных текстов Постной Триоди", "Отцы-каппадокийцы и их роль в подготовке и проведении II Вселенского собора", "Пантеизм Эриугены в контексте общего отношения христианского средневековья к неоплатонизму", "Предызображение Новозаветной Церкви в пророческих книгах Священного Писания Ветхого Завета". Чаще всего такие темы предлагаются для написания сочинений на старших курсах.

Если вы только приступаете к изучению предмета, то советуем Вам не использовать ни широких, ни сложных тем, а остановиться на одной из простых и узких тем, например: «Грехопадение человека в раю и его последствия», «Жизнь Ноя после потопа», «Начало истории еврейского народа».

После выбора темы тщательно отбираются те отрывки из Священного Писания или других источников и сочинений богословского характера, которые имеют отношение к теме.

Несмотря на то, что предполагаемое количество используемых источников и исследований может не превышать пяти, следует подобрать как можно больше текстов, имеющих отношение к выбранной теме, чтобы в процессе чтения у Вас сложилось полное представление о предмете исследования. В дальнейшем вы сможете выбрать из всего круга литературы и источников наиболее важные и нужные. Начинать чтение следует с простых и доступных для понимания текстов.


Общее понятие об источниках и специальных исследованиях


Традиционно используемые в научной работе тексты делятся на две большие группы: источники и специальные исследования или монографии.

Письменные источник это текст (документ), созданный в определенную историческую эпоху и в той или иной степени отражающий особенности, свойственные данной эпохе. Источник содержит в себе информацию о людях, живших в определенную историческую эпоху, о конкретном историческом времени, месте и т.д. Источник - это часть исторического прошлого, историческое свидетельство об определенной эпохе и определенной культуре, об исследуемых событиях или явлениях. Источник может быть собственно исторического характера, отражать определенную культурную традицию, выражать определенный духовный опыт. Источник появляется во время, близкое к событиям, интересующим исследователя, или возникает в рамках исследуемой культурной или духовной традиции; автор данного источника часто является свидетелем этих событий или носителем определенной традиции.


Виды письменных источников очень разнообразны: Священное Писание, святоотеческие творения, литургические тексты, соборные акты, документы канонического характера, древние церковные истории, летописи, законодательные акты, официальная деловая документация, публицистика, периодическая печать, а также источники личного происхождения (мемуары, дневники, переписка). Нужно сразу обратить внимание на то, что любой исторический источник относится к одной из двух категорий: это либо уже опубликованные материалы, либо материалы, до сих пор находящиеся в каком-либо архиве (государственном или личном) и еще не известные широкому читателю (не введенные в общенаучный оборот).

Главный источник, с которым работают студенты-богословы - это Священное Писание. Анализ тех или иных текстов Писания составляет основное содержание семестровых сочинений. Если речь идет об учебной работе по Новому Завету, то главная цель такого сочинения будет заключена в правильном выборе «опорных» текстов Писания, т.е. текстов, относящихся к данной теме, и их анализе.

Анализ евангельского текста складывается из нескольких составляющих.

Во-первых, это анализ самого текста или его переводов, т.е. анализ основных понятий, являющихся для данного отрывка или целой совокупности отрывков ключевыми, а также определение значения этих понятий в локальном контексте (данный евангельский эпизод) и глобальном контексте (Евангелие и Евангельское учение в целом). Во-вторых, это работа с толкованиями данного отрывка. Эти толкования (экзегеза) возникли в разные исторические эпохи и могут принадлежать очень разным людям. Для нас в первую очередь важны самые авторитетные толкования, принадлежащие святым отцам и известным церковным учителям. В этом смысле творения святых отцов для православного богословия -второй по значимости источник исследования, который обязательно присутствует в любой богословской работе.

Эта работа только тогда может быть признана удовлетворительной, когда содержит в себе анализ дополнительных сведений, актуальных для выбранной темы. Это сведениях исторического характера (историко-политический контекст эпохи, государственное устройство, социальные группы, промышленность и торговля, деньги, философские и богословские школы, состояние образования и т.д.), бытовые реалии эпохи (брак, семья. домашний уклад, питание, используемые системы мер и весов и т.д.), реалии географического характера (ориентация в карте Святой Земли, география тех или иных путешествий, крупные экономические и культурные центры и т.д.).



Результатом такой аналитической работы должно стать понимание студентом значения тех или иных текстов Священного Писания для выбранной темы или проблемы, а также понимание того, как данная проблема воспринимается Церковью и разрешается в контексте церковного учения.

Кроме текстов Священного Писания и святоотеческих творений студент-богослов в своей работе сталкивается с источниками другого рода. Их можно разделить на две большие группы.

Во-первых, это источники, которые можно назвать историческими в узком смысле слова: церковные летописи (хроники), деяния вселенских и поместных соборов, агиографические памятники (мученические акты, жития святых).

Во-вторых, это очень важная группа литургических источников. Это т.н. евхологии (т.е. сборники молитв, в первую очередь чинопоследования литургии и таинств), гимнографические тексты (церковные песнопения, в частности, древние каноны), лекционарии (сборники ежедневных богослужебных чтений, в первую очередь библейских, но также и святоотеческих), типиконы (сборники богослужебных уставов и богослужебных указаний, монастырские уставы). Особняком здесь стоят толкования на богослужение.

Помимо источников, автор должен умело пользоваться существующей научной литературой по данной теме или проблеме. В отличие от источника, который, как уже сказано выше, является отголоском данной эпохи, свидетельством о ней, литература, состоящая из специальных научных исследований (монографий, статей, докладов и т.д.) и посвященная данному источнику или группе источников, призвана содержащийся в них материал анализировать, т.е. ставить вопрос о его происхождении, осмыслять те или иные данные, содержащиеся в источниках, пытаться реконструировать по ним исследуемую эпоху, наконец, ставить и решать вопрос о достоверности информации, содержащейся в данных источниках.

Автор должен понимать разницу между источниками и литературой и научиться определять круг источников и литературы по исследуемой теме.



Когда работа по отбору необходимых текстов и первичному ознакомлению с ними проделана, может появиться серьезная проблема: как одновременно работать с таким большим количеством разнообразных текстов? В этой ситуации будут необходимы конспекты и подобранные цитаты из прочитанных текстов.


Этап 2. Составление конспектов и подбор цитат по выбранным текстам


Конспект - это текст, который гораздо короче исходного; он призван зафиксировать все положения, идеи, мысли первоначального текста, которые принципиально важны для изучаемой темы. Конспект воспроизводит логику автора, авторскую позицию, позволяет быстро восстановить в памяти те или иные авторские аргументы. Составление конспектов должно сопровождаться подбором содержательных и ярких цитат. Конспекты и выделенные для цитирования отрывки должны быть сразу же снабжены точными ссылками на исходный текст, для облегчения последующего оформления ссылок в тексте работы.


Этап 3. Определение целей и задач работы, подготовка плана и введения


Предполагается, что к началу этого этапа студент достаточно глубоко ознакомился с различными доступными ему текстами, имеющими отношение к изучаемой проблеме, и способен при необходимости быстро восстановить в памяти их содержание.

На этом этапе необходимо попытаться понять, какая именно проблема в выбранной теме имеет принципиальный характер, что нужно сделать, чтобы эту проблему решить. Ответ на этот вопрос что? носит специальное название - это цель работы.

Определение целей работы - важнейшее умение, которое вырабатывается в процессе
учебы. Цель - тот итоговый результат, ради которого и предпринимается данная работа
(например, пишется семестровое сочинение). Отсутствие цели всегда делает работу бессистемной и, строго говоря, бессмысленной (образцом бессмысленной работы является о списывание чужого текста или рассуждения, не связанные с темой работы).

Но помимо постановки цели следует отдавать себе отчет в том, как вы собираетесь с
этой цели достичь, с помощью каких средств. Ответ на вопрос как? также носит
специальное название - это задачи работы.

Коротко можно сказать, что в зависимости от выбранной цели в основе вашего т
сочинения будет лежать описание, повествование или рассуждение.

В основе сочинения-повествования лежит рассказ о тех или иных событиях, протекающих в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы г
сначала узнаем о развязке, а уже потом - о самом событии. Особенность научного повествования заключается в том, что в нем всегда содержится оценка явлений, событий с
или лиц, т.е. повествование включает элементы рассуждения. Из возможных тем для с
сочинения-повествования укажем следующие: «События в городе Содом», «Бегство
Иакова из дома отца», «Искушения Господа Иисуса Христа», «История Унии на Украине и
в Польше после смерти Иосифа Семашко».

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертывать повествование (выехали, прибыли, встретили, оповестили, продолжали, рассказали, покрестили и т.д.). В таких текстах часто встречаются повторы глаголов речи (сказал, говорил, повествовав, выразил), движения (прибыл, поехал, выдвинулся), личных местоимений (он, она, они) и существительных, обозначающих субъектов повествования. Обратите внимание на необходимость устранения в ходе редактирования такого рода повторов.

Отбор фактического материала и построение сюжета в повествовании должны быть
подчинены единой глубокой мысли, выражающей основную идею сочинения, ради которой, собственно, и велось повествование.

Рассмотрим примерные темы описательного характера. Описание - это изображение <= какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных г признаков. Описываются различные идеи, понятия, явления: "Таинства покаяния и Евхаристии в Древней Церкви", "Споры о времени празднования Пасхи", "Устройство жизни в первой христианской общине", "Почитание Пресвятой Девы Марии, мучеников, святых и ангелов в Древней Церкви", "Светская власть римских пап", "Нравственно-религиозная жизнь Римской Церкви в XI - XV вв.". Цель таких работ — описать характерные черты, свойства тех или иных явлений (идей), выделить среди них главные, определяющие, и второстепенные, правильно систематизировать полученный материал. При описании важно соблюдать требования точности, ясности, наглядности, последовательности в изображении предмета. Научное описание, как правило, включает в себя элементы повествования (например, иллюстрацию какого-либо свойства предмета речи), рассуждения (оценочные размышления автора статьи, монографии или ваши собственные размышления).


Сочинение-рассуждение встречается чаще всего трех видов:

- объяснение неясного, малоизученного вопроса,

- выведение нового знания путем логического построения (основная мысль чаще всего
завершает цепь логических построений),

- доказательство истинности суждения (основная мысль, тезис, содержится в самом начале рассуждения).

Важно, чтобы в тексте между тезисом (основной мыслью) и аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами, используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом, а также предложения с союзами и союзными словами: однако, хотя, потому что, так как.

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи), лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия, термины).

Необходимо заметить, что сочинение-рассуждение - наиболее сложный тип речи. Чаще всего используется для написания семестровых работ на старших курсах. Такие темы нуждаются в самостоятельном осмыслении, объяснении и интерпретации. Многие из них основываются на сопоставлении явлений, требуют использования дедуктивных методов исследования. Примерные темы для работ такого типа указывались при разборе возможных сложных тем.

Определение целей и задач работы включается в ее специальный раздел, который носит название введения. Этот раздел может также содержать краткую характеристику тех текстов (евангельских отрывков, святоотеческих творений, общей и специальной литературы), которые использованы при подготовке работы.

Подводя итог этому этапу, следует отметить, что самостоятельная исследовательская работа только тогда будет осмысленной, когда она в качестве необходимого элемента включает в себя определение целей и способов их достижения. Постановка цели и определение задач исследования - творческий процесс, поэтому невозможно дать какую-то общую схему этого процесса.



После того как цели и задачи определены, следует составить план вашей работы: озаглавить выделенные основные части и их разделы. План может иметь несколько иерархических уровней (1.1, 1.2,... или 1.1.1, 1.1.2), если этого требует материал. Чем тщательнее будет продуман план, тем логичнее и стройнее будет работа. План должен соответствовать теме семестрового сочинения, и из него должно быть ясно раскрытие данной темы. Не составив плана, не следует приступать к написанию текста сочинения.


Этап 4. Анализ выбранных текстуальных отрывков с использованием конспектов, формулировка и подтверждение выводов


После того как основной материал вашей работы систематизирован, составлен план, можно приступать к написанию основной части сочинения. Путем анализа содержания выбранных источников вам необходимо прийти к определенным выводам, которые должны быть также проанализированы, сопоставлены со взглядами святых отцов, наиболее авторитетных толкователей и богословов-исследователей.

Выводы работы должна показать, каким образом решены поставленные во введении задачи. Как и пункты плана, выводы не носят случайного или абстрактного характера, они должны соответствовать поставленным во введении задачам. Выводы должны быть сформулированы в заключении, которое является неотъемлемой частью работы. Важно подчеркнуть, что введение и заключение - совершенно особые по жанру разделы работы, которые не могут иметь произвольной формы. Они не являются частями основного текста и не получаются простым отделением от этого текста начала и конца. Введение должно ответить на вопрос, что вы хотите делать и как. а заключение - к каким выводам вы пришли в результате работы.

Части и разделы основной части должны быть логично связаны между собой и соразмерны их важности для научной работы (не следует увлекаться чрезмерной подробностью при изложении отдельных вопросов и допускать неоправданные отступления от основной темы).

Есть несколько способов изложения материала. Наиболее часто используются два. На каждый пункт плана сначала подбирается соответствующие выдержки из источников и литературы, а затем - соответствующий авторский текст. Или план обрастает «плотью» авторского текста, а затем в необходимые места вставляются прямые или косвенные цитаты. Последний способ допустим при хорошем владении источниками и тщательной предварительной работе с ними.


Следует избегать крайностей компиляции (как прямого текста, так и идей) и излишней самостоятельности. Механическая компиляция чужих идей недопустима, ибо даже начальная научная работа должна показать не только владение материалом, но и самостоятельное его осмысление, анализ. Писание же «из головы» чаще всего не согласуется с научно-историческим методом предварительного изучения вопроса и степени его изученности. Научная ценность курсовой работы обусловливается действительной самостоятельностью, которая подразумевает изучение источников и литературы по теме.

Этап 5. Сверка цитат и ссылок. Оформление работы.


Сверка цитат и ссылок и оформление является существенной частью сочинения. Строгая, классическая форма работы помогает выстроить содержательную сторону работы. Этот этап имеет как чисто техническую сторону - оформление цитат, ссылок и списка использованной литературы (что должно строго соответствовать требованиям), так и смысловую - соответствие каждой части работы предъявляемым к ней формальным требованиям.

Необходимо помнить, что даже при косвенном цитировании источников или литературы следует делать ссылку. Приводить цитаты нужно из Священного Писания, из работ солидных, известных авторов. Причем использовать их. когда необходимо заострить внимание на важной мысли или обосновать довод.

Не стоит приводить дословные выдержки, цитаты, если нет цели подчеркнуть,
выделить мысль (недопустимы монолитные цитаты на треть странницы). Старайтесь
передать необходимую мысль своими словами. Но не забудьте сослаться на источник. Если
вы приводите известное мнение большинства ученых, то вы можете использовать
конструкции по мнению большинства ученых, как известно. Если вы опираетесь на мнение
одного ученого, то можно использовать слова по мнению (кого), с точки зрения. Если вы

встретитесь с похожими мнениями, то вы можете их обобщить, представить как одну мысль, принадлежащую нескольким авторам. Если вы приводите разные мнения, то используйте конструкции типа: среди ученых, занимающихся данной темой, нет единой концепции (чего); можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы; существуют две (три) точки зрения по данному вопросу; первый подход реализован в работах (чьих); в основе второго подхода лежит концепция (какая); третий подход состоит в том, что.


Список литературы и ссылки должны быть правильно оформлены.


Подводя итог сказанному, нужно еще раз подчеркнуть, что любая самостоятельная письменная работа, ориентированная на изучение источников, в первую очередь, работа творческая. Поэтому предложенные шесть этапов написания письменной работы не могут дать исчерпывающего рецепта ее выполнения. Главная цель обучения - выработать навык творческой самостоятельной работы, с одной стороны, переходя от исследования простых источников к более сложным (например, от исследования русского текста Священного Писания к оригинальным текстам или от исследования опубликованных документов к архивным материалам), с другой стороны, переходя от поверхностного анализа проблемы к исчерпывающему (например, работа на 1 - 2 курсах может быть написана на основе источников и сочинений самого общего характера, а дипломная работа требует привлечения по возможности всей литературы, имеющей непосредственное отношение к теме и ее полную характеристику). Следует помнить, что семестровое сочинение - не проповедь, не

памфлет, не газетная статья, не лирическое эссе, но научная работа, поэтому должен быть выдержан академический стиль изложения, без публицистических и лирических отступлений.


Все изложенное выше можно проиллюстрировать простои схемой, демонстрирующей структуру работы (см. Приложение 1). Только отвечающая этой структуре и форме работа может быть признан удовлетворительной.


СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ


Каждое семестровое сочинение традиционно включает следующие структурные элементы:

титульный лист;

план;

введение;

основную часть;

заключение;

библиографический список;

приложения.


Титульный лист

На титульном листе указываются наименование учебного заведения; название работы; исполнитель; место и год написания работы (см. Приложение 2: Образец оформления титульного листа).



Введение


Можно перечислить следующие возможные компоненты введения:

- обоснование актуальности выбора темы;

- характеристика имеющихся на эту тему источников, работ, теорий, история вопроса;

- описание конкретной цели работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы;

- структура работы.

Актуальность - это современность, важность, значимость выбранной темы. Работу вы можете начать с общих рассуждений, касающихся актуальности вашей темы. Свои рассуждения подкрепляйте цитатами из Священного Писания, из трудов известных ученых, святых отцов.

Если необходимо, воспользуйтесь следующими конструкциями: сегодня особенную актуальность приобретает тема (какая?); актуальна проблема (чего?); внимание богословов привлекают вопросы (чего?); актуальность данной темы определяется тем, что; тема (какая?) представляет большой интерес.

Осветить изученность можно при помощи словосочетаний и предложений: данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии); эта проблема рассматривается в следующих работах; существует обширная литература, посвященная данной теме.


Представить цель работы можно при помощи следующих выражений: цель данной работы состоит в том, чтобы на основе указанных источников проанализировать (описать, осветить) вопрос (какой? в каком свете? под каким уклоном?).

Обзор литературы и источников по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (научных, богословских, литературных, библиографических, электронных). В конце введения описывается структура работы.



Основная часть


Как правило, основная часть состоит из двух - трех глав. Заголовки печатаются симметрично тексту и отделяются от текста пропуском одной строки. Заголовки глав печатаются прописными буквами, подразделов - строчными (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются и точку в конце не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.


Каждый раздел (глава) начинается с новой страницы (листа).


Если работа чисто теоретическая, то первая глава может носить исторический характер, вторая - отражать современное положение вещей. Может быть и иная смысловая разбивка по главам.


При использовании литературы и источников в тексте семестровой работы должны оформляться ссылки по требованиям, установленным для оформления ссылок при написании научной работы (см. Правила оформления ссылок).


Заключение


В заключении в кратком виде суммируются и обобщаются все основные мысли вашей работы и формулируются выводы. Учтите, что, прочитав только заключение, преподаватель должен получить четкое представление о ходе вашей работы. Поэтому заключение должно повторять в кратком виде основные пункты сочинения и приводить их к основной мысли, т.е. выводу. Характер выводов зависит от цели, избранной вами.


Библиографический список

Помещается после заключения. Содержит библиографические описания используемых источников. Количество источников определяется самим автором, но не должно быть меньше пяти. Священное Писание должно находиться в начале списка.

Возможны разные варианты оформления списка использованной литературы. Здесь приводятся наиболее употребительные из них.


Алфавитный нумерованный список

В таком списке описания книг, статей расположены в алфавитном порядке и пронумерованы. Поскольку при дополнении списка изменение нумерации не требуется, то такой вариант удобен для использования в тех случаях, когда пополнение списка литературы происходит параллельно работе над текстом.


Например:

1.Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. - Л., 1946. - 190 с.

2. Горшков А.И. Народно-разговорная лексика и фразеология в сатирических журналах Н.И.Новикова 1769-1774 гг.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М.Л 949. -49 с.

3. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. -Л., 1977. - 179 с.

4. Телия В.Н. Фразеология // Теоретические проблемы советского языкознания. - М., 1968.-78 с.


Алфавитный ненумерованный список


В таком списке описания снабжаются специальными индексами: в квадратных скобках указывается фамилия автора или ключевое слово названия и год опубликования. Эти индексы в списке литературы расположены в алфавитном порядке, но не пронумерованы. Если в списке содержится два произведения одного автора, изданные в одном и том же году, то они располагаются в алфавитном порядке (по названиям) и им присваиваются буквенные индексы, например: [Королев И.Д. 1990а], [Королев И.Д. 19906] и т.п.

Например:

[Виноградов 1946] - Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. - Л., 1946. - 190 с.

[Горшков А.И 1949] - Горшков А.И. Народно-разговорная лексика и фразеология в сатирических журналах Н.И.Новикова 1769-1774 гг.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М.Л 949. -49 с.

[Молотков А.И. 1977] - Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. -Л., 1977. - 179 с.

[Телия В.Н. 1968] - Телия В.Н. Фразеология // Теоретические проблемы советского языкознания. - М., 1968.-78 с.


Список, оформленный как примечания в конце работы

Описания в подобном списке располагаются в том порядке, в котором они упоминаются в тексте, и нумеруются в порядке следования в тексте. Если ссылка дается на конкретную страницу, главу, раздел, то в примечании указываются именно эти страницы. При таком описании одна и та же книга может упоминаться несколько раз - столько, сколько раз на нее ссылается автор.


Например:

1.Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. - Л., 1946. - 190 с.

2. Там же. – С. 9.

3. Горшков А.И. Народно-разговорная лексика и фразеология в сатирических журналах Н.И.Новикова 1769-1774 гг.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М.Л 949. -49 с.

4. Clime J.J. Phraseology. – N.Y., 1980. – P. 88

5. Виноградов В.В. Указ. Соч. – С. 10.

6. Clime J.J. Op. cit. P. 70.


Существуют определенные правила оформления библиографической записи, закрепленные государственными стандартами.

В состав библиографического описания входят следующие области:


Фамилия и инициалы автора


область заглавия и сведений об ответственности


Основное заглавие

: Другое заглавие

: Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.)

/ Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д., об организациях, от имени которых опубликован документ).


//Название документа, сборника, собрания сочинений, журнала, газеты, в котором помещена составная часть


- область издания


. - Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.д.)


- область выходных данных


. - Место издания

: Издательство или издающая организация (книга)

, Год издания (книга)

. Год издания (журнал)

. - Номер (журнал)


- область количественной характеристики

. - Объем (сведения о количестве страниц, листов в книге .- 143 с., страницы, на которых помещена составная часть.- С. 117 - 125 ).



Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в приведенной выше схеме. Между областями описания ставятся точка и знак тире. В целом описание всех типов документов унифицировано, но не исключено, что при составлении записей на отдельные виды документов придется воспользоваться дополнительными правилами.

Библиографическую запись следует составлять на языке и, по возможности, в графике подлинника. Подробно о библиографическом описании источников см. в Приложении 4.


Приложения


Работа может содержать одно или несколько приложений.


Приложения оформляются как продолжение основного текста работы на последующих её страницах (в конце работы).


Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь содержательный заголовок.


Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака Н), например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.


Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, нумеруемые арабскими цифрами, например: Приложение 2.1.2.


Рисунки, помещаемые в приложении, нумеруются арабскими цифрами, например: Приложение 1, рис 1., Приложение 2, рис 1.


В приложение включается вспомогательный материал, необходимый для полноты работы:


• иллюстрации вспомогательного характера;

• копии актов, протоколов и т.д.;

• схемы


Ссылки

Точные ссылки на использованные источники являются обязательным требованием к любому научному исследованию и свидетельствуют о научной добросовестности, аккуратности и пунктуальности ее автора. Применение ссылок в работе может осуществляться в трех вариантах - в подстрочных примечаниях, внутри текста и за текстом.



Библиографические ссылки могут помещаться в подстрочных примечаниях. Для этого в конце цитаты обычно ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты. В конце страницы под чертой, отделяющей ссылку от текста, этот номер повторяется, за ним следует описание источника (номер в списке литературы или фамилия автора) и страница, на которой находится цитата.


Внутри текста ссылки применяются обычно, если цитируется Священное Писание. В этом случае в скобках приводится сокращенное название книг Священного Писания и цифрами - номера глав и стихов (сокращения названий книг Священного Писания см. в Приложении 2), например: Ин. 2, 12; Мф. 26, 6 - 13. Такие ссылки не нумеруются.


Затекстовые ссылки нумеруются по порядку их следования в тексте, выносятся за текст работы, содержат описание источника (номер в списке или фамилию автора) и страницу, на которой находится цитата.


Если в работе используется алфавитный список литературы, то ссылки в тексте могут даваться на номера по списку, например: [2, с. 4] или [см. об этом: 1, с. 22; 52, с. 18]. Если в работе используется алфавитный ненумерованный список литературы, то ссылки в тексте работы даются следующим образом: [Горшков А.И. 1949, с. 8] или [см. подробнее: Молотков А.И. 1977, с. 40]. Если в работе используется список, оформленный как примечания, то ссылки даются на номер книги по списку: [6] или [7].


Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, то во второй ссылке можно не повторять полностью описание, а ограничиться следующим: Там же. - С. 37.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами: "Цит. по:".

Если текст первоисточника приводится не дословно, то в ссылке пользуются начальными словами: "См.:", "См. об этом:"

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается положение основного текста, то в таких случаях используются слова: "См., например:", "См., в частности:".



Приложение 1.


Структура семестрового сочинения

и примерное содержание его основных разделов

1

2

3

4

5

6

Титульный

лист

План работы


Введение.

1.

2.

3.


Основная

часть.


1.

1.1.

1.2.

1.3.

2.

2.1

2.2.

2.3.

3.

3.1.

3.2.

3.3.


Заключение

1.

2.

3.

(Пункты плана

соответствуют задачам работы)

Введение


Цель работы


Задачи работы

1.

2.

и т.д.


Обзор

источников

(краткая

характеристик

а источников

исследования

в соответствии

с

библиографие

й)

Основная

часть


1.

2.

3.

и т.д.

Заключение


Выводы

работы


1.

2.

и т.д.


Библиографический

список


1. Использованные в

работе источники

2. Использованная в

работе литература



следующая страница >>