shkolageo.ru 1 2 ... 9 10


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ


ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ


Методические рекомендации

по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений




Хабаровск

2007

Печатается по решению

научно-методического совета

Хабаровского краевого центра

детско-юношеского туризма

и экскурсий


Составитель: Е. Г. Ходжер, заведующая отделом краеведения Хабаровского краевого центра детско-юношеского туризма и экскурсий


Рецензент: Т. В. Мельникова, главный хранитель Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова, к. и. н.


Ответственная за выпуск: С. Г.
 Каячкова, заместитель директора по методической работе Хабаровского краевого центра детско-юношеского туризма и экскурсий


Школьный музей: Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений / сост. Е. Г. Ходжер. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007 – 101 с.


Издано в редакции составителя


ХК ЦДЮТиЭ, 2007


СОДЕРЖАНИЕ



От составителей …………………………………………………………

4

Введение …………………………………………………………………..

5

Создаем музей ……………………………………………………………

7

Комплектование фондов школьного музея. Поисково-собирательская работа ………………………………………………….



11

Фонды школьного музея. Учёт и хранение ………………………….

22

Экскурсионно-массовая работа ……………………………………….

35

Экспозиция школьного музея …………………………………………

44

Деятельность совета школьного музея ………………………………

52

Использование технических средств в школьном музее …………..

53

Приложения ……………………………………………………………...

57

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ……………………………………...


57

«О деятельности музеев образовательных учреждений» (письмо Министерства образования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16)….


66

Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) ………………………………………………………..


69

Рекомендации по паспортизации школьных музеев в Хабаровском крае ………………………………………………………………………


72

Акт обследования музейной экспозиции ……………………………

74

Список школьных музеев Хабаровского края (на 01.09.2007) ………

76


Рекомендации по планированию работы совета школьного музея ….

79

Словарь музейных терминов …………………………………………...

81

Литература ………………………………………………………………

101



ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ


Предлагаемые методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой работе, педагогов дополнительного образования.

Материалы сборника дают представление об организации музея, о направлениях его работы  поисково-собирательской, экспозиционной, учётно-хранительской, научно-исследовательской, культурно-образовательной.

Для создания сборника использованы издания известных в России специалистов по музееведению В. Е. Туманова, Н. И. Решетникова, методические рекомендации Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, а также управления образования Комсомольского района.

В издания включены также некоторые официальные документы по организации и содержанию деятельности школьных музеев, краткий словарь музейных терминов, список паспортизированных школьных музеев Хабаровского края (на 01.09.2007).


ВВЕДЕНИЕ

Школьные музеи специалисты относят к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе края, собранных и оформленных учащимися (гербарии, образцы почв и минералов, таблицы и диаграммы, документы и изобразительные материалы и т. п.), они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Участвуя в создании и деятельности школьного музея, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия.


Понимая потенциальные возможности школьного музея как универсального инструмента обучения и воспитания учащихся, приобщения их к общественно полезной деятельности по охране культурного и природного наследия родного края, Министерство образования России в 2003 году ввело в действие «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)». Согласно положению: «Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учёта и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Следовательно, школьный музей – это музей в общепринятом понимании, это государственный музей в миниатюре со специфическими формами деятельности. Его деятельность определяется сущностью понимания музея вообще. Школьный музей наряду со всеми музеями является хранилищем социальной памяти. Поэтому к нему предъявляются общемузейные требования.

Школьный музей это тот музей, где имеются:


  • музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учетом музейных предметов;

  • музейная экспозиция;

  • актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

  • программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

Сегодня в условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей востребован, вновь уверенно заявляет о себе, показывает способность эффективно включаться в образовательный процесс, используя свои особенности «пограничного» положения в культуре. Музей школы может быть отнесен как к школьному образовательному, так и к музейному пространству. Школьные музеи все более активно интегрируются в учебно-воспитательный процесс.

Школьные музеи стали:


  • надёжным средством формирования исторического и гражданского сознания учащихся, воспитания их патриотизма;

  • общественными демократическими институтами, прививающими детям навыки самоорганизации и самоуправления, вовлекающими молодежь в активную деятельность;

  • средством реализации творческих способностей детей, привития им на­выков специальной научно-профессиональной деятельности  исследо­вательской, источниковедческой и литературоведческой, поисковой, му­зееведческой и т. п.;

  • местом организации и проведения разных форм досуга детей и взрос­лых, своего рода детскими клубами, многопрофильными молодежными объединениями;

  • центром музейно-педагогической работы в школе  не традиционным музейным учреждением, а открытой системой, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов;

  • социокультурными центрами жизни образовательного учреждения, микрорайона, района, города.

Особенностями сегодняшнего этапа развития школьных музеев можно назвать следующие:

Идёт процесс перепрофилирования школьных музеев. Это касается в большей степени экспозиций военно-исторической тематики, где исчерпана тематика и утрачены активные формы поисковой работы. Как правило, в таких музеях начинается работа над созданием экспозиции по истории учебного заведения, микрорайона, села, о выпускниках и учителях школы. В этих музеях находят свое отражение материалы о событиях в «горячих точках» и т. п.

Заметно увеличился интерес к истории своих учебных заведений, иногда сравнительно «молодых» школ, которые любовно пишут свою историю. В последние годы открылось много музеев истории школ. Сегодня музей истории школы стал неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Создатели музеев убеждены, что история школы  это история жизни нескольких поколений, история страны в целом и каждой семьи в отдельности. Это история нашей страны.


Идёт процесс осмысления места школьного музея в диалоге всех заинтересованных участников образовательного процесса: родителей, педагогов, музейных сотрудников, ветеранской общественности. Школьный музей превращается в полигон музейно-педагогических инноваций.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что музейно-педагогическое пространство школьного музея является интегративной развивающейся средой нового типа и становится полноправной культурологической составляющей современного образования.


СОЗДАЕМ МУЗЕЙ


Вы решили создать в школе музей. Но часто на вопросы: какой музей? зачем? не всегда можно получить ответ. А эти вопросы особенно важны в настоящее время, когда так возрос интерес к краеведению, к музееведческой работе в образовательных учреждениях, к созданию школьных музеев.

Но начинать работу по созданию музея можно лишь при следующих условиях, когда:


  • выбрана тема музея (рекомендуется краеведческая), определён его профиль;

  • в основном завершен поиск и сбор предметов музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции;

  • налажен учёт собранных материалов (по принятой форме);

  • изучена история объекта, события и т. п., которому посвящается экспозиция музея, составлена историческая справка;

  • разработаны, согласованы и утверждены тематическая структура экспозиции, тематико-экспозиционный план школьного музея;

  • имеются изолированные помещения для размещения экспозиции и фондов музея;

  • созданы актив юных музееведов, Совет содействия музею из числа педагогов, родителей, добровольных помощников, способных реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

  • разработана программа воспитательно-образовательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях;
  • установлены связи с районным методистом по туристско-краеведческой работе, отделом краеведения городского (районного) Центра детско-юношеского туризма и экскурсий или Дворца детского творчества, государственными музеями и, если необходимо, объединёнными советами ветеранов.


Как показывает практика возникновения и развития школьных музеев, часто толчком к углубленной исследовательской работе становится краеведческий поиск, встреча с интересным человеком, яркое событие, юбилей учебного заведения, необходимость обобщения, оформления результатов экспедиционной работы и т. п. Таким образом, если в школе имеются условия для создания музея, есть желание детского и педагогического коллектива школы, можно приступить к работе. Главные особенности, которые необходимо учитывать при создании школьных музеев:

  • адресность (музей должен быть интересен детям);

  • непосредственное участие детей в его создании.

Вопрос об открытии школьного музея решается советом образовательного учреждения или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с органами управления образования и оформляется приказом директора школы. В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа и считается датой основания музея. Директор образовательного учреждения и руководитель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея.

Название и профиль музея. Дать имя музею  задача не простая. Название музея должно быть лаконичным, достаточно информативным. Например, музей боевой славы под названием «Боевые подруги» в школе № 22 г. Комсомольска-на-Амуре говорит о том, что в данном музее собраны материалы о женщинах – участницах Великой Отечественной войны, проживающих в городе, которые в свинцовое смертельное лихолетье вместе с мужьями, отцами и братьями свою Родину сердцем прикрыли.

Словосочетание «школьный музей» дает представление о статусе музея, его функциях и месте в музейной сети. Оно указывает на то, что музей относится к виду негосударственных, общественных музеев, что этот музей предназначен для обучения и воспитания школьников.

Общественный характер школьного музея определяется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он является определенной формой детской общественной организации, объединения детей на основе интереса к истории родного края и изучения его музейно-краеведческими средствами.


Сложнее включить в название музея его профиль. Профиль музея является важнейшей категорией его классификации.

Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Часто встречаются музеи комплексного профиля, примером которых являются краеведческие музеи.

Вместе с тем, профиль музея не следует рассматривать как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьного музея заключается в том, что создаваемые в процессе творчества детей и педагогов они могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять свой профиль по мере развития. Практически во всех профильных классификаторах на первое место выносятся музеи исторического профиля, потому что все музеи являются историческими, только одни документируют социальную историю, другие  историю природы, третьи  историю литературы, изобразительного искусства, историю техники и т. п.

В последние годы отмечается значительное увеличение школьных музеев истории образовательных учреждений, которые по профилю тоже являются историческими, но имеют свою специфику. Также растет число музеев истории села, этнографических, меньше становится военно-исторических.

Важнейшей особенностью школьных музеев является их краеведческая направленность, т. е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Таким образом, практически все школьные музеи можно считать краеведческими.

Вместе с тем, для школьного музея как особого социального института более важно определение не только профиля, но и формы и способа реализации своих возможностей, особенностей на уровне музейных технологий и потребностей учебного и воспитательного процесса.

Формулирование названия музея  ответственный процесс музейного творчества. Название музея имеет важное информационное значение, призванное показать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образовательно-воспитательной функции, наименование учредителя.



следующая страница >>