shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9


МВСОУ «Центр образования»

г. Гусь-Хрустальный


«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ


(УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ)


Материал подготовлен

учителями русского языка и литературы

Спихиной И.Н., Мироновой Е.Ю.


2008


Методическое пособие призвано помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче Единого Государственного Экзамена по русскому языку.

В пособии приводится 11 вариантов работ с теоретическим справочным материалом, заданиями для закрепления и тренировки, составленных по образцу экзаменационных вариантов ЕГЭ.

В пособие включены задания частей А, В и С, сгруппированные по темам, знание которых требуется при выполнении экзаменационных тестов. Это разделы русского языка: фонетика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация и стилистика.

Методическое пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, преподавателей русского языка, репетиторов.


СПЕЦИФИКАЦИЯ

работ по русскому языку


1. Назначение работы – подготовить выпускников средней школы по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

2. Документы, определяющие содержание работ.

Содержание работ определяется на основе следующих документов:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от19.05 1998 № 1236).

2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.1999 № 56).

3. Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.

4. Примерные программы среднего (полного) образования – М.: Дрофа, 1999.


3. Структура работы.

В работы по русскому языку включены следующие задания:

1. словарный диктант

2. выбор ответа из 4-х предложенных

3. задания по тексту

4. задания открытого типа, требующих краткого ответа учащегося

5. задания открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение).

В работы 1 – 4 включены четыре раздела русского языка с заданиями различного типа. Работы 5-11 содержат по три раздела русского языка с заданиями.

4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За выполнение работы учащийся получает одну отметку по 5-балльной шкале.

Отметка «5» («отлично») выставляется, если учащийся выполнил все задания верно, допускается 1 недочет в содержании работы и 1 – 2 речевых недочета.

Отметка «4» («хорошо») ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее ¾ грамматических заданий и допущено не более 2-х недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если учащийся выполнил правильно не менее половины грамматических заданий, допустил не более 4 ошибок в содержании творческой работы и 4 – 5 речевых недочетов.

Отметкой «2» («неудовлетворительно») оценивается работа, в которой выполнено правильно менее половины грамматических заданий; допущено более 4 ошибок в содержании творческой работе и более 5 речевых недочетов.


5. Время выполнения работы.

На время выполнения каждой контрольной работы отводится 2 академических часа.


Инструкция

по выполнению работы

Работа выполняется в отдельной тетради. Перед началом работы необходимо изучить справочный материал. В тетради записывается название раздела, номер задания и вариант ответа.

Если раздел состоит из нескольких справок, то указывается номер справки.


Работа № 1


  1. Фонетика

Звуки и буквы.

СПРАВКА

Фонетика – это учение о звуках русского языка. Буквы служат для записи звуков на письме.

ГЛАСНЫЕ

Обозначают твердость согласных звуков а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука:

1. в начале слова ([йа]блоко);

2. после гласной (ма[йа]к);

3. после разделительных Ъ, Ь знаков (вь[йу]га, подъ[йэ]зд).

СОГЛАСНЫЕ

Парные звуки: Непарные звуки:

Звонкие б, в, г, д, ж, з звонкие л, м, н, р, й

Глухие п, ф, к, т, ш, с глухие х, ц, ч, щ

Всегда твердые согласные: ж, ш, ц

Всегда мягкие согласные: й, ч, щ

Буквы ъ, ь – не обозначают звуков

ЗАДАНИЯ

Задание 1

  1. В каком слове произносится звук [й]?

Тётка, юла, бежать, ряд.

  1. В каком слове произносится звук [а]?

Пятак, тянуть, пощадить, вянуть.

  1. В каком слове произносится звук [ы]?

Итоги, цыган, жюри, руки.


Задание 2

В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

1. Честный, вьющийся, подстричь.

2. Июльский, чудесная, маячить.

3. Выдаешь, поющие, окрестность.

4. Ярость, чемодан, есть.

Задание 3

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

Елка, молодость, объявление, повесть, луг, косьба, счет.

  1. В каком слове все согласные твердые?

Жанр, шарик, щука, цапля, сайра.


  1. В каком слове все согласные глухие?

Вскользь, печь, ешьте, мрак.

  1. В каком слове произносится согласный [с]?

Считать, косьба, расщедрился, подъезд.

  1. В каком слове есть согласный звук [т]?

Отбежал, смеяться, предложение, табак.

Задание 4

В каком слове четыре звука?

  1. шьешь

  2. лен

  3. поют

  4. ядро

  1. Орфография

СПРАВКА № 1

Безударные гласные в корне

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать проверочное слово, поставив гласный под ударение. (бескрайние

б(е, и)рега - берег)

*ВНИМАНИЕ!

ОМОФОНЫ – слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному.

Посветить фонарем (свет)

Посвятить себя (свято)

Задания

Задание 1

Вставить пропущенные буквы и в скобках указать проверочные слова:

Разбр..сать, отд..вать расст..ваться, ст..рожил, м..литься, л…петать, прил..пить, тр..пинка, сум…рки, м…лодой, нар…диться, засв…стеть.

Задание 2

Вставить пропущенные буквы и в скобках указать проверочные слова:

Прим…рять платье, прим…рить соперников, спл..тить единомышленников, запл…тить долги, скр..пить подписью, скр…петь на морозе, пос…деть за столом, пос…деть от горя.

Задание 3

В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне?

    1. Укр..шение, темн…та, пров…лился, док…зать.

    2. Т..желый, выгл…деть, вып…тить, выт..нул.

    3. Встр..чал, высв…тить, т…ория, согр…вать.

    4. Скр…петь, перел…вать, опт…мист, переж…вать.

Задание 4

В каком ряду пропущена одна и та же буква?


  1. Обн..вление, в…лнистый, изб…роздить, всп…хать.

  2. Сп…сатель, м…лотить, ист…пник, пог..стить.

  3. П..стреет, т…нистый, ст..клянный, см…ниться.

  4. В…днелся, ч…слительное, ст…хотворение, пос…лилось.



ОРФОГРАФИЯ

Справка № 2

Корни с чередующимися гласными.

Условия выбора орфограммы.

Ударение

Суффикс А

Последующий согласный

Значение

Без ударения:

  1. –зар- (Искл.: зоревать, зорянка)

  2. –плав- (Искл.: пловец, пловчиха)

  3. –гор- (Искл.: выгарки)

  4. –твор- (Искл.: утварь)

  5. –клон-

О | А

Кос-кас А


Е | И

Бер-бир А

Тер-тир А

Мер-мир А

Пер-пир А

Дер-дир А

Блест-блист А

Стел-стил А

Жег-жиг А

Чет-чит А

(Искл.: сочетать, сочетание)

  1. раст(щ) – рос (Искл.: Ростов, росток, Ростислав, ростовщик, отрасль)

  2. лаг-лож (Искл.: полог)

  3. скак-скоч (Искл.: скачок, скачу)

  1. мак= обмакнуть, погрузить в жидкость

мок= пропускать жидкость

  1. равн= одинаковый равный

ровн= гладкий, прямой (Искл.: равнина)


Задание 1

В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1. Отр..сль, сокр..щать, р..скошный.

2. Предв..рительный, ск… кать, военная к…мпания.

3. Благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ.

4. Предпол…жительно, прор…стать, п..норама.

Задание 2

В каком ряду во всех словах следует писать букву О?

1. Выск…чить, предпол…жение, к…нуться, пл…вучий.

2. Тво…рение, вск…чить, заг…релый, з…рница.

3. Оз…ренный, накл…нение, ур…вень, р…сла.

4. Вым…кнуть, р…стовщик, уг…реть, пл…вчиха.


Задание 3

В каком ряду во всех словах следует писать букву Е?

1. уб…ру, заст…лить, соч…тать, зап…реть.

2. уб…раю, отп…реть, выч…сть, зам…реть.

3. бл…стеть, выб…решь, прост…ралось, оп…реться.

4. заб…ремся, ст…лилось, уп…раться, ум…р.

Задание 4

В каком ряду (или рядах) во всех словах следует писать букву И?

1. выч..т, взб…раться, отт….рать, переб…рать.

2. оп…раться, разж…гать, бл…стательный, перест…лать.

3. соб…ратель, уд…рая, вым…рать, зап…ртый.

4. прин…мать, нач…нать, сн…мать, сж…мать.

Задание 5

Списать ряд, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть лишнее слово:

Возл…гаемый, изл…жение, неотл…жная, прол…жить, л….жный, сосл….гательный, пол….жение.


  1. Пунктуация

Однородные члены предложения

СПРАВКА

Однородные члены предложения:

    1. Отвечают на один и тот же вопрос.

    2. Относятся к одному и тому же слову

    3. Являются одним и тем же членом предложения.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами:

, ,  - бессоюзная связь

 и  - одиночный сочинительный союз

и , и , и  - повторяющийся сочинительный союз, кроме фразеологических оборотов (и смех и грех)

, и , и  - первый сочинительный союз легко восстанавливается.

как , так  - при двойном союзе знак ставится перед второй частью

Обобщающие слова при однородных членах:


  1. Уточняют ряд однородных членов.

  2. Объединяют однородные члены по смыслу.

  3. Являются теми же членами предложения, что и однородные члены.

Знаки препинания:

Обобщающее слово: , ,

, ,  - обобщающее слово

Обобщающее слово: , ,  - … (продолжение предложения)

Задание 1

Отметьте номера предложений, где на месте пропуска ставится запятая:

  1. В середине комнаты стоял старинный … дубовый комод.

  2. И взрослые … и дети пришли на просмотр фильма.

  3. Они посетили в столице … не только музеи … но и выставки.

  4. Весь вечер Ленский был рассеян … то молчалив … то весел вновь.

Задание 2

Поставьте знаки препинания и подчеркните обобщающие слова в предложениях:

  1. В шкафу хранились все ее богатства …. письма Насти …. скудные деньги …. паспорт …. пожелтевшие фотографии самой Катерины Ивановны.

  2. Три города стоят на толщах девонского известняка … Кромы … Ливны … Елец.

  3. Сухие дубовые листья … гул канонады …. ночной полет ….. и многое другое ….почти все, что я упоминал, вы найдете в этом рассказе.

  4. Жизнь …. и труд …. мечту …. и счастье ….. все нам Родина дала.

Задание 3

В каком предложении нужно поставить одну запятую?

  1. Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
  2. Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выказывал нетерпение.


  3. Особые восковые краски применяли как в Южной Америке так и в Древнем Египте.

  4. Супруги вместе читали или играли в четыре руки на фортепьяно.

Задание 4

Расставьте знаки препинания.

Мещера

Мещера остаток лесного океана. Леса в Мещере глухие. Путь в лесах это километры тишины безветрия. Это грибная прель осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки жесткая трава холодные белые грибы земляника лиловые колокольчики на полянах дрожь осиновых листьев торжественный свет и лесные сумерки.

В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старый пень и слизывают муравьиные яйца.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.

Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет. В необыкновенной неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.

Так мы живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.

Два- три часа стоит многих часов сна в духоте городских домов в спертом воздухе асфальтовых улиц.

(К. Паустовский)

Определить:

Стиль

Тип речи

Тема, идея

Художественные средства:

Эпитеты

Метафора

Однородный ряд


  1. Лексика

Фразеология

СПРАВКА

  1. Фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизм имеет синонимы и антонимы. Фразеологические обороты придают высказываниям выразительность, служат средством создания образности.


Задание 1

Определите значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимические пары.

I 1. толочь воду в ступе

2. обливать грязью

3. держать камень за пазухой

4. заткнуть за пояс

А. – бросать камнем

Б. – утереть нос

В. – переливать из пустого в порожнее

Г. – иметь зуб на кого-либо

II 1. как снег на голову

2. как в воду канул

3. как две капли воды

4. как на подбор

А. – как сквозь землю провалился

Б. – на одно лицо

В. – как гром среди ясного неба

Г. – один к одному.

Задание 2

Существуют устойчивые сочетания, источник которых мировая литература.

Определите, кто автор следующих фразеологизмов, назовите произведения.


  1. блоху подковать.

  2. человек в футляре

  3. темное царство

  4. на деревню дедушке

  5. быть или не быть

  6. рыцарь Печального образа

  7. премудрый пескарь

Задание 3

В каких примерах допущены ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов?

1. Оформление витрины торгового центра желает много лучшего.

2. Очень большую роль возлагал я на встречу с президентом.

3. Пусть делает все без нас – пользы ему от этого будет с гулькин нос.

4. Будь он хоть семи пядей во лбу, а не сможет выполнить эту задачу.




следующая страница >>