shkolageo.ru 1 2 ... 31 32

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО


МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ГЕОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ


Под общей ред.

д.г.н. П.С.Лопуха


Учебно-методическое пособие


МИНСК

2008


ББК


Рецензенты



Методики организации и проведения исследовательской работы по географии с учащимися в средней школе // Учебно-методическое пособие. Под общей ред. д.г.н. П. С. Лопуха. Минск: Издательство. 2009. 239с.

Рассматриваются методики организации и проведения научной исследовательской работы с учащимися средних школ по основным направлениям физической и социально-экономической географии, проведения научных проектов, организации краеведческой работы. При написании пособия использован опыт организации исследовательской работы и проведения Республиканского конкурса исследовательских работ учащихся.

Пособие рассчитано на учителей и учащихся средних общеобразовательных школ.


Содержание

Введение (П. С. Лопух)

3

1. Геологические исследования (Ю.В. Кухарчик)

1.1.Геологическая деятельность временных водных потоков

1.2.Геологическая деятельность рек

1.3.Геологическая деятельность озер и водохранилищ

1.4.Изучение минералов и горных пород

1.4.1.Изучение минералов

1.4.2. Изучение горных пород



2. Методика изучения рельефа (Ю.Н. Емельянов, О.М. Ковалевская)





3. Методика метеорологических наблюдений (П.А. Ковриго)

3.1. измерение температуры почвы

3.2. Измерение температуры и влажности воздуха

3.3. Наблюдения за облачностью, атмосферными явлениями и осадками

3.4. Наблюдения за ветром

3.5. Измерение атмосферного давления с помощью барометра-анероида

3.6. Календарь погоды

3.7. Обработка материалов метеорологических наблюдений




4. Полевое исследование почвы (В.С. Аношко)

4.1. Строение почвы

4.2. Определение механического состава почв по структурности пашни

4.3. Название почвы

4.4. Легенда почвенной карты

4.5. Игровые технологии при изучении почв

4.6. Подведение итогов почвенных исследований




5. Гидрологические исследования (П.С. Лопух)

5.1. Гидрографические экскурсии

5.2. Определение скорости течения реки

5.3. Определение расхода воды поверхностными поплавками

5.4. Наблюдения за уровнем и температурой воды

5.5. Наблюдения за ледовыми явлениями

5.6. Гидрографическое описание водных объектов




6. Методы гидроэкологических исследований (А.И. Зарубов)

6.1. Водные ресурсы Беларуси и их загрязнение

6.2. Экологический мониторинг водных объектов и их водосборов

6.3. Исследование физико-химических параметров воды

6.4. Исследование гидробиологических характеристик водоема


7. Особенности исследования животного и растительного мира (П.А. Митрахович)

7.1. Особенности проведения тематических экскурсий

7.2. Изучение водно-болотной флоры и растительности

7.3. Изучение флоры и растительности суши

7.4. Изучение позвоночных и беспозвоночных животных суши

7.5. Позвоночные животные суши

7.6. Камеральная обработка материалов





8. Методы ландшафтно-экологических исследований (Н.В. Гагина)




9. Население как объект социально-экономических исследований (Е.А. Антипова)




10. Методика топонимических исследований (С.Н. Басик)




11. Особенности изучения объектов сельского хозяйства и промышленности (Г.С. Смоляков)

11.1. Особенности изучения сельского хозяйства

11.2. Особенности изучения промышленности



12. Технология проектного обучения (теоретические положения, опыт

работы), (О.В. Cарычева)





13. Проектное обучение в системе организации самостоятельной работы

учащихся на уроках географии и во внеклассной работе (Я.Н. Яцкевич)

13.1. Проект «Ты, человек, в ответе за атом, что приручил»

13.2. Среднесрочный интегрированный проект «Экологические

проблемы Беларуси и поселка Большевик»


14. Опыт организации работы научных обществ учащихся (на примере географического факультета Белгосуниверситета (Л.М. Харитонова)

15. Из опыта работы руководителя НОУ «Геолог» музея землеведения БГУ

(Демяшкевич Е.Н.)

16. Из опыта работы кафедры почвоведения и геологии БГУ (Л.В.Гурьянова)





18. Формы и содержание школьного географического краеведения (П.С. Лопух, Ф.С. Фещенко)




19. Принципы и методы организации и проведения краеведческой научно-исследовательской работы по географии с учащимися (Ф.С. Фещенко)




следующая страница >>