shkolageo.ru 1 2 ... 8 9

Оглавление


Н.Н.Дусманова
Основные направления развития сельских школ Ленинградской области 2

В.К.Павлова
Актуальные направления развития сельской школы в современных условиях 3

Е.А.Наумов, А.П.Смирнова
Роль проектной деятельности в развитии инновационных процессов в школе-центре агроэкологического образования и воспитания на примере МОУ «Полянская СОШ» 22

Л.М.Шевелева
Эколого-краеведческая деятельность школы как средство развития личности учащихся 33

Л.И.Авдеева
Реализация модели развития Лебяженской средней школы как условие повышения качества образования 39

О.Н.Чеснокова
Школа – социокультурный центр (МОУ «Ушакинская СОШ №1» Тосненского района Ленинградской области) 47

В.В.Терентьева, Е.В.Петрова, М.В.Кургина
Школа — социокультурный центр (из опыта работы МОУ «Вартемягская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области) 53

С.И.Бондаренко
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе профильного обучения 58

Г.Н.Гастоль
Из опыта использования дистанционных образовательных технологий при организации индивидуального маршрута учащихся 67

Е.В.Тюльпанова
О роли помощника тьютора в системе дистанционного обучения 71

Сведения об авторах 75

Н.Н.Дусманова
Основные направления развития сельских школ Ленинградской области


Сегодня почти 67% школ Ленинградской области расположены в сельской местности. Сельская школа изначально является очагом культуры, выполняя просветительную функцию. За годы перестройки закрылись многие сельские клубы и дома культуры, библиотеки, сократился контингент учащихся, реже стали строиться новые школы, сократилось число рабочих мест в сельских поселениях.

Но, несмотря на все эти негативные факторы, сельские школы области не только сохранили свою образовательную значимость, но сегодня всё чаще становятся основой социального развития села, выполняя культурно-просветительные, информационные, организационно-педагогические функции.


Большинство школ работают в режиме инновационного развития. За последние 3 года многие сельские школы получили Гранты Президента Российской Федерации, став победителями в Национальном проекте «Образование».

В программах развития эти школы были представлены как центры образования и воспитания, социокультурные центры, аграрно-экологические, эколого-краеведческие, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные и др. В самих названиях этих центров определены основные направления, по которым выстраивают и расширяют образовательное пространство сельские школы, стремясь полнее удовлетворить запросы своих учеников и их родителей. При этом особо возрастает значение дополнительного образования и воспитательной работы как системообразующего стержня.

Для решения своей основной задачи — обеспечение качества образования, развитие способности и интересов сельского школьника и его социализация в современной образовательной среде — школы используют программно-проектное планирование инновационной деятельности. Например, активно реализуются такие проекты: «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе», «Одаренные дети», «Индивидуальное сопровождение ребенка», «Здоровье», «Семья», «Творчество», «Интеграция основного и дополнительного образования», «Социальное партнерство», «Ученическое самоуправление как способ социализации подростка», «Природная школа» и др.

Представленные в данном сборнике материалы наглядно демонстрируют и наполняют практическим содержанием обозначенные направления развития сегодняшней сельской школы Ленинградской области.

В.К.Павлова
Актуальные направления развития сельской школы в современных условиях

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сельцовская средняя общеобразовательная школа имени Е.М. Мелашенко» находится на расстоянии 100 км от Санкт-Петербурга. Школа сельская, 140 обучающихся из 436 проживают в деревнях и селах на расстоянии от 3 до 35 км. До Санкт-Петербурга не так далеко и, кажется, всеми благами большого культурного центра наши учащиеся могут воспользоваться, но добраться до Санкт-Петербурга не так просто, поэтому все родители и учащиеся хотят приобщаться к культуре и науке, получать качественное образование там, где они живут. И школа вынуждена так перестроить свою работу, чтобы максимально удовлетворить запросы участников образовательного процесса: и родителей, и учеников.


С 1997 года школа осуществляет свою деятельность на основе программно-целевого управления, так как именно такой подход позволяет предоставить сельскому школьнику качественное образование, находить эффективные пути социализации и конкурировать в современной образовательной среде.

Традиция коллективного творческого анализа каждого целевого проекта дает возможность более глубоко подвести итоги, определить результаты деятельности по его реализации, выявить проблемы, обосновать значимость продолжения проекта. В результате каждый целевой проект настоящей программы развития явился логическим продолжением предыдущих с четко сформулированной целью, поставленными задачами для каждой категории участников образовательного процесса, для каждой возрастной группы учащихся. Определены предполагаемые результаты, выработаны критерии оценки и контрольные показатели.

Предшествующая программа развития реализовывалась по трем проектам:


  1. Школа как центр аграрно-экологического образования

  2. Сельская школа – школа равных возможностей

  3. Сельская школа – центр социальной адаптации.

Общая цель предыдущего этапа развития — становление школы как центра агроэкологического образования — была достигнута. Создана учебно-материальная база для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. По данному направлению школа стала координатором пропагандистской и просветительской работы в распространении агрономических знаний и формировании экологической культуры населения не только в районе, но и в области и Северо-Западном регионе России; расширились международные связи школы в рамках экологических проектов; кабинет английского языка стал центром передовых технологий для совершенствования педагогического мастерства коллектива учителей; создана новая концепция системы воспитательной работы, ориентированной на вовлечение учащихся в различные виды дополнительного образования для расширения общекультурного кругозора и формирования мотивации достижения успеха. Источниками финансирования было участие в различных грантовых программах. Школой были получены 3 гранта Института Открытого Общества (Фонд Сороса) в 1999, 2001 и 2002 годах.


Вовлечение учащихся в творческие коллективы, исследовательские лаборатории, в работу над проектами, участие в различного рода акциях повлекло за собой улучшение успехов в учебе и поведении. О положительных результатах деятельности свидетельствуют многочисленные успехи и достижения школьников в конкурсах, фестивалях, социально-значимых проектах различного уровня. Наиболее значимые:

2000 год — школа стала победителем областного конкурса «Школа года - 2000»,

2000 год — школа – победитель во Всероссийском смотре-конкурсе учебно-опытных участков (номинация «Село»).

В 2005 году была принята Программа «Сельская школа как центр образования и воспитания», основной идеей которой стало обеспечение доступности качественного образования, сохранение здоровья школьников, информатизация школы, улучшение социальной ориентации учащихся, расширения круга социального партнерства.

Перед педагогическим коллективом стояли конкретные цели:


  • разработка и внедрение образовательных программ, учитывающих накопленный школой опыт аграрно-экологического образования учащихся и отражающих современные тенденции в образовании;

  • обучение педагогических кадров инновационным технологиям;

  • создание максимально благоприятных условий для общего развития, воспитания и проявления творческих способностей школьников;

  • максимальное использование возможностей социума для укрепления здоровья школьников;

  • вовлечение учащихся в различные виды дополнительного образования для расширения общекультурного кругозора и формирования мотивации достижения успеха.

Сегодня школа не только обеспечивает обучение по базовым государственным программам, но и предоставляет возможность получения знаний на расширенном уровне по многим предметам инвариантной части БУП (английский язык, математика, русский язык и литература, физика) и вариативной части (экология, основы растениеводства) через систему факультативов, спецкурсов, элективных курсов.


В период с 2005 года педагогическому коллективу удалось:


  • ликвидировать отсев и добиться положительной динамики успеваемости;

  • создать психологический микроклимат и обеспечить социальную поддержку учащихся;

  • разработать программы «Аграрно-экологическое образование учащихся» (аграрно-технологический профиль), «ДРУЗьЯ», «Здоровый образ жизни», «Патриот», «Хорошая семья — основа воспитания личности», «Школьный учебно-методический центр интеграции обучения физике, математике, информатике»;

  • совершенствовать проекты: «Создание широкой возможности овладения учащимися иностранными языками как путь приобщения к мировой цивилизации»; «Комплексная программа по использованию учебно-опытного участка, теплицы и пасеки»;

  • модернизировать компьютерный класс;

  • оборудовать мультимедиа-кабинет;

  • организовать курсовую подготовку педагогов по информационным технологиям (91% владеют компьютером) и по предпрофильной подготовке (55% прошли курсы), создать медиатеку;

  • создать условия для дистанционного участия в олимпиадах и конкурсах через Интернет;

  • продолжить работу по аграрно-экологическому образованию учащихся.

В настоящее время все усилия педагогического коллектива школы направлены на то, чтобы выстроить систему образования в п. Сельцо как открытую, саморазвивающуюся, действующую в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов перспектив развития территориального сообщества, семьи и личности.

1.Расширен школьный компонент учебного плана:

    введены дополнительно предметы или курсы естественного цикла:

  • основы растениеводства

  • «Окружающая среда и человек»

  • «Ты и твое здоровье»
  • краеведение, поисковая работа


  • информатика (3, 8, 9 классы)

2. Перестраивалась система воспитательной работы. Она приобрела комплексный и системный характер путем включения в работу целевых направлений и подпрограмм.

Все это позволяет создать дополнительные условия для расширения и углубления знаний учащихся и для реализации их творческих способностей.

Педагогический коллектив работоспособный, творческий, увеличивается число учителей, активно внедряющих новые педагогические технологии в учебный процесс, стремящихся к повышению методического уровня, многие освоили работу на компьютере, растет число учителей активно использующих возможности школьной медиатеки на уроках. Многие учителя дома имеют компьютеры (25 человек – 62,5%).

Процент учителей, эффективно использующих на уроках компьютерные технологии по предметным областям:



Ежегодно увеличивается количество желающих посещать курсы по информационно-коммуникативным технологиям.

С каждым годом повышается уровень информационной культуры педагогов:

2005 г. — 34%

2006 г. — 52%

2007г. — 85%

2008 г.— 91%

В школе проводятся семинары, на которых учителя рассказывают о своих творческих достижениях с применением информационных технологий (демонстрируются наглядные и раздаточные материалы, электронные презентации, методические наработки).

Широко используются информационные технологии во внеурочной деятельности, во время проведения педсоветов, конференций, презентаций, в поисково-исследовательской деятельности учащихся, на отчетных конференциях об итогах опытнической работы.

Все активнее используется Интернет, где педагоги вместе с учащимися проводят поиск информации, работают с электронной почтой и почтовыми программами, обновляют странички Сайта.

Учет состояния физического и психического здоровья учащегося, его склонностей и интересов, сравнение ученика только с ним самим, изучение состояния его учебной мотивации, дают возможность исключить ошибку при выборе индивидуального маршрута.


Этим объясняется выбор школой технологий, позволяющих учить всех на максимальном для каждого уровне успешности, обеспечивая формирование мотивационных компонентов деятельности одновременно. Педагогические технологии позволяют успешно реализовывать внутреннюю дифференциацию в классе, избежать отрицательных мотивов внешней дифференциации. Диагностические исследования показали, что более 80% педагогов заинтересованы работать в режиме инновационных технологий.

Применение инновационных технологий позволило нам перейти на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, научности образовательного процесса. Формирование инновационной культуры учителей в течение последних лет проходило при активном участии учеников, поскольку многие из них освоили современные технические средства быстрее педагогов. Необходимо отметить, что именно использование информационно-компьютерных технологий способствует формированию педагогической мотивации, является основой вовлечения учителей в инновационную деятельность, позволяет преодолевать противоречие между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения, снимать многие проблемы в общении с учащимися, сделать шаг к организации личностно-ориентированного образования в сельской школе.

Для решения поставленных задач разработаны проекты и программы, тесно связанные между собой и составляющие одно целое.

Программа «Природная школа»:

«На природу в любую погоду»

«Природа – учебный класс»

«Природа – кладовая здоровья».

Именно природа позволяет человеку прийти в согласие с самим собой, избавиться от агрессии, развить чувство прекрасного, повысить мотивацию и в конечном итоге обеспечить, сформировать и развить учебные навыки.

Как это влияет на качество образования?

Обучение и воспитание идет параллельно с оздоровлением детей посредством общения с природой, когда задания выполняются не сидя за партой, а в ходьбе, в игре, стоя, опираясь на дерево. Ребенок дышит свежим воздухом и одновременно с обучением проходит еще и курс восстановительной терапии.


И в результате идет интегрированный педагогический процесс, способствующий решению любых воспитательно-образовательных задач через ознакомление и общение с природой, сохранение и укрепление здоровья детей экономически малозатратными и в то же время эффективными методами.

Международный российско-шведский проект «Семена Дружбы»

Чем занимаются школьники в этом проекте?

Наблюдают за ростом и развитием овощных и декоративных культур, выращенных из семян, полученных из Швеции, в условиях Ленинградской области. Очень интересно сравнение полученных результатов по шведским видам растений с аналогичными российскими видами с целью дальнейшего практического использования наилучших сортов в нашей местности.

Как такая деятельность помогает им в учебе?

При выполнении исследования дети анализируют информацию, выявляют основные противоречия, предлагают варианты решения возникающих проблем, выбирают их оптимальный вариант, обмениваются вопросами, разрабатывают форму творческого проекта. По итогам оформляют дневник наблюдений, упражняются в защите творческой работы, определяют уровень эффективности результатов. Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы. Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха.

Участники проекта выступают в школе перед широкой аудиторией учащихся и педагогов, а затем – на фестивале «Семена Дружбы» в Санкт-Петербурге перед координаторами проекта из Швеции и России и представителями других учебных заведений города и области. Получают Дипломы и подарки. Таким образом ребенку обеспечивается «ситуация успеха».

Программа «Аграрно-экологическое образование учащихся»

Задача — воспитать экологически грамотного, культурного землепользователя, умеющего не навредить земле и природе.

Благодаря работе по данной программе достигается понимание учащимися современных экологических проблем, способность видеть эти проблемы в окружающей действительности, видеть пути их решения, осознавать причастность каждого человека к экологическим проблемам. Каждый учащийся имеет возможность встать в позицию исследователя, экспериментатора в зависимости от своих возможностей и направленности личности. Ребятам интересны встречи с учеными, занимающимися вопросами экологии и рационального использования земельных ресурсов; исследовательская работа на пришкольном участке, в Микрозаказнике «Муравей», на территории п. Сельцо.


Они получают основные представления о методике, методах исследования, приобретают умения сформулировать гипотезу, правильно поставить и описать опыт, обеспечить получение надежных результатов, сделать выводы; учатся оформлять результаты опытов и выступать на школьной научно-практической конференции. Успешное выступление на различных конкурсах по аграрно-экологическому направлению помогает в профессиональном самоопределении школьника.

Российско-финский проект «Сельские школы»

Этот проект явился преемником предшествующего русско-финского проекта «Лесные экосистемы севера и обучение».

Главная цель – расширение объема знаний учеников по экологии, рациональному использованию земельных и лесных ресурсов. Планета Земля – наш общий дом, и мы хозяева в нем.

Характер влияния на качество образования:


  • прогрессивное развитие взглядов и деятельности учеников по защите окружающей среды;

  • способствование интернациональному воспитанию;

  • повышение объема знаний учеников в области культуры национальных языков;

  • активизация использования принципов устойчивого развития в преподавании и обмена наблюдениями за природой.

Благодаря работе в этом проекте установились партнерские отношения с двумя школами г. Куопио (Хатсала и Вуорела).

В результате обмена визитами учащиеся получили:

  • возможность в языковой практике (общались на английском и немецком языках во время встреч);

  • знакомство с культурой страны-соседа, ее обычаями;

  • внедрение опыта художественного и эстетического воспитания;

  • знакомство с опытом финских коллег и представление своего в использовании информационных систем и средств связи.

Результат — воспитание у детей чувства гордости за свою страну и нашу систему образования.

Программа для младших школьников «ДРУЗьЯ» (Досуг, Развитие, Учеба, Здоровье и Я)


Поскольку большинство родителей выезжают на работу за пределы поселка, дети вторую половину дня находятся практически без контроля. Поэтому 95% учащихся I ступени посещают ГПД (группу продленного дня). Ребенок постоянно находится в зоне педагогического влияния, что гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Работа по этой программе обеспечивает целенаправленность, комплексность и непрерывность учебно-воспитательного процесса.

Обеспечены условия не только для качественного выполнения домашних заданий, но и для организации досуга, оздоровления, занятий по интересам, вовлечения школьников в общественно-полезную деятельность. Организация 2-хразового горячего питания, посещение бассейна 3 раза в неделю, обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе – всё это обеспечивает сохранение здоровья, закаливание.

Для детей в группе продленного дня создана обстановка, благоприятная для развития каждого ребенка.

В результате:


  • успешное обучение, нет правонарушений;

  • укрепление здоровья;

  • приобщение к соблюдению режима дня и планированию своей деятельности;

  • отработка навыков самообслуживания;

  • овладение навыками самостоятельной, групповой, индивидуальной работы, необходимым учащимся в учебной практике;

  • положительное отношение родителей и желание устроить ребенка именно в эту школу;

  • заинтересованность родителей и их участие в создании и поддержании условий пребывания детей в школе.

Микрозаказник «Муравей» с эколого-оздоровительной тропой

Суть идеи инновации:

создание единого комплекса с пришкольным учебно-опытным участком – «зеленый класс», природная лаборатория. Микрозаказник «Муравей» — не только объект научно-практических исследований, но и зона отдыха населения.

Влияние данного проекта на качество образования неоценимо.


Это:


  • Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся; наполнение новым содержанием всех учебных предметов;

  • Проведение бинарных уроков;

  • Вовлечение учащихся и населения в научно-исследовательскую, практическую, природоохранную и оздоровительную деятельность;

  • Применение информационных технологий в оформлении результатов.

Результаты:

  • Организация, участие и выступления на международных, российских, региональных, областных, районных и школьных научно-практических конференциях, семинарах, сметах, олимпиадах и т.д. по растениеводству, биологии и экологии; спортивных соревнованиях.

  • Привлечение населения к активному отдыху и охране природы.

  • Проведение природоохранных акций.

  • Организация летних спортивных и экологических лагерей.

  • Публикации в СМИ результатов работы; создание учебных и познавательных фильмов.

  • Использование материалов исследований и опытов на уроках.

Личностные достижения учащихся в олимпиадах подтверждают качественную подготовку по предметам инновационных направлений школы. Об этом же свидетельствуют и призовые места в областных, региональных и международных олимпиадах, за три года – 26 призовых мест.

Расширить пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать способности, которые часто остаются невостребованными основным образованием, помогает дополнительное образование.

В школе разнообразие направленности дополнительного образования: реализуется 37 программ дополнительного образования на разных ступенях обучения; на второй и третьей ступени обучения организованы 10 факультативов, 11 кружков, 16 элективных курсов. В основном реализуются программы гуманитарного и естественного циклов.

Культурологическая направленность: драматический кружок, театральный кружок «Грим», кружок «Журналистика», факультатив «Петербург – город-музей».

Художественно-эстетическая направленность: кружок «Умелые руки» – художественная обработка древесины, кружок «Молодая хозяйка», кружок «Художественная флористика».

Физкультурно-спортивная направленность: секция баскетбола.

Краеведческая направленность: кружок краеведения, факультатив «Аналитическая демография».

Эколого-биологическая направленность: кружок пчеловодства, факультатив «Растениеводство с основами агроэкологии».

Социально-педагогическая направленность: детское молодежное объединение «Муравей», детское молодежное объединение «Патриот».

Научно-исследовательское направленность: факультатив «Лингвистический анализ текста», факультатив «Решение нестандартных задач», факультатив «Решение сложных математических задач», факультатив «Практическая грамотность», факультатив «Учимся решать задачи».

Информационные технологии: факультатив «WEB-site – своими руками», факультатив «Информационные ресурсы Интернета».

В целом в школе 97% учащихся получают бесплатные дополнительные образовательные услуги.

В школе высокий процент учащихся, посещающих элективные курсы: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Лингвистический анализ текста», «Проба пера», «Художественная резьба по дереву», «Художественная обработка древесины», «Основы здорового образа жизни», «Процентные расчеты на каждый день», «Физика вокруг нас», «Целебные яды растений», «Математика на службе медицины», «Введение в экономику», «Знаешь ли ты великую тайну основных физических величин», «Модули и параметры в алгебре», «Квадратный трехчлен и его приложения».

Школа как центр образования и воспитания на селе широко использует базу других учреждений, находящихся на территории поселения: Школу искусств, культурно-спортивный комплекс.


С целью организации досуга школьников во внеурочное время, спортивно-оздоровительных мероприятий и проведения учебно-тренировочной работы с наиболее одаренными детьми на базе КСК организована работа 10 студий самодеятельного народного творчества и 9 спортивных секций, деятельность которых координируется с программами работы школы. В целом в КСК 88,3% учащихся школы получают дополнительные бесплатные услуги. Для них организованы: театральная студия «Скоморох», вокальный ансамбль «Солнышко», студия флористики, изостудия, студия современного танца «Брейк-данс», ансамбль танца «Каприз», секция рукопашного боя, секция плавания, оздоровительное плавание, футбол, волейбол, большой теннис, аэробика.

В дополнительном образовании школьник сам выбирает содержание и форму занятий и может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, позитивно отражается и на учебной деятельности. Эмоциональная насыщенность развивает эмоционально-образное восприятие мира ребенка и расширяет культурное пространство школы. Кроме того, дополнительное образование способствует усилению роли школы в социальной адаптации и профессиональном самоопределении школьников.

Учащиеся школы приобретают навыки исследовательской деятельности, создают проекты социальной значимости, рефераты.

Широкое использование информационных технологий непосредственно на уроках перешагнуло границы программных требований. Учащиеся успешно проводят исследовательскую деятельность в социуме, используя проектный метод обучения.

Под руководством педагогов они разрабатывают проекты, проявляющие гражданскую инициативу, отвечающие запросам молодежи и значимые для Тосненского района, п. Сельцо. В школе действует ДЭК «Муравей», ДО «Патриот».

Детский экологический клуб «Муравей»

— это общественная неполитическая организация учащихся и учителей, орган школьного самоуправления.

Характер влияния на качество образования:


  • Создание воспитательной системы самоуправления, позволяющей реализовать положительные качества руководителя, лидера в школьном коллективе;

  • Социализация учащихся: формирование ученического коллектива через самовоспитание; самореализацию, самоутверждение, самоопределение; чувство успеха.

  • Формирование активной жизненной позиции;

  • Воспитание патриотизма и экологического мышления;

  • Осознание каждым учащимся значимости получения распространенного и качественного образования.

ДЭК «Муравей»

  • организуют оформление и проведение школьных праздников, мероприятий, природоохранных акций; оформление наглядности в школе;

  • осуществляет связь с общественными и экологическими организациями района, области, страны и зарубежья;

  • создает страницы школьного сайта;

  • активизирует общественную деятельность классных коллективов.

Детское объединение «Патриот»

В школьном здании размещена экспозиция историко-краеведческого музея (статус присвоен в 1988 году, в 2002 году – подтвержден), который играет важную роль в организации воспитательного процесса. Последние годы актив школьного музея под руководством Сергеевой Т.М. занимается не только просветительской работой, но и краеведческой. Эта работа способствует воспитанию таких гражданских качеств личности, как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение и интерес к военной истории Отечества, участникам Великой Отечественной войны.

В рамках реализации программы активом музея проводится огромная работа по организации экскурсий, традиционных встреч и чествований ветеранов 281 стрелковой дивизии и их родственников 28 января и 9 мая. Ежегодно организуется уборка братских захоронений в деревне Кирково, деревне Коркино, городе Любани. Очень интересно и ярко проводится в начальной школе парад войск. На протяжении нескольких лет учащиеся школы ухаживают за воинским захоронением у церкви Петра и Павла города Любани, следят за порядком на территории церкви, засаживают цветами клумбы, кустарниками аллеи, следят за их чистотой. В марте 2006 года актив музея школы участвовал в районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев, где ребята заняли 1 место, в декабре 2006 года музей занял 3 место в областном смотре-конкурсе школьных музеев. В 2007 году — 3 место в районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев, посвященном 80-летию образования Ленинградской области. На встречах с ветеранами учащиеся школы ежегодно дарят ветеранам овощи, выращенные на пришкольном УОУ. Вся эта работа повышает интерес учащихся к истории Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению.


Задача педагогического коллектива – не дать пропасть интересу детей к подобной деятельности и привлекать к ней как можно больше учащихся.

Социальная активность детей проявляется в участии в различных социальных проектах «Кормушка», «Скворечник», «Не рубите елку», «Муравейник», «Ландыш», «День птиц», «День земли», «Нет – свалкам», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Домашний доктор», «Нет – наркотикам», «Класс, свободный от курения», Молодые дарования» (школьный театр, художественное слово, поделки), «Лидер» и др.

Школа связана партнерскими отношениями с вузами, учреждениями культуры, науки, общественными организациями.

Общественная организация «Прозрачные воды Невы»:


    Участие в российско-шведском проекте «Семена дружбы».

    Ежегодные выступления детей с дневниками наблюдений на фестивалях.

Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных:

Участие в выставках «Осенний калейдоскоп», в праздниках «День Земли», «День птиц», в экологической смене оздоровительного комплекса «Зеркальный». Выступления учащихся с творческими работами, участие в экологических акциях, секциях.

Тосненская станция юных натуралистов:

Экскурсии в зооуголок, поставка нестандартных овощей и продукции для кормления животных.

Отчеты, защита рефератов.

Тосненский региональный центр женских инициатив.

Экскурсии и семинары для детей-инвалидов и ветеранов труда на пришкольном участке, помощь продукцией с учебно-опытного участка.

Участие в фестивале волонтеров.

Государственный педагогический университет имени А.С.Пушкина.

Участие в работе малой Академии наук экологии и краеведения (МАНЭК), выполнение экологических проектов, участие в работе эколагеря.

Профориентационная работа

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.


Участие в конференции учащихся, студентов и аспирантов «Агроэкология и научно-технический прогресс».

Выступление учащихся, публикация работ в сборнике, профориентационная работа.

Санкт-Петербургское отделение Балтийского фонда природы и общество естествоиспытателей.

Участие в международной программе «Исследование природы Балтики».

Выступления учащихся на конференции, активное участие в экологической работе центра «Зеркальный».

Межрегиональное общественно-экологическое движение «Гатчина – Гатчинский район – Санкт-Петербург – Кронштадт»

Участие в программе «Школьная экологическая инициатива».

Выступления учащихся на конференции.

Международная организация «Всемирное наследие»

Участие в проекте «Балтийское море».

Выступления на региональном фестивале «Из варяг — в греки».

Агроэкологический центр «Санкт-Петербургская усадьба»

Посещение экскурсий, участие на конференции по агроэкологии, в выставке «Карета для Золушки».

Выступления с исследовательскими работами.

Совместная работа с партнерами помогает нам в организации и проведении мероприятий внеурочной деятельности, разработанных на основе инновационных идей.

Педагогическое кредо школы – вера в индивидуальные возможности каждого ученика, творческие способности учителя.

В своей деятельности педагоги школы опираются на принципы, заложенные в региональную программу развития образования Тосненского района, определяющую цели, стратегию, содержание развития образовательного и воспитательного процессов.

Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно динамичное развитие всех направлений и повышение качества школьного образования в целом.

Учитывая показатели социального паспорта: неблагополучный микроклимат нашего поселка, в котором наблюдается рост алкоголизации населения, увеличивается контингент неблагополучных семей за счет притока семей из города по обмену квартир, растет количество неполных и малообеспеченных семей, школа, исходя из целесообразности, выбрала одним из направлений воспитательной работы – работу с семьей и начала реализовывать программу «Хорошая семья – основа воспитания личности».


Цель программы: взаимодействие с семьей и школьным коллективом в целях воспитания, развития образования учащихся; социальная защита обучающихся.

Задачи программы:


  • изучение семей учащихся и условий семейного воспитания;

  • изучение социального, профессионального и психологического уровня семьи;

  • анализ и прогнозирование воспитательных методов воздействия в семье;

  • привлечение семьи к школьному педагогическому процессу и повышение уровня педагогической компетентности родителей;

  • оказание психологической поддержки учащимся и родителям;

  • оказание своевременной социальной помощи нуждающимся семьям;

  • посредничество между школой, социумом и специальными службами (соцзащита, отдел опеки, ОДН, КДН, амбулатория п. Сельцо, КСК и другими);

  • формирование адаптации к школьной среде детей со сложным поведением;

  • профилактика негативных явлений и детской безнадзорности.

Работа в этом направлении приносит положительные результаты.

Тесный контакт с родителями, систематический мониторинг по изучению образовательных потребностей, степени удовлетворенности образовательными услугами, инновационной деятельностью помогают совершенствованию обучения и воспитания учащихся.

Так, например, анкетирование родителей по оценке качества работы школы в прошлом учебном году показало, что положительно качество обучения 89,6% родителей оценивают положительно; 90% родителей довольны компетентностью и уровнем общей культуры школьных педагогов; 67% родителей довольны подготовленностью своих детей к поступлению в престижные вузы; 86% положительно оценивают комфортность психологического климата в школе и условия, созданные для дополнительного образования детей.

Таким образом, мы можем считать, что создали благоприятные условия для самореализации подавляющего большинства участников образовательного процесса. И, как нам видится, созданная нами модель сельской школы — с учетом особенностей и возможностей Ленинградской области — может действительно осуществлять личностно-ориентированное образование для наших детей.


следующая страница >>