shkolageo.ru 1

История зарубежной литературы


(обзорный курс)


Образовательная программа


I. Пояснительная записка


Художественная литература отвечает духовным и эстетическим запросам времени, тем или иным способом пытается разрешить проблемы современной действительности, отображает их в художественной форме, помогает читателю определиться в своих нравственных и эстетических предпочтениях. Этическая концепция "формирования читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений", к " постижению литературы как вида искусства" находит свое воплощение в программах по литературе под редакцией

Т.Ф. Курдюмовой, под ред. В.Я Коровиной и под ред. Г.И. Беленького. Концепция "диалога культур", то есть формирование общекультурного модуса читателя, является методологическим ядром программы В.Г. Маранцмана. Однако для вышеупомянутых программ, включающих в себя произведения зарубежной литературы, свойственны в основном тематический или жанровый принципы структурирования. Изучая русскую литературу в школе, учащиеся получают лишь отрывочные знания о шедеврах мировой литературы, отсутствует представление о последовательном развитии литературы, достижения русской литературы XIX века воспринимаются вне контекста мировой литературы, что снижает их значимость. Произведения зарубежной литературы в базовых программах 5, 6, 7, 8 классов либо представлены по жанрам (например, знакомство с баснями Эзопа дано в период изучения басен Крылова), или тематически (рассказ Д. Лондона "Любовь к жизни" изучается после повести Н.В. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купалы", продолжая иллюстрировать проблему губительной власти денег, утверждая истинные ценности). Учащиеся, знакомясь с произведениями зарубежных писателей подобным образом, не получают представления о развитии зарубежной литературы, не воспринимают историю развития литературы как единый процесс, не соотносят закономерности, влияющие на европейскую литературу с теми, что изучаются в рамках истории русской литературы. Это не говоря уже о том, что многие произведения зарубежной литературы, даже те, к которым преподаватели старших классов вынуждены обращаться, объясняя историю создания того или иного произведения русской литературы, в школе предлагается либо пройти в рамках внеклассного чтения, либо в рамках обзора за 1-2 урока. Следует добавить, что на изучение произведений зарубежной литературы в базовых программах большее количество часов отводится в 5-7 классах, учащиеся получают представление о детской литературе, созданной европейскими писателями, однако произведения европейской литературы XIX-XX веков практически не представлены, за исключением И.В. Гете и О. Бальзака. Традиционно принято считать, что "произведения литературы последних десятилетий входят, как правило, в круг "самостоятельного" чтения подростков и старшеклассников, поэтому нет необходимости перегружать программы излишним перечнем имен современной и зарубежной классики" (Н.Е. Кутейникова и И.В. Сосновская ). Однако вкус девятиклассников в современной литературе зачастую формируется под влиянием низкопробной, массовой литературы, не всегда родители и друзья могут скоординировать круг чтения подростка, задачей учителя становится подсказать, помочь сделать правильный выбор, ориентируясь на изначальные литературные пристрастия школьника.


Данная программа ориентирована на учащихся 9 класса. Именно в 9 классе начинается знакомство с литературным процессом, с историей русской литературы, тот же линейный подход предлагается нами и к изучению мировой литературы. При подобном подходе учитель может изучение всех произведений зарубежной литературы вынести за рамки уроков, что соответствует методическим рекомендациям для учителя по литературе 9 класса Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова и О.Б. Марьиной: "При таком количестве часов, которые в девятом классе можно посвятить литературе, оптимальным представляется курс, в центре которого стоит изучение шедевров родной литературы."

Знакомство с шедеврами европейской литературы в рамках подобного факультативного курса не только поможет учащимся в дальнейшем сознательно подойти к выбору произведений зарубежной литературы для самостоятельного чтения, но и даст возможность понять многие закономерности развития литературного процесса в нашей стране, что необходимо для изучения русской литературы в старших классах. Работа с шедеврами зарубежной литературы также поможет осознать, что проблемы, поднимающиеся в литературе близки читателям независимо от страны, в которой они написаны, подчеркнут важную роль литературы в жизни общества. В рамках дополнительного образования, знакомя учащихся с зарубежными шедеврами, учитель может продолжить формировать такие качества, как умение отстаивать свое мнение, умение анализировать прозаические и лирические произведения, развивать творческие способности учащихся, вести работу по формированию отклика читателя. В данной программе использован хронологический принцип структурирования. Курс "История зарубежной литературы" поможет ученику получить представление о едином литературном процессе с древнейших времен до наших дней, с литературными спорами и определением различных позиций, чтобы ученик воспринимал литературный процесс как постоянно развивающийся и совершенствующийся, а не замерший во 2 половине XIX века.

Данная программа направлена на изучение отдельных произведений европейской литературы, а также предполагает знакомство с различными причинами и особенностями развития национальных литератур ( английской, немецкой, французской, американской и др.).


Изучению зарубежной литературы в школе посвящены несколько разработок Н.П. Михальской (например, "Всеобщая литература XIX - XX вв."). Данные пособия взяты за основу при разработке этого курса, однако материал Михальской частично изменен с учетом возраста и особенностей учащихся общеобразовательной школы, на которых рассчитан данный курс. Еще одно принципиальное отличие связано с тем, что зарубежная литература преподается не как замкнутый процесс, сконцентрированный на самом себе. Учащиеся сопоставляют литературные достижения европейской литературы с творчеством русских авторов (например, после изучения античной литературы планируется тема "Античные мотивы в творчестве А. С. Пушкина").

Программа рассчитана на учащихся общеобразовательных школ, любящих литературу, стремящихся развиваться в гуманитарной сфере, и направлена на формирование литературного читательского вкуса. Особенно важной данная программа становится в школах с углубленным изучением иностранных языков, где учащиеся могут пользоваться не только переводами, но и оригинальными текстами. Углубленное изучение зарубежной литературы расширит и рамки представлений о той или иной стране, даст возможность детям, не зависимо от творческих способностей, почувствовать себя причастными к процессу развития литературы.

Линейный принцип построения программы поможет учащимся выявить закономерности в развитии литературы и использовать эти знания на уроках литературы. Программа обеспечит связь истории и современности, знакомство с лучшими образцами классических и современных произведений зарубежной литературы.

Оптимальная наполняемость группы для занятий - 7-12 человек. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы в сторону увеличения, но не более трех человек.

Творческие работы не только выявляют уровень усвоения материала (сочинение, рецензия и т.д.), но и дают возможность учащимся почувствовать себя авторами разных литературных эпох и направлений ( басня в стиле классицизма, миф, фантастический рассказ и т. д.).


Помимо теоретических лекций и текстового анализа программа включает в себя беседы о связи литературы с другими видами искусства, посещение художественных музеев, знакомящих с особенностями изучаемых направлений в искусстве, призванные содействовать всестороннему развитию личности каждого учащегося, обогащению его духовного мира.

Программа также имеет ряд интегративных связей с МХК ( курс "Мировая художественная культура"), историей, психологией. Актуальны и связи с другими видами искусства, например, изменение концепции отношения к миру и человеку от средневековья к Возрождению объясняется с помощью демонстрации различий в живописи данных периодов.

Программа "История зарубежной литературы" в данном виде

( европейская и американская литература) рассчитана на один год (2 часа в неделю), но по желанию преподавателя курс может быть продолжен изучением специфики развития литературы стран Востока ( 10 класс).

Основные задачи программы:


  • развить познавательную активность учащихся, расширить их кругозор;

  • развить мотивацию к познанию и творчеству;

  • приобщить учащихся к мировой культуре;

  • расширить и углубить базовые знания по истории и теории как зарубежной, так и русской литературы;

  • выявить и развить потенциальные способности ребенка и реализовать его творческий потенциал в максимально комфортной для развития личности обстановке;

  • развить и закрепить интерес к изучаемому предмету.

В результате прохождения полного курса по данной программе учащиеся должны:

  • знать основные эпохи развития европейского искусства в целом и литературы в частности, направления в европейском искусстве, их особенности и признаки;

  • знать произведения отдельных зарубежных представителей литературных направлений и уметь их анализировать;
  • уметь выявлять влияние зарубежных авторов на произведения русской литературы, находить реминисценции с произведениями мировой литературы;


  • связно выражать свою точку зрения письменно и устно;

  • уметь самостоятельно контролировать свою работу, обнаруживать в ней недостатки и добиваться их устранения.



II. Учебно-тематический план




Наименование темы

Всего

часов


В том числе

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Античная литература

6

4

2

3.

Средневековье в Европе

2

1

1

4.

Эпоха Возрождения

9

4

5

5.

Классицизм

3

2

1

6.

Предромантизм в литературе

2

2


-

7.

Романтизм

14

7

7

8.

Реализм

8

4

4

9.

Неоромантизм

6

3

3

10.

Символизм и декадентство

4

2

2

11.

Литература рубежа веков (XIX - XX)

2

2

-

12.

Зарубежная литература XX века

4

2

2

13.

Современная литература: массовость и элитарность

4

2

2

14.

Мои литературные пристрастия

2

-

2




Итого:

68

36

32




III. Содержание


Вводное занятие. Цель и задачи программы. Знакомство с детьми. Знакомство с программой. Творческое задание: сочинение, выявляющее уровень подготовки учащихся по школьной программе и личного кругозора. Примерные темы: "Какие произведения зарубежных авторов известны вам из школьного курса литературы?", "Мое любимое произведение зарубежного автора", " Какую книгу зарубежного автора вы бы посоветовали прочитать своим сверстникам?"

Античная литература. Знакомство с понятием "античность", определение рамок временного периода, касающегося изучения культуры Древней Греции и Древнего Рима. Знакомство с античностью начинаем с мифологии. Разграничение понятий "миф", "сказка", "легенда". Особенности мифа. Типы мифов в различных мифологических системах. Мифы Древней Греции о богах и о героях. Знакомство и поэмами Гомера "Илиада", "Одиссея". Басни Эзопа. Античный театр, знакомство с традициями и основными представителями обзорно. Поэзия Горация, стихотворение "Памятник". Творческие работы могут быть посвящены сопоставлению сюжетов и героев античной и славянской мифологий, УНТ. Моделирование собственной мифологической системы. Творческие работы: мифы творения, сочинение "Античные мотивы в поэзии А.С. Пушкина", басни в стиле Эзопа.

Средневековье в Европе. Средневековье в Европе: особенности и периодизация. Влияние на культуру распространения христианства. Каноны живописи и каноны литературы. Кельтский эпос. В качестве творческой работы после изучения легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола можно дать сопоставления с романом Т. Мэлори "Смерть Артура" более позднего периода. Творческие работы по кельтскому эпосу: сопоставить сюжеты легенд с современными трактовками этих образов в литературе фэнтези, сюжетах компьютерных игр и фильмов. Знакомство со средневековым эпосом. "Песнь о Роланде". Куртуазная литература. Средневековый кодекс рыцарства. Характеристика рыцарского романа. Возникновение городской литературы. Жанр баллады. Творческие работы по "Песне о Роланде": сопоставление с рыцарскими балладами Жуковского, с "богатырскими" произведениями русского фольклора. Заранее можно подготовить рецензию на роман Сервантеса "Дон Кихот", сопоставляя роман с произведениями позднего Средневековья.


Эпоха Возрождения. От Средневековья к Возрождению: характеристика экономического положения в Европе, историческая справка. Мировоззрение человека эпохи Возрождения. Развитие искусства. Открытия в живописи и литературе. Титаны эпохи Возрождения, универсализм. Творчество Данте Алигьери. "Божественная комедия", сонеты. Строение итальянского сонета. Сонеты Франческо Петрарки. Развитие прозы, жанр новеллы. Боккаччо "Декамерон" (знакомство с отдельными главами). Английское Возрождение: В. Шекспир. Обзор творчества, знакомство с комедиями "Сон в летнюю ночь", "Двенадцатая ночь", "Укрощение строптивой", "Много шума из ничего", трагедиями "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Отелло", "Макбет". Хроники - отношение Шекспира к истории. Образ абсолютного монарха. Сонеты Шекспира. Новаторство в форме сонета.

Творческая работа для пишущих детей: попытка написать сонет на свободную тему. Рецензии на комедии и трагедии, изучаемые обзорно.

Классицизм. Знакомство с культурой эпохи классицизма. Социальные, политические и философские предпосылки возникновения классицизма. Особенности классицистической системы во Франции. Знакомство с трактатом Н. Буало. Классицистический французский театр: Корнель, Расин, Мольер. Расин "Федра" - сопоставление с античным мифом. Комедии Мольера "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Мнимый больной". Классицистическая басня: Лафонтен.

Предромантизм в литературе. Особенности литературы эпохи предромантизма. Гете "Фауст". Готический роман и его традиции. М. Шелли "Франкенштейн". Знакомство с жанром элегии. Томас Грей "Сельское кладбище".

Романтизм. Характеристика данного направления в искусстве, особенности романтической литературы, источники возникновения. Разграничение понятий "романтика" и "романтизм", "романтичный" и "романтический". Немецкий романтизм. Новелла Людвига Тика "Белокурый Экберт". Литературная сказка в литературе романтизма. Сопоставление сказок братьев Гримм "Шесть лебедей" и Г.Х Андерсена "Дикие лебеди". Э.Т. А. Гофман "Щелкунчик", "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер", "Дон Жуан", "Золотой горшок". Творческие работы: для пишущих детей: написание сказки, содержащей приемы писателей - романтиков. Сопоставление новеллы "Счастье игрока" Гофмана и повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Романтизм в английской литературе (поэзия У. Блейка, У. Водсворта, Д. Китса), творчество Д. Г. Байрона, поэма "Паломничество Чайльд - Гарольда". Жанр исторического романа. В. Скотт "Айвенго". Творческая работа: сопоставление романа В. Скотта и повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Романтизм во Франции. А.Дюма "Три мушкетера", В. Гюго "Собор Парижской Богоматери".


Загадка американской литературы: Э. По, новелла "Падение дома Ашеров".

Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате".

Реализм. Социальные и политические предпосылки возникновения нового направления в искусстве. Реализм в других видах искусства. Реалистическая литература Европы, этапы развития. Оноре Бальзак "Человеческая комедия"

( подробное знакомство с новеллами "Шагреневая кожа", "Гобсек"). Стендаль "Красное и черное". Творчество Ч. Диккенса.

Неоромантизм как направление в литературе. Новеллы Р.Л. Стивенсона. Тема двойничества. О. Уайльд - теоретик литературы. "Портрет Дориана Грея".

Р. Киплинг "Ким", "Маугли". Творческая работа: сочинение "Разная точка зрения" - сопоставления детского понимания романа "Маугли" с концепцией автора.

Л. Кэррол "Алиса в Стране Чудес", "Алиса в Зазеркалье".

Символизм и декадентство. Особенности мировоззрения. Характеристика понятия "символ". Знакомство с ведущими представителями. М. Метерлинк. Поэзия Ш. Бодлера и П. Верлена. А. Рембо. Импрессионизм. Практические занятия направлены на анализ лирического текста.

Литература рубежа веков (XIX - XX). Театр Г. Ибсена, "Кукольный дом". Б. Шоу "Пигмалион." Творчество американских авторов. М. Твен и Д. Лондон. Помимо лекционного материала в данном разделе можно предложить в качестве творческих работ "дописать" пьесы Ибсена и Шоу, объясняя тем не менее значение открытого финала. При работе с произведениями американских авторов учащимся предлагается сравнить свои впечатления от прочтения произведений этих писателей в более раннем возрасте и сейчас, отметить, изменилось ли восприятие произведения, определить, с чем это связано.

Зарубежная литература XX века. Важнейшие исторические события, отразившиеся в литературе. Определение рамок изучения данного периода и оценка многообразия направлений, литературных жанров. Модернизм. Обзорное знакомство с творчеством М. Пруста. Экспрессионизм. Ф. Кафка "Превращение". Научная фантастика. Г. Уэллс "Дверь в стене". Р. Брэдбери "И грянул гром...", "Эшер II", "Улыбка", "Детская площадка". Философские, этические проблемы, поднимаемые в научно - фантастической литературе. Творческие работы : сопоставить новеллы По и Брэдбери, передать ощущения героя Кафки с помощью звуков, красок, жестов. Антивоенная и антифашистская темы в творчестве писателей этого периода. Ремарк. Хемингуэй. Романы Сэлинджера "Над пропастью во ржи", Голдинга "Повелитель мух".


Современная литература: массовость и элитарность. Современная мифология или жанр фэнтези. Толкиен. Желязны. Детективная литература. В качестве Творческой работы учащимся предлагается поразмышлять над вопросом "Что такое Литература?" Куэльо. Эко. Практические занятия по данной теме - дискуссия: относить ли произведения представленных жанров к классической литературе или нет; творческая работа: сочинение "Смешение жанров и стилей - ведущий прием современной литературы"

Мои литературные пристрастия. Данный раздел содержит доклады учащихся о своих любимых зарубежных авторах или произведениях , не изучаемых на занятиях.


IV. Методическое обеспечение программы


Данная программа носит развивающий характер, актуализирует "сквозные" темы, проблемы, мотивы, образы литературы и искусства, способствует пониманию таких явлений, как "преемственность", "традиция" и "новаторство", развивает ассоциативное мышление школьников. Литературный материал, представленный в программе, дает целостное представление о мировом художественном процессе. В процессе обучения совершенствуется умение школьников анализировать прочитанное с этических и эстетических позиций, формируется умение анализировать и сопоставлять произведения, давать обоснованную самостоятельную оценку явлениям культуры и литературы.

Для успешного выполнения учебных задач программы необходимо, чтобы все виды занятий в процессе обучения были тесно взаимосвязаны, дополняли друг друга, проводились с учетом степени сложности изучаемого материала, интересов учащихся, их творческих возможностей. При реализации программы допускаются некоторые изменения в объемах изучения творчества отдельных авторов, могут варьироваться произведения, творческие задания в зависимости от уровня подготовки детей, развитости их творческих способностей, общей интеллектуальной и физической нагрузки при подготовке к занятиям.

Учитывая большой объем изучаемого материала, учащимся может быть разрешено использовать хрестоматию, читать отдельные тексты в сокращении. Со списком многих объемных произведений XIX - XX вв. можно познакомить детей на предшествующих летних каникулах. Список художественных произведений может быть "открыт" в зависимости от возрастных особенностей учащихся, количества свободного времен, в связи с чем некоторые темы даны обзорно, поверхностно знакомя учащихся с сюжетами произведений и проблемами, поставленными автором, в расчете на то, что учащийся позднее сам обратится к заинтересовавшей его книге.



Познакомившись с теоретическим лекционным материалом, учащиеся применяют знания на практике, анализируя произведения, относящиеся к данному направлению литературы. Практические задания представляют собой как работу с отдельными произведениями изучаемых автором, так и творческие работы учащихся. В ряде случаев для стимуляции творческого процесса даются задания сопоставительного характера, иллюстрирующие взаимосвязь зарубежной и русской литературы (следует давать подобные задания, опираясь на русскую литературу до второй половины XIX века, учитывая школьную программу по литературе, однако полученные учащимися знания по зарубежной литературе второй половины XIX - XX вв. облегчит задачу учителя в 10-11 классах). Школьники в ряде творческих работ пробуют свои силы в создании определенных жанров литературы, подражают известным зарубежным авторам, спорят с ними, вырабатывает свою точку зрения на проблему. Перед началом работы необходимо объяснить учащимся специфику ведущих жанров письменных работ по литературе, таких как сочинение, рецензия, эссе. Объяснить разницу понятий "доклад" и "реферат". Задания, носящие творческий характер, рассчитаны не только на богатство фантазии учащихся, их кругозор и развитые творческие умения, но и на определенные знания в области художественного творчества и теории литературы.

Некоторые задания связаны с коллективной работой: на практических занятиях учащиеся коллективно обосновывают точку зрения писателя, создается веселая, дружеская, творческая атмосфера. Школьники, способные применить свои знания на уроках литературы, чувствуют себя увереннее среди одноклассников. У детей развивается литературный вкус, способность к глубокому анализу художественного произведения.

Важнейшей задачей на этапе практической работы будет продолжение формирования связной устной речи учащихся. Если большинство письменных творческих работ направлено на шлифовку письменных навыков, полученных за предыдущие годы обучения, то устная работа с произведением должна вестись в традициях И.И. Аркина: "Читательское высказывание, органично продолжая чтение и слушание, сохранит свою непосредственность переживания только что прочитанного и станет свободным, непредвзятым мнением о нем ... необходимо вызвать в ученике страстный отклик на литературное творение и желание о нем высказаться - точнее, отозваться на него". Можно предложить учащимся, для которых монологическая речь затруднительна, игру в "мозговой штурм": первоначально учащиеся по очереди говорят о мыслях, эмоциях, вызванных чтением произведения, закономерностях, уже найденных и отмеченных ими, затем, анализируя мнение друг друга, формулируют общее высказывание группы, обобщающее несколько точек зрения. Главное, чтобы у учащихся появлялось желание высказаться о произведении, а учитель поможет ему научиться связно и логично выражать свои мысли.


Знакомство с теоретическим материалом может сопровождаться походами в художественные музей, ведь важно создать представление о литературе как о части художественной системы эпохи, о взаимосвязи тенденций, свойственных эпохе, в разных видах искусства. При изучении объемных произведений в рамках обзора, а также при изучении драматургии для удобства школьников и облегчения их подготовки к занятиям лекция может сопровождаться демонстрацией телевизионных спектаклей или походом в театр.

Очень важно самостоятельное изучение детьми рекомендуемой учителем литературы, важно распределять нагрузку литературы к каждому занятию так, чтобы не перегрузить ученика, учитывая, что творческое задание ребенок выполняет дома, а в классе работы заслушиваются и коллективно обсуждаются. Если у школьника нет ярко выраженных творческих способностей, творческие работы могут быть связаны с заданием по критическому анализу, сопоставления в жанре эссе.


V. Литература для учащихся


  1. Кун Н. Мифы Древней Греции.

  2. Гомер. Илиада. Одиссея.

  3. Эзоп. Басни.

  4. Мэлори А. Смерть Артура.

  5. Песнь о Роланде.

  6. Песнь о Нибелунгах.

  7. Расин Ж.-Б. Федра.

  8. Мольер Ж.-Б. Тартюф. Мещанин во дворянстве. Мнимый больной.

  9. Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. Сонеты.

  10. Петрарка Ф. Сонеты.

  11. Боккаччо Д. Декамерон.

  12. Шекспир В. Двенадцатая ночь. Сон в летнюю ночь. Много шума из ничего. Укрощение строптивой. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Макбет.

  13. Сервантес М. Дон Кихот.

  14. Гете. Фауст.

  15. Грей Т. Сельское кладбище.

  16. Шелли М. Франкенштейн.

  17. Тик Л. Белокурый Экберт.

  18. Гофман Э.Т.А. Счастье игрока. Дон Жуан. Золотой горшок. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. Щелкунчик.
  19. Байрон Д. Г. Паломничество Чайльд - Гарольда.


  20. Скотт В. Айвенго.

  21. Дюма А. Три мушкетера.

  22. Гюго В. Собор Парижской Богоматери.

  23. По Э. Падение дома Ашеров. Ворон. Аннабель - Ли.

  24. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.

  25. Бальзак О. Шагреневая кожа. Гобсек.

  26. Стендаль Ф. Красное и черное.

  27. Диккенс Ч. Домби и сын. Приключения Оливера Твиста.

  28. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

  29. Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

  30. Киплинг Р. Маугли. Ким. Бремя белых. Заповедь.

  31. Кэррол Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье.

  32. Бодлер Ш. Альбатрос. Лебедь.

  33. Верлен П. Сплин. Впечатления ночи.

  34. Рембо А. Гласные.

  35. Лондон Д. Мартин Иден. Любовь к жизни.

  36. Твен М. Приключения Гекльберри Финна.

  37. Кафка Ф. Превращение.

  38. Уэллс Г. Дверь в стене.

  39. Брэдбери Р. И грянул гром...Эшер II.Улыбка. Детская площадка. 481 градус по Фаренгейту.

  40. Ремарк. Э.М. На Западном фронте без перемен. Три товарища.

  41. Хемингуэй Э. Прощай, оружие!

  42. Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи.

  43. Голдинг У. Повелитель мух.

  44. Толкиен Д.Р. Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец.

  45. Желязны Р. Я живу ради мига.

  46. Эко У. Имя розы.

  47. Куэльо П. Алхимик.



VI. Литература для учителя


  1. Михальская Н.П. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия для 8-9 класса. - М., Дрофа, 2002.

  2. Михальская Н.П. Всеобщая литература XIX - XX вв. : Хрестоматия. 9 класс. Части 1-2. - М., 1998.

  3. Михальская Н.П. Всеобщая литература XIX - XX вв. : Учебная книга для 9 класса. - М., 1998.

  4. Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М.,1986.
  5. Ладыгина О.М. Культура мифа: Книга для учащихся. - М.: Издательство "Полярная звезда", 2000.


  6. Алексеев М.П. История зарубежной литературы. Ранее средневековье и Возрождение. - М., 1959.

  7. Аникст А. История английской литературы. - М.. 1966.

  8. Яхонтова М., Черневич М., Штейн А. История французской литературы. - М., !968.

  9. Ладыгин М.Б. Предромантизм в мировой литературе. - М.. Издательство "Полярная звезда", 2000.

  10. Апенко Е.М. История зарубежной литературы XIX века. Учебное пособие. - Проспект, 2001.

  11. История зарубежной литературы XX века. - М., 2000.

  12. Дудова Л.В., Михальская Н.П. Зарубежная литература XX века. Практикум. - Флита, 2004.