shkolageo.ru   1 2 3 ... 10 11

Литература:

1. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова – М.: Сов. Энциклопедия. 1986. – 566 с.

2. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В.Н. Думбая. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. (серия «Высшее образование») 512 с.

3. Каменский А.А., Ким А.И. и др. Биология. Высшее образование. – М.: Слово: ЭКСМО, 2003 – 640 с.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для студентов средних спец. уч. заведений. – М.: Высшая школа; 2004 – 317 с. ил.


Занятие 2

Аксиомы теоретической биологии


Вопросы:


1. Теория и практика биологического знания.

2. Основные свойства живого.


Литература:

1. Берг Л.С. Природа СССР. – М.: Гос. изд-во географической литературы. 1955 – 496 с.

2. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова – М.: Сов. Энциклопедия. 1986. – 566 с.

3. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В.Н. Думбая. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. (серия «Высшее образование») – 512 с.

4. Каменский А.А., Ким А.И. и др. Биология. Высшее образование. – М.: Слово: ЭКСМО, 2003 – 640 с.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для студентов средних спец. уч. заведений. – М.: Высшая школа; 2004 – 317 с. ил..

6. Тупикин Е.Н. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. Образования. – М.: 2004, – 378 с.


Занятие 3

Условия возникновения жизни на планете


Вопросы:


1. Необходимые и достаточные условия для существования жизни.

2. Физические условия для возникновения жизни.

3. Химические условия для возникновения жизни.


4. Существование живой материи во Вселенной.


Литература:

1. Барабой В.А. Солнечный луч. – М.: Изд- во Наука, 1976 – 240 с.

2. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова – М.: Сов. Энциклопедия. 1986. – 566 с.

3. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В.Н. Думбая. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. (серия «Высшее образование») 512 с.

4. Гальцов А.П. Тепло и влага в природе. – М.: Знание, 1961, – 40 с.

5. Каменский А.А., Ким А.И. и др. Биология. Высшее образование. – М.: Слово ЭКСМО, 2003 – 640 с.

6. Ландау-Тылкина С.П. Радиация и жизнь. – М.: Атомиздат, 1974 - 180 с.

7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для студентов средних спец. уч. заведений. – М.: Высшая школа; 2004 – 317 с. ил.

8. Новиков Н.А. Планета загадок. Л.: Недра, 1968 – 129 с.

9. Тупикин Е.Н. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: 2004, – 378 с.


Занятие 4

Основные этапы развития жизни на Земле


Вопросы:


1. Развитие жизни на Земле.

2. Представления о геохронологической шкале.

3. Этапы развития жизни на Земле

4. Классификация вещества биосферы В.И. Вернадского.

5. Законы В.И. Вернадского о живом веществе биосферы.


Литература:

1. Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д. А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н. Биогеография. Учеб. для студ. Вузов. – М.: Академия, 2003 – 474с.

2. Барабой В.А. Солнечный луч. – М.: Изд- во Наука, 1976 – 240 с.

3. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова – М.: Сов. Энциклопедия. 1986. – 566 с.

4. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В.Н. Думбая. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. (серия «Высшее образование») – 512 с.


5. Гальцов А.П. Тепло и влага в природе. – М.: Знание, 1961, – 40 с.

6. Каменский А.А., Ким А.И. и др. Биология. Высшее образование. – М.: Слово: ЭКСМО, 2003 – 640 с.

7. Кормилицин В.И., Цицкишвилли М.С., Яковлев Н.И. «Основы экологии», М.: Интерстиль, 1977 – 368 с.

8. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для студентов средних спец. уч. заведений. – М.: Высшая школа; 2004 – 317 с. ил.

9. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера, М., 1990 –175 с.

10. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний, Уч-е пособие, М. Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.

11. Савцова Т.М. Общее землеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений., - М.: Академия, 2003. – 416 с.

12. Тупикин Е.Н. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: 2004, – 378 с.


Занятие 5

Уровни организации живого


Вопросы:


1. Основной принцип организации живого.

2. Уровни организации живого вещества и их характеристики.


Мир живого сложен и разнообразен. Одна из главных его особенностей – системность. Система определяется как упорядоченное множество взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, проявляющихся как целостное по отношению к внешней среде. Принцип системности характерен для всего живого: от элементарных носителей жизни (молекул ДНК и РНК), клетки, организма, биоценоза, – биосферы. В биологии понятие «биологическая система» относится к организму (клетке), популяции, виду биоценозу (сообществу), а также к биогеоценозу и биосфере. Последние представляют собой неразрывное единство живого и неживого, вместе составляют биокосную систему. Для мира живого характерна иерархичность и многоуровневность.

Любая живая система состоит из отдельных компонентов, которые в свою очередь также представляют собой систему, но уже более низкого уровня организации. Для живой системы характерны: строго определённая структура, функции, определённые взаимодействия со средой. Для живых систем характерна особенность: две (или более) системы (компоненты), составленные вместе определённым образом, образуют новую единицу, систему, свойства которой не аддитивны и не могут быть описаны как простая совокупность свойств составляющих. То есть с повышением уровня организации живые системы приобретают новые системные свойства, определённые интегративные качества, не присущие её компонентам.


Всё живое вещество представляет собой совокупность живых систем различной степени сложности и организации – таксонов (греч. taxis – порядок, в биологии деление осуществляется на виды, роды, семейства, отряды, классы, типы, которые и есть таксономические единицы). Всякая живая система как компонент, часть более широкой системы подчиняется законам функционирования и развития последней, её системным и интегративным требованиям, однако каждый составляющий компонент может оказать значительное влияние на остальные компоненты системы, в которую он входит, а порой и определять свойства всей системы. Реальность таксономических единиц доказана рядом исследователей, например, В.И. Кремянским, на большом историческом и современном материале.

Живой мир – это сложно иерархизированная по «вертикали» и по «горизонтали» система биологических объектов и их связей. Биологический объект реален, реальны и все таксономические единицы как объективно существующие, следовательно, реальны и уровни живого. В пользу реальности живых систем говорит следующее: каждая из них обладает пространственными характеристиками, собственным биологическим временем (например, временем жизни одного поколения в популяции, или числом событий рождений – гибели). Более высокоорганизованным живым системам присуще большее собственное время, поэтому они значительно стабильнее и устойчивее по отношению к факторам внешней среды.

С точки зрения системного принципа, жизнь представляет собой систему систем, в которой наблюдается не параллельное, а последовательное сочетание, что позволяет ей организоваться по принципу иерархической подчинённости. Каждый более высокий уровень оказывает направляющее воздействие на нижележащий, подчиняет его себе, своим функциям, преобразует его, порождает в компонентах этого уровня новые свойства, которые им не присущи в изолированном состоянии. Таким образом, в живых объектах существует иерархический контроль, который осуществляется посредством прямых и обратных связей. Это двустороннее взаимодействие между высшим и низшим уровнем иерархии есть одно из главных, специфических отличий биологических иерархий – возможность осуществления контроля, что в неживых системах не наблюдается или выражено значительно меньше.


Имеющаяся в мире живого иерархия, ступенчатость уровней позволяет задать вопрос об их количестве, и о том, что они представляют собой? В последние годы выделяют следующие уровни организации живого:

- молекулярный уровень (ДНК, РНК);

- клетка;

- ткань, орган;

- организм;

- популяция;

- вид;

- биоценоз (сообщество);

- биогеоценоз*;

- биосфера*.


Последние два – биоценоз и биосфера, – в отличие от остальных, представляют собой неразрывное единство живого и неживого компонентов, не рассматриваются друг без друга. В них интегрированы связи биоценоза (совокупности видов) с внешней средой. Биосфера представляет собой высший уровень организации живой материи на планете Земля. Однако влияние живого вещества распространяется и на космос, именно благодаря живым организмам энергия Солнца превращается в земную, что позволяет говорить о жизни как о действенной геохимической силе. Живые организмы оказывают влияние на химию почти всех элементов, геохимические функции живого многообразны, к ним относятся следующие:

- газовая (все организмы поглощают различные газы, в том числе СО2);

- кислородная (зелёные растения выделяют О2);

- окислительная (бактерии окисляют неорганические вещества, преобразуя их);

- кальциевая (водоросли, бактерии и другие выделяют из морской воды углекислый кальций, тем самым поддерживая баланс соединений кальция в природе);

- восстановительная (бактерии восстанавливают различные неорганические вещества, превращая их в новые соединения);

- разрушение органических соединений до простых органических соединений (бактерии и грибы);


восстановительное разложение (бактерии разлагают органические вещества до неорганических соединений);

- метаболизм (все живые организмы).

Всеохватывающую панораму жизни невозможно получить, изучая только какой-либо один или несколько уровней живого. Только их совокупность, диалектическое единство, противоречивость, дополнительность, подчинённость и соподчинённость позволяют представить систему жизни в целом.

Литература:

1. Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д. А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н. Биогеография. Учеб. для студ. Вузов. – М.: Академия, 2003 – 474с.

2. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М. Политиздат, 1986. – 336 с.

3. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова – М.: Сов. Энциклопедия. 1986. – 566 с.

4. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В.Н. Думбая. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. (серия «Высшее образование») – 512 с.

5. Гальцов А.П. Тепло и влага в природе. – М.: Знание, 1961, – 40 с.

6. Каменский А.А., Ким А.И. и др. Биология. Высшее образование. – М.: Слово: ЭКСМО, 2003 – 640 с.

7. Кормилицин В.И., Цицкишвилли М.С., Яковлев Н.И. «Основы экологии», М.: Интерстиль, 1977 – 368 с.

8. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для студентов средних спец. уч. заведений. – М.: Высшая школа; 2004 – 317 с. ил.

9. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера, М., 1990 –175 с.

10. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний, Уч-е пособие, М. Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.

11. Савцова Т.М. Общее землеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений., - М.: Академия, 2003. – 416 с.

12. Тупикин Е.Н. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: 2004, – 378 с.



Занятие 6

Самоорганизация живых систем на разных уровнях организации живого


Вопросы:


1. Самоорганизация природных систем.

2. Самоорганизация наземных систем.

3. Самоорганизация водных систем.

4. Самоорганизация биосферы.


К водным экосистемам в настоящее время относят моря, океаны, реки, озёра, болота пруды, подземные озёра и реки, то есть все те природные объекты, где центральное место занимает вода. Жизнь зародилась в воде и существует в ней поныне в самых разнообразных формах. Все водные организмы, животные, растения, водоросли, бактерии отличаются от тех, кто живёт на суше. У всех них развились приспособления, позволяющие двигаться, дышать, размножатся в воде. Вода намного плотнее воздуха, под водой мало света, а с увеличением глубины его становится всё меньше и меньше (на глубину 200 метров свет не проникает вообще), иной, чем в воздушной среде, тепловой баланс, резких колебаний температуры в воде не наблюдается.

Рассматривая водные экосистемы и их самоорганизацию, необходимо учитывать следующее: между наземной и водной экосистемой нет резких четко очерченных границ; существует множество живых организмов, жизнь которых в разной степени связана и с водным, и с наземным пребыванием (млекопитающие, птицы, моллюски, амфибии, рептилии, некоторые рыбы, пресмыкающиеся, множество насекомых, различные растения, водоросли, микроорганизмы и т.д.). Эти живые существа выходят из воды, находятся на суше какое-то, пусть даже непродолжительное время, что не противоречит их образу жизни, а также организмы, которые поднимаются на поверхность воды за воздухом для дыхания, считаются водными обитателями. Поэтому, рассматривая самоорганизацию водной экосистемы, так или иначе затрагивается и наземная экосистема, которая может находиться очень далеко от первой, и наоборот. На побережье моря в часы отлива обсыхает узкая, шириной в несколько десятков и сотни метров (до нескольких километров) полоса, называемая литоралью, которая обильно населена живыми организмами, которые играют немаловажную роль и в существовании наземной экосистемы. Животные суши находят здесь пищу. Известно, что некоторые виды рыб остаются на берегу после отлива для метания икры, которая будет развиваться во влажном песке. Морские черепахи откладывают яйца в мокрый песок на берегу, вне зоны прилива.


Моря и океаны, т.е. все водные экосистемы населены от поверхности до самого дна. Жизнь есть и на глубине океанских впадин в десять – одиннадцать тысяч метров, где давление достигает 1000 атмосфер, в поверхностных водах, в тёплых экваториальных морях, под ледяным покровом Арктики, у побережья Антарктиды, в солёных озёрах Африки. В настоящее время практически безжизненны те водные объекты, где загрязнение воды крайне высоко.

Поверхность Мирового океана вместе с придаточными морями составляет около 3600 млн. км2, а объём 1,37 млрд. м3, таким образом на материковую отмель из общей площади Мирового океана приходится около 27 млн. км2.

В соответствии с этим делением океана на части делят и его «население». Прежде всего, делят океан как среду обитания на две основные части: водную массу пелагиаль (по-гречески Pelagos – открытое море) и дно бенталь; населяющие его организмы делят на пелагические и бентосные (или донные), а последние на литоральные (греческое Litus – берег), батиальные (гр. Bathus – глубокий) и абиссальные (гр. Abyssos – морская глубина).

Литораль – узкая часть морского побережья, периодически оказывающаяся на воздухе благодаря приливам-отливам. Суперлитораль (гр. Supra – сверху, свыше) зона, которой достигают прибой и брызги, но заселённая морскими организмами. Сублитораль зона, расположенная глубже литорали (до 200 м глубины), всегда покрыта водой, организмы, населяющие её, – сублиторальные. За нижнюю границу сублиторали принимают нижнюю границу распространения растений. Литораль, суперлитораль и сублитораль наиболее «заселены» живыми организмами. Животные, обитающие на глубинах около 200 м, приобретают некоторые черты глубоководных, иногда здесь встречаются и глубоководные животные. Фауну этой части дна называют псевдоабиссальной (гр. Pseudos – ложный).



<< предыдущая страница   следующая страница >>