shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 12 13


Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет


Городской ресурсный центр одаренности


Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе профессионального самоопределения

(Методические рекомендации)








Москва - 2010

Содержание


Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе профессионального самоопределения 1

(Методические рекомендации) 1

Аннотация 3


Введение 4


Цель рекомендаций - 5

Задачи рекомендаций: 5

Раздел 1. Краткое описание процесса профессионального самоопределения у подростков 6

1.1. Профессиональное самоопределение как процесс выбора жизненного пути 6

1.2. Основные факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения у старшеклассников 8

Фактор 1. Интеллектуальные и личностные особенности человека 8

Фактор 2. Представления человека о самом себе 18

Фактор 3. Представления о мире профессий 20

Фактор 4. Влияние социального окружения 22

Раздел 2. Особенности процесса профессионального самоопределения у одаренных школьников 24

2.1. Проблемы одаренных учащихся в процессе профессионального самоопределения 24

2.2. Как выстроить психологическое сопровождение одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения 28

2.3.Влияние учителя на путь профессионального самоопределения для одаренных школьников 31

2 .4. Куда идут одаренные выпускники (о критериях результатов школы для одаренных детей)? 32

Раздел 3. Рекомендации для отдельных участников образовательного процесса 33

3.1. Что может сделать школьная администрация 33

3.2.Рекомендации для педагогов-психологов 38

Особенности профессионального информирования одаренных школьников 38

Специфика диагностики при сопровождении профессионального самоопределения одаренных учащихся 40

Активизация профессионального самоопределения одаренных учащихся 45

Организация и проведение профессионального консультирования одаренных учащихся 48

Список методик и литературы для педагогов- психологов. 51

3.3.Рекомендации для учителей 54

Формы и способы работы учителя с одаренными подростками в процессе их профессионального самоопределения. 58

Стратегия работы классного руководителя 59

Стратегия работы учителей-предметников 60

Заключение 62

Приложение 1. Памятка для старшеклассников 64

Приложение 2. Советы родителям 71





Аннотация



Рекомендации посвящены проблеме психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения. Авторы сочли необходимым включить в список тех, кому адресованы данные рекомендации не только педагогов-психологов, работающих в школе, но и всех других участников образовательного процесса (администраторов, педагогов, родителей и самих подростков).

Именно поэтому текст рекомендаций состоит из трех основных разделов.

Первый адресован психологам-практикам (как работающим непосредственно в школе, так и являющимся консультантами в специализированных Центрах).

Второй раздел посвящен специфике психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения.


Третий раздел адресован отдельным участникам образовательного процесса, активно влияющим на процесс профессионального самоопределения одаренных подростков: администраторам, психологам-педагогам и учителям.

В приложение включены памятка для старшеклассников и советы родителям.

В тексте Рекомендаций упоминаются методики, используемые в процессе профориентационной работы с одаренными детьми и подростками. Поскольку большинство методик, направленных на выявление интересов и склонностей, профессионально важных качеств, особенностей мотивации и других необходимых для профессионального самоопределения характеристик, опубликованы в соответствующих методических пособиях, авторы посчитали возможным не приводить их в списке приложений, а ограничиться лишь литературными ссылками. .




следующая страница >>