shkolageo.ru
добавить свой файл
  1 ... 9 10 11 12 13



Советы


1.Сначала выбирай только сферу деятельности

Профессиональное самоопределение – это не станция, куда нужно прибыть прямо к окончанию средней школы, для многих это длинный путь, который будет продолжаться многие годы. Конечно, некоторым везет, и они сразу попадают на свое призвание, которое всю жизнь им будет светить. У большинства так не бывает. Если нет четкого понимания твоей будущей профессии к концу школьного обучения, выбирай общее направление работы, только сферу, в которой ты хотел бы в будущем работать. Например, хочу заниматься научной деятельностью, лучше всего биологией. Значит, тебе нужен серьезный университет (далеко не каждый) и биологическое направление. Это реально выполнимая задача.

2. Принимай решение самостоятельно

Помощь в выборе профессии ты можешь получить сейчас самыми разными способами: как уже говорилось, это и книги (например, для этих целей выпущена целая энциклопедия для старшеклассников), это и специалисты-консультанты , это и люди, успешно работающие, которые дадут тебе советы, что называется, «изнутри», наконец, есть вузы, которые устраивают «дни открытых дверей» и подробно рассказывают и о том, чему там будут учить, и что придется делать после окончания. Все это хорошо и очень нужно, но решение ты должен принимать сам и только сам. Только ты знаешь, что тебе делать важно и интересно, чем тебе не надоедает заниматься, а от чего ты устаешь. Слушай всех, а решение принимай только сам.


3.Опирайся, прежде всего, на свои интересы, на свою любовь к конкретной деятельности

Принимая решение, опирайся прежде всего на то, что тебе интересно, что именно у тебя хорошо получается, а что похуже. Самое главное, что ты должен учитывать, это то что тебе нравится, от чего ты получаешь, пусть временами, удовольствие. Ведь будущая профессия – это дело, которым ты будешь заниматься очень долго (не исключено, и всю жизнь) и нужно выбрать такое дело, которое тебе за эти будущие годы останется интересным. Как минимум за эти годы не надоест.


Все другие причины, по которым ты принимаешь решение, уже второстепенные. Зарплата, степень востребованности твоей будущей профессии в обществе, конечно, очень важны, но, честно говоря, опыт показывает, что очень хороший специалист, работая даже в малобюджетной области, зарабатывает достаточно, а уж условия труда он в конечном счете выбирает сам. Правда, для этого надо быть очень хорошим специалистом.

Кроме того, не забывай, что жизнь быстро меняется, и та специальность, что вчера была престижной и высокооплачиваемой, завтра окажется не особенно нужной. Перепроизводство специалистов тоже реальная вещь. Так что выбирай себе профессию, ориентируясь прежде всего на свой интерес.

4. Серьезно занимайся проблемой выбора профессии

На свою интуицию полагаться надо. Но все-таки этого мало. Ты плохо знаешь и себя и еще хуже знаешь разные профессии, которые есть в мире. Это серьезное дело и этим вопросом надо серьезно заниматься. С налету такие вопросы не решают. Читай книги, ходи к специалистам, выполняй тесты, которые дает тебе школьный психолог. Это все полезная информация. Не стесняйся задавать вопросы всем, кто так или иначе связан с тем, что тебя интересует. Словом, собирай информацию по профессиям всюду, где можешь, это полезно. Но не забывай, что самое главное нравится тебе будущее твое дело или нет. С этого и начинай.

5. Старайся получить о будущей профессии конкретную информацию

Информации вокруг много, но иногда важно что-то и посмотреть лично. Если у тебя есть знакомые, которые занимаются тем, что, как тебе кажется, может стать твоей профессией, попроси разрешения придти к ним на работу (в большинстве случаев это вполне реально), посмотреть, в каких условиях они работают, что делают, что от них требуется. Старую восточную пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никто не отменял.

6. Воля человека делает чудеса, но с реальностью надо считаться

Бывает так, что ты чувствуешь, что эта профессия твоя, ты для нее рожден, а психолог говорит, что это не твое (хочешь стать ученым, а учишься из рук вон плохо, стать полевым геологом, а здоровье слабое, стать выдающимся дизайнером, а на компьютере умеешь только на сайте сидеть и т.д.). Запомни, что существует два взаимоисключающих утверждения: с реальностью надо считаться и воля человека делает чудеса. И каждое из них – правда. Слабый здоровьем Суворов стал великим полководцем, а академик Зельдович стал академиком, не имея за плечами даже среднего образования. Но для таких чудес необходимо огромное желание и железная воля.

Конечно, этот совет противоречив, но ты сам можешь выбрать из него ту часть, которая тебе подходит. Надеешься на свою волю - вторую часть, не очень-то надеешься – первую.

7. Напиши план работы и веди регулярные записи

Если ты хочешь этот серьезнейший вопрос решать серьезно, то составь план работы: в произвольной форме, но обязательно продумай и запиши, что прочитать, что посмотреть в Интернете, куда пойти за советом, какие вопросы ты задашь специалистам. Напиши, что ты решил предварительно, на какие вопросы надо тебе получить ответ, что останется невыясненным. Такой план нужен не потому, что ты можешь что-нибудь забыть (не сомневаюсь, что память у тебя отличная), а потому, что в процессе составления плана работы и дальнейших записей многое становится более четким и часто понятным (если это конечно, не делается формально).

И потом, по мере продвижения на этом пути, делай записи, кто и что посоветовал тебе, что ты об этом думаешь. Это тебе пригодится. Можешь эти записи делать в своем дневнике, если ты его уже ведешь. Кстати, полезная вещь личный дневник, неслучайно его вели многие выдающиеся люди (если не подавляющее большинство). Попробуй, и, может, он станет и для тебя необходимым.


Часть 2. Несколько шагов в будущую профессию


А теперь что конкретно тебе стоит делать для того, чтобы к концу обучения тебе знать, куда и зачем пойти учиться. В сущности, выбор профессии состоит всего из нескольких шагов, но их надо пройти вдумчиво и максимально ответственно.

Шаг первый. Разберись в своих интересах

Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать всего две вещи: какой ты и что именно ты любишь делать. Начни с интересов. Подойдет любая анкета интересов. Можешь взять анкету Е.А. Климова, анкету А. Голомштока (они есть у школьного психолога или в Интернете). Главное разберись, что ты любишь делать, что у тебя не получается сейчас, но ты понимаешь, веришь, что если очень постараешься, то получится. Словом, определись, что тебе отчетливо нравится, а что нет.

Шаг второй. Определи, какие профессии соответствуют твоим интересам

Если, скажем, ты очень любишь общаться и у тебя это хорошо получается, ищи, какие профессии соответствуют твоим наклонностям, это может быть профессия менеджера или психолога (только практического), учителя-воспитателя или даже специалиста по гостиничному управлению (есть и такая нужная профессия). Найди справочник «99 популярных профессий», ищи книжки о профессиях, советуйся с людьми, определяя, какие именно профессии тебе подходят. Словом, действуй.

Шаг третий. Попробуй разобраться, какие нужные качества у тебя есть

А теперь самое трудное. Каждая профессия предъявляет свои собственные требования к человеку. Попробуй понять, что потребует от тебя твоя будущая профессия. Прочитай в книгах, посоветуйся с психологами. А дальше посмотри, что из этого необходимого у тебя есть. А если нет, хватит ли у тебя желания и воли это развить. Развить в юности можно многое, но, конечно, если очень захочешь…

Есть анкета уровня развития воли, посмотри ее. Развить волю тоже можно, но это тяжелый труд. Если ты можешь на это решиться, то дерзай.


Шаг четвертый. Прими предварительное решение

Посмотри, что тебе дали первые три шага. Прими начальное, предварительное решение о самом характере деятельности. Предположим, ты решил, что тебе лучше заняться научной деятельностью - тебе нравится анализировать сложную информацию, нравится размышлять, что получится, нравится продумывать эксперименты, анализировать результаты (с условием, что ты не просто читал об этой деятельности в книжках, а в своей школе выполнял какие-то работы проектно-исследовательского характера). Если это так, то тебе может подойти деятельность ученого. Готовить себя к научной работе это уже очень большой шаг в профессиональном самоопределении, следующие шаги можно сделать уже поближе к выпуску. Или наоборот, ты хочешь заняться чем-то вполне конкретным, практическим делом. Это уже очень важная часть решения о будущей профессии. Ты уже готов идти дальше.

Шаг пятый. Иди к школьному психологу иди к специалистам

Сейчас самое время идти к специалистам. Узнай, работает ли в вашей школе психолог, готов ли он проконсультировать тебя по этой проблеме. Если нет, то иди в Центр карьеры, или Медико-психологический центр (словом, посмотри, куда тебе лучше и ближе). Заранее приготовь вопросы, которые ты хотел бы задать.
Внимательно слушай все, что тебе скажут, но помни правило, которое мы обозначили самым первым в рекомендациях – решение ты должен принимать только сам. Да, не забудь поговорить с родителями, их не меньше тебя волнует этот вопрос. На этом этапе уже, может быть, у тебя появится более конкретное решение по поводу будущей профессии. Ты определишь не только область профессиональных интересов, но и конкретную профессию.

Шаг шестой. Встречайся с профессионалами в выбранной тобой профессии

Попробуй встретиться с людьми-профессионалами в избранной тобой области деятельности. Попроси родителей помочь тебе, узнай, есть ли публичные лекции по этой тематике (посмотри на сайте www.polit.ru - там представлено много публичных лекций по самым разным специальностям). Если получится, сходи на лекцию, наберись храбрости и задай вопрос специалисту – учись. Задавать вопросы – немаловажная часть многих профессий, так что учись этому смолоду.


Шаг седьмой. Куда пойти учиться

Ты уже выбрал свою будущую профессию? Теперь самое время узнать, где и как ты будешь учиться. Посмотри в Интернете, какие вузы готовят по твоей будущей профессии, когда у них «День открытых дверей». И готовь вопросы снова. У активного человека существенно меньше вероятность сделать ошибку. Сходи в два – три, четыре вуза, посмотри, где тебе больше нравится климат (психологический, эстетический и любой, который тебя волнует).

Шаг восьмой. Двери не закрываются…

Ты думаешь, что ты прошел путь профессионального выбора до конца, это вряд ли. Сейчас время другое. Многие психологи даже советуют менять, если не профессию, то тип и форму деятельности каждые 57 лет. Чтобы не появлялись стереотипы, которые мешают творчеству, чтобы не было так называемого «выгорания», когда тебе твоя работа кажется тяжелым грузом, чтобы научиться чему-то новому. Ведь только тогда, когда мы учимся и делаем что-то новое, мы развиваемся. Так что твой путь выбора профессии, выбора себя еще очень длинный. Счастливого тебе пути!


Приложение 2. Советы родителям

Родителей ребенка, тем более способного, не надо убеждать, какое ответственное дело выбор профессии. Родителей это волнует, и понятно, ведь от правильного выбора профессии не просто зависит рабочая часть жизни человека, она определяет, без преувеличения, счастье человека. В особенной степени это относится к одаренному ребенку – ведь он чувствует в себе значительные силы для серьезного дела, и очень хочется и ему, и его педагогам, и, уж конечно, родителям, чтобы он нашел свое Призвание (до XX века писали только так, с большой буквы). Поэт Е.А. Баратынский писал «Талант это поручение от господа Бога». К такому поручению следует отнестись со всей серьезностью.

Именно потому родители неизбежно включаются в процесс профессионального самоопределения ребенка советуют, настаивают, отговаривают, ссорятся с ребенком, водят его к специалистам словом, действуют. Насколько же эффективно? Одни родители мешают и даже просто вредят ребенку, другие помогают. Первых существенно больше, (да, именно так) .


Проблема еще и в том, что многие родители видят своего ребенка, мягко говоря, необъективно. И часто дело обстоит вовсе не так, что все родители считают своего ребенка одаренным. Консультанты по работе с одаренными детьми говорят, что иногда родители видят своего ребенка хуже, чем он есть. У родителей свои критерии одаренности, и ребенок часто с ними не совпадает.

Очень много родителей (особенно из числа так называемой интеллигенции) весьма критически относятся к своему ребенку.

Я помню, как одна дама, очень известный литературный критик, весьма скептически отнеслась к моему мнению, что ребенок очень нестандартный и творческий, а его многочисленные проблемы (плохо учится, неорганизован, увлечения часто меняются) вызваны именно этой его особенностью. Для нее творчество – прежде всего способность изготавливать хорошие тексты, а мальчик был невербальный и при этом явно нестандартный по типу мышления. Потом он стал известным автором многих очень необычных компьютерных игр, а способность придумать новую игру, говорят, требует настоящей креативности.

Очень часто родители меряют своего ребенка ровно по себе – много читающую мать раздражает, что ее ребенок мало читает, а очень умелого, очень «рукастого» отца расстраивает его неумеха-сын (у которого при этом наблюдаются отчетливые лингвистические способности). Задача предлагаемого текста состоит в том, чтобы рассказать, что нужно делать, чтобы ребенку не навредить (задача - минимум) и хоть как-то помочь (задача-максимум) в тот период, когда он выбирает для себя будущую профессию.

Ниже советы, которые покажутся кому-то спорными, а кому-то очевидными, но опыт показывает, что их надо проговаривать снова и снова. Не так важно, каким правилам вы будете следовать, а важно, чтобы вы серьезно думали над ними. (Правда, правила второе, пятое и седьмое так важны, что лучше их не игнорировать. Прим. автора)

Правило первое. Дайте своему ребенку право на «примеривание» к профессии»


Еще до того, как вашему ребенку придется решать вопрос о выборе профессии, начинается подготовка к этому выбору. Уже с 45-го класса (а иногда и еще раньше) ребенок ищет себя в самой разной деятельности. Е.А. Климов, выдающийся российский психолог, называл это «примериванием» себя к будущей основной своей деятельности, к будущей профессии. Надо не только спокойно, но еще и вполне позитивно относиться к тому, что ребенок меняет увлечения. Пусть будет, если ребенок хочет, именно так, как написано в популярном стишке: «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…». Только договоритесь с ребенком, пусть он меняет увлечения, как захочет, однако должно быть контрольное время пребывания в одном кружке скажем, месяца три, пока он не убедится, что это не его.

Правило второе. Разделите себя и своего ребенка

Это означает, что ваши планы и мечты – это только ваши планы и мечты. Ваш ребенок отдельная личность и имеет право на свою жизнь и даже на свои собственные ошибки. Он должен свое самое главное решение (по крайней мере на этом этапе) принять самостоятельно. Дело даже не только в том, что вероятность совершить ошибку у вас даже выше, чем у самого ребенка, ведь профессию выбирают, прежде всего ориентируясь на собственные интересы. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что это будет его собственное решение, что ответственность лежит на нем. Если это будет ошибка, то это уже его, а не ваша ошибка .

Понятно, что для большинства родителей это невероятно трудно. Как же снять элемент давления, отделить себя (свои мотивы, желания, мечты и планы) от ребенка. Как это сделать? Дальше мы предлагаем свои советы, не особенно мудреные, но, как показывает опыт, для многих трудно выполнимые. Все же попробуйте.




<< предыдущая страница   следующая страница >>