shkolageo.ru   1 2 3 ... 12 13

Введение


На сегодняшний день вопросы, связанные с повышением эффективности профессионального самоопределения одаренных учащихся, зачастую отодвигаются на второй план или же рассматриваются фрагментарно. Вместе с тем необходимость работы в указанной проблемной области, особенно на этапе выбора одаренным школьником своего будущего профессионального пути, становится все более заметной. Профессиональное самоопределение начинается еще в школе и продолжает осуществляться в ходе профессионального обучения.

Необходимо отметить, что проблематика, связанная с обеспечением успешного профессионального самоопределения при работе с одаренными детьми не только весьма актуальна, но и имеет ярко выраженную специфику. Хорошо известно, что многие одаренные дети, обладая высокими способностями, в дальнейшем далеко не всегда становятся успешными профессионалами и добиваются в своей профессиональной деятельности высоких результатов.

Это обстоятельство связано прежде всего с ярко выраженной спецификой личности самих одаренных подростков (плохая саморегуляция, повышенная эмоциональная чувствительность, нарушения в процессах адаптации, неравномерность (диссинхрония) психического развития и т.п.). Данные особенности не только влияют на возникновение сложных эмоционально-личностных проблем у этих детей (например, в общении, в совместной деятельности и т.п.), но и затрудняют процесс профессионального самоопределения, а позже и приспособления к конкретным условиям труда.

Определенное значение имеет отношение окружающих людей к одаренным детям и подросткам. Выдающиеся способности далеко не всегда вызывают уважение и восхищение. Уже в детстве одаренный ребенок может столкнуться с завистью, насмешками, издёвками со стороны других школьников. К сожалению, презрительная кличка «ботаник» хорошо известна многим детям с выдающимися способностями. Учителя и родители часто не обращают внимания на «детские обиды» и огорчения одаренных учащихся. В результате у одаренного ребенка уже в школе формируется так называемый «трудный» характер, который в будущем может негативно повлиять на его взаимоотношения с коллегами по работе и в конечном счете на эффективность профессиональной деятельности.


Все вышесказанное указывает на необходимость организации специального психологического сопровождения одаренных учащихся в процессе их профессионального самоопределения.

Цель рекомендаций -


Обоснование принципиальных стратегий психологического сопровождения процессом профессионального самоопределения - одаренных подростков для основных участников образовательного процесса.

Задачи рекомендаций:


  1. Описать специфические особенности процесса профессионального самоопределения одаренных подростков

  2. Обосновать современные стратегии психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения для указанного контингента подростков.

  3. Дать рекомендации по участию в процессе профессионального самоопределения одаренных подростков для всех участников образовательного процесса.




Раздел 1. Краткое описание процесса профессионального самоопределения у подростков



Дарование есть поручение.

Должно исполнить его,

несмотря ни на какие препятствия.

Из письма Е.А. Боратынского П.А.Плетневу

1.1. Профессиональное самоопределение как процесс выбора жизненного пути


Два понятия – «профессиональное самоопределение» и «профориентация», чаще всего встречающиеся в этом тексте, сразу же уточним по содержанию. Оба они описывают процесс профессионального становления личности, но с разных, прямо противоположных, сторон. Если профессиональное самоопределение – это активная деятельность самого человека, то профориентация – это та помощь со стороны, которая позволяет человеку лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий.

Выбор профессии – производное как минимум двух компонентов:


  1. на одной чаше весов – способности и предрасположенность к определенному роду занятий («Кто я сейчас?»);

  2. на второй – мечты и стремления («Кем я хочу стать?»).

Гармоничное сочетание этих компонентов нередко определяет удачный выбор профессии в целом.

Однако, чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять, какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям. Другими словами, он выбирает не просто «хорошую профессию», а «хорошую профессию именно для себя». Здесь важно следующее: процесс профессионального самоопределения в «правильном» варианте обязательно включает поиск личностного смысла трудовой деятельности, иначе говоря, школьником ставится вопрос: Зачем это нужно для моей жизни?

Именно поэтому процесс профессионального самоопределения должен протекать при максимальной активности самого школьника. Эту работу за подростка никто проделать не может и не имеет на это права. Даже сложившиеся и очень успешные специалисты нередко оказываются перед необходимостью вновь и вновь соотносить свою профессию с собственной системой смыслов (духовных ценностей), так как без этого их работа становится для них ненужной.

В науке до сих пор возникают споры о том, насколько длителен процесс профессионального самоопределения? Некоторые специалисты считают, что эта длительность равна времени, которое человек тратит на принятие решения о выборе профессии, или даже времени протекания самого акта выбора. Однако такая узкая трактовка в последнее время находит все меньше сторонников. Большинство авторов сейчас подчеркивают, что профессиональное самоопределение – это не однократное действие, а весьма длительный многолетний процесс, который протекает практически на протяжении всей жизни человека, способствуя развитию его личности и более эффективному включению в трудовую деятельность.

Отметим, что процесс профессионального самоопределения имеет несколько этапов, однако наиболее значимым и в то же время самым сложным из них является выбор профессионального пути в юношеском возрасте. В процессе профессионального самоопределения необходимо учитывать множество факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Рассмотрим эти факторы.


<< предыдущая страница   следующая страница >>