shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


На правах рукописи


Савинова Екатерина Валерьевна


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЖИВОТНЫЕ»


Специальность 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания

(биология, уровень общего образования)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Астрахань

2010

Работа выполнена на кафедре зоологии ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Семчук Надежда Михайловна


Официальные оппоненты:

доктор биологических наук, профессор

Закутнова Вера Ивановна


кандидат педагогических наук

Степанова Наталья Петровна



Ведущая организация:

Ставропольский государственный педагогический институт




Защита состоится «12» марта 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, д.1., ауд. 101.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.


Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http:www.aspu.ru.


Автореферат разослан «___»_____________2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета С.З. Кенжалиева


Общая характеристика работы


Актуальность исследования. При современных темпах развития науки и техники, широкой информатизации общества очевидна необходимость постоянной, протекающей в течение всей жизни человека, образовательной работы. С возрастающей остротой встает обусловленная научно-техническим прогрессом задача постоянного обновления и углубления знаний, т.е. осуществление непрерывного образования. При этом самообразование является наиболее массовым способом постоянного повышения образовательного уровня всех членов общества. Социальный заказ общества школе определен тем, что в числе главных задач средней общеобразовательной школы названы вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе совокупности различных мотивов, среди которых важную роль играет познавательный интерес к определенной области знаний.

Действенным направлением в решении задачи приобщения учащихся к самостоятельности и самообразованию является использование краеведческого материала, включение которого в уроки способствует раскрытию общих закономерностей изучаемых явлений и предоставляет возможности для непосредственного наблюдения, формирования взглядов и убеждений каждого школьника, для развития у учащихся интереса к знаниям, стремления к самостоятельному их расширению. Особые возможности для развития у школьников стремления к самообразованию дает материал о живой природе родного края, обладающий высоким аксиологическим потенциалом.

Однако в последнее время в связи с тем, что произошло значительное уменьшение часов на изучение биологии в учебном плане школы, возможности использования краеведческого материала сократились, мало внимания уделяется и организации самостоятельных работ учащихся, особенно длительных (исследовательские проекты).


Проблема развития самостоятельной познавательной деятельности школьников и организации самостоятельных работ при обучении освещена в исследованиях многих педагогов (Буряк В.К., Границкая А.С., Ерастов Н.П., Есипов Б.П., Ильина Т.А., Жеребятьева Л.Ф., Рабунский Е.С., Саталкин И.Н., Серкова Г.Г., Унт И.Э. и др.). Развитие самостоятельности школьников, их саморазвитие и самовоспитание в процессе обучения рассматривались в работах Агуреевой А.Е., Васильевой З.И., Войтенко Т.А., Вороняк В.Г., Громцевой А.К., Жаровой Л.Л., Крыловой Н.Г., Орлова В.И., Пидкасистого П.И., Портнова М.Л., Селевко Г.И., Файзуллина Р.Н. и др. Особого внимания заслуживает исследование Солоновича М.А., посвященное изучению школьного краеведения как средства формирования самостоятельности, хотя автор не рассматривает его применительно к биологии.

В исследованиях по методике преподавания биологии и в методических пособиях для учителей биологии (Л.П. Анастасова, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, Е.. Демьянков, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Л.А. Луцкая, С.С. Молис, А.Н. Мягкова, В.Ф. Шалаев, К.П. Ягодовский и др.) уделялось достаточное внимание организации и содержанию самостоятельных работ учащихся по биологии, в том числе и на краеведческом материале. Проводились и специальные научные исследования (А.Е. Богоявленская, А.В. Кулев, А.Б. Мухамбетова, Н.В. Падалко, В.В. Пасечник, Н.П. Степанова, С.В. Суматохин, Д.И. Трайтак и др.), в которых научно обосновано и доказано положительное влияние самостоятельных работ по биологии на качество знаний, развитие мышления и воспитание школьников.

Вместе с тем проблема организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии до конца не разрешена: не определены специфика, цели и задачи самостоятельных краеведческих работ в контексте современных требований, не разработана методика их организации при изучении биологии, способствующая развитию у школьников стремления к самообразованию.

В настоящее время в теории и практике обучения биологии сложились противоречия между объективной потребностью в формировании у школьников стремления к самообразованию и недостаточным его развитием в практике обучения; между аксиологическим потенциалом материала о живой природе родного края и его недостаточным использованием при изучении биологии из-за уменьшения количества часов на биологическое образование; между широким распространением современных информационных технологий и их недостаточным использованием при организации самостоятельных работ школьников по биологии; между потребностью учителей биологии в методических рекомендациях по организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии и их отсутствием в практике школы. Названные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в объективной необходимости создания научно обоснованной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии.


Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии на примере раздела «Животные».

Объектом исследования является образовательный процесс по биологии в 7 классе.

Предметом исследования является методика организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии на примере раздела «Животные».

Гипотеза исследования содержала предположение о том, что организация самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии способствует развитию у школьников интереса к изучению биологии, стремления самостоятельно изучать природу родного края, стремления к самообразованию, если:


  • цели и задачи организации самостоятельных краеведческих работ определены с учетом современных требований к выпускнику школы;

  • научно обоснованы и учитываются критерии отбора краеведческого содержания и современные требования к организации самостоятельной краеведческой работы;

  • выявлены и соблюдаются в образовательном процессе этапы организации самостоятельных краеведческих работ, обеспечивающие мотивацию школьников к самостоятельной деятельности и ее результативность;

  • в уроки биологии включаются разнообразные виды самостоятельных краеведческих работ, позволяющие при их организации учитывать способности, склонности и желания учеников.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами определены следующие задачи исследования:

1. Провести сравнительно-исторический анализ становления и развития проблемы самостоятельной деятельности учащихся при изучении природы родного края.

2. Изучить современное состояние проблемы организации самостоятельных работ при изучении природы родного края, уточнить дефиниции основных категорий проводимого исследования; выявить специфику самостоятельных работ по биологии; определить психолого-педагогические аспекты организации самостоятельных работ школьников (подходы, принципы, требования к организации).


3. Выявить возможности организации самостоятельных краеведческих работ на примере раздела «Животные» и изучить практику школьного биологического образования по реализации этих возможностей.

4. Определить наиболее эффективные способы организации самостоятельной краеведческой работы школьников при изучении биологии (формы, методы, методические приемы).

5. Сконструировать модель организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, реализующую системный подход к организации самостоятельной деятельности школьников.

6. Разработать методику организации самостоятельных краеведческих работ при изучении раздела «Животные» и провести проверку ее эффективности в условиях педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы:

теоретические: анализ и синтез методической, педагогической и психологической литературы, учебно-программных и методических документов, сравнение и обобщение достижений отечественной и зарубежной педагогики, моделирование;

эмпирические: прямые и косвенные педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, контрольные срезы знаний, беседы, создание педагогических ситуаций, педагогический эксперимент;

статистические: математическая и статистическая обработка результатов эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения личностно ориентированного (С.В. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Богуславский, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова, О.Е. Лебедев, Т.В. Машарова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), деятельностного (Н.В. Бордовская, А.М. Волков, П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.Ф. Чехлова и др.), компетентностного (А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, Ф.Г. Ялалов и др.) подходов, исследования проблемы познавательной самостоятельной деятельности учащихся при обучении биологии (Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, Е.Н. Демьянков, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, Н.В. Падалко, В.В. Пасечник, Д.И. Трайтак, и др.).


Исследование проводилось в 2006-2009 гг. и включало 3 этапа.

На 1 этапе (2006 г.) изучалось состояние проблемы организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии; проводился анализ психологической, педагогической и методической литературы; сформулированы теоретические позиции и разработана методика исследования, проведен констатирующий эксперимент.

На 2 этапе (2007-2009 гг.) были определены и обоснованы теоретические и методические основы организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии; сконструирована модель и на ее основе разработана экспериментальная методика, проведен поисковый и формирующий эксперимент.

На 3 этапе (2009 г.) осуществлена статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, проведена систематизация и обобщение материала; оформлены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что уточнено понятие «самостоятельная краеведческая работа» и выявлены особенности самостоятельной краеведческой работы школьников в контексте современных требований, определяющие цель, задачи и способы их организации в образовательном процессе по биологии; с позиций психолого-педагогических подходов (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный) и принципов (наглядности, доступности, сознательности и активности, научности, системности и последовательности, связи теории с практикой) определены требования к организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии (критерии отбора краеведческого содержания, требования к этапности самостоятельных краеведческих работ, требования к инструкциям и рабочим руководствам); разработана система заданий для самостоятельной краеведческой работы школьников при изучении раздела «Животные» и методика их включения в образовательный процесс по биологии; выявлено влияние участия школьников в самостоятельной краеведческой работе на развитие у них стремления к самостоятельной познавательной деятельности по изучению природы родного края и стремления к самообразованию.


Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в теорию самостоятельной познавательной деятельности школьников при изучении биологии: с учетом современных требований дополнена классификация самостоятельных работ по биологии; на основе личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного, индивидуального подходов сконструирована модель методики организации самостоятельных краеведческих работ, включающая целевой, содержательный, организационно-процессуальный, результативно-диагностический компоненты и взаимосвязи между ними; определены взаимосвязанные этапы организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии (подготовительный, основной, итоговый).

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, создающей условия для развития у школьников стремления к самообразованию, для развития интереса у учащихся к самостоятельному изучению природы родного края и стремления к самостоятельной познавательной деятельности. Создано и апробировано методическое оснащение: методические рекомендации по организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии по разделу «Животные», комплекс заданий и инструкций для самостоятельной краеведческой работы.

Рекомендации по использованию научных результатов. Разработанная методика организации самостоятельных краеведческих работ в образовательном процессе по биологии может быть использована в практике школьного биологического образования, системе повышения квалификации учителей биологии, при обучении студентов-биологов педагогических вузов.

Достоверность выводов и результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций и теоретических положений исследования; соответствием логики исследования его цели, задачам и предмету; рациональным сочетанием методов теоретического и эмпирического исследования; использованием объективных качественных и количественных показателей результативности образовательного процесса.


На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Самостоятельная краеведческая работа - активная познавательная деятельность по изучению флоры и фауны своего края, проводимая школьниками без непосредственного участия учителя, но под его руководством, которая служит средством повышения эффективности процесса обучения биологии и подготовки учащихся к самообразованию. Особенностями самостоятельной краеведческой работы в контексте современных требований являются: активный поиск дополнительного материала; модульное и информатизационное обучение; использование электронных средств обучения и системы Интернет; проектная деятельность; стремление к самообразованию. Целью самостоятельной краеведческой работы при изучении биологии является развитие у учащихся интереса к самостоятельному изучению природы родного края, выработка у них стремление к самостоятельной познавательной деятельности, развитие у учащихся стремления самообразованию.

2. Модель методики организации самостоятельных краеведческих работ изучении биологии, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативно-диагностического.

3. Методика организации самостоятельных краеведческих работ по биологии в разделе «Животные», включающая в себя цели и задачи организации самостоятельных краеведческих работ; дополнительный краеведческий материал, подобранный на основе критериев соответствия программному содержанию, интереса школьников к изучаемым фактам, явлениям и событиям, практической значимости, наличия межпредметных связей, исследовательского характера, реальности выполнения заданий, научности; этапы организации самостоятельных краеведческих работ (подготовительный - всесторонняя подготовка для организации работы, основной - выполнение учащимися работы, итоговый - проверка, подведение итогов и оценка проделанной работы); разнообразные виды самостоятельных краеведческих работ (с дополнительной литературой, на лабораторно-практических занятиях и экскурсиях, с использованием информационных технологий, по выполнению исследовательских, информационных, природоохранных, творческих проектов).


4. Положительные результаты, полученные в ходе внедрения и апробации экспериментальной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, заключающиеся в развитии у школьников интереса к изучению биологии, стремления самостоятельно изучать природу родного края, стремления к самообразованию.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на ежегодных итоговых научных конференциях Астраханского государственного университета (Астрахань, 2006, 2007, 2008), на городской педагогической научно-практической конференции «Достижение нового качества образования – требование XXI века: особенности содержания и организации УВП» (Астрахань, 2007), на городской педагогической научно-практической конференции «Инновационная деятельность в общеобразовательном учреждении как фактор развития муниципальной системы образования» (Астрахань, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы естествознания и методики его преподавания» (Москва, 2008), на международной научно-практической конференции «Основные проблемы современной науки» (София, 2009), на международной научно-практической конференции «Dynamika naukowych badan-2009» (Варшава, 2009). По теме исследования опубликовано 11 статей, в том числе одна в научном издании, рекомендованном ВАК РФ («Образование и саморазвитие»).

Структура диссертации обусловлена логикой проведенного научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Текст диссертации иллюстрирован рисунками, схемами и таблицами.




следующая страница >>